Рабочая программа по математике 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Генералова Елена Григорьевна

Рабочая программа по математике в 9 классе по учебникам Мордковича А.Г., Атанасяна Л.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_9dokument_microsoft_word_2.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),  «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236). Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов из расчета 3 часа алгебры и 2 часа геометрии. Данная программа составлена по двум модулям: «Алгебра» и «Геометрия»

При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, геометрии.

 Изучении курса математики в 9 классе  складывается из следующих содержательных компонентов (точнее названия блоков) : алгебра;  геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают  современные тенденции отечественной и зарубежной школы. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебном курсе.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса  «Математика 9»  ставятся задачи:

  • овладение символическим языком алгебры, выработка формально- оперативных алгебраических умений и  применение их к решению математических и нематематических задач;
  • изучение свойства и графиков и использование функционально- графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства

Изучение математики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Учебный предмет  «Математика 9» опирается на вычислительные умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики 5-8 классах; на знания учащимися свойств уравнений и способов их решений; на знания и умения строить графики; свойств геометрических фигур планиметрии.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

        Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

        развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

        овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

        изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

        В курсе алгебры 9 класса  расширяются сведения о свойствах функций, познакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции; систематизируются и обобщаются сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, формируется умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0; вырабатывается умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; даются понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида; знакомятся обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; вводятся понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:

3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов

Основное содержание

1.Свойства функций. Квадратичная функция

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2 + bх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных  переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2 + bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Формирование умений решать неравенства вида ах2 + bх + с>0 ах2 + bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).

Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хn при четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится  понятие корня  n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

2. Уравнения и неравенства с одной переменной

Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя. переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

3.Прогрессии

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

4.Степенная функция. Корень n -й степени 

Четная и нечетная функция. Функция у = хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.

Цель: ввести понятие корня n -й степени.

В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия четной и нечетной функции, рассматриваются свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-й степени, в частности кубических корней.

Свойства корней n-й степени, понятие степени с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот материал будет рассмотрен в старшей школе.

5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

6.Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

7.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

8.Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

9.Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

10.Об аксиомах геометрии.

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

11.Начальные сведения из стереометрии.

        Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

        Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 9 классе

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n  у= а(х - m) 2 ), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

Геометрия

           уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей); в том числе: для углов от до  определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить стороны, углы, и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Тематическое планирование

 

 № п/п

Содержание уроков

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование, ИКТ

Дата проведения

2

3

4

5

6

7

8

Повторение курса 8 класса

4

Основная цель:

- формирование представлений о целостности и непрерывности курса 8 класса;

- овладение умением обобщения и систематизации знаний учащихся по основным темам курса алгебры 8 класса.

1

Анализ демонстрационного варианта ОГЭ - 2015

1

2

Алгебраические дроби и операции над ними.

1

Поисковый

Алгебраическая дробь, операции над алгебра-ическими дробями, основ-

ное св-во дроби, приведе-

ние дробей к общему зна-

менателю, рациональное,

целое, дробное выражение

Знать правила сложения, вычита-

ния  дробей с одинаковыми и с разными знаменателями; умножение и деление дробей.

Уметь выполнять вычисления,

воспроизводить прослушанную

и прочитанную информацию с

заданной степенью свёрнутости

Раздаточный дифференцированный материал

3

Квадратные уравнения.

1

Проблемное изложение

Действительные числа, тождества для любых це-

лочисленных показателей,

квадратные уравнения,

формулы корней квадрат-ного уравнения, теорема

Виета.

Знать понятие действительного числа.

Уметь:- использовать формулы корней кв. ур-ния, преобразовывать формулы,

- заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц

Дифференцированный контрольно- измерительный материал

4

Диагностическая работа

1

Рациональные неравенства и их системы

15

Основная цель:

– формирование представлений о частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств;

– овладение умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов;

– расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной

5-6

Линейные
и квадратные неравенства

2

Комбиниро-ванный; проблемное

изложение

Линейное
и квадратное неравенство
с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования, метод интервалов

Иметь представление о решении линейных и квадратных неравенств с одной переменной.

Знать, как проводить исследование функции на монотонность.

Уметь:

– решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной, содержащие модуль;

– решать неравенства, используя графики;

– составлять текст научного стиля

Сборник задач,

тетрадь с конспектами, иллюстрации на доске.

7-11

Рациональные неравенства

5

Комбинированный; учебный практикум;

проблемный.

Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие
неравенства

Иметь представление о решении рациональных неравенств методом интервалов.

Знать и применять правила равносильного преобразования неравенств.

Уметь решать дробно-рациональные неравенства методом интервалов, передавать информацию сжато, полно, выборочно

Сборник задач,

тетрадь с конспектами, раздаточный дифференцированный материал

12-14

 Множества и операции над ними

Самостоятельная работа

3

Поисковый;

комбинированный; проблемное

изложение

Множества, операции над множествами

Знать определение понятия «множество»,

уметь задавать множества, производить операции над множествами

Дифференцированный контрольно- измерительный материал

15-17

Системы рациональных неравенств

3

Комбинированный; учебный практикум;

проблемный

Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств, пересечение и объединение множеств

Иметь представление о решении систем рациональных неравенств.

Знать о способах решения систем рациональных неравенств.

Уметь: 

– решать системы квадратных неравенств, используя графический метод;

– решать двойные неравенства;

– решать системы простых рациональных неравенств методом интервалов;

– объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

– извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов

Сборник задач,

тетрадь с конспектами, раздаточный дифференцированный материал, дифференцированные карточки

18

Контрольная работа по теме «Рациональные неравенства и их системы»

1

Контроль,

оценка и коррекция

знаний

Уметь:

– решать рациональные неравенства и системы рациональных неравенств;

– владеть навыками самоанализа и самоконтроля

Контрольно- измерительный материал

19

Анализ контрольной работы

1

Векторы

22

Основная цель – сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.

20

Понятие вектора.

1

УОНМ

Понятие вектора, нулевого

вектор, длины вектора, коллинеарных векторов. Равенство векторов

Уметь изображать и обозначать векторы; определять   сонаправленные  и противоположно-направленные вектора. Сравнивать вектора.

21

Откладывание вектора от данной точки.

1

КУ

Уметь откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному.

Задания для устного счёта

22

Сумма двух векторов

1

УОНМ

Операции над векторами в

геометрической форме

(правило треугольника,

правило параллелограмма,

правило многоугольника

Знать законы сложения векторов, уметь строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

»

23

Сумма нескольких векторов.

1

КУ

Операции над векторами в

геометрической форме

(правило треугольника,

правило параллелограмма,

правило многоугольника

Знать законы сложения векторов, уметь строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

24

Вычитание векторов.

1

КУ

Операции над векторами в

геометрической форме (правило построения разности векторов)

Знать правило построения разности векторов, уметь строить разность векторов

25

Решение задач «Сложение и вычитание векторов»

Самостоятельная работа

1

УПЗУ

Операции над векторами в

геометрической форме

(правило треугольника,

правило параллелограмма,

правило многоугольника,

правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число).

Законы сложения векторов

Знать законы сложения и вычитания векторов, уметь строить сумму и разность двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

Задания для устного счёта

26

Произведение вектора на число

1

КУ

Операции над векторами в

геометрической форме

(построение вектора, получающегося при умножении вектора на число).

Закон умножения вектора на число.

Знать свойства умножения вектора на число, уметь решать задачи на умножение вектора на число

27

Применение векторов к решению задач

1

УПЗУ

Уметь решать задачи на применение законов сложения, вычитания векторов, умножения вектора на число

Задания для устного счёта

28

Средняя линия трапеции

1

УОНМ

Формула для вычисления

средней линии трапеции

Знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции

Демонстрационный материал

29

Решение задач «Векторы»

1

УОСЗ

Уметь решать задачи на применение векторов

Задания для устного счёта

30

Контрольная работа по теме «Векторы»

1

УПЗУ

Контроль и оценка знаний и умений

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

Системы уравнений

15

Основная цель:

– формирование представлений о методах решения систем уравнений;

– овладение умением совершать равносильные преобразования;

– расширение и обобщение сведений о системах уравнений и способах их решения

31-32

Основные понятия

2

Поисковый,

исследовательский;

Рациональное уравнение
с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные преобразования, график уравнения, система уравнений, решение системы уравнений

Иметь понятие
о решении системы уравнений и неравенств.

Знать равносильные преобразования уравнений и неравенств с двумя переменными.

Уметь определять понятия, приводить доказательства

Опорные конспекты

33-38

Методы решения
систем уравнений

Самостоятельная работа

6

Комбинированный; учебный практикум

Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, равносильные системы уравнений, алгоритм метода подстановки

Знать алгоритм метода подстановки.

Уметь использовать графики при решении системы уравнений, использовать для решения познавательных задач справочную литературу.

Уметь:

– при решении систем уравнений применять метод алгебраического сложения и метод введения новой переменной;

– объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Сборник задач, опорные конспекты, раздаточный дифференцированный материал

39-43

Системы уравнений
как математические модели реальных
ситуаций

5

Комбинированный; учебный практикум, проблемный

Составление математической модели, система двух нелинейных уравнений, работа с составленной моделью, применение всех методов решения системы уравнений

Знать, как составлять математические модели реальных ситуаций и работать с составленной моделью.

Уметь:

– составлять математические модели реальных ситуаций
и работать с составленной моделью;

– приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

– воспроизводить прочитанную информацию с заданной степенью свернутости;

– извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов;

– аргументированно отвечать на поставленные вопросы, осмыслить ошибки и устранить их

Сборник задач, опорные конспекты, раздаточный дифференцированный материал, карточки

44

Контрольное работа по теме  «Системы уравнений»

1

Контроль,

оценка и коррекция

знаний

Решение контрольных заданий

Уметь:

– решать нелинейные системы уравнений двух переменных различными методами;

– владеть навыками самоанализа и самоконтроля, контроля и оценки своей деятельности

Контрольно- измерительный материал

45

Анализ контрольной работы

1

46-47

Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

2

УОНМ

Лемма и теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам.

Уметь применять теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами..

48-49

Простейшие задачи в координатах

2

УОНМ

Формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины

вектора и расстояния между двумя точками.

Уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

50

Решение задач по теме «Метод координат»

1

КУ

Решать задачи с помощью формул  координат вектора через координаты его начала и конца, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

Задания для устного счёта

51-52

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

2

УОНМ

Уравнения окружности и

прямой, осей координат.

Записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач, строить окружности и прямые, заданные уравнениями.

Демонстрационный материал

53

Уравнение прямой

1

КУ

54

Решение задач по теме  «Уравнения окружности и прямой»

1

УЗИМ

Записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач, строить окружности и прямые, заданные уравнениями. Строить окружности и прямые заданные уравнениями

Задания для устного счёта, раздаточный материал

55

Контрольная работа по теме  «Метод координат»

1

УПЗУ

Контроль и оценка знаний и умений

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

56

Анализ контрольной работы

1

Числовые
функции

21

Основная цель:

– формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном;

– овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности, непрерывности, монотонности функций;

– формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи;

– формирование понимания того, как свойства функций отражаются на поведении графиков функций

57

Определение числовой
функции.

1

Комбинированный;  проблемное

изложение

Функция,
независимая
и зависимая переменная, область определения и множество значений функции,
кусочно-заданная функция

Знать определение числовой функции, области определения и области значения функции.

Уметь:

-  находить область определения функции, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

– пользоваться навыками нахождения области определения функции, решая задания повышенной сложности

Сборник задач,

тетрадь с конспектами, иллюстрации на доске.

58-59

Область
определения, область значений функции

2

60

Самостоятельная работа по теме «Числовая
функции. Область
определения, область значений функции»

1

Контроль,

оценка и коррекция

знаний

Решение контрольных заданий

Уметь:

самостоятельно находить область определения функции, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

– пользоваться навыками нахождения области определения функции, решая задания повышенной сложности

Контрольно- измерительный материал

61-62

Способы
задания
функций

2

Поисковый

исследовательский

Способы задания функции, график функции, аналитический, графический, табличный, словесный

Иметь представление о способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном.

Уметь:

– при задании функции применять различные способы: аналитический, графический, табличный, словесный;

– отбирать и структурировать материал;

– проводить анализ данного задания, аргументировать решение, презентовать решения

Дифференцированный контрольно- измерительный материал

63-67

Свойства
функций

5

Комбинированный;  проблемное

изложение, исследовательский

Возрастающая и убывающая на множестве, монотонная функция, исследование на монотонность, ограниченная снизу и сверху на множестве, ограниченная функция, наименьшее наибольшее значение на множестве, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз, элементарные функции

Иметь представление о свойствах функции: монотонности, наибольшем и наименьшем значении функции,
ограниченности, выпуклости и непрерывности.

Уметь:

– исследовать функции на: монотонность, наибольшее
и наименьшее значение, ограниченность, выпуклость и непрерывность;

– отбирать и структурировать материал;

– ргументировано отвечать на поставленные вопросы, участвовать в диалоге

Слайд-лекция «Свойства элементарных функций», раздаточный дифференцированный материал

68-69

Четные
и нечетные функции

2

Комбинированный;   учебный практикум

Четная функция, нечетная функция, симметричное множество, алгоритм исследования функции на четность, график нечетной функции, график четной функции

Иметь представление о понятии четной и нечетной функции, об алгоритме исследования функции на четность и нечетность.

Уметь:

– применять алгоритм исследования функции на четность и строить графики четных и нечетных функций;

– приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

– классифицировать и проводить сравнительный анализ

Сборник задач,

тетрадь с конспектами, иллюстрации на доске.

70-71

Функции
y = xn (nN),
их свойства
и графики

2

Комбинированный;   учебный практикум

Степенная функция
с натуральным показателем, свойства степенной функции
с натуральным показателем, график степенной функции
с четным показателем, график степенной функции с нечетным показателем, кубическая парабола, решение уравнений графически

Иметь представление о понятии степенной функции
с натуральным показателем, о свойствах и графике функции.

Знать о понятии степенной функции с натуральным показателем, о свойствах и графике функции.

Уметь:

– определять графики функций с четным и нечетным показателем;

– оформлять решения или сокращать решения, в зависимости от ситуации

Иллюстрации на доске.

72-73

Функции
y = xn (nN), их свойства
и графики

2

Комбинированный;   учебный практикум

Степенная функция с отрицательным целым показателем, свойства степенной функции с отрицательным целым показателем, график степенной функции с четным отрицательным целым показателем, график степенной функции с нечетным отрицательным целым показателем, решение уравнений графически

Иметь представление о понятии степенной функции с отрицательным целым показателем, о свойствах и графике функции.

Знать о понятии степенной функции с отрицательным целым показателем, о свойствах
и графике функции.

Уметь:

– определять графики функций с четным и нечетным отрицательным целым показателем;

– оформлять решения, выполнять задания по заданному алгоритму, участие в диалоге;

– строить графики степенных функций с любым показателем степени;

– читать свойства по графику функции;

– строить графики функций по описанным свойствам

Слайд-лекция «Свойства графика степенной функции», раздаточный дифференцированный материал

74-75

Функция у=, ее свойства и график

2

Комбинированный;   учебный практикум

Функция кубического корня, график функции

у=,свойства данной функции

Иметь представление о функции кубического корня, о свойствах и графике функции.

Знать о функции кубического корня, о свойствах и графике функции.

Уметь:

– определять график функции кубического корня;

– строить график функции кубического корня;

– читать свойства по графику функции;

– строить графики функций по описанным свойствам

Слайд-лекция «Преобразование графика  функции»,  дифференцированные карточки

76

Контрольная работа по теме «Степенная функция»

1

Контроль,

оценка и коррекция

знаний

Уметь:

– строить и описывать свойства элементарных функций;

– владеть навыками самоанализа
и самоконтроля;

– предвидеть возможные последствия своих действий

77

Анализ контрольной работы

1

Соотношения между сторонами и углами  треугольника. Скалярное произведение векторов

                    13

Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных                                      треугольников

78

Синус, косинус и тангенс угла.

1

УОНМ

Понятия синуса, косинуса и

тангенса для углов от 0 до

180, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения, формулы

для вычисления координат

точки. Соотношения между

сторонами и углами треугольника.

Знать, как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, знать формулу для вычисления координат точки, уметь решать задачи

79

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

1

Комбинированный;  проблемное

изложение

80

Формулы для вычисления координат точки

1

Комбинированный;  проблемное

изложение

81

Теорема о площади треугольника

1

УОНМ

Теорема о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, измерительные работы, основанные на использовании этих

теорем

Уметь доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач

 

82-83

Теорема синусов. Теорема косинусов

2

КУ

84

Решение треугольников.

1

УПЗУ

Знать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, измерительные работы, основанные на использовании этих

теорем, методы решения

треугольников.

Уметь решать задачи, строить углы, вычислять координаты точки с помощью синуса, косинуса и тангенса угла,  вычислять площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними, решать треугольники; объяснять, что такое угол

между векторами.

85

Измерительные работы

1

КУ

86

Самостоятельная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

УОСЗ

87

Скалярное произведение векторов.

1

УОНМ

 Определение скалярного

произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства.

Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах , знать  его свойства, уметь решать задачи

88

Скалярное произведение векторов в координатах

1

КУ

раздаточный материал

89

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

УПЗУ УОСЗ

Задания для устного счёта,

90

Зачёт по теме «Соотношения между сторонами и углами  треугольника. Скалярное произведение векторов »

1

УКЗУ

Контроль и оценка знаний и умений

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

Прогрессии

17

Основная цель:

– формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном;

сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу;

– овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии

91-94

Числовые
последовательности

4

Комбинированный;   учебный практикум, исследовательский

Числовая последовательность, способы задания, аналитическое задание, словесное задание, рекуррентное задание, свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность.

Иметь представление о способах задания числовой последовательности.

Знать определение числовой последовательности.

Уметь:

– задавать числовую последовательность аналитически, словесно, рекуррентно;

– привести примеры числовых последовательностей;

– определять понятия, приводить доказательства;

– объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Сборник задач,

тетрадь с конспектами, иллюстрации на доске

95-99

Арифметическая прогрессия

Самостоятельная работа

5

Комбинированный;   учебный практикум, проблемный

Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов арифметической прогрессии, среднее арифметическое, характеристическое свойство арифметической прогрессии

Иметь представление о правиле задания арифметической прогрессии, формуле n-го члена арифметической прогрессии, формуле суммы членов конечной арифметической прогрессии.

Знать правило
и формулу
n-го члена арифметической прогрессии, формулу суммы членов конечной арифметической прогрессии; характеристическое свойство арифметической прогрессии и применение его при решении математических задач.

Уметь:

– применять формулы при решении задач;

 – обосновывать суждения

Слайд-лекция «Арифметическая прогрессия»,  дифференцированные карточки, конспекты

100-105

Геометрическая прогрессия

6

Комбинированный;   учебный практикум, проблемный

Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, показательная функция, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии

Знать правило
и формулу
n-го члена геометрической прогрессии, формулу суммы членов конечной геометрической прогрессии; характеристическое свойство геометрической прогрессии и применение его при решении математических задач.

Уметь:

– применять формулы при решении задач;

– объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Слайд-лекция «Геометрическая прогрессия»,  раздаточный дифференцированный материал, конспекты

106

Контрольная работа по теме  «Прогрессии»

1

Контроль,

оценка и коррекция

знаний

Решение контрольных заданий

Уметь:

– решать задания на применение свойств арифметической
и геометрической прогрессии;

– владеть навыками самоанализа и самоконтроля;

– владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

Контрольно- измерительный материал

107

Анализ контрольной работы

1

Длина окружности и площадь круга

9

Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках

108

Правильный многоугольник

1

КУ

Определение правильного многоугольника

Знать определение правильного многоугольника

Демонстрационный

109

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

1

УОНМ

 Окружности вписанной  и описанной в правильный многоугольник.

Знать и уметь применять на практике теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник

Демонстрационный

110

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

УОНМ

Формулы вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности.

Знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной  в него окружности, уметь их выводить и применять при решении задач типа

раздаточный материал

111

Решение задач «Правильный многоугольник»

1

УПЗУ

Определение правильного многоугольника. Окружности вписанной  и описанной в правильный многоугольник. Формулы вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности

Доказывать теоремы об окружности вписанной и описанной. Выводить и применять при решении задач формулы площади. Строить правильные многоугольники

Задания для устного счёта,

112

Длина окружности

1

УОНМ

Формула длина окружности и дуги окружности, площадь круга и кругового сектора

Знать формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении задач

113

Площадь круга и  кругового сектора

1

УОНМ

знать формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач

114

Решение задач «Длина окружности. Площадь круга»

1

УПЗУ

Уметь применять формулы длины окружности и дуги окружности и формулы площади круга и кругового сектора при решении задач

115

Контрольная работа по теме  «Длина окружности и площадь круга»

1

УКЗУ

Контроль и оценка знаний и умений

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

116

Анализ контрольной работы

1

Движения

7

Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом

117

Понятие движения

1

КУ

Определение движения и

его свойства.

Примеры движения: осевая

и центральная симметрии,

параллельный перенос и

поворот.

Эквивалентность понятий

наложения и движения

Поворот

Уметь  объяснить, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости

Знать, уметь применять свойства движений на практике; доказывать, что осевая и центральная симметрия являются движениями.

Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости;  строить образы фигур при симметриях, параллельном переносе и повороте. Уметь решать задачи с применением движений.

Демонстрационный «Движение»

118

Свойства движений

1

УОНМ

119

Решение задач «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»

1

УОСЗ

120

Параллельный перенос

1

УОНМ

Демонстрационный материал «Движение»

121

Поворот

1

УОНМ

122-123

Решение задач по теме «Движение»

2

УПЗУ

Задачи на движение

Уметь распознавать и выполнять различные виды движений, осуществлять преобразования фигур

Задания для устного счёта,

124

Самостоятельная работа по теме «Движения»

1

УКЗУ

Контроль и оценка знаний и умений

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

11

Основная цель:

– формирование преставлений о новом математическом направлении – комбинаторике, статистике и теории вероятностей; о понятиях множества и операции над ними, о комбинаторных и простейших вероятностных задачах;

сформировать и обосновать вывод основных формул теории вероятности и статистики;

– овладение умением решать задачи по комбинаторике и вероятностные задачи жизненного содержания; применять формулы теории вероятности и статистики при решении задач.

125-126

Комбинаторные задачи.

2

Комбинированный;   учебный практикум, проблемный

Всевозможные комбинации, комбинаторные задачи, дерево возможных вариантов, правило умножения

Иметь представление о всевозможных комбинациях, о комбинаторных задачах, о дереве возможных вариантов.

Знать, как решать простейшие комбинаторные задачи, рассматривая дерево возможных вариантов, правило умножения

Уметь:

– решать простейшие комбинаторные задачи, рассматривая дерево возможных вариантов, правило умножения ;

– составлять план выполнения построений, приводить примеры, формулировать выводы

Раздаточный дифференцированный материал, конспекты

127-128

Статистика- дизайн информации

2

Комбинированный;   учебный практикум, проблемный

Обработка информации, упорядочивание, числовые характеристики, графики распределения данных, паспорт данных, общий ряд данных, группировка информации, варианта измерения, ряд данных измерений, кратность, объём измерения, частота вариантов, график распределения выборки.

Иметь представление об основных понятиях статистики, о группировке информации, о простейших числовых характеристиках.

Уметь: на конкретных примерах использовать основные методы решения комбинаторных задач, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.

Раздаточный дифференцированный материал, конспекты

129-131

Простейшие вероятностные задачи

3

Комбинированный;   учебный практикум, проблемный

Достоверные события, невозможные события, случайные события, равновозможные исходы, классическая вероятностная схема, классическое определение вероятности, проитивоположные и несовместимые события.

Иметь представление об основных видах случайных событий, о событии, противоположном данному, о сумме двух случайных событий.

 Уметь: обосновывать суждения, вычислять достоверное, невозможное, несовместимое события, находить сумму двух случайных событий.

Раздаточный дифференцированный материал, конспекты, иллюстрации.

132-133

Экспериментальные данные и вероятности событий

2

Комбинированный

Модель реальности, статистическая устойчивость, статистическая вероятность события, эмпирические испытания, частотные таблицы.

Иметь представление о модели реальности, об эмпирических испытаниях, о теоретической вероятности. 

Уметь: объяснить изученные положения

на подобранных примерах, проводить сравнительный анализ, сопоставлять. Рассуждать.

134

Контрольная работа по теме «События, вероятности, статическая обработка данных»

1

Контроль,

оценка и коррекция

знаний

Решение контрольных заданий

Уметь решать вероятностные задачи, используя классическую вероятностную схему

Контрольно- измерительный материал

135

Анализ контрольной работы

1

Начальные сведения из стереометрии

6

Основная цель: познакомить учащихся с основными телами стереометрии и их свойствами.

136

Предмет стереометрии

1

Комбинированный

Понятие плоскости. Основные тела в стереометрии.

Иметь представление об основных фигурах стереометрии

137

Многогранник.

Призма.

1

Комбинированный

Основные свойства многогранников.

Иметь представление о многограннике. Призме, параллелепипеде.

Раздаточный дифференцированный материал, конспекты, иллюстрации.

138

Параллелепипед.

1

139

Объём тела.

1

Комбинированный

Понятие объёма тела.

Уметь применять формулы объёма

140

Тела и поверхности вращения.

1

Комбинированный

Понятие о цилиндре, конусе, сфере и шаре.

Иметь представление о телах и поверхностях вращения.

141

Самостоятельная работа по теме «Многогранники. Тела и поверхности вращения»

1

Контроль,

оценка и коррекция

знаний

Решение заданий самостоятельно

Повторение учебного
материала
9 класса

29

Основная цель:

– обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс с решением тестовых заданий по сборнику заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе

– формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

142-146

Рациональные неравенства и их системы

5

Комбинированный;  

Рациональные неравенства
с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства,

системы линейных неравенств, частное и общее решение

Уметь:

– решать рациональные неравенства и системы рациональных неравенств;

– приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

– составлять текст научного стиля

Сборник тестовых заданий

147-151

Системы
уравнений

5

Комбинированный;  

Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, равносильные

системы уравнений, алгоритм метода подстановки

Уметь:

– решать нелинейные системы уравнений двух переменных различными методами;

– объяснить изученные положения

на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Сборник тестовых заданий

152-156

Способы
задания
функций
и их свойства

5

Комбинированный;  

Способы задания функции, график функции, аналитический, графический, табличный, словесный.

Возрастающая и убывающая на множестве, монотонная функция, исследование на монотонность, ограничена снизу

и сверху на множестве, ограниченная функция, наименьшее наибольшее значение на множестве, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз, элементарные функции

Уметь:

– строить и описывать свойства элементарных функций;

– определять понятия, приводить доказательства;

– найти и устранить причины возникших трудностей

Сборник тестовых заданий

157-159

Прогрессии

3

Комбинированный;  

Арифметическая прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов арифметической прогрессии, среднее арифметическое, геометрическая прогрессия,

формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии

Уметь:

– решать задания на применение свойств арифметической и геометрической прогрессии;

– извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов;

– отделить основную информацию от второстепенной

Сборник тестовых заданий

160-161

Треугольники

2

КУ

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.

162-163

Окружность

2

УПЗУ

164-165

Четырехугольники. Многоугольники.

2

УОСЗ

166

Векторы. Метод координат.

1

УПЗУ

166-170

Работа с КИМами

4

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь:

– обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики 9 класса;

– владеть навыками самоанализа и самоконтроля

Контрольно- измерительный материал

Литература

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2013.
  2. Мордкович А.Г., Семенов П.В.  Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных     учреждений. М., «Мнемозина», 2013.
  3. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2015
  4. Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2014—2015.
  5. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2010-2014г.
  6. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2014;
  7. А.Г. Мордкович, П.В.Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. – М.: «Мнемозина»,2003;
  8. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
  9. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова и др.– М.: Просвещение, 2014.
  10. Олимпиадные задания по математике. 9 класс / авт.-сост. С.П. Ковалёва. – Волгоград: Учитель,2007.

Интернет – источники

  1.   www.ege.moipkro.ru 
  2. www.fipi.ru 
  3. ege.edu.ru
  4. www.mioo.ru  
  5. www.lseptember.ru
  6. htpp:|//school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  7. htpp://www.matematika-na.ru/index.php – он-лайн тесты по математике
  8. Сайт uztest.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...