Рабочая программа по дисциплине ДОУ для специальности 40.02.01
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине ДОУ для специальности 40.02.01
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит | 64.97 КБ |
op_02_fdoik.docx | 70.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дисциплины
«Документационное обеспечение управления», спец.030912
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж»
(ФГОУ СПО «СПбПЭК»)
УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ФГОУ СПО «СПбПЭК» _________________ Р.С. Семенюк (подпись) «____»_____________ 20 ___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»
для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
базовой подготовки
Максимальная нагрузка по дисциплине - 84
Всего - 64
Занятия на уроках - 42
Практические занятия - 22
Самостоятельная нагрузка - 20
Санкт-Петербург
2014г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2010г. №770
Автор: Грабовская Н. В. | - преподаватель ФГОУ СПО «СПбПЭК» |
Согласовано: ____________________________________________________________________
наименование организации (предприятия)
____________________________________________________________________
должность, Фамилия Имя Отчество
____________________________________________________________________
дата, подпись
Рабочая программа переутверждена на _________/_________учебный год
без изменений / с изменениями _____________
Зам. директора по НМР____________________ протокол №____от «____»___________20 __г.
Рабочая программа переутверждена на _________/_________учебный год
без изменений / с изменениями _____________
Зам. директора по НМР____________________ протокол №____от «____»___________20 __г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 9 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 030912Право и организация социального обеспечения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебнаядисциплина «Документационное обеспечение управления» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с действующим ГОСТом;
- осуществлять обработку входящих, внутренних и исходящих документов, контроль за их исполнением;
- оформлять документы для передачи в архив организации;
знать:
- понятие документа, его свойства, способы документирования;
- правила составления и оформления организационно-распорядительных документов (ОРД);
- систему и типовую технологию документационного обеспечения управления (ДОУ);
- особенности делопроизводства по обращениям граждан и конфиденциального делопроизводства;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить следующие компетенции:
Общие компетенции (ОК1-5, ОК 8-9), включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать свою собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиски использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
Профессиональные компетенции (ПК 1.1-1.4, ПК1.6), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение
программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебной нагрузка обучающегося 64 часа;
из них 22 часа - практические занятия;
самостоятельная работа обучающегося20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Документационное обеспечение управления»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Подготовка и оформление основных видов документов | 52 | |||||
Тема 1.1 Документирование управленческой деятельности | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Цели и задачи делопроизводства. ГОСТ Р6.30-2003. Основные понятия дисциплины. Делопроизводство по обращениям граждан. | 1 | ||||
2 | Угловой и продольный способы расположения реквизитов на документе. Правила оформления реквизитов с 01 по 18. | 1 | ||||
3 | Правила оформления реквизитов с 19 по 30. Структура документа. | 1 | ||||
4 | Классификация документов по различным основаниям. | 2 | 1 | |||
Практические занятия | ||||||
1 | Оформление на ПК в MSWord реквизитов с 08 по 30 угловым и продольными способами. | |||||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||||
Подготовка докладапо теме: «История развития делопроизводства в России» | ||||||
Подготовка докладапо теме: «Согласование проектов документов» | ||||||
Тема 1.2. Организационные документы | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Виды организационных документов и их значение. Требования к содержанию и правила оформления документа Должностная инструкция. | 1 | ||||
2 | Требования к содержанию и правила оформления документов: Штатное расписание, Положение. | 1 | ||||
Практические занятия | 4 | |||||
1 | Оформление организационного документа: Должностная инструкция специалиста ПФР. | |||||
2 | Оформление организационного документа: Штатное расписание. | |||||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||||
Подготовка сообщения по теме: «Учредительный договор: оформление, значение» | ||||||
Тема 1.3. Распорядительные документы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Распорядительные документы: определение, значение. Правила оформления распорядительных документов. | 1,2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
1 | Оформление распорядительного документа: Приказ по основной деятельности. Выписка из приказа. | |||||
Самостоятельная работа обучающегося | 5 | |||||
Заполнить шаблон Решения | ||||||
Подготовка реферата по теме: «Стадии подготовки распорядительных документов» | ||||||
Подготовить сообщение на тему: «Процедура передачи полномочий руководителя на время его отсутствия» | ||||||
Тема 1.4. Информационно-справочные документы | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Деловые (служебные) письма. Требования к оформлению официальных писем. | 1 | ||||
2 | Акт: понятие, значение. Виды актов. Правила оформления Акта ревизии (проверки деятельности). | 1,2 | ||||
3 | Правила оформления протокола. Полная и краткая формы протокола. Выписка из протокола. | 1,2 | ||||
4 | Правила оформления докладных, объяснительных, служебных записок. | 1,2 | ||||
Практические занятия | 6 | |||||
1 | Оформление информационно-справочных документов: письма-напоминания, письма-приглашения и ответов на них. | |||||
2 | Оформление информационно-справочного документа: Акта проверки деятельности (ревизии). | |||||
3 | Проведение собрания учебной группы с повесткой дня (ролевая игра) и оформление в MSWord протокола собрания. | |||||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||||
Оформить протокол собрания группы. | ||||||
Тема 1.5. Документы по личному составу | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1 | Документы по личному составу (кадровые): виды, значение. Документирование процесса приема на работу. Персональные данные. Защита персональных данных. | 2 | ||||
2 | Составление Резюме и личного заявления, характеристики. | 1,2 | ||||
3 | Приказ по личному составу: значение, правила оформления. Виды приказов по личному составу. Сроки хранения приказов. | 1,2 | ||||
4 | Трудовой договор: содержание, правила оформления. Ведение трудовой книжки. | 1,2 | ||||
5 | Личное дело и личная карточка. | 1,2 | ||||
Практические занятия | 6 | |||||
1 | Оформление резюме, личного заявления работника. | |||||
2 | Оформление приказа по личному составу. | |||||
3 | Заполнение типовой формы трудового договора и бланка (образца) трудовой книжки | |||||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||||
Подготовить сообщение по теме «Личное дело работника; ведение личного дела» | ||||||
Заполнить разделы Личной карточки (форма Т-2) | ||||||
Раздел 2. Технология работы с документами | 12 | |||||
Тема 2.1. Организация работы с документами | Содержание учебного материала | 10 | ||||
1 | Организация документооборота: прием, обработка, регистрация, контроль документов. | 1 | ||||
2 | Систематизация документов. Разработка номенклатуры дел. Формирование дела: понятие, требования, признаки. | 1,2 | ||||
3 | Подготовка документов к архивному хранению. Экспертиза ценности документов. | 1 | ||||
4 | Работа с документами по обращениям граждан. | 1 | ||||
5 | Телекоммуникационные технологии в электронном документообороте. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
1 | Оформление Номенклатуры дел; акта о выделении к уничтожению документов, как неподлежащих хранению | |||||
Самостоятельная работа обучающегося | 5 | |||||
Создать схему регистрации документов и заполнить журналы регистрации документов | ||||||
Подготовить сообщение на тему: «Цифровая подпись в электронном документообороте» | ||||||
Всего по дисциплине:Занятия на урокахв том числе практические занятия самостоятельная работа | 84 64 22 20 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по ДОУ;
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники
- АндрееваВ. И., Делопроизводство Организация и ведение, М.: КноРус, 2011г.
- Быкова Т.А. Вялова Л.М., Санкина Л.В. Делопроизводство Москва, 2010 г.
- Басаков М.И. Делопроизводство: учебник,/ Рекомендовано Мин. Образования и науки РФ. – 11-е изд.Ростов-на-Дону: Феникс, 2012г.- 376с.
- Непогода А.В. Делопроизводство организации: подготовка, оформление и ведение документации/Рек. Мин.образования РФ. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 480 с.
- Соколова О.Н. Документационное обеспечение управления в организации: учебное пособие/ Рекомендовано Мин. Образования и науки РФ. – 2-е изд., М.: КНОРУС, 2013. – 160с.
- Чукавовенков А.Ю. Янковская В.Ф. Правила оформления документов. - М.: ПРОСПЕКТ, 2010.
- Делопроизводство: образцы, документы, организация и технология работы: более 120 документов / под ред. И.К. Корнеева, В.А. Кудряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2009.
Дополнительные источники
- Азарова О"Я вам пишу...". Деловые и личные письма по-английски и по-русски / О Азарова. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.
- АнодинаН.Н. «Деловое письмо. Методика составления и оформления». - М.: Омега-Л, 2011г.
- Галахов В.В., Корнеев И.К., Степанов Е.А. Секретарское дело, Москва, 2007 г.
- Кирсанова М.В. Современное Делопроизводство, М.: ИНФРА-М, 2011 г.
- Наносова Т.Г. 200 реальных образцов исковых заявлений, претензий, ходатайств и других процессуальных документов/ Т.Г. Наносова, Л.В. Сальникова, А.А. Сорокина, 2012. – 448с.
- Сафарова Е.Ю. Жалобы: куда, кому, как? Для организаций. – М.: Рид Групп, 2011.- 208 с.
- Щур Д.Л. Справочник по делопроизводству для специалистов по охране труда. 2–е изд., перераб. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 368 с.
Нормативно-правовые акты
- ГОСТ Р6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
- ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
- Гражданский кодекс Российской Федерации части 1,2,3 и 4-ая (с учетом изменений и дополнений).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ.
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с учетом изменений и дополнений).
- Постановление ФКЦБ РФ от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс об утверждении Положения «О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ».
- Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 «О трудовых книжках» (с учетом изменений по состоянию на 19.05.2008 N 373).
- Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Росархива от 27.12.2000 № 68 (зарегистрирована в Минюсте РФ 26.12.2000 г., регистр № 2508). 4-е издание.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опросов, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с действующим ГОСТом; | Выполнение практических работ; |
- осуществлять обработку входящих, внутренних и исходящих документов, контроль за их исполнением; | Выполнение практических работ, индивидуальных заданий; |
- оформлять документы для передачи в архив организации; | Выполнение практических работ; |
Знания: | |
- понятие документа, его свойства, способы документирования; | Устный опрос; |
- правила составления и оформления организационно-распорядительных документов (ОРД); | Устный опрос; |
- систему и типовую технологию документационного обеспечения управления (ДОУ); | Устный опрос; |
- особенности делопроизводства по обращениям граждан и конфиденциального делопроизводства; | Устный опрос |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Сургутский финансово-экономический колледж
(Сургутский филиал Финуниверситета)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР _____________ Е.В. Гримчак. « ____ » __________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Сургут − 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ПООП СПО) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), разработанной Федеральным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей 38.00.00 Экономика и управление в 2018 году
Разработчик: Иванова Наталья Валерьевна, преподаватель.
Рецензент: С. В. Нехорошева, преподаватель Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Сургутский институт экономики, управления и права».
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных дисциплин.
Протокол от «_____» __________________20____г. №_____
Председатель ПЦК ______________ Л.М. Талипова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
| 21 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина ОП.02 «Финансы, денежное обращение и кредит»является обязательной частью общепрофессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Учебная дисциплина Финансы, денежное обращение и кредит обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии профессиональных и общих компетенций ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК 04; ОК 05; ОК 09; ОК 10; ОК 11; ПК 1.3; ПК 2.5; ПК 4.4.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 |
|
|
ОК 02 |
|
|
ОК 03 |
|
|
ОК 04 |
|
|
ОК 05 |
|
|
ОК 09 |
|
|
ОК 10 |
|
|
ОК 11 |
|
|
ПК 1.3 |
|
|
ПК 2.5 |
|
|
ПК 4.4 |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 86 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 74 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 44 |
практические занятия | 24 |
консультации | 2 |
Промежуточная аттестация | 4 |
Самостоятельная учебная работа | 12 |
Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Понятие о финансах и финансовой системе, управлении финансами. | 38 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5 | |
Тема 1.1. Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики. | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие о финансах, история их возникновения. Сущность и функции финансов и роль их в экономике. Сферы финансовых отношений. Типы финансовых отношений. Финансовые ресурсы и их состав. Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Финансовая система, её сферы. Финансовые потоки и их взаимосвязь. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. Финансовая политика, типы финансовой политики. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Понятие о финансовом аппарате; его составные части. | 4 | ||
Тема 1.2. Деньги, денежное обращение и денежная система. | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5 |
Сущность и функции денег. Виды денег. Понятие о денежном обращении. Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. Понятие о денежной системе. Основные типы и элементы денежной системы. Денежная система Российской Федерации и её элементы Инфляция, её сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в России. Виды и типы инфляции. Виды денежных реформ и методы их проведения. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
| 2 | ||
Тема 1.3. Экономическая сущность государственных финансов. | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5 |
Основные звенья (составляющие) государственных финансов. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета. Уровни бюджетной системы Российской Федерации. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – главное звено бюджетной системы, его значение в решении общегосударственных задач. Доходы федерального бюджета. Расходы федерального бюджета. Принципы бюджетного финансирования. Основные задачи в области государственных расходов. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Управление государственным кредитом. Государство как гарант. Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды. Внешние кредиты. Новые виды кредитов: ипотека, лизинг, кредитные карточки. Внебюджетные фонды. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Пути создания внебюджетных фондов. Источники внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), его средства и их использование. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), источники доходов и его назначение. Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС). Обязательное медицинское страхование как составная часть государственного социального страхования. Порядок формирования и расходования Федерального и территориальных фондов медицинского страхования. | 6 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
| 2 | ||
Тема 1.4. Финансы организаций различных форм собственности. | Содержание учебного материала | 10 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5, |
Сущность и функции финансов коммерческих организаций: финансовые отношения, принципы финансов коммерческих организаций. Факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций. Финансы домашнего хозяйства. Домашние хозяйства как субъект экономической деятельности. Функции финансов домохозяйств. Бюджет домашнего хозяйства: доходы домашнего хозяйства, денежные расходы и их состав. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений и пр. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 6 | ||
| 2 2 2 | ||
Тема 1.5. Система страхования. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5, ПК 4.4 |
Социально-экономическое содержание страхования. Участники страховых отношений. Формы организации страхового фонда. Виды страхования: социальное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска. Объективная необходимость социального страхования. Методы формирования фонда социального страхования РФ. Страховой рынок и его структура. Перестрахование. Расчёты в страховом деле. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1.Практическое занятие «Страховой риск. Актуарные расчеты при заключении договора страхования. Особенности страховой деятельности на примере российской страховой компании. Регулирование рынка страховых услуг в РФ». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с информационными порталами на тему:
| 6 | ||
Раздел 2. Структура кредитной и банковская системы | 22 | ||
Тема 2.1. Банковская система Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5, ПК 4.4 |
Банковская система РФ, её структура и функции отдельных звеньев. Задачи и функции Центрального банка России. Роль Центрального банка России в регулировании денежно-кредитной системы. Коммерческие банки России. Функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Кредитная политика коммерческих банков. Организация и порядок кредитования. Принципы кредитования. Кредитный договор. Инвестиционная деятельность и политика коммерческих банков. Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков. Функции Сберегательного банка и его операции. Виды вкладов и ценных бумаг Сберегательного банка. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 4 | ||
| 2 2 | ||
Тема 2.2 Развитие кредитного дела в Российской Федерации. | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5, ПК 4.4 |
Понятие «кредит». Необходимость кредита. Сущность кредита и его элементы. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники ссудного капитала. Структура рынка ссудных капиталов. Понятие «ссудный процент» и его значение. Основные критерии дифференциации процентных ставок. Основные принципы кредита. Функции кредита. Роль кредита в экономике. Классификация кредита по базовым признакам. Банковский кредит как наиболее распространённая форма кредитных отношений в экономике. Сроки погашения. Способы погашения и взимания ссудного процента. Наличие обеспечения. Целевое назначение. Категории заёмщиков. Коммерческий кредит как одна из первых форм кредитных отношений в экономике. Формы векселей. Потребительский кредит как целевая форма кредитования физических лиц. Государственный кредит и его признаки. Международный кредит и его классификация по базовым признакам. Ростовщический кредит как специфическая форма кредита. | 8 | ||
В том числе практических занятий | 4 | ||
| 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с информационными порталами на тему:
| 2 | ||
Раздел 3. Функционирование первичного и вторичного рынка ценных бумаг | 10 | ||
Тема 3.1. Рынок ценных бумаг. | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5, ПК 4.4 |
Понятие «ценная бумага». Классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг. Акции: условия выпуска, виды, правила выплаты дивидендов. Виды облигаций, их выпуск, доходы от облигаций. Сберегательные и депозитные сертификаты. Вексель, его виды и особенности. Производные ценные бумаги. Структура рынка ценных бумаг. Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг. Сущность фондовой биржи и её значение для рыночной экономики. Формы бирж. Цель и задачи фондовых бирж. Требования, предъявляемые к фондовой бирже. Условия создания и деятельности фондовых бирж. Фондовые биржи в России, этапы их развития. Современная биржевая ситуация в России. Биржевая торговля. Виды биржевых сделок. Биржевые индексы и их место в биржевой торговле. Виды инвестиционных фондов в Российской Федерации. Общая характеристика современного российского рынка ценных бумаг. Деятельность организации на фондовом рынке. | 6 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с информационными порталами на тему:
| 2 | ||
Раздел 4. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения | 10 | ОК 01-05, ОК 09-11, ПК 1.3, ПК 2.5, ПК 4.4 | |
Тема 4.1 Валютные отношения и валютная система. | Содержание учебного материала | 2 | |
Валюта и валютные отношения. Валютная система как совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты. Национальная, мировая и международная валютные системы. Котировка валют. Валютный курс, инструменты его регулирования. Валютные ценности. Конвертируемость валюты. Валютные операции. Валютный рынок. Валютные запасы. Валютные фонды организаций. Валютное регулирование и валютный контроль. | 2 | ||
Тема 4.2. Международные кредитные отношения. | Содержание учебного материала | 6 | |
Международное экономическое сотрудничество в современных условиях. Международный валютный фонд (МВФ), его цели. Формирование капитала МВФ. Виды кредитов МВФ. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), его цели. Источники ресурсов банка. Виды кредитов МБРР. Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций и цели их деятельности. Банк международных расчётов (БМР), его задачи. Региональные валютно-кредитные организации и их цели. Парижский и Лондонский клубы, их роль в решении финансовых проблем страны-должника. Всемирная торговая организация (ВТО). | 4 | ||
В том числе, практических занятий | 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с информационными порталами на тему:
| 2 | ||
Консультация | 2 | ||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 4 | ||
Всего: | 86 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен кабинет финансов, денежного обращения и кредита, оснащенный оборудованием:
- посадочные места для обучающихся и преподавателя - классная доска (стандартная);
- наглядные материалы.
Техническими средствами обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- пакетами лицензионных программ: MS Office 2016, СПС ГАРАНТ;
- комплект учебно-методической документации.
- Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд учреждения имеет печатные ресурсы. Имеется доступ к образовательному интернет-порталу репозиториюФинуниверситета. Студенты имеют возможность работы с удаленными ресурсами электронно-библиотечных систем (ЭБС) Финуниверситета из любой точки, подключенной к сети Internet, в т.ч. и из дома:
- Znanium http://library.fa.ru/resource.asp?id=498;
- ЮРАЙТ http://library.fa.ru/resource.asp?id=645;
- Университетская библиотека онлайн http://library.fa.ru/resource.asp?id=544;
- BOOK.ru http://library.fa.ru/resource.asp?id=535;
- Лань http://library.fa.ru/resource.asp?id=574.
- Нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция).
- Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция).
- Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция).
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция).
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»(действующая редакция).
- Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
- Федеральный закон от 08.12.2020 №388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
- Федеральный закон от 08.12.2020 №390-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
- Федеральный закон от 08.12.2020 №391-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»(действующая редакция).
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»(действующая редакция).
- Закон РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992.№ 2300-1 (действующая редакция).
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 «О Федеральном казначействе»(действующая редакция).
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»(действующая редакция).
- Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404) (действующая редакция).
- «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов» (утв. Банком России).
- «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов» (утв. Банком России).
- Основные источники:
- Финансы, денежное обращение и кредит: учебник и практикум для СПО / Д. В. Бураков [и др.]; под ред. Д. В. Буракова.- М.: Издательство Юрайт, 2020. – 366 с.
2. Чалдаева, Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник и практикум для СПО / Л.А. Чалдаева[и др]; под ред. Л.А. Чалдаевой. [Электронный ресурс]. – М.: Юрайт, 2021. – 439 с.
3.2.3Электронные ресурсы
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/.
- Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/.
- Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/.
- Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vuzlib.net.
- Информационно правовой портал http://konsultant.ru/.
- Информационно правовой портал http://www.garant.ru/.
- Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/.
- Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/.
- Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/.
- Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/.
- Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/.
3.2.4 Дополнительные источники
- Екимова, К. В. Финансовый менеджмент: учебник для СПО / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. [Электронный ресурс]— М.: Юрайт, 2021. — 381 с.
- Михайленко, М. Н. Финансовые рынки и институты: учебник и практикум для СПО / М. Н. Михайленко. [Электронный ресурс]— М.: Издательство Юрайт, 2021.
- Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для СПО / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. [Электронный ресурс] — М.: Издательство Юрайт, 2019.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умение оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения взаимодействия различных сегментов финансовогорынка. | оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Тестовый контроль. Оценка результатов выполнения практической работы |
Умение проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением. | ||
Умение проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета. | ||
Умение составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. | ||
Знание сущности финансов, их функций и роли в экономике. | Устный опрос, тестовый контроль. | |
Знание принципов финансовой политики финансового контроля. | ||
Знание законов денежного обращения. | ||
Знание сущности, видов и функций денег. | ||
Знание основных типов и элементов денежной системы | ||
Знание видов денежных реформ. | ||
Знание структуры кредитной и банковской системы. | ||
Знание функции банков и классификации банковских операций. | ||
Знание целей, типов и инструментов денежно-кредитной политики. | ||
Знание структуры финансовой системы. | ||
Знание принципов функционирования бюджетной системы и основ бюджетного устройства. | ||
Знание особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг. | ||
Знание характера деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг. | ||
Знание характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики. | ||
Знание особенностей и отличительных черт развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "ВОКАЛ" по специальности 050610 Дополнительное образование детей СПО (повышенный уровень) 2010г.
Модифицированная программа содержит два новых раздела: теоретические основы вокала и развитие творческого потенциала студента. Помимо пояснительной записки, тематического плана и содержания учебной ди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа по дисциплине "Информатика" для специальности 280703 Пожарная безопасность
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 280703 Пожарная безопасность....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура Специальность 050141 Физическая культура Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Специальность 050146
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»1.1. Область применения программы ...