Дополнительная общеобразовательная программа «Питание и здоровье» для 5 класса
элективный курс (5 класс) на тему

Программа создана для более полного представления  о  значении  правильного питания для  организма человека. Содержание формирует понятие культуры питания, режима питания, развивает творческую активность учащихся. Опираясь на активные методы обучения способствует  развитию интереса изучаемому курсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pitanie_i_zdorove.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Дополнительная общеобразовательная программа

«Питание и здоровье»

5 класс

Автор: Гладкая Т.М.

Год разработки: 2014г

Пояснительная записка

Питание является одной из функций живого организма. Но только, начиная   изучать  предмет «Биология» в 8 классе, ученики приводят в систему уже имеющиеся знания о питании, начинают понимать воздействие вредных и полезных продуктов на организм человека, анализировать свои привычки в питании, взаимосвязь питания и здоровья.  Многие привычки закладываются в детстве. И ждать, когда школьник достигнет 15-летнего – нельзя. Считаю, что говорить об этом надо гораздо раньше. Дети приходят в 5-ый класс с уже имеющимся багажом знаний о своём организме. По результатом опроса (сентябрь 2014г, 97 пятиклассников) становится ясно, что только 53% учащихся завтракают регулярно; 65% принимают пищу не меньше 3-х раз в день. Наблюдения показали, что часть учащихся почти не притрагиваются к пище в школьной столовой (после 2-го урока), неуважительно относятся к хлебу. 5% пятиклассников страдают ожирением, у 7% - недостаточный вес. Все эти факты говорят о необходимости разработки дополнительной программы для учащихся 5-х классов.

Программа реализуется на основе активных методов обучения, что соответствует психологии подростков, способствует лучшему усвоению знаний. Часть занятий проводится в рамках курса «Основы ЗОЖ» в 5 классе (школьный компонент) , часть занятий вынесена во внеурочное время.

Отличие от программ других авторов в том, что содержание не загружено теоретическими выкладками,  отобрано в  соответствии с возрастом учащихся. Материл содержит достаточно необходимый для изучения объем вопросов, основан на   активных методах обучения, способствует привитию интереса к науке Биология,  мотивирует на дальнейшее самостоятельное изучение и выход на ученические проекты и исследования, опирается на экологию района проживания.

Основная цель: Формирование ответственного отношения к собственному здоровью на основе знаний о питании.

Задачи 

  1. Дать представление о роли питания в обеспечении жизни.
  2. Уточнить требования к питанию растущего организма.
  3. Определить режим питания школьника.
  4. Дать оценку некоторым пищевым продуктам и блюдам.
  5. Формировать понятие культуры питания.
  6. Укрепление физического и психического здоровья.
  7. Формировать интерес к биологии как науке.
  8. Развивать творческую активность учащихся.

Ожидаемые результаты  обучения:

В результате изучения курса учащиеся должны знать: 

  • опасность и последствия вредных привычек  в питании на организм человека.
  •  основные правила приема пищи
  •  иметь представление о пищеварении
  •  правила гигиены употребления продуктов
  • о значении завтрака и режима питания

Должны уметь:

  • использовать полученные знания и навыки о правильном питании в повседневной жизни
  • транслировать знания в виде презентаций, творческих проектов на школьной конференции «Шаг в будущее»
  •  участвовать в дискуссиях по изучаемым проблемам

Критериями   усвоения программы может быть снижение динамики заболевания  ЖКТ  учащихся школы, кроме этого:

1.Положительная динамика в выполнении режима питания (опрос)

2. Знание и соблюдение правил гигиены полости рта, принятия пищи.

3. Отказ от вредных продуктов: чипсы, кириешки, пепси колы и др.

4. Владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения по вопросам правильного питания, доводить ее до собеседника.

5.  Расширение кругозора, способность к творческой деятельности с выходом на проекты и исследования по питанию

Примерные темы проектов: Традиции питания нашей семьи.

Привычки и традиции в питании жителей нашего района.

Сколько стоит продуктовая корзина нашей семьи.

Какие продукты покупают школьники.

«Человек есть то, что он ест»

 Польза каш.


Тематическое  планирование

Название темы:

Задачи

Содержание

Формы

Результат

Книга здорового питания

Систематизировать знания детей о полезной и вредной пище.

Распределение продуктов на полезные и вредные. Собрать пословицы о питании. Определение крупы на ощупь. «Вредные советы»  Остера Г.

Игры, конкурсы, инсценирование

Приобретение новых знаний, проявление творческих способностей, позитивное настроение.

Зачем мы едим?

Формировать представление о культуре питания, убедить в необходимости режима питания

Значение питания для жизни человека.  Белки, жиры и углеводы и их роль.

Беседа. Рассказ.

Свод правил гигиены питания

Путешествие пищи по организму

Познакомить с органами пищеварения, роли каждого для здоровья, взаимосвязи пищеварительной цепочки.

Органы пищеварения.  Почему болит живот?  Чтобы желудок был здоровым.  

Рассказ с демонстрацией наглядного пособия. Видеофрагмент.

Презентация. Защита проектов: Составление схемы, муляж из пластилина

Что мы едим?

Обобщить представления о вредной и полезной пище, познакомить с пирамидой питания

Пища полезная и вредная. Привычки полезные и вредные в питании. Пирамида питания.

Беседа. Работа с источниками: книги, интернет

Составление памятки по питанию, пирамиды питания.

Хлеб - всему голова

Создать правильное представление о хлебе, сформировать уважительное отношение к хлебу, организовать экскурсию

Беседа о значении, пользе хлеба для человека. Полезные вещества хлеба. Пословицы, стихи  о хлебе.

Экскурсия на хлебопекарню.

Викторина о хлебе.

Разыгрывание сценок.

Уважение труда людей, чьи профессии связаны с хлебом. Употребление хлеба, как необходимость. Проект: Берегите хлеб

«Вит» -значит, жизненный.

Познакомить с основными витаминами, убедить в необходимости периодического употребления витаминов.

Значение витаминов для организма человека. Продукты, содержащие витамины. Систематичность приема витаминов. Составление таблицы.

Экскурсия в аптеку. Назначение витаминов. Инсценирование

Регулярное употребление витаминов. Ориентирование в многообразии витаминов.

Что за обед, коли каши нет.

Познакомить с разнообразием каш,  воздействием на организм.

Значение каши для пищеварения. Польза каш.

Экскурсия в пищеблок: Приготовление каши.

Подбор пословиц о каше. Презентация о разных    видах каши.

На всякую рыбину едок есть.

Разработать памятку употребления рыбы, профилактика гельминтоза.

Значение употребления в пищу рыбы. Рыба наших рек. Гигиена приготовления рыбы: Рыбу переваривай, а мясо недоваривай. Паразиты рыб и человека. Описторхоз-опасное заболевание.

Схема развития паразитов (глистов). Демонстрация препаратов глистов.   Викторина: Знаешь ли ты рыбы нашего края.

Памятка приготовления рыбы. Презентация. Проект: Поешь рыбки, будут ноги прытки .Рыба - не хлеб, но ею сыт будешь и про еду забудешь.

Теперь я знаю, что еда должна полезной быть всегда.

Систематизация знаний.

Рефлексия.  Блиц-опрос. Викторина.

Конкурс капитанов. Реклама и антиреклама продуктов питания. Дом.задание: Человек есть то, что он ест. Загадки Черного ящика.

КВН «Правильное питание- признак хорошего воспитания»


Литература:

1.Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда.- М.:Просвещение , 1997

2. Вайнер Э.Н. Программа обучения здоровому образу жизни для учащихся пятых классов : пособие для учителя/ Э.Н. Вайнер // Здоровье детей (газета). - 2005. - №15.

3. Зайцев Г.К., Колбанов В.В. Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. СПб, 1994

4.Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991

5.Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов.СПб:Петроградский и К, 1996

6.Трещева О.Л. Программно-методические основы обучения здоровому образу жизни учащихся общеобразовательных школ. «Теория и практика физической культуры» Журнал№10-2000г

7.Юдин Г.Н. Главное чудо света.-М.:Педагогика, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Наш выбор - здоровье"

Данная дополнительная общеобразовательная программа относится к социально-педагогической направленности. Главная идея программы- пробудить в детях желание заботиться о своем  здоровье. Цель ...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная программа по физике 10-11 класс.

quot;Удивительный мир физических задач",10-11 кл,4ч в неделю....

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» для 1-4 классов

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» для 1-4 классов рассчитана на 36 учебных часов....

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» для 5-9 классов

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» для 5-9 классов. Рассчитана на 36 часов....