Разработка урока "ХРАМ-ДОМ БОЖИЙ"
план-конспект урока (5 класс) на тему

ЮРИНА АННА НИКОЛАЕВНА

 

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса

 

Тема: «Храм – дом Божий»

Цель:

- вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями   Отечества и культурного наследия в целом;

- познакомить детей с историей Российского государства, воспитывать чувство любви к своей стране, развивать духовную сферу ребёнка;

- прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа.   

         Задачи:

 - воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни человека, как действия любви, добра, человечности, единения.

 - формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций;

 - вызвать интерес к посещению храмов, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и отечественной культуре.

 - учить различать добро и зло, помогать увидеть красоту нравственных  поступков.

Наглядность и оборудование:

Слайды с изображением православных храмов и колоколен, фонограмма с записью колокольного звона (Благовеста),  полка для икон,2 иконы, лампада, колокольчики, изображения храмов для творческой работы учащихся, карточки на каждого учащегося с заданиями, тетрадь- учебник на каждого ребёнка.

 

Ход занятия.

(показ слайда №1)

 

image

Чтение стихотворения учителем. Объявление темы занятия.

Учитель: Когда мы идем по улице, то обычно не обращаем внимания на дома, проходя мимо них, даже не замечаем. Но церкви не заметить невозможно – они сразу привлекают взор своей красотой, великолепием.

(показ слайда №2)

 

image

Учитель: -Кто из вас был в храме? А в нашей станице есть храм? В честь кого святого  он назван?

Дети:…… ……………………………………………………………………………

 

(слайд№3)

image

…………………………………………………………          

Учитель:      Святой  Великомученик Георгий Победоносец является одним из покровителей земли русской.  Святой Георгий пострадал за веру.

                      Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а храм?

Дети:……………………………………………………… …

Учитель: Архитектура и  украшения храмов необычны и поэтому не похожи один на другой (рассматривают и ищут различия и сходство).  Храмы называют по – разному: соборы, часовни, церкви. Все они означают помещение, где собираются верующие во Христа для молитв, Таинств и богослужения.

(показ слайда №,4,5)

 

 

imageimage

Учитель: Храм- это Божий дом.

 

Учитель: На что похожи золотые купола или главки храмов?

Дети:………………………………………………………………………………

Учитель: Да, они горят как свечи. Свеча – это свидетельство веры, она выражает пламень нашей любви к Господу. Возженная свеча всегда присутствует на церковных службах.

(показ слайда 6 «Купола»)

 

 

image

Да, верно. У храма есть купол, венчает его крест. Крест - символ православной веры, он защищает нас от врагов видимых и невидимых.

(чтение стихотворения)

 

Кресты

Они горят! Горят над куполами,

В шатре лазоревом ликующих небес,

Глася торжественно победными лучами

О дивной ясности Божественных чудес.

И пусть хулят их наглыми устами

Враги, заклятые духовной красоты-

Они горят, горят над куполами

Далекие, чудесные кресты!

(С.С.Бехтерев)

 

(показ слайда 7)

 

 

 

 

 

 

 

image

 

(показ слайда 8,9)

 

 

imageimage

 

Православный храм – это также памятник христианской архитектуры. Он

является хранителем исторической памяти. На территории России сохранилось много таких памятников (храм на Тамани, и в  ст. Зеленчукской)

Храм строился и украшался трудом многих людей: строителей, художников

архитекторов. Но ни одно дело не начиналось без общей соборной молитвы к Богу, в которой они просили Его о помощи.

(показ слайда 10)

 

 

image

 

            Свою историю русские люди знали и почитали. Как бы ни жили они – бедно или богато, но в любой  избе или доме был  святой угол. Когда строили дом, то сначала возводили стены  с восточной стороны, от угла где, в последствии располагался домашний иконостас, т.е. полочки с иконами, наиболее почитаемыми в каждой  семье. Иконы укрывались сверху вышитыми или кружевными полотенцами - рушниками.

 

 (Рассматривание учебника – тетради на ст. 44)

(Слайд11)

image

Учитель: Много произведений искусства в живописи, музыке, поэзии посвящено  храмам.

 

(показ слайдов12)

  image

 

Вот одно из них. Стихотворение, посвященное храму.  (Детское чтение)

***

Светлым облаком сияет

На горе воздушной храм-

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там меж сосен изумрудных. Блещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных.

Звон церковный льётся в даль…

                                                            (В.Шамонин)

 (слайд13)

image

 

Учитель: Звон церковный, что это?

Дети:………………………………………………………………………………

 

(показ слайда 14 «Колокольня»)

 

image

 

 

Учитель:  Да, это звон колоколов, размещенных на колокольне или звоннице. Колокольни иногда бывают выше храма, почему

Дети:………………………………………………………………………………

Учитель: Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане собираются на службу) и собственно звон.

(слайд15Детское чтение стихотворения

 

                      image                       

                                                                 ***

                         Хорошо на колокольне

                       Позвонить в колокола,

                      Чтобы праздник был раздольней,

                      Чтоб душа запеть могла.

                      Будто ангельское пенье,

                      Этот дивный перезвон

                      Светлым гимном Воскресенья

                      Зазвучал со всех сторон.

                                      (В.Шамонин)

(Рассматривание слайдов 16,17 с изображением колокольни и звонаря).

 

 

 

imageimage

 

 

 

Учитель:  Звонить в колокол может только служащий храм - звонарь, лишь только в светлую седмицу,  на колокольню может подняться любой желающий и позвонить.

  (показ слайда 18 «Строение колокола»)

image

Колокол имеет традиционные названия своих частей: ушко, плечи, тулово язык. Рассмотрите, пожалуйста, свои колокольчики, под звон колоколов.

(Слайд 19)

image

 

 

 

 

Учитель: - Но главное в храме - это его внутренняя часть. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью- домом Божьим.

Перекрестясь, войдём внутрь храма.

Внутри храм делится на 3 части:

1.     Притвор (трапезная).

2.     Храм, где стоят молящиеся.

3.     Алтарь, где служат священники.

Алтарь - главнейшая часть храма, святое место, в него входят только священники и их помощники. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм, где стоят люди – землю. Алтарь отделяется от храма иконостасом, перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые к молящимся. Здесь в центральной части расположены Царские врата, справа от них находится икона Спасителя, а слева - Божией Матери. Правее иконы Христа располагается храмовый образ.

(слайд  20«Иконостас»)

 

Картинка 9 из 1303

 

Учитель: - А вы знаете, что храм начинается не снизу с земли, а сверху – с неба. Верхняя часть храма, где расположен купол так и называется «Духовное Небо». Если, стоя в центре храма, поднять вверх глаза, то видно, что в куполе всегда изображен тот, кто сотворил небо и землю, звезды и нас с вами. Кто это?

( показ слайда 21 «Небо»)

 

image

 

Дети:…………Творец. Бог. Господь.

Учитель: В самом храме мы видим иконы, свечи и большой крест-Голгофу-святое распятие Христа.

(слайд22)

 

 

 

 

image

 

 

 

 

- А как вы думаете, как вы должны вести себя в храме?

Дети………………………………………………………………………………….

Прежде всего, скромно, тихо ни кому не мешая,

 

Учитель:  А сейчас, ребята, вам необходимо потрудиться над заданием, нужно ответить на вопросы, которые имеются на карточке.

Каждому ученику раздаются листы с заданием. Ученикам надо заполнить пропуски в предложениях.

1.     По каким признакам  люди отличают храм от домов?.....................................................................................................................................................................................................................

2.     Как по – другому можно назвать храм?.................................................................................................................................................................................................................................................

3.     Что венчает купол храма?..............................................................................................................................................................................................................................................

4.     Кто вел строительство храмов на Руси?................................................................................................................................................................................................................................................

5.     Что такое «Домашний храм»?..............................................................................................................................................................................................................................................

6.     Для чего служит язык колокола?.......................................................................................................................................................................................................................................

7.     Как иначе называется притвор?........................................................................................................................................................................................................................................

8.     Главная часть храма…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9.     Откуда начинается храм?...............................................................................................................................................................................................................................................

10.                       Изображение Бога или святых………………………………………………………………………

 

 

Творческое задание на дом.

 Сейчас я вам раздам рисунки колоколен и звонниц.

1. Вы можете их раскрасить или нарисовать свои.

2. Выполнить аппликацию из геометрических фигур в виде храма.

Некоторые детали можно дорисовать. Это будет вашим домашним заданием.

 

 

 

 

 

image

 (показ слайда 23)

 

image

Итог урока. Закрепление знаний, полученных на уроке.

 

 

 

Управление обМетодическая разработка урока для учащихся 5 класса

 

Тема: «Храм – дом Божий»

Цель:

- вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями   Отечества и культурного наследия в целом;

- познакомить детей с историей Российского государства, воспитывать чувство любви к своей стране, развивать духовную сферу ребёнка;

- прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа.   

         Задачи:

 - воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни человека, как действия любви, добра, человечности, единения.

 - формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций;

 - вызвать интерес к посещению храмов, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и отечественной культуре.

 - учить различать добро и зло, помогать увидеть красоту нравственных  поступков.

Наглядность и оборудование:

Слайды с изображением православных храмов и колоколен, фонограмма с записью колокольного звона (Благовеста),  полка для икон,2 иконы, лампада, колокольчики, изображения храмов для творческой работы учащихся, карточки на каждого учащегося с заданиями, тетрадь- учебник на каждого ребёнка.

 

Ход занятия.

(показ слайда №1)

 

image

Чтение стихотворения учителем. Объявление темы занятия.

Учитель: Когда мы идем по улице, то обычно не обращаем внимания на дома, проходя мимо них, даже не замечаем. Но церкви не заметить невозможно – они сразу привлекают взор своей красотой, великолепием.

(показ слайда №2)

 

image

Учитель: -Кто из вас был в храме? А в нашей станице есть храм? В честь кого святого  он назван?

Дети:…… ……………………………………………………………………………

 

(слайд№3)

image

…………………………………………………………          

Учитель:      Святой  Великомученик Георгий Победоносец является одним из покровителей земли русской.  Святой Георгий пострадал за веру.

                      Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а храм?

Дети:……………………………………………………… …

Учитель: Архитектура и  украшения храмов необычны и поэтому не похожи один на другой (рассматривают и ищут различия и сходство).  Храмы называют по – разному: соборы, часовни, церкви. Все они означают помещение, где собираются верующие во Христа для молитв, Таинств и богослужения.

(показ слайда №,4,5)

 

 

imageimage

Учитель: Храм- это Божий дом.

 

Учитель: На что похожи золотые купола или главки храмов?

Дети:………………………………………………………………………………

Учитель: Да, они горят как свечи. Свеча – это свидетельство веры, она выражает пламень нашей любви к Господу. Возженная свеча всегда присутствует на церковных службах.

(показ слайда 6 «Купола»)

 

 

image

Да, верно. У храма есть купол, венчает его крест. Крест - символ православной веры, он защищает нас от врагов видимых и невидимых.

(чтение стихотворения)

 

Кресты

Они горят! Горят над куполами,

В шатре лазоревом ликующих небес,

Глася торжественно победными лучами

О дивной ясности Божественных чудес.

И пусть хулят их наглыми устами

Враги, заклятые духовной красоты-

Они горят, горят над куполами

Далекие, чудесные кресты!

(С.С.Бехтерев)

 

(показ слайда 7)

 

 

 

 

 

 

 

image

 

(показ слайда 8,9)

 

 

imageimage

 

Православный храм – это также памятник христианской архитектуры. Он

является хранителем исторической памяти. На территории России сохранилось много таких памятников (храм на Тамани, и в  ст. Зеленчукской)

Храм строился и украшался трудом многих людей: строителей, художников

архитекторов. Но ни одно дело не начиналось без общей соборной молитвы к Богу, в которой они просили Его о помощи.

(показ слайда 10)

 

 

image

 

            Свою историю русские люди знали и почитали. Как бы ни жили они – бедно или богато, но в любой  избе или доме был  святой угол. Когда строили дом, то сначала возводили стены  с восточной стороны, от угла где, в последствии располагался домашний иконостас, т.е. полочки с иконами, наиболее почитаемыми в каждой  семье. Иконы укрывались сверху вышитыми или кружевными полотенцами - рушниками.

 

 (Рассматривание учебника – тетради на ст. 44)

(Слайд11)

image

Учитель: Много произведений искусства в живописи, музыке, поэзии посвящено  храмам.

 

(показ слайдов12)

  image

 

Вот одно из них. Стихотворение, посвященное храму.  (Детское чтение)

***

Светлым облаком сияет

На горе воздушной храм-

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там меж сосен изумрудных. Блещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных.

Звон церковный льётся в даль…

                                                            (В.Шамонин)

 (слайд13)

image

 

Учитель: Звон церковный, что это?

Дети:………………………………………………………………………………

 

(показ слайда 14 «Колокольня»)

 

image

 

 

Учитель:  Да, это звон колоколов, размещенных на колокольне или звоннице. Колокольни иногда бывают выше храма, почему

Дети:………………………………………………………………………………

Учитель: Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане собираются на службу) и собственно звон.

(слайд15Детское чтение стихотворения

 

                      image                       

                                                                 ***

                         Хорошо на колокольне

                       Позвонить в колокола,

                      Чтобы праздник был раздольней,

                      Чтоб душа запеть могла.

                      Будто ангельское пенье,

                      Этот дивный перезвон

                      Светлым гимном Воскресенья

                      Зазвучал со всех сторон.

                                      (В.Шамонин)

(Рассматривание слайдов 16,17 с изображением колокольни и звонаря).

 

 

 

imageimage

 

 

 

Учитель:  Звонить в колокол может только служащий храм - звонарь, лишь только в светлую седмицу,  на колокольню может подняться любой желающий и позвонить.

  (показ слайда 18 «Строение колокола»)

image

Колокол имеет традиционные названия своих частей: ушко, плечи, тулово язык. Рассмотрите, пожалуйста, свои колокольчики, под звон колоколов.

(Слайд 19)

image

 

 

 

 

Учитель: - Но главное в храме - это его внутренняя часть. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью- домом Божьим.

Перекрестясь, войдём внутрь храма.

Внутри храм делится на 3 части:

1.     Притвор (трапезная).

2.     Храм, где стоят молящиеся.

3.     Алтарь, где служат священники.

Алтарь - главнейшая часть храма, святое место, в него входят только священники и их помощники. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм, где стоят люди – землю. Алтарь отделяется от храма иконостасом, перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые к молящимся. Здесь в центральной части расположены Царские врата, справа от них находится икона Спасителя, а слева - Божией Матери. Правее иконы Христа располагается храмовый образ.

(слайд  20«Иконостас»)

 

Картинка 9 из 1303

 

Учитель: - А вы знаете, что храм начинается не снизу с земли, а сверху – с неба. Верхняя часть храма, где расположен купол так и называется «Духовное Небо». Если, стоя в центре храма, поднять вверх глаза, то видно, что в куполе всегда изображен тот, кто сотворил небо и землю, звезды и нас с вами. Кто это?

( показ слайда 21 «Небо»)

 

image

 

Дети:…………Творец. Бог. Господь.

Учитель: В самом храме мы видим иконы, свечи и большой крест-Голгофу-святое распятие Христа.

(слайд22)

 

 

 

 

image

 

 

 

 

- А как вы думаете, как вы должны вести себя в храме?

Дети………………………………………………………………………………….

Прежде всего, скромно, тихо ни кому не мешая,

 

Учитель:  А сейчас, ребята, вам необходимо потрудиться над заданием, нужно ответить на вопросы, которые имеются на карточке.

Каждому ученику раздаются листы с заданием. Ученикам надо заполнить пропуски в предложениях.

1.     По каким признакам  люди отличают храм от домов?.....................................................................................................................................................................................................................

2.     Как по – другому можно назвать храм?.................................................................................................................................................................................................................................................

3.     Что венчает купол храма?..............................................................................................................................................................................................................................................

4.     Кто вел строительство храмов на Руси?................................................................................................................................................................................................................................................

5.     Что такое «Домашний храм»?..............................................................................................................................................................................................................................................

6.     Для чего служит язык колокола?.......................................................................................................................................................................................................................................

7.     Как иначе называется притвор?........................................................................................................................................................................................................................................

8.     Главная часть храма…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

9.     Откуда начинается храм?...............................................................................................................................................................................................................................................

10.                       Изображение Бога или святых………………………………………………………………………

 

 

Творческое задание на дом.

 Сейчас я вам раздам рисунки колоколен и звонниц.

1. Вы можете их раскрасить или нарисовать свои.

2. Выполнить аппликацию из геометрических фигур в виде храма.

Некоторые детали можно дорисовать. Это будет вашим домашним заданием.

 

 

 

 

 

image

 (показ слайда 23)

 

image

Итог урока. Закрепление знаний, полученных на уроке.

 

 

 

Управление образованием администрации муниципального

образования Крымский районразованием администрации муниципального

образования Крымский район

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt22 КБ

Предварительный просмотр:

В аттестационную комиссию

министерства образования и науки

Краснодарского края

Юриной Анны Николаевны,

учителя кубановедения, истории,обществознания

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №58

станицы Варениковской

муниципального образования

Крымский район

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

         Прошу аттестовать меня в 2014-2015 учебном году на установление первой квалификационной категории по должности «учитель».

         В настоящее время имею вторую квалификационную категорию, присвоенную по должности «учитель» приказом управления образованием  от 22.01.2010 года №201-од, срок действия до 22.01.2015 года.

Основанием для заявленной квалификационной категории считаю следующие результаты работы:

         Использование современных образовательных технологий (личностно-ориентированное обучение, технологии сотрудничества, дифференцированного обучения, учебно-игровые и информационно-коммуникативные технологии) выявило при 100% успеваемости положительную динамику на «4» и «5» в 10 а классе:  2010-2011 уч. год – 76%,  2011-2012 уч. год – 100%; в 8 б классе: 2011-2012 уч. год – 76%,  2012-2013 уч. год – 83% учащихся.

В 2012-2013 учебном году 6Б класс по итогам контрольных работ по кубановедению показал следующие результаты: 100% успеваемость и 48% качество.

  Регулярно использую интернет-ресурсы, при подготовке к урокам составляю презентации и использую их на уроках.

         С целью распространения собственного опыта разработала серию открытых уроков и мероприятий:

- в рамках районного семинара заместителей директоров в 2011-2012г. по теме: «Военно-патриотическое воспитание в школе» показала открытый урок «Кубань в Великой Отечественной войне», в 2012-2013 г. принимала участие в районном семинаре учителей кубановедения и основ православной культуры где представила открытый урок «Православие в современных условиях»

В 2011 г. Принимала участие в работе жюри конкурса « Учитель года»в Крымском районе в номинации «Основы православной культуры» В 2013 году создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт (имею сертификат), где разместила свое электронное портфолио со своими методическими разработками и работами детей:

- Разработка урока по теме: «Ковалентная связь. Электроотрицательность атома» 8класс, «Классификация неорганических веществ» 8класс;  «Гидролиз солей» 10 класс; Викторина по химии для учащихся 8-9 классов; Химическая игра «Звёздный час» для учащихся 8-9 классов; Самообразовательная работа по теме: «Элективные курсы по химии в процессе предпрофильного обучения»; Для подготовки к ЕГЭ: «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ»; «Разноуровневые дидактические карточки как средство индивидуализации обучения химии»; исследовательская работа: «Исследование внутренней среды школы».

     Имею разработанную мной программу курса по выбору «Химия и быт», утверждённую методсоветом МБОУ СОШ №58; тестовые работы для подготовки к ЕГЭ, авторскую программу «Родники» экологического образования детей.

         В 2008 и 2009 годах входила в состав жюри районного экологического слёта учащихся (организатор ДЭБЦ г. Крымск).

         С 2012 года являюсь руководителем школьного МО учителей естественных наук и методического объединения классных руководителей.

         С 2009 года руковожу работой школьного научного общества «Эврика». Члены научного общества принимают активное участие в работе районной научно-практической конференции «Эврика» и «Эврика ЮНИОР» и становятся обладателями призовых мест: 2010 год –  Пономарева Н. 3 место, 2 место, 2011 год - Руденко А., Зажигина Д.-  2 место, 2013 год – Руденко А.- 2 место.

         С 2006 года школьное научное общество «Эврика» активно сотрудничает с ДЭБЦ г. Крымска. В 2009г. в конкурсе научных обществ н.о. «Эврика» МБОУ СОШ №58 заняло 3 место.

         Мои ученики принимали участие в 2013 году в муниципальном этапе краевого конкурса «Семейные экологические проекты» - Троян В. занял 2 место     . В этом же году Зажигина В. заняла 1 место в 3 Всероссийской дистанционной олимпиаде по химии для учащихся 9 классов. 

         Прошла курсы повышения квалификации: «Содержательные и технологические основы преподавания химии в профильной школе» - 72 часа в 2009 году; курсы в Московском институте открытого образования по теме «Обучение детей с ОВЗ с использованием дистанционных информационных технологий» в объёме 144 часа в 2012 году.

         Сообщаю о себе следующие сведения: образование высшее, Кубанский Государственный Технический Университет , 2001 год.

         Специальность – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, квалификация – эколог.

         Стаж педагогической работы – 14 лет, в данной должности – 14 лет, в данном учреждении – 14 лет.

         С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлена.

 

28 мая 2013 года

Телефон 8(918)6824605                                                       Подпись: __________

Раб. 8(86131)71458

        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...

классный час "Храм - дом Божий"

классный час на православную тему...

Учебное занятие Мария, Матерь Божья, заступница земли Русской.

Учебное заняти.Тема:Мария, Матерь Божья, заступница земли Русской.Цели и задачи: ·        формирование общих учебных навыков: работать с учебником и дополнительной л...

Презентация к уроку "Вязание носков "Божья коровка"".

Данная презентация предназначена в помощь учащимся при выполнении работы по вязанию носков "Божья коровка"....

Разработка урока "ХРАМ-ДОМ БОЖИЙ"

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса Тема: «Храм – дом Божий»Цель:- вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями   Отечества и культурного наследи...

Разработка урока "ХРАМ-ДОМ БОЖИЙ"

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса Тема: «Храм – дом Божий»Цель:- вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями   Отечества и культурного наследи...

Разработка урока по ОПК: "Заповеди Божии" (4 класс)

Разработка урока "Заповеди Божии" (4 класс)...