Учебное занятие Мария, Матерь Божья, заступница земли Русской.
методическая разработка по краеведению по теме

Кушнарева Татьяна Анатольевна

Учебное заняти.

Тема:Мария, Матерь Божья, заступница земли Русской.

Цели и задачи:

·        формирование общих учебных навыков: работать с учебником и дополнительной литературой;

·        составлять устный ответ на заданную тему;

·        ставить цель, планировать и контролировать ход работы;

·        выступать с устным сообщением;

·        воспитывать духовно-нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным ценностям;

·        через мысли, чувства, ассоциации помочь учащимся постичь подлинное величие, красоту образа Богоматери;

·        создать атмосферу духовного общения, “сердечным светом сотрудничества осиять” учащихся;

·        развивать творческие способности учащихся, учить эмоционально воспринимать события, явления, образы.

Тип урока:интегрированный.

Оборудование:компьютер, проектор, экран; CD с видеорядами: 1) Мадонна в западно-европейском искусстве; 2) чтимые на Руси иконы Богоматери; 3) Покровские храмы Руси; магнитола, аудиозапись “Аве Мария”, Шуберта, “Лунная соната” Бетховена, церковные песнопения.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята, сегодня мы завершаем изучение избранных фрагментов великой книги - Библии и посвящаем два заключительных урока его Деве Марии, Богородице, Заступнице Земли Русской. Запишите в своих тетрадях число и тему урока: 14 октября, “Дева Мария, Матерь Божья, Заступница Земли Русской”.

Образ Матери, заступницы несчастных и обиженных, страдалицы за детей своих, уходит своими корнями в глубины мифологии. Но для любого христианина это священный образ. Что мы знаем о Марии, Матери Иисуса?

Рассказы учащихся о рождении и воспитании Марии в храме.

Учитель:

- Этот поступок родителей Марии церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего детства, как только ребёнок начинает понимать окружающее. Особенно важно приходить в храм на молитву по воскресным и праздничным дням. Православные люди верят, что в церкви – наше спасение, духовное преображение.

- Как сложилась дальнейшая судьба Девы Марии? Что изменило Её жизнь?

К Деве Марии явился Архангел Гавриил с радостной вестью, что Господь избрал Её быть Матерью Спасителя Мира.

Звучит песнопение “Богородице Дева, радуйся”

- Итак, в чём же состояла “благая весть”?

О скором рождении у Неё Божественного Младенца, Спасителя рода человеческого.

Сообщение подготовленного ученика о празднике Благовещенье.

Учитель:

- Расскажите о рождении Сына у Марии.

- Какое предсказание сделал Симеон, увидев младенца Иисуса?

Старцу Симеону было предсказано, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Христа. Когда принесли Иисуса, Симеон был в храме. Старец взял Его на руки, благословил родителей Христа и сказал, что Иисусу предстоит великое дело и гибель ради спасения людей и что Марии предстоит пережить самое страшное – смерть Сына.

Звучит песнопение “Ныне отпущаеши”

Описание: C:\Users\кот\Desktop\К Деве Марии явился Архангел Гавриил.jpgОписание: C:\Users\кот\Desktop\К Деве Марии явился Архангел Гавриил2.jpg

Учитель:

- И предсказание старца Симеона сбылось в точности. Марии довелось увидеть и торжество идей Иисуса, и мученическую гибель Его. Образ Матери, познавшей горе и понимающей человеческие страдания, встаёт перед нами во всём величии на картинах старых мастеров и православных иконах. Вглядитесь в Мадонну с Младенцем на руках.

Просмотр видеоряда. На последнем кадре крупно – “Сикстинская мадонна” Рафаэля.

Учитель:

- Перед вами прославленная “Сикстинская мадонна”, восхищаться которой не устаёт человечество вот уже более 500 лет. Итальянский художник Рафаэль создал удивительный образ, самый проникновенный образ Матери.

Может быть, именно эта картина вдохновила русского поэта Сергея Есенина на прекрасные строки:

Я вижу – в просиничном плате

На легкокрылых облаках,

Идёт возлюбленная мати

С пречистым сыном на руках.

Она несёт для мира снова

Распять воскресшего Христа:

“Ходи, мой сын, живи без крова,

Зорюй и полднюй у куста”.

Описание: C:\Users\кот\Desktop\Сикстинская мадонна” Рафаэля.jpg

Звучит “Аве Мария” Шуберта.

Босые ноги Мадонны легко ступают по облакам, Она идёт, и кажется, ещё миг - и Она ступит на землю. Такая далёкая и такая близкая… Святой Сикст застыл в торжественном преклонении, его рука протянутая к нам, словно предупреждает: ждите, сейчас придёт Она!

Мария, Заступница человеческая, несёт своего Сына к людям, несёт на муки и смерть ради их спасения. В Её глазах – вся скорбь жертвенности, на которую обречена Она, Мать будущего Бога. Она отдаёт своё Дитя людям, уже зная, что один из них предаст его во имя собственного спасения. В её прекрасных тёмных глазах живёт тревога, дрожат уголки губ. Нежно прижимает Она к себе Младенца. Что может быть святее этой жертвы и что может быть страшнее того предательства?! Всмотритесь в её глаза, её лицо, и вы поймёте – сердцем и разумом – мать, чьё счастье омрачено тревогой за судьбу дитяти.

Помолчим перед молчанием и скорбью Матери…

- Ребята, посмотрите на стенды. И там тоже Мадонна, Богоматерь, мать. Все они разные, но в то же время похожи друг на друга. Что общего в лицах и чувствах матерей всех времён?

Каждая мать с любовью глядит на своё дитя.

Все они прекрасны, как прекрасна любая мать.

Учитель:

- На Руси всегда было особое почитание Божией Матери, недаром нашу землю называли Домом и Вертоградом Пресвятой Богородицы. Сколько храмов, посвящённых Ей, драгоценным бисером рассыпано на Руси! Сколько чудотворных икон! Сколько пролито перед ними горячих христианских слёз! И даже сами названия этих образов дышат Божественной Небесной Поэзией: “Всех скорбящих Радосте”, “Утоли моя печали”, “Скоропослушница”, “Благодатное Небо”, “Неопалимая Купина”, “Взыскание погибших”, “Умягчение злых сердец”, “Призри на смирение”. Вглядитесь в известнейшие иконы, наиболее почитаемые на Руси.

Демонстрация видеоряда № 2. На последнем слайде – икона Казанской Божьей Матери

  Описание: C:\Users\кот\Desktop\11 Отрада или Утешение.jpg      Описание: C:\Users\кот\Desktop\25 Достойно Есть.jpg

Описание: C:\Users\кот\Desktop\15 Воспитание.jpg

Учитель:

- Перед вами Казанская икона Божьей Матери. Святитель Иннокентий Херсонский называл эту икону “Русским Покровом”. Мы не случайно именно сегодня, 14 октября, говорим о Богородице. Именно сегодня Православная Церковь отмечает один из самых чтимых праздников – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Редкий город на Руси не имел раньше храма в честь Покрова Божьей Матери. Знаменитый на весь мир храм на Красной площади в Москве – Покровский храм, но издавна зовется храмом Василия Блаженного, Христа ради юродивого, которому посвящён лишь один из множества приделов храма. И здесь Пресвятая Богородица как бы оказывает особую милость, берёт под Своё особое покровительство Христа ради юродивого.

Демонстрация видеоряда Покровские храмы Руси.

Описание: C:\Users\кот\Desktop\Покровские храмы Руси1.jpg  Описание: C:\Users\кот\Desktop\Покровские храмы Руси3.jpg

Описание: C:\Users\кот\Desktop\Покровские храмы Руси2.jpg  Описание: C:\Users\кот\Desktop\Покровские храмы Руси4.jpg

Сообщение подготовленного ученика об истории праздника.

Чтение учителем тропаря праздника Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4-й:

- Как поэтично обращение верующих:

Днесь благоверние людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богоматери, пришествием, и , к Твоему взирающее пречистому образу, умильно глаголем: покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына твоего Христа Бога нашего, спасти души наша.

Повторная демонстрация иконы “Казанской Пресвятой Богородицы

Учитель:

- До 1917 года икону Казанской Божией Матери можно было увидеть в каждом русском доме – от крестьянской избы до царских палат. Из более чем 470 икон Царицы Небесной, явленных в России, это одна из наиболее чтимых. Как была она обретена?

Сообщение ученика: “История обретения иконы Казанской Богоматери”

Учитель:

- За что же православный народ чтит этот образ?

- Не менее почитаема Владимирская Божья Матерь.

Демонстрация иконы.

Сообщение ученика: “Владимирская Богоматерь”

Учитель:

- К сожалению, до сих пор главная чудотворная икона России временно находится в Третьяковской галерее. Подлинное возрождение России начнётся с того момента, когда будет возобновлена служба перед святой иконой Божьей Матери в Успенском соборе.

Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин увидел икону Владимирской Богоматери в музее. Тогда её только отреставрировали: сняли слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясён этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил в Третьяковку и подолгу смотрел на неё. Репродукция иконы с тех пор стояла всегда на его письменном столе.

Ученик читает стихотворение “Владимирская Богоматерь” М.А.Волошина

Учитель:

- Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?

Мать бережно держит на руках ребёнка, а он нежно прильнул матери, словно желая защитить и оберечь её от страдания.

- Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребёнком. Почему же здесь именно Богородица?

Об этом говорит золотое сияние над головами, это нимб.

- Какие краски преобладают в иконе? Что они символизируют?

Одежды Христа светлые, словно струятся золотым сиянием. Это знак Божественного. Богоматерь изображается в тёмно-вишнёвом покрывале, украшенном тремя звёздами и золотой каймой с кистями, что говорит о царственном достоинстве.

- Всмотритесь в лик Богоматери. Он тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой, т.е. уподобившийся Богу. Таково содержание иконы.

Внимательно вглядитесь в черты лица, наклон головы, движение рук Матери. На ваших столах есть карточки. Из приведённых слов выберите те, которые помогут вам выразить своё впечатление, запишите их в тетради.

Карточка: Грусть, гордость, страдание, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление.

- В чём красота и одухотворённость Владимирской Богоматери?

Мария глядит прямо перед Собой. Кажется, что Она смотрит прямо нам в душу. В Её тёмных продолговатых очах тревога и печаль, словно Она предвидит грядущие страдания Сына. ( Наташа М.)

- Иконы писались не для музеев, а для храмов, и полноценной жизнью живут именно там, при трепетном свете лампады. Каждая из них уникальна, утверждает добро красотой и красоту добром. Что открыли вы для себя в произведениях иконописи? Почему они дороги нам?

В иконах отражается глубокая любовь Богоматери и Иисуса к людям.

- Завершает наши уроки творческая работа. Цель предстоящего описания иконы – подчеркнуть её высокий смысл и мастерство иконописца. У вас на партах – иконы, принесённые из дома, перед вами лик Владимирской Богоматери. Рассмотрите их внимательно.

1. Работа над планом сочинения.

1. Вступление. История иконы (или история появления иконы в семье)

2. Описание иконы.

А) Фон.

Б) Богоматерь ( облачение, лик, выражение глаз, поза, жесты)

В) Младенец (поза, жесты, лик, выражение глаз, облачение)

3. Какое впечатление, настроение вызывает у вас икона?

2. Творческая работа учащихся (на фоне “Лунной сонаты” Бетховена)

3. Чтение ребятами работ.

Рефлексия

- Что нового открылось вам на уроке?

- Каким было ваше настроение?

Заключительное слово учителя

Я благодарна вам за работу. Мне приятно оценить на “отлично” вашу работу на уроке. Опыт общения с миром у нас с вами разный. Вы ещё дети, я взрослый человек, но мне было очень интересно сегодня с вами общаться, познавать мир Евангелия и красоту святых икон. Я хочу, чтобы вы научились откликаться сердцем на прекрасное и вечное. Пусть познание мира станет для вас творческим, радостным и одухотворённым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Большая серия знаний. Изобразительное искусство - М.: ООО «Мир книги», 2003. -128с.

2.     Гнедич П.П. История искусств. Т.2 Высокое Возрождение. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. -144с.

3.     Малеев М. Юным о русской иконописи. // Духовно-нравственное воспитание.- 2003.-№3.- С. 41-46.

4.     Материалы журналов  «Божий мир»

5.     Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Ворпросы и задания по лит.: 6 кл. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.- 224 с.

6.     Православные праздники.- М.: « Изд-во АСТ», 2007.-240с.

7.     Русский национальный календарь. - М.: ООО «Мир книги», 2004.-448с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ

 

1.  «Из истории праздника  Благовещение»

Благовещенье – один из двунадесятых праздников, т.е. самых значительных православных праздников, отмечается 7 апреля, по старому стилю 25 марта.

              Об особом отношении к этому церковному празднику свидетельствуют народные поверья и поговорки: «На Благовещенье и Пасху грешников в аду не мучают»,  «Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год», «На Благовещенье птица  гнезда не вьёт, девка косы не плетёт». По народному поверью, кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из всех птиц свила гнездо и была наказана за это Богом: по сей день она не имеет своего  гнезда и вынуждена яйца подкладывать в чужие.

              Крестьяне верили, что от помощи Богородицы, к Которой нужно обращаться в день Благовещенья со словами молитвы, зависит судьба урожая.

2.  «Из истории праздника Покрова»

             Праздник Покрова установлен только в России. По общепринятому мнению, праздник этот установлен в воспоминание видения св. Андреем Богоматери, покрывшей своим омофором (так называется большое головное покрывало) христиан во Влахернском  храме в Царьграде. Св. Андрей во время службы вдруг увидел величественную женщину, идущую от главных входных врат со свитой, в которой были Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, сонм святых и множество ангелов. Когда она приблизилась к амвону, то блаженный Андрей подошёл   к Епифанию, будущему Константинопольскому патриарху, и сказал: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?»  «Вижу», - отвечал тот. И смотрели они, а Она, преклонив свои колени, молилась больше часа, обливаясь слезами. Окончив молитву, Она сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало и, держа его с великой торжественностью, распростёрла над всеми стоящим народом.

              А святые Андрей и Епифаний долгое время смотрели на это распростёртое над народом покрывало. И пока там была Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По уходу   Её оно стало невидимым, но Божия Мать оставила благодать  бывшим там.

               Поэтому в этот день Церковь и все верующие люди восхваляют Божию Матерь, как  «Церкви чудное украшение», моля Её  покрыть нас «омофором милости» Своей от врагов наших, от землетрясения, от голода, от межнациональной и междоусобной брани.

            3.   «Обретение иконы Казанской Божией Матери»

              Первой увидела святую икону девятилетняя  девочка Матрона. Произошло это в царствование Иоанна Грозного в Казани. После страшного пожара Матрона увидела удивительный сон – ей явилась Пресвятая Богородица, Которая  сказала ей, что на пепелище дома Матроны скрыта икона. Но никто ей не поверил. Трижды видела Матрона чудный сон. Тогда люди пошли раскапывать пепелище и нашли икону, которой раньше никто не видел. Тогда же случилось первое чудесное исцеление от иконы – прозрели два слепца.

                До 1612 года  чудотворную икону Казанской Божией Матери почитали только в Казани и праздновали день её обретения 8 (21) июля.

               Сила этой иконы проявилась во времена нашествия поляков в 1612 году. Русский народ поднялся на защиту земли Русской и веры православной. Среди ополченцев были и казанцы, которые имели с собой список с чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Усердные молитвы дошли до Бога. По молитвам Матери Божьей, ради Казанской иконы её, Москва была освобождена  от поляков. Князь Пожарский выстроил на Красной площади в Москве Казанский собор, в который была перенесена чудотворная икона.

                Обращался к святой иконе и Пётр Первый. Он со своим войском всю ночь молился перед образом Казанской Божией Матери о даровании победы в Полтавской битве. Молился у иконы   Казанской и М.И.Кутузов. И в день празднования Казанской иконы Божией Матери  русские войска разбили арьергард  наполеоновских войск. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне.

Среди чтимых списков с Казанской иконы – Тамбовская, обретённая в 1695 году. 

          4.  «Икона Владимирской Божьей Матери»

--  Эта икона была привезена в Киев из Византии в 1155 году. По преданию, написал её сам евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью. Андрей Боголюбский, сын киевского князя Юрия Долгорукого, построил в честь Богоматери Успенский собор во Владимире. И засияла в том храме икона, и стала называться она Владимирской.

        Когда князь Андрей отправился в поход против булгар, он взял с собой икону и с её помощью одержал победу. Слава о чудотворной иконе разошлась далеко за пределы Владимиро - Суздальского княжества. Люди видели в ней свою Заступницу, защитницу Руси от врагов. Накануне Куликовской битвы молились перед иконой Богоматери московский князь Дмитрий и всё его войско.

         Молитвенным заступничеством этого чудотворного образа Москва была спасена от нашествия Тамерлана. В тот день, когда духовенство и народ торжественно встретили святую икону, Тамерлан вдруг повернул свои полчища и ушёл от Москвы, устрашённый видением во сне Божьей Матери, окружённой множеством воинов.

           5.   Стихотворение    «Владимирская Богоматерь»  М.А. Волошина

          Не на троне – на Её руке,

           Левой ручкой обнимая шею, -

           Взор во взор, щекой прижав к щеке,

           Неотступно требует… Немею –

           Нет ни сил, ни слов на языке…

           Собранный в зверином напряженье

           Львёнок-Сфинкс к плечу Её прирос,

           К Ней прильнул и замер без движенья,

           Весь – порыв, и воля, и вопрос.

           А Она в тревоге и печали

           Через зыбь грядущего глядит

           В мировые рдеющие дали,

           Где престол пожарами повит.

           И такое скорбное волнение

           В чистых девичьих чертах, что Лик

           В пламени молитвы каждый миг

           Как живой меняет выраженье.

           Кто разверз озёра этих глаз?     …

           От мозаик, золота, надгробий,

           От всего, чем тот кичился век, -

           Ты ушла по водам синих рек

           В Киев княжеских междоусобий.

           И с тех пор в часы народных бед

           Образ Твой, над Русью вознесённый,

           В тьме веков указывал нам след

           И в темнице выход   потаённый.

           А когда Хромец Железный  предал

           Окский край мечу и разорил,

            Кто в Москву ему проходу не дал

            И на Русь дорогу заступил?              …

            И Владимирская Богоматерь

            Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,

            На порогах киевским ладьям

            Указуя правильный фарватер.

            Но слепой народ в годину гнева

            Отдал сам ключи своих твердынь,

            И ушла Предстательница –Дева

            Из своих поруганных святынь.

            А когда кумачные помосты

            Подняли перед церквами крик, -

            Из-под риз и набожной коросты

            Ты явила подлинный Свой Лик.               …

            Не дрожит от бронзового гуда

            Древний Кремль, и не цветут цветы:

            Нет в мирах спасительного чуда

            Откровенья вечной красоты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного учебного занятия «Система и порядок на Земле и на небе»

Проект интегрированного  учебного занятия«Система и порядок на Земле и на небе»...

Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".

В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным ...

Презентация ко Дню Матери "Иконы заступницы"

  Цели: Познакомить детей с историей создания икон Божьей Матери. Сформировать интерес к традициям русского народа. Развивать гармоничную личность. Задачи: Через познание православной куль...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»...

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...

Конспект учебного занятия по ОПК в 7 классе "Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа"

Цель данного занятия: Сформировать у обучающихся понятия жизни как высшейнравственной ценности.Планируемые результаты:- Осознать значение образа Пресвятой Богородицы в православной культуре;- Уст...