Разработка урока по ОПК: "Заповеди Божии" (4 класс)
материал по теме
Разработка урока "Заповеди Божии" (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_zapovedi_bozhii.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Сергиево – Посадского района, д. Березняки
Выступление на районных педагогических чтениях
Разработка урока «Заповеди Божии» по основам православной культуры в 4 классах
Учитель истории и ОПК
Гречнева Любовь Викторовна
Ход урока
- Организационный момент
- Беседа на закрепление предыдущей темы
- Объяснение нового материала
- Итог урока (рефлексия)
- Домашнее задание
- Использованная литература
Слайд №1
Урок № 11
Заповеди
Слайд №2
- Цели урока:
- Помочь учащимся понять назначение известных им законов и правил.
- Рассмотреть основные нравственные законы (заповеди), которые Бог, согласно Библии, дал людям.
- Показать конкретные примеры выполнения учениками Божьих Заповедей.
- Форма урока: Беседа с игровым элементом.
- Оборудование: Слайды с иллюстрационным материалом.
- Подготовительная работа: Прочитать Второзаконие 5 и Исход 20: 1- 17.
- Основные понятия и термины: Заповеди, скрижали, гора Сион, обетованная земля.
Ход урока
- Организационный момент
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Заповедями Божьими, которые Господь дал людям через пророка Моисея.
- Беседа на закрепление предыдущей темы
Слайд № 3
- На предыдущем уроке мы с вами разбирали такое духовно-нравственное понятие, как совесть. Как вы думаете, для чего человеку дана совесть?
(Чтобы уметь различать добро и зло).
Слайд №4
- Какие два важных дела вложил Творец в совесть человека?
(Перед решением какого-либо поступка совесть подсказывает, как должен поступить человек, а после ошибки совесть срабатывает как тревога).
Слайд №5
- Связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»? Объясните, как вы понимаете эти выражения.
(Внутренним миром, совестью, поступками человека руководят силы зла, а душа такого человека умирает для благодатных дел).
Слайд №6
- Какие шаги к покаянию, очищению своей совести вы можете назвать?
(Согласие с совестью, исправление ошибок, молитва).
Слайд №7
- Говоря о совести, давайте с вами сделаем вывод, что является главным в жизни человека?
(Быть в ладу со своей совестью).
- Объяснение нового материала
- Вступительная беседа
- Вы сделали правильный вывод, но у кого-то совесть чуткая, а у кого-то не очень. Чтобы у людей было ясное основание, понятие, по которому нужно различать добро и зло, Господь дал людям Заповеди (т.е. правила, по которым надо жить).
Слайд № 8 (Вопросы).
- Назовите законы и правила, по которым мы с вами живём изо дня в день.
(Правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, правила хорошего тона, правила безопасности на льду, правила поведения с огнём и т. д.).
Слайд №9
- Назовите, какие особые правила существуют у нас в школе.
(Не опаздывать в школу на уроки, уважать старших, быть вежливым, выполнять требования учителей, не допускать нарушения дисциплины, не унижать достоинства ближних).
Слайд №10
- А какие правила существуют у вас дома?
(Ответы учащихся).
Слайд №11
- Даже в природе Великий Творец все сотворил по определённым законам и правилам. - (За летом идёт осень, затем зима, а за зимой весна, все планеты двигаются по своим орбитам, всё живое тянется к солнцу).
Слайд №12
- В каждом государстве существуют свои правила и законы, которые должны исполнять граждане этого государства.
- Благодаря законам и правилам у человека формируется совесть.
Слайд №13
- Ребята, а как вы думаете, что бы произошло, если бы всех этих правил не существовало?
(Наступил бы хаос в государстве, в природе, в школе, в семье, в душе человека).
- Направляющая беседа
Слайд №14
- Три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ увидели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него Заповеди.
Слайд №15
- Бог сам начертал эти Заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня народу.
- Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.
Слайд № 16
- Бог дал 10 Заповедей. Первые четыре Заповеди учат, как надо относиться людям к Богу. Остальные 6 касаются отношения людей между собой.
Слайд №17
- Эти Заповеди были как путеводитель для еврейского народа, и, исполняя их, они могли выйти из пустынного места и войти в землю благодатную, обетованную, т. е. обещанную им Богом.
Слайд №18
- Пустынное место означает пустыню, где не могут произрастать благодатные плоды, где людей мучила жажда и голод.
- Души этих людей были также прообразом этой пустыни, т. к. потеряли веру в истинного, живого Бога.
Слайд № 19
- А на благодатной земле произрастали разнообразные плоды. Господь обещал народу ввести их в эту обетованную землю, но для этого люди должны были научиться исполнять Заповеди, закон Божьей любви к Богу и людям.
- В этих Заповедях проявляется Божественная сущность. Господь дал их из любви к людям, потому что желает, чтобы каждый человек прожил жизнь праведно и счастливо.
- Физкультминутка (2-3 мин.)
- Ребята, давайте встанем, потянемся на носочках вверх и покажем, какие огромные плоды произрастали на благодатной земле.
- А теперь присядем, сожмём колени руками и изобразим засохшие плоды в пустыне.
- Объяснение Заповедей с игровым приёмом
- Ребята, представьте себе, что вы собираетесь отправиться в далёкое путешествие, что самое необходимое вы возьмёте с собой?
(Карту, компас, путеводитель).
- Правильно, вот так и душа наша, проходя определённый жизненный путь, нуждается в путеводителе, указывающем правильный путь, чтобы не сбиться с него, не попасть в беду, чтобы всегда быть в согласии со своей совестью.
Слайд №20
- Заповеди Божьи помогают нам идти по правильному пути и являются главным путеводителем из земного мира в мир Божественный, Вечный.
Слайд № 21
- Игровой приём
- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие из пункта А в пункт Б, но на нашем пути возвышается несколько вершин, каждая из которых имеет своё название по Заповедям Божьим.
- Чтобы преодолеть их, нам с вами необходимо дать как можно больше объяснений этим Заповедям.
- В своих тетрадях вы будите записывать столбиком название каждой вершины, но без пояснений.
- Итак, первая вершина на нашем пути гласит: «Почитай отца и матерь твою». Послушание.
- Давайте с вами выясним, что нужно сделать детям для того, чтобы почитать родителей.
(Слушаться, не грубить, выполнять требования родителей, уважать родителей, помогать им, любить их).
- Следующая вершина из Заповедей Божьих гласит: «Не убивай». - Не вреди жизни телесной и духовной.
(Нельзя драться, пинаться, толкаться, т. к. можно нечаянно убить человека; нельзя совершать телесное убийство, призывать к убийству, с ненавистью смотреть на ближнего, обзываться, употреблять грубые слова).
- Следующая вершина гласит: «Не кради» - Будь милостив.
(Не бери чужого, не воруй чужое, не отнимай у ближнего, не присваивай себе чужого имущества, не вреди чужому имуществу).
- Следующая вершина Заповедей Божьих гласит: «Не прелюбодействуй». – Это залог сохранения семьи.
(Будь верным тому, кто любит тебя и любим тобой, не лги любимым людям, не предавай их, береги любимых и близких людей).
- Следующая вершина Заповедей гласит: «Не лги».
Не вреди словом: Бог видит любой обман.
(Говори всегда правду, не сваливай вину на другого, никого не обвиняй, не обманывай людей).
- И вот мы с вами подошли к последней вершине Божьих Заповедей, которая гласит: «Не завидуй». – Мыслью, желанием.
Не завидуй хорошим оценкам ближнего, не завидуй тому, кто имеет то, чего нет у тебя, не завидуй тем, кто сильнее, умнее тебя, целеустремлённее, не завидуй, иначе зависть будет разрушать твоё сознание)
- Итог урока (рефлексия)
- Ребята, давайте подведём итог нашего путешествия, сделаем с вами выводы.
Слайд №22
- Что формируется у человека благодаря правилам и законам?
(Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть).
Слайд №23
- Какое чувство проявил Господь к людям, давая им эти Заповеди? С какой целью?
(Господь проявил чувство любви к людям, давая им эти Заповеди. Господь желает, чтобы каждый человек прожил жизнь праведно и счастливо).
Слайд №24
- Какую помощь нам могут оказать Заповеди Божьи?
(Заповеди Божьи помогают нам идти по правильному пути и являются главным путеводителем из земного мира в мир Божественный, вечный).
Слайд №25
- Домашнее задание
Нарисуйте дома на ватмане вершины гор, обозначьте каждую вершину одной из Заповедей Божьих и попросите своих родителей помочь вам дать пояснение каждой Заповеди. Повесьте этот ватман на видном месте, как напоминание о правильном жизненном пути.
VI. Используемая литература
1. А. В. Кураев. «Основы православной культуры». М. «Просвещение» - 2012 г.
2. Библия (Второзаконие глава 5, Исход глава 20:1-17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока по теме" Заповеди блаженства"
Дан подробный конспект урока по теме "Заповеди Блаженства" с презентацией....
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Разработка урока по литературе в 7 классе "Раздел "Я и другие". Р. Киплинг "Заповедь". Стихотворение о смысле жизни, о поисках своего места в мире"
План-конспект урока по литературе в 7 классе по учебнику Р.Н Бунеева "Школа-2100". Первый урок по разделу "Я и другие"...
Презентация урока по ОПК: "Заповеди Божии" (4 класс)
Презентация по ОПК (4 класс)...