Разработка урока по ОПК: "Заповеди Божии" (4 класс)
материал по теме

Гречнева Любовь Викторовна

Разработка урока "Заповеди Божии" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_zapovedi_bozhii.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Сергиево – Посадского района, д. Березняки

Выступление на районных педагогических чтениях

Разработка урока «Заповеди Божии» по основам православной культуры в 4 классах

           

Учитель истории и ОПК

Гречнева Любовь Викторовна

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Беседа на закрепление предыдущей темы
  3. Объяснение нового материала
  4. Итог урока (рефлексия)
  5. Домашнее задание
  6. Использованная литература

Слайд №1

Урок № 11

Заповеди

Слайд №2

  • Цели урока:  
  1. Помочь учащимся понять назначение известных им законов и правил.
  2. Рассмотреть основные нравственные законы (заповеди), которые Бог, согласно Библии, дал людям.                                                                                  
  3. Показать конкретные примеры выполнения учениками Божьих Заповедей.  

 

  • Форма урока: Беседа с игровым элементом.  
  • Оборудование: Слайды с иллюстрационным материалом.
  • Подготовительная работа: Прочитать Второзаконие 5 и Исход 20: 1- 17.    
  • Основные понятия и термины: Заповеди, скрижали, гора Сион, обетованная земля.

Ход урока

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с Заповедями Божьими, которые Господь дал людям через пророка Моисея.

  1.  Беседа на закрепление предыдущей темы

Слайд № 3

- На предыдущем уроке мы с вами разбирали такое духовно-нравственное понятие, как совесть. Как вы думаете, для чего человеку дана совесть?  

(Чтобы уметь различать добро и зло).

Слайд №4

- Какие два важных дела вложил Творец в совесть человека?

(Перед решением какого-либо поступка совесть подсказывает, как должен поступить человек, а после ошибки совесть срабатывает как тревога).

Слайд №5

- Связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»? Объясните, как вы понимаете эти выражения.

(Внутренним миром, совестью, поступками человека руководят силы зла, а душа такого человека умирает для благодатных дел).

Слайд №6

- Какие шаги к покаянию, очищению своей совести вы можете назвать?

(Согласие с совестью, исправление ошибок, молитва).

Слайд №7

- Говоря о совести, давайте с вами сделаем вывод, что является главным в жизни человека?

(Быть в ладу со своей совестью).

  1. Объяснение нового материала

  1. Вступительная беседа  

- Вы сделали правильный вывод, но у кого-то совесть чуткая, а у кого-то не очень. Чтобы у людей было ясное основание, понятие, по которому нужно различать добро и зло, Господь дал людям Заповеди (т.е. правила, по которым надо жить).

Слайд № 8 (Вопросы).

-  Назовите законы и правила, по которым мы с вами живём изо дня в день.

 (Правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, правила хорошего тона, правила безопасности на льду, правила поведения с огнём и т. д.).

Слайд №9

- Назовите, какие особые правила существуют у нас в школе.

(Не опаздывать в школу на уроки, уважать старших, быть вежливым, выполнять требования учителей, не допускать нарушения дисциплины, не унижать достоинства ближних).

Слайд №10

-  А какие правила существуют у вас дома?

(Ответы учащихся).

 

Слайд №11

- Даже в природе Великий Творец все сотворил по определённым   законам и правилам. - (За летом идёт осень, затем зима, а за зимой весна, все планеты двигаются по своим орбитам, всё живое тянется к солнцу).

 

Слайд №12

 - В каждом государстве существуют свои правила и законы, которые должны исполнять граждане этого государства.

- Благодаря законам и правилам у человека формируется совесть.

Слайд №13

- Ребята, а как вы думаете, что бы произошло, если бы всех этих правил не существовало?

(Наступил бы хаос в государстве, в природе, в школе, в семье, в душе человека).

  1. Направляющая беседа

Слайд №14

- Три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ увидели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него Заповеди.

Слайд №15

- Бог сам начертал эти Заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня народу.

- Сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его.

Слайд № 16

- Бог дал 10 Заповедей. Первые четыре Заповеди учат, как надо относиться людям к Богу. Остальные 6 касаются отношения людей между собой.

Слайд №17

- Эти Заповеди были как путеводитель для еврейского народа, и, исполняя их, они могли выйти из пустынного места и войти в землю благодатную, обетованную, т. е. обещанную им Богом.                  

Слайд №18

- Пустынное место означает пустыню, где не могут произрастать благодатные плоды, где людей мучила жажда и голод.

- Души этих людей были также прообразом этой пустыни, т. к. потеряли веру в истинного, живого Бога.

Слайд № 19

- А на благодатной земле произрастали разнообразные плоды. Господь обещал народу ввести их в эту обетованную землю, но для этого люди должны были научиться исполнять Заповеди, закон Божьей любви к Богу и людям.

- В этих Заповедях проявляется Божественная сущность. Господь дал их из любви к людям, потому что желает, чтобы каждый человек прожил жизнь праведно и счастливо.

       

  1. Физкультминутка (2-3 мин.)

- Ребята, давайте встанем, потянемся на носочках вверх и покажем, какие огромные плоды произрастали на благодатной земле.

- А теперь присядем, сожмём колени руками и изобразим засохшие плоды в пустыне.

  1. Объяснение Заповедей с игровым приёмом

- Ребята, представьте себе, что вы собираетесь отправиться в далёкое путешествие, что самое необходимое вы возьмёте с собой?

 (Карту, компас, путеводитель).

- Правильно, вот так и душа наша, проходя определённый жизненный путь, нуждается в путеводителе, указывающем правильный путь, чтобы не сбиться с него, не попасть в беду, чтобы всегда быть в согласии со своей совестью.

Слайд №20

-  Заповеди Божьи помогают нам идти по правильному пути и являются главным путеводителем из земного мира в мир Божественный, Вечный.

Слайд № 21

  1. Игровой приём

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие из пункта А в пункт Б, но на нашем пути возвышается несколько вершин, каждая из которых имеет своё название по Заповедям Божьим.

- Чтобы преодолеть их, нам с вами необходимо дать как можно больше объяснений этим Заповедям.

-  В своих тетрадях вы будите записывать столбиком название каждой вершины, но без пояснений.

-  Итак, первая вершина на нашем пути гласит: «Почитай отца и матерь твою». Послушание.  

- Давайте с вами выясним, что нужно сделать детям для того, чтобы почитать родителей.

(Слушаться, не грубить, выполнять требования родителей, уважать родителей, помогать им, любить их).

- Следующая вершина из Заповедей Божьих гласит: «Не убивай». - Не вреди жизни телесной и духовной.

(Нельзя драться, пинаться, толкаться, т. к. можно нечаянно убить человека; нельзя совершать телесное убийство, призывать к убийству, с ненавистью смотреть на ближнего, обзываться, употреблять грубые слова).        

- Следующая вершина гласит: «Не кради» - Будь милостив.  

 (Не бери чужого, не воруй чужое, не отнимай у ближнего, не присваивай себе чужого имущества, не вреди чужому имуществу).  

-  Следующая вершина Заповедей Божьих гласит: «Не прелюбодействуй». – Это залог сохранения семьи.

(Будь верным тому, кто любит тебя и любим тобой, не лги любимым людям, не предавай их, береги любимых и близких людей).

-  Следующая вершина Заповедей гласит: «Не лги».

Не вреди словом: Бог видит любой обман.

(Говори всегда правду, не сваливай вину на другого, никого не обвиняй, не обманывай людей).

-  И вот мы с вами подошли к последней вершине Божьих Заповедей, которая гласит: «Не завидуй». – Мыслью, желанием.

Не завидуй хорошим оценкам ближнего, не завидуй тому, кто имеет то, чего нет у тебя, не завидуй тем, кто сильнее, умнее тебя, целеустремлённее, не завидуй, иначе зависть будет разрушать твоё сознание)

  1. Итог урока (рефлексия)

- Ребята, давайте подведём итог нашего путешествия, сделаем с вами выводы.

Слайд №22

-  Что формируется у человека благодаря правилам и законам?

(Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть).

Слайд №23

-  Какое чувство проявил Господь к людям, давая им эти Заповеди?  С какой целью?

(Господь проявил чувство любви к людям, давая им эти Заповеди. Господь желает, чтобы каждый человек прожил жизнь праведно и счастливо).

Слайд №24

-  Какую помощь нам могут оказать Заповеди Божьи?

(Заповеди Божьи помогают нам идти по правильному пути и являются главным путеводителем из земного мира в мир Божественный, вечный).

Слайд №25

  1. Домашнее задание

Нарисуйте дома на ватмане вершины гор, обозначьте каждую вершину одной из Заповедей Божьих и попросите своих родителей помочь вам дать пояснение каждой Заповеди. Повесьте этот ватман на видном месте, как напоминание о правильном жизненном пути.

VI.    Используемая литература

1. А. В. Кураев. «Основы православной культуры». М. «Просвещение» - 2012 г.

2. Библия (Второзаконие глава 5, Исход глава 20:1-17)

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме" Заповеди блаженства"

Дан подробный конспект урока по теме "Заповеди Блаженства" с презентацией....

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Разработка урока по литературе в 7 классе "Раздел "Я и другие". Р. Киплинг "Заповедь". Стихотворение о смысле жизни, о поисках своего места в мире"

План-конспект урока по литературе в 7 классе по учебнику Р.Н Бунеева "Школа-2100". Первый урок по разделу "Я и другие"...