Из опыта работы экспериментальной площадки.
материал на тему

Леганова Наталья Николаевна

Развитие экологической культуры как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperim._ploshchadka.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа

Развитие экологической культуры как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания

    ( Из опыта работы экспериментальной площадки)

                                                                          Учитель биологии:                   Леганова Н.Н.

Духовно-нравственное воспитание является одним из главных направлений развития нашей школы на протяжении  последних лет.  

Экологическое воспитание является одной из его составляющих , через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить жить в мире  в согласии с собой и природой, в любви к ближнему и ко всему живому.

Село Глухово, на территории которого находится наша школа, имеет выгодное природно-географическое положение: в его окрестностях протекают две крупные реки (Ветлуга и Уста), много озер и болот, часть которых является уникальными по своему происхождению и органическому миру. Многие являются охраняемыми памятниками природы. Село окружено лесами.

Школа ставит перед собой цели формирования экологически грамотного, понимающего законы природы, члена общества, обладающего экологической культурой, т.е. желанием и потребностью принять активное участие в деле охраны природы. Поэтому уже несколько лет мы работаем по программе «Зеленый мир», направленной на экологическое воспитание и развитие. В течение последних лет в рамках МОУ Глуховской средней общеобразовательной школы велась работа по организации экологических троп к памятникам природы, создано  школьное лесничество, организовано научное общество учащихся , налажено взаимодействие с областным экоцентром «Дронт» и мн. др. Выполнялись проектные и исследовательские работы по экологии и краеведению.

Как показала практика, экологически ориентированная деятельность может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой: это и посадка деревьев, озеленение пришкольной территории, экологические экспедиции и походы, участие в экологических акциях и конференциях и многое другое.

 Одним из экологических проектов, выполненных нашими учащимися, является проект «Родные реки и озера». Его целями были изучение и охрана уникальных водных объектов, расположенных вблизи школы.

Еще одно большое направление работы было связано с выявлением и изучением культурных и природных ценностей нашего края. К ним относятся озеро Моховое, церковь Космы и Дамиана в селе Глухово, усадьба помещиков Шуртыгиных. К этим объектам были проложены экологические тропы.

Также регулярно проводятся акции «Живи, родник!», «Чистая улица», «Чистый двор», «Чистое озеро».

В рамках деятельности школьного лесничества также проводится  исследовательская и практическая природоохранная деятельность  по изучению, охране и возобновлению лесов нашего края. Это посадка деревьев, очистка лесных массивов от мусора, озеленение и благоустройство пришкольной территории. Ежегодно успешно участвуем в областных конкурсах «Подрост», « Лесная олимпиада», фестивале «Молодежь. Экология. Культура», в районных экологических конференциях и многих других.

 Главное, что  мы добились в результате этой работы - трепетное, заботливое   отношение детей к тому, что нас окружает. Они хотят жить  в мире красивой природы и сами для этого делают всё возможное. Главное, чтобы  дети  видели результат своего труда, чтобы были не потребителями, а созидателями.     Работа по экологическому направлению была продолжена в этом году в рамках районной экспериментальной экологической  площадки.

 Тема экспериментальной площадки:
«Развитие экологического мышления как условие формирования современного социокультурного пространства села». Рассчитана она на 5 лет.

Цель эксперимента:

Расширение и углубление базовых знаний по экологии; выработка конкретных навыков разумного поведения в природе; формирование нравственности через решение экологических проблем своего края.

Задачи эксперимента:

Построение системы экологического воспитания учащихся; овладение знаниями экологической науки, формирование ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по ее охране; реализация интереса  к природе, оценивание состояния окружающей среды, предвидение возможных последствий своего труда.

Актуальность проблемы:

Экологическая культура, являясь важнейшей частью общей культуры человека, проявляется в его духовной жизни, поступках, быту.

В экологическом пространстве сельского социума, на территории которого находится МОУ Глуховская СОШ наиболее актуальными являются проблемы:

-экологической неграмотности населения, проявляющейся  в потребительском отношении к окружающей среде и природным ресурсам;

-отсутствие ценностей экологического характера в составляющей родного края, села;

      -незнание природных памятников как части духовно-нравственной культуры.

Опытно- экспериментальная работа по теме «Развитие экологического мышления как условие формирования современного социокультурного пространства села» призвана способствовать:

-экологическому образованию детей,

-экологическому просвещению населения,

-осуществлению контактов с образовательными, общественными, и государственными природоохранными организациями и обществами.

Основные методы экспериментальной деятельности являются:

-экологические экспедиции и исследовательская работа на основе их результатов,

-экологические акции по очистке природных объектов,

-создание экологических троп,

-воспитательные мероприятия экологической направленности,

-активное участие в практической деятельности, направленной на улучшение экологической среды,

-создание проектов и программ экологического образования в сельской школе.

По итогам реализации данного  проекта предполагается положительный результат полезной, совместной деятельности педагогов и учащихся. Завершив работу в проекте, подростки продолжают участвовать в экологически ориентированной деятельности, совершенствовать свое взаимодействие с окружающей средой.

Участники проекта не остаются равнодушными к экологическим проблемам своей малой родины.

Предполагаемые результаты имеют и практическую ценность:

       -создание экомузея,

-создание экологических лагерей,

-создание зимнего сада и пришкольного парка,

-создание экологических троп,

-сотрудничество с областным экоцентром «Дронт» и другими экологическими организациями,

-сотрудничество  с ВУЗами в организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Мы надеемся, что данная работа поможет  нам в формировании не только экологической культуры, но и нравственных качеств личности учащихся, а также будет способствовать  их духовному росту и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

О работе экспериментальной площадки по апробации УМК С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык»

В программе учтён деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистически...

Отчет об участии в работе экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №7 г. Сарапула Удмуртской Республики

В отчете представлены результаты экспериментальной работы учителя истории и обществознания Лузяниной И.П. по внедрению технологии РКМЧП в процесс обучения истории и обществознания учащихся 8-х классов...

отчет по работе экспериментальной площадки

показана работа с учебниками линии "Сфера"...

Отчет о работе экспериментальной площадки

В отчете предоставлены результаты деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через  внедрение в образовательный процесс учебн...

Участие в работе экспериментальной площадки, 17.03.15 год.

17.03.15 г. Участие в работе эксперементальной площадки “Речь – это инструмент развития интеллектуальных и высших эмоций ребенка”Открытое занятие по теме “Совместная деятельность школы и семьи по напр...

Материалы работы экспериментальной площадки

Экспертно - проектная работа по развитию организационной и образовательной школьных систем образовательной организации...