Из опыта работы экспериментальной площадки.
материал на тему
Развитие экологической культуры как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperim._ploshchadka.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа
Развитие экологической культуры как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания
( Из опыта работы экспериментальной площадки)
Учитель биологии: Леганова Н.Н.
Духовно-нравственное воспитание является одним из главных направлений развития нашей школы на протяжении последних лет.
Экологическое воспитание является одной из его составляющих , через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить жить в мире в согласии с собой и природой, в любви к ближнему и ко всему живому.
Село Глухово, на территории которого находится наша школа, имеет выгодное природно-географическое положение: в его окрестностях протекают две крупные реки (Ветлуга и Уста), много озер и болот, часть которых является уникальными по своему происхождению и органическому миру. Многие являются охраняемыми памятниками природы. Село окружено лесами.
Школа ставит перед собой цели формирования экологически грамотного, понимающего законы природы, члена общества, обладающего экологической культурой, т.е. желанием и потребностью принять активное участие в деле охраны природы. Поэтому уже несколько лет мы работаем по программе «Зеленый мир», направленной на экологическое воспитание и развитие. В течение последних лет в рамках МОУ Глуховской средней общеобразовательной школы велась работа по организации экологических троп к памятникам природы, создано школьное лесничество, организовано научное общество учащихся , налажено взаимодействие с областным экоцентром «Дронт» и мн. др. Выполнялись проектные и исследовательские работы по экологии и краеведению.
Как показала практика, экологически ориентированная деятельность может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой: это и посадка деревьев, озеленение пришкольной территории, экологические экспедиции и походы, участие в экологических акциях и конференциях и многое другое.
Одним из экологических проектов, выполненных нашими учащимися, является проект «Родные реки и озера». Его целями были изучение и охрана уникальных водных объектов, расположенных вблизи школы.
Еще одно большое направление работы было связано с выявлением и изучением культурных и природных ценностей нашего края. К ним относятся озеро Моховое, церковь Космы и Дамиана в селе Глухово, усадьба помещиков Шуртыгиных. К этим объектам были проложены экологические тропы.
Также регулярно проводятся акции «Живи, родник!», «Чистая улица», «Чистый двор», «Чистое озеро».
В рамках деятельности школьного лесничества также проводится исследовательская и практическая природоохранная деятельность по изучению, охране и возобновлению лесов нашего края. Это посадка деревьев, очистка лесных массивов от мусора, озеленение и благоустройство пришкольной территории. Ежегодно успешно участвуем в областных конкурсах «Подрост», « Лесная олимпиада», фестивале «Молодежь. Экология. Культура», в районных экологических конференциях и многих других.
Главное, что мы добились в результате этой работы - трепетное, заботливое отношение детей к тому, что нас окружает. Они хотят жить в мире красивой природы и сами для этого делают всё возможное. Главное, чтобы дети видели результат своего труда, чтобы были не потребителями, а созидателями. Работа по экологическому направлению была продолжена в этом году в рамках районной экспериментальной экологической площадки.
Тема экспериментальной площадки:
«Развитие экологического мышления как условие формирования современного социокультурного пространства села». Рассчитана она на 5 лет.
Цель эксперимента:
Расширение и углубление базовых знаний по экологии; выработка конкретных навыков разумного поведения в природе; формирование нравственности через решение экологических проблем своего края.
Задачи эксперимента:
Построение системы экологического воспитания учащихся; овладение знаниями экологической науки, формирование ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по ее охране; реализация интереса к природе, оценивание состояния окружающей среды, предвидение возможных последствий своего труда.
Актуальность проблемы:
Экологическая культура, являясь важнейшей частью общей культуры человека, проявляется в его духовной жизни, поступках, быту.
В экологическом пространстве сельского социума, на территории которого находится МОУ Глуховская СОШ наиболее актуальными являются проблемы:
-экологической неграмотности населения, проявляющейся в потребительском отношении к окружающей среде и природным ресурсам;
-отсутствие ценностей экологического характера в составляющей родного края, села;
-незнание природных памятников как части духовно-нравственной культуры.
Опытно- экспериментальная работа по теме «Развитие экологического мышления как условие формирования современного социокультурного пространства села» призвана способствовать:
-экологическому образованию детей,
-экологическому просвещению населения,
-осуществлению контактов с образовательными, общественными, и государственными природоохранными организациями и обществами.
Основные методы экспериментальной деятельности являются:
-экологические экспедиции и исследовательская работа на основе их результатов,
-экологические акции по очистке природных объектов,
-создание экологических троп,
-воспитательные мероприятия экологической направленности,
-активное участие в практической деятельности, направленной на улучшение экологической среды,
-создание проектов и программ экологического образования в сельской школе.
По итогам реализации данного проекта предполагается положительный результат полезной, совместной деятельности педагогов и учащихся. Завершив работу в проекте, подростки продолжают участвовать в экологически ориентированной деятельности, совершенствовать свое взаимодействие с окружающей средой.
Участники проекта не остаются равнодушными к экологическим проблемам своей малой родины.
Предполагаемые результаты имеют и практическую ценность:
-создание экомузея,
-создание экологических лагерей,
-создание зимнего сада и пришкольного парка,
-создание экологических троп,
-сотрудничество с областным экоцентром «Дронт» и другими экологическими организациями,
-сотрудничество с ВУЗами в организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Мы надеемся, что данная работа поможет нам в формировании не только экологической культуры, но и нравственных качеств личности учащихся, а также будет способствовать их духовному росту и самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
О работе экспериментальной площадки по апробации УМК С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык»
В программе учтён деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистически...
Отчет об участии в работе экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №7 г. Сарапула Удмуртской Республики
В отчете представлены результаты экспериментальной работы учителя истории и обществознания Лузяниной И.П. по внедрению технологии РКМЧП в процесс обучения истории и обществознания учащихся 8-х классов...
отчет по работе экспериментальной площадки
показана работа с учебниками линии "Сфера"...
Отчет о работе экспериментальной площадки
В отчете предоставлены результаты деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебн...
Участие в работе экспериментальной площадки, 17.03.15 год.
17.03.15 г. Участие в работе эксперементальной площадки “Речь – это инструмент развития интеллектуальных и высших эмоций ребенка”Открытое занятие по теме “Совместная деятельность школы и семьи по напр...
Материалы работы экспериментальной площадки
Экспертно - проектная работа по развитию организационной и образовательной школьных систем образовательной организации...