Материалы работы экспериментальной площадки
презентация к уроку по теме
Экспертно - проектная работа по развитию организационной и образовательной школьных систем образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педагогическом совете | 28.46 КБ |
результаты экспериментальной работы гимназии для представления на педагогическом совете | 1.94 МБ |
ekspertno-proektnoe_zaklyuchenie1.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Гимназия имени Н.В. Пушкова
Педсовет 23.03.2015г
Доклад Лисаченко Ю.С.
«Экспертно - проектная работа по развитию организационной и образовательной школьных систем образовательной организации»
Перед любой школой, которая всерьез думает о своем будущем, встает вопрос о путях ее стратегического развития. Даже если результаты образовательной деятельности с точки зрения общепринятых формальных показателей выглядят вполне достойно, приходит понимание, что для обеспечения стабильного долгосрочного развития учреждения необходимо совершенствовать его организационно-педагогическую систему.
Современная организационно-педагогическая система школы должна ненавязчиво интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал коллектива на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей каждого школьника, сохраняя в то же время школу как единый организм, максимально устойчивый, с одной стороны, и максимально мобильный с другой.
По данным социологических исследований — более 90% российских школ ориентированы на поиск новых средств, методов и форм образовательной деятельности.
При этом качественный анализ показывает, что часто инновационные процессы разрозненны, мало управляемы, плохо продуманы и не подготовлены, то есть массовость нововведений не только не обеспечивает повышения качества образования, но нередко приводит к обратному результату.
Таким образом, проблема внедрения эффективных механизмов системной организации деятельности школы представляется сегодня одной из актуальнейших проблемой совершенствования школьного образования. Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создать в ней организационно-образовательную систему.
Организационно-образовательная система школы включает такие основные элементы, как ее структурная организация, координационные механизмы, образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса и т.д. Первым шагом к разработке такой системы является всесторонний анализ жизнедеятельности школы.
В школе проводится комплексная экспертиза существующего состояния ее организационно-образовательной системы: определение реально сложившейся в школе управленческо-педагогической модели; анализ содержания образовательного плана школы; определение характера организационной культуры педагогического коллектива; психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уровнях (микросреда, локальная среда) с анализом восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями); психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных субъектов образовательного процесса; анализ представлений директора и его заместителей о состоянии и развитии школы и т.п.
Сегодня, когда говорят о мониторинге качества школьного образования, то почти всегда имеют в виду отслеживание результатов единого государственного экзамена. То есть под мониторингом обычно подразумевается периодический анализ уровня образовательных результатов учащихся.
Вместе с тем «мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» (А.Н. Майоров). Системный мониторинг, направленный не только на анализ динамики образовательных результатов, но и на весь комплекс образовательных возможностей школы, позволяет руководителю осознанно и целенаправленно управлять ее инновационным развитием.
Системный мониторинг школы представляет собой процедуру периодического сбора и анализа различных структурированных данных с целью сопоставления получаемых образовательных результатов и текущего состояния основных элементов образовательной, управленческой и социальной подсистемы школы с заявленной миссией и образовательными целями. Разработанная коллективом лаборатории гуманитарной экспертизы сферы образования под руководством В.А. Ясвина модель системного гуманитарного мониторинга направлена как на комплексный анализ образовательных результатов, так и на анализ развивающих возможностей школы.
Системный мониторинг осуществляется в основном специалистами психологической службы в тесном сотрудничестве с административной группой и педагогами образовательной организации.
Результаты мониторинга выступают основой для проектирования развития школы и управления школьной организацией. Полученные данные обсуждаются на заседаниях школьных советов различного уровня.
В рамках работы вышеназванной инновационной площадки в 2014 году в Гимназии имени Н.В. Пушкова инициативной группой, состоящей из представителей административной группы, психолога и отдельных педагогов школы был проведен системный мониторинг развития школы, некоторые результаты которого представлены вашему вниманию на следующих слайдах.
Для анализа организационно-образовательной системы школы нами использован подход, разработанный группой европейских консультантов в области образования. Данный подход получил международное признание и используется в Нидерландах, Бельгии, Англии, Германии, Швеции и других европейских странах, а теперь также и в России. В основе предлагаемой классификации организационно-образовательных моделей лежит градация способности школ к эволюционному развитию в контексте реализации трех основных организационных функций:
1. способность к гибкости – управление образовательным процессом, приспосабливая его к меняющимся социальным условиям;
2. способность к усложнениям – развитие образовательного процесса в школе от простого к более сложному;
3. способность к организационному развитию – организационные изменения в школе, как на внешнем, так и на внутреннем уровне.
В соответствии с данными критериями выделяется пять образовательных моделей школ: отборочно - поточная, постановочная, смешанных способностей, интегративная, инновационная,
и пять организационных (управленческих) моделей: сегментная, линейная, коллегиальная, матричная и модульная.
Основное положение данного подхода заключается в наибольшей практической эффективности деятельности школы при взаимном соответствии определенных образовательной и организационной моделей, а именно: отборочно - поточной и сегментной; постановочной и линейной; смешанных способностей и коллегиальной; интегративной и матричной; инновационной и модульной.
Организационно-образовательная структура любой школы представляет собой уникальную конфигурацию, содержащую элементы нескольких (или даже всех) моделей в различных соотношениях.
Экспертный анализ позволяет позиционировать данную конфигурацию в «модельном поле структурного развития» и определить стратегию дальнейшего совершенствования и гармонизации организационно-образовательной структуры школы.
Отборочно-поточно-сегментная модель. Важнейшая черта данной модели – высокий уровень автономности учителя (как отдельного сегмента системы), который, преподавая свой предмет в классе, сам оценивает свою работу, имеет минимум деловых связей с другими учителями; применяемые методы преподавания, как правило, традиционны, формальны и прямолинейны. Главный критерий эффективности преподавания – достижение формальных результатов обучения, проявляющихся на экзаменах. Воспитательная работа со школьниками направлена, прежде всего, на поддержание учебной дисциплины и поддержание высоких результатов обучения.
Линейно-постановочная модель. Введение линейно-постановочной модели направлено на учет различных способностей детей при освоении разных школьных предметов путем дифференциации образовательного процесса в рамках нескольких традиционно наиболее «важных» дисциплин, таких как математика и языки. В данной модели усиливается роль методических объединений, что обеспечивает более тесную кооперацию учителей, входящих в эти объединения.
Смешанно-коллегиальная модель. При обучении по данной модели не существует предварительного отбора и перегруппировок учащихся. Воспитательная работа в рамках данной модели направлена на развитие личностного и группового функционирования учащихся, однако проблемы воспитания никогда не становятся предметом работы методических объединений. Кооперация педагогов на основе методических объединений и коллегиального органа является хорошей предпосылкой для изменения организационных процессов и введения образовательных инноваций в школе. Особую роль приобретает характер организационной культуры педагогического коллектива, который может существенно ограничивать принятие инноваций, если они выходят за рамки принятых «культурных стереотипов».
Интегративно-матричная модель. Для данной модели характерна широкая направленность содержания образовательного процесса: наряду с традиционным когнитивным содержанием, образование направлено на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное и экспрессивное (умение выражать себя) развитие личности. Сильна межпредметная интеграция. Школьники, согласно своим интересам, имеют возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор учебных дисциплин, глубину освоения отдельных курсов и тем. Воспитательная работа и психолого-педагогическое сопровождение школьников строится на базе учета их собственных интересов и проблем. В данной модели каждый педагог в равной мере выступает в роли учителя-предметника и наставника-воспитателя. Интегративно-матричная модель является очень перспективной для развития школы в инновационном режиме.
Инновационно - модульная модель. Цели и содержание образования в данной модели отличаются большим акцентом на социализацию школьников. Команда педагогов функционирует как единое целое, преподавание предметов ведется в контексте наставничества, является средством личностного развития и социализации каждого школьника. В данной модели «команды» обладают высокой степенью автономности:
- вырабатывают собственную образовательную стратегию в рамках школьной концепции;
- адаптируют содержание образования в зависимости от специфических потребностей и интересов детей и родителей своей группы (основной критерий – высокая мотивация школьников к саморазвитию).
Функции администрации заключаются в материальном обеспечении «команд», координации их взаимодействий между собой, контроле соблюдения общешкольных норм.
Интегративно-матричная модель является очень перспективной для развития школы в инновационном режиме.
Анализ образовательной среды проводится с помощью следующих дескрипторов: модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, устойчивость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность.
Широта образовательной среды служит ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее.
Интенсивность образовательной среды - ее структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной характеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения. В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды выступает, в частности, коэффициент модальности, который отражает степень использования воспитанниками развивающих возможностей (ресурсов среды). Коэффициент модальности, во-первых, тем больше, чем выше активность и, во-вторых, при равной степени активности, он больше в условиях свободной активности и меньше в условиях свободной пассивности.
Степень осознаваемости образовательной среды – показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Если другие параметры дают синхроническое описание образовательной среды, то параметр устойчивости позволяет осуществить ее диахроническое описание.
Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов.
Эмоциональность образовательной среды иллюстрирует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.
Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
Доминантность показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность.
Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности.
Социальная активность образовательной среды - показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.
Мобильность образовательной среды характеризует ее способности к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.
Организационная культура школы.
Понятие организационной культуры включает в себя совокупность представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и т.п., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации. Анализ организационной культуры позволяет рассматривать школу как социальную систему.
Понимание особенностей организационной культуры школы позволяет:
- выявить сущность уникальности данной школы, ее реальные отличия от других школ;
-определить приоритеты и ограничения управленческих действий в рамках данной организационной культуры;
-предвидеть реакции педагогического коллектива на определенные инновации и уровень сопротивления изменениям;
-выяснить истинную причину многих конфликтных ситуаций;
-получить критерии применимости опыта других школ в данном коллективе.
На сегодняшний день существует множество типологий организационных культур. Для анализа можно использовать типологию, разработанную организационными консультантами Кимом Камероном и Робертом Куинном и адаптированную для описания школьных организаций. В основе данной типологии организационной культуры лежит рамочный конструкт, построенный на противопоставлении «конкурирующих ценностей», рассматриваемых в качестве главных индикаторов эффективности организаций: «внутренний фокус и интеграция – внешний фокус и дифференциация» и «гибкость и дискретность – стабильность и контроль». Соответственно выделяются четыре базовых типа организационной культуры.
Семейная (клановая) организационная культура. Школа похожа на большую семью. Лидеры и руководители воспринимаются как наставники и, даже, как родители. Сотрудники держатся вместе благодаря взаимной преданности и традициям. Делается акцент на долгосрочной выгоде личностного совершенствования сотрудников, придается особое значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату.
Инновационная (адхократичная) организационная культура. Педагоги готовы экспериментировать и рисковать. Лидерами считаются новаторы, способные к профессиональному поиску. В долгосрочной перспективе школа делает акцент на приобретении и развитии новых образовательных подходов, технологий и методик.
Школа стремиться быть идейным и методическим лидером среди образовательных учреждений. Поощряется индивидуальная инициатива и свобода педагогов.
Результативная (рыночная) организационная культура. Педагоги отличаются целеустремленностью, характерно соперничество между сотрудниками. Лидеры – твердые, требовательные руководители, способные к жестким решениям ради дела. Успех определяется высоким рейтингом и конкурентоспособностью на рынке образования.
Стиль школы – жестко проводимая линия на достижение высокого образовательного уровня учащихся.
Ролевая (бюрократическая) организационная культура. Деятельностью педагогов управляют четкие правила и инструкции. Лидеры и руководители гордятся тем, что они – рационально мыслящие организаторы и координаторы. Успех определяется как стабильность школы и избежание всевозможных проблем. Администрация озабочена достижением предсказуемости изменений внешней ситуации и обеспечением гарантий долгосрочной профессиональной занятости сотрудников школы.
В ходе проведения экспертизы сопоставляются представления об организационной культуре различных категорий сотрудников школы (руководителя; членов администрации; педагогов, имеющих большой стаж работы в данной школе и молодых специалистов и т.д.). Анализ различий этих представлений позволяет выявлять феномены и тенденции развития школы (иллюзии администрации, культурные особенности различных профессиональных микрогрупп и т.д.). В итоге создается конфигурация желаемого профиля организационной культуры школы, разрабатывается политика администрации, обеспечивающая определенную целенаправленность ее эволюционного развития, соответствующего условиям и требованиям избранной школой организационно-образовательной модели.
По итогам проведенной экспертизы в каждой школе проводится цикл рабочих семинаров «Экспертиза образовательной системы школы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Городская инновационная площадка «Формирование экспертных сообществ для консультативно-проектного сопровождения развития образовательных учреждений в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Московского стандарта качества образования » Руководитель: Ясвин Витольд Альбертович, доктор психологических наук, профессор , заведующий лабораторией гуманитарной экспертизы и социального дизайна сферы образования ГБОУ ВПО МГПУ http://yasvinlab.ru/
Цели работы инновационной площадки: Создание и внедрение в образовательную практику научно-методических продуктов, обеспечивающих проектирование, организацию, управление, экспертизу и мониторинг качества образовательных организаций в контексте современных приоритетов образовательной политики. Методическая поддержка формирования и функционирования профессиональных экспертных сообществ
Миссия «Живая школа» В.А. Ясвин «Экспертно-проектное управление развитием школы»(монография), Москва, сентябрь 2011, Б иблиотека журнала директора школы … книга о проектировании такой школы, которая, как сказочная живая вода обладает волшебными свойства- ми, способными оживлять мертвое тело — одухотворять, благотворно действовать, пробуждать интерес и т.д. Характерно, что в сказках живая вода часто охраняется злыми существами и ее добыча связана с риском и испытаниями . Об этих «злых существах», скрывающихся в виде наших костных, в виде устаревших представлений о смыслах, ценностях и приоритетах школьного образования эта книга…
Проблемное поле теоретических исследований, методических разработок и образовательных программ
Организационно-образовательная система
Экспертиза организационно-образовательной системы ш колы Определение управленческо-педагогической модели; анализ содержания образовательного плана школы; определение характера организационной культуры педагогического коллектива; психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уровнях с анализом восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса; анализ представлений директора и его заместителей о состоянии и развитии школы и т.д.
Системный мониторинг развития школьной организации Мониторинг ( от латинского monitor — предостерегающий ) — в широком смысле деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СИСТЕМНОГО МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Мониторинг развития образовательно-организационной системы школы Анализ содержания образовательной программы школы Мониторинг развития образовательной среды Мониторинг развития организационной культуры педагогического коллектива Мониторинг отношения к школе Программа развития ш колы на основе экспертных данных
пять образовательных моделей школ: пять организационных (управленческих) моделей: отборочно -поточная постановочная смешанных способностей интегративная инновационная сегментная линейная коллегиальная матричная модульная пять основных моделей школ 1. отборочно -поточно-сегментная модель 2. линейно-постановочная модель 3. смешанно-коллегиальная модель 4. интегративно-матричная модель 5. инновационно -модульная модель
Модельное поле структурного развития
Модели школьных организаций
МАОУ "Гимназия имени Н.В.Пушкова " методика балл в рейтинге школ max min Методика анализа организационно-образовательной модели 240 347 193 Методика анализа образовательной среды 162 202 127 Конкурсный балл по сумме двух методик: 402 Организационно-образовательная модель школы Организационная подсистема * ** учительская (сегментная) модель 2% 0% директорская (линейная) модель 20% 20% коллективная (коллегиальная) модель 37% 50% сетевая (матричная) модель 24% 17% командная (модульная) модель 17% 13% Образовательная подсистема поточная (отборочно-поточная) модель 19% 11% групповая (постановочная) модель 21% 14% общая (смешанных способносней) модель 25% 43% интегративная модель 23% 29% социализирующая (инновационная) модель 12% 4% * - процентное соотношение признаков модели при первичном подсчете ** - процентное соотношение признаков модели при пересчете (с учетом доминирования разных моделей)
Графическое изображение результатов экспертизы Характеристики экспертизы школьной среды, ориентированной на обучение
Графическое представление результатов экспертизы ( с учетом доминирования разных моделей)
Анализ образовательной среды
Типичный профиль организационной культуры для педагогических коллективов
Профиль организационной культуры педагогического коллектива Гимназии им. Н . В. Пушкова
Экспертно-проектная модель образовательно- развивающего потенциала Гимназии им. Н.В.Пушкова
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краткая справка о МАОУ «Гимназия им. Н. В. Пушкова» 1966г.—Открытие школы 1996г.—Получение статуса МОУ СОШ №1 с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла 1999г.—Получение статуса МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов 2 2006г.—Присвоение школе имени Н. В. Пушкова, основателя города Троицка 2007г.—Получение статуса гимназии 2007г. – Гимназия- победитель конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы 2008г.—Победитель конкурса на самую благоустроенную территорию образовательного учреждение Московской области 2 2008г.—Победитель Всероссийского конкурса «Информационная среда школы» 2009г.—Лауреат областного конкурса «Лучшие школы Подмосковья» 2009г.—Дипломант выставки-конкурса МИНИ МАКС в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС 2009 2009г.—Дипломант IV Фестиваля науки 2009г.—Дипломант IX Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи НТТМ 2009 2010г.—Дипломант X Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи НТТМ 2010 2010г.—Дипломант V Фестиваля науки 2011г.—Победитель областного журналистского конкурса среди детских и молодежных общественных объединений «Звездный путь», посвященный 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина 2011г.—Дипломант Фестиваля детского творчества «От винта» в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС 2011 2011г.—Дипломант Форума юношеских талантов: Московской открытой конференции школьников «НТТМ-Москва'2011» и Соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в ЦФО РФ 2011г.—Призер Чемпионата по запуску школьных микроспутников «CanSat» (Норвегия) 2012г.—Дипломанты Первого российского чемпионата «CanSat» (две команды вошли в высшую лигу чемпионата) 2012г.—Победитель III Международного конкурса учебного рисунка. 2012г.—Победитель III Международного конкурса цифровых образовательных ресурсов «IT-эффект» 2012г. – Гимназия вошла в Инженерно-космический образовательный кластер 2013г. – Призеры Второго российского чемпионата «CanSat» 2013г. – Дипломанты Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России» …
Состояние организационно-образовательной системы МАОУ «Гимназия им. Н. В. Пушкова» (по оценкам управленческой команды)
Органиограмма МАОУ «Гимназия им. Н. В. Пушкова»
Модальность образовательной среды МАОУ «Гимназия им. Н. В. Пушкова» (по оценкам управленческой команды) активность пассивность свобода зависимость Творческая среда Карьерная среда Безмятежная среда Догматическая среда 42% 30% 20% 8%
Экспертно-проектная модель образова-тельно - развиваю- щего потенциала гимназии
Профиль организационной культуры педагогического коллектива Гимназии им. Н.В.Пушкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
О работе экспериментальной площадки по апробации УМК С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык»
В программе учтён деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистически...
Отчет об участии в работе экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №7 г. Сарапула Удмуртской Республики
В отчете представлены результаты экспериментальной работы учителя истории и обществознания Лузяниной И.П. по внедрению технологии РКМЧП в процесс обучения истории и обществознания учащихся 8-х классов...
отчет по работе экспериментальной площадки
показана работа с учебниками линии "Сфера"...
Отчет о работе экспериментальной площадки
В отчете предоставлены результаты деятельности муниципальной экспериментальной площадки «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебн...
Из опыта работы экспериментальной площадки.
Развитие экологической культуры как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания....
Участие в работе экспериментальной площадки, 17.03.15 год.
17.03.15 г. Участие в работе эксперементальной площадки “Речь – это инструмент развития интеллектуальных и высших эмоций ребенка”Открытое занятие по теме “Совместная деятельность школы и семьи по напр...