Разработка урока ОПК по теме "Библия. Ветхий и Новый Заветы"
методическая разработка на тему

Трунова Светлана Владимировна

Это попытка, доступным для учеников 4 класса светской школы, объяснить, почему для православного христианина Библия – Священная книга (т.е. самая дорогая разуму и сердцу). А также:

- показать место Библии в мировой культуре;

- пояснить структуру и содержание Библии;

- обозначить место и особенности Евангелие в Священном Писании;

- раскрыть богословский тезис: «Бог и человек вместе создали текст Библии. От человека вопросы, особенности речи и строение той или иной книги Библии, а от Бога вдохновение, мысли, содержание Писания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему: «Библия. Ветхий и Новый Заветы»

Цель урока – объяснить, почему для православного христианина

                         Библия – Священная книга (т.е. самая дорогая разуму и

                         сердцу).

Задачи – показать место Библии в мировой культуре;

               - пояснить структуру и содержание Библии;

               - обозначить место и особенности Евангелие в Библии;

               - раскрыть богословский тезис: «Бог и человек вместе создали текст Библии. От человека вопросы, особенности речи и строение той или иной книги Библии, а от Бога вдохновение, мысли, содержание Писания».

Задачи урока: 

- Обучающая: познакомиться со строением Библии; узнать значение слов Библия,

                         Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное Писание, пророк,

                         апостол, христианин, откровение;

- Развивающая: понять, что священное отношение верующих людей к текстам

                         Библии обусловлено тем, что они видят в Библии обращение Бога к

                         человечеству;

- Воспитывающая: усвоить, в чем состоит сходство и в чем отличие уважительного

                                 и священного отношения к чему-либо.

                              Опорные понятия урока:

  • Библия
  • Евангелие
  • Ветхий Завет
  • Новый Завет
  • Священное Писание
  • Пророк
  • Апостол
  • Христианин
  • откровение

Примечание: при рассказе о Священном Писании крайне желательно продемонстрировать детям Библию и Новый Завет.

Мы видим вокруг себя мир, его красоту и разнообразие. Как возник этот мир? Люди понимали, что такое величие мог создать Кто-то могущественный и мудрый. И искали его. Есть мнение, что истинное знание о Боге было открыто еврейскому народу через избранных Им святых пророков. Святые пророки записали всё то, что открыл им Бог. Писание, собранное до рождества Иисуса Христа, называется Ветхий Завет, после рождения И.Х. – Новый Завет.

                                                      Р.Х.

             13 век до н.э.                         1 век н.э.

                                             В. З.                Н.З.                                                21 век н.э.

Примечание: когда подобная «шкала времени» нарисована на доске или в тетрадях учеников, объяснение становиться более доступным.

        Многие учёные, независимо от вероисповедания, называют Библию глубоко научной книгой. С помощью Библии можно понять, как жили люди тысячелетия назад: о чём думали, как одевались, какие у них были деньги, что ели, какие строили города и дома, как попадали в рабство и избавлялись от него, какие насущные вопросы решали, на каком языке говорили, какие стихи сочиняли про любовь  и ради чего жили. Но Библия  отличается от книг по истории, археологии, философии, литературе.

     Библия – это не собрание документальных фактов, мифов и сказаний. Эта книга

                      рассказывает о том, как и с какой целью был создан

                      Богом мир и человек, каково предназначение человека

                      и о том, как ему спастись для жизни в Вечности.

 

      Итак - Библию на протяжении 14 веков составляли пророки и апостолы. 

      Священное Писание делиться на две неравные по объёму части:

  1. книги Ветхого (старого, древнего) Завета - 50 книг. Из них 39 – канонических (главных) и 11 неканонических (т.е. частей)
  2. книги Нового Завета (27 книг).

 

     КРАТКО, по сути: в книгах В.З. говорится об ожидании Спасителя

                                      (Мессии), а в книгах Н.З. описывается

                                      Его жизнь, Учение и Страдание.

Ветхий Завет.

  • Ветхий Завет – первая, древнейшая из двух(наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание (Танах, «Еврейская Библия), общий священный текст иудаизма и христианства.
  • Книги В.З. были написаны пророками в период с 13 по 1 век до н.э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке.
  • В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык. Этот перевод («Септуагинта») был принят первыми христианами и сыграл важную роль в становлении христианского канона Ветхого Завета.

Новый Завет.

        Свидетелями жизни Иисуса Христа были Его ученики (апостолы), которые после смерти и воскресения Учителя продолжили распространение христианского вероучения. Название «Новый Завет» отражает идею нового союза между людьми и Богом, заключённого во времена земной жизни Христа.

        Книги Нового Завета были написаны учениками Христа и их последователями на протяжении первого века нашей эры.

        27 книг Нового Завета это:

  • четыре Евангелия, описывающие жизнь и проповеди Иисуса Христа;
  • книга Деяния апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки;
  • двадцать одно послание апостолов;
  • книга Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Евангелисты.

        Составителями Евангелий («евангелие» по греч. значит «благая весть») были апостолы Матфей Марк, Лука и Иоанн.

        Матфей был евреем, служил мытарем, т.е. сборщиком налогов.

Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за мной», он оставил свою должность и пошёл за Спасителем. После смерти и воскресения Христа апостол Матфей проповедовал христианство в Сирии, Персии, а потом в Эфиопии, где и был убит.

        Марк – сын богатой жительницы Иерусалима по имени Мария, которая была страстной последовательницей Христа. Он не принадлежал к числу непосредственных учеников Христа, но затем стал учеником апостола Петра. Помогал Петру в записи главных событий жизни Христа, составивших евангелие Марка. Положил начало распространения христианства в Египте, где через несколько лет погиб от рук язычников.

        Лука – один из 70-ти учеников Христа, образованный грек, врач, верный друг апостола Павла. По преданию, Лука написал первую икону Божьей Матери и стал первым иконописцем. Принял мученическую смерть в Греции, где проповедовал христианство.

        Иоанн – один из первых 12 апостолов (учеников Христа, которым он доверил распространение христианского учения), сын рыбака Зеведея из области Галилея (в Палестине). В 18 лет он вместе с братом Иаковом последовал за Христом и стал его любимым учеником. Иоанн – единственный из апостолов, кто вместе с Матерью Иисуса до самого конца не оставил его в момент казни на кресте. Перед смертным вздохом Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери. Следуя этой просьбе, апостол Иоанн принял Пречистую Деву Марию в свой дом и служил Ей до самого Её Успения (кончины).

         Затем Иоанн отправился для проповеди Слова Божьего в страны Малой Азии. За проповедование Христа он подвергся гонениям и жестоким мучениям, но Господь сохранил его невредимиым. Римский император Домициан сослал его на остров Патмос, где святой удостоился великого Откровения о судьбах мира, которое изложил в Апокалипсисе. После смерти императора апостол Иоанн возвратился в город Эфес. Здесь по внушению Духа Святого он написал Евангелие. Иоанн прожил более 100 лет и единственный из апостолов обрёл мирную кончину.

        Иоанна нередко называют «апостолом любви». Когда в старости ему трудно стало произносить проповеди, он всё время повторял только: «Дети мои» Любите друг друга!». Удивляясь, ученики спросили его:

- Зачем ты, учитель, повторяешь одни и те же слова?

- Слова эти – заповедь Спасителя, отвечал Иоанн, и эта заповедь содержит весь закон.

         Апостола Иоанна именуют также «Богословом» за то, что написанное им Евангелие и послания отличаются возвышенностью и проникновением в тайны бытия. В иконописной традиции за Иоанном утвердился символ Орла, ибо мыслями своими он возносился выше облаков, к самому Господу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

   Валерий Яковлевич Брюсов, поэт 19-го века.                             

                                  О, Книга книг! Кто не изведал,         

                                  В своей изменчивой судьбе,                 

                                  Как ты целишь того, кто предал

                                  Свой утомлённый дух – тебе!

                                              В чреде видений неизменных,

                                              Как совершенна и чиста –

                                              Твоих страниц проникновенных

                                              Младенческая простота!

                                  Не меркнут образы святые,

                                  Однажды вызваны тобой:

                                  Пред Евой – искушенье змия,

                                  С голубкой возвращённой – Ной!..

                                              Резец и карандаш, и кисти,

                                              И струны, и певучий стих –

                                              Ещё светлей, ещё лучистей

                                              Творят ряд образов твоих!

                                  Какой поэт, какой художник

                                  К тебе не приходил, любя:

                                  Еврей, христианин, безбожник,

                                  Все, все учились у тебя!

                                              И сколько мыслей гениальных

                                              С тобой невидимо слиты:

                                              Сквозь блеск твоих страниц кристальных

                                              Нам светят гениев мечты.

                                  Ты вечно новой, век за веком,

                                  За годом год, за мигом миг,

                                  Встаёшь – алтарь пред человеком,

                                  О, Библия! О,  Книга книг!

                                              Ты – правда тайны сокровенной,

                                              Ты – откровенье, ты – завет,

                                              Всевышним данный всей вселенной

                                              Для прошлых и грядущих лет!

Ф.М. Достоевский о Библии:

«Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!... И сколько тайн разрешённых и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия»

 Лорд Теннисон о Библии:

«Чтение Библии, само по себе, является образованием»

Исаак Ньютон о Библии:

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Новый завет:проблема выбора"

Урок по курсу Религии России по теме "Новый завет: проблема выбора"...

Разработка урока по географии 9 класс. Крым - новая республика в составе России

В архиве находятся: технологическая карта урока, опорный конспект для заполнения учениками, раздаточный материал для рабочих групп...

Сюжеты Ветхого и Нового завета в искусстве

Сюжеты Ветхого и Нового завета в искусстве...

Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"

Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится кратк...

Урок литературы по теме "Новый Завет. Библейские сюжеты"

Открытый урок литературы в 6 классе, целями которого является:· рассказать о значении Библии для человечества, научить читать Библию,· донести нравственные идеи притч через художест...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме: "Новинки высоких технологий"

Изучение в условиях практической ситуации лексических единиц по теме Человек в информационном обществе (на основе материала по теме «Новинки высоких технологий»)...