Урок литературы по теме "Новый Завет. Библейские сюжеты"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Открытый урок литературы в 6 классе, целями которого является:
· рассказать о значении Библии для человечества, научить читать Библию,
· донести нравственные идеи притч через художественный текст,
· познакомить учащихся с репродукциями икон,
· научить понимать “язык” иконописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_urok.docx | 513.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6-м классе по теме "Новый Завет. Библейские сюжеты"
Цели урока:
- рассказать о значении Библии для человечества, научить читать Библию,
- донести нравственные идеи притч через художественный текст,
- познакомить учащихся с репродукциями икон,
- научить понимать “язык” иконописи.
Оформление доски:
Эпиграф “Новый завет” есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир”. Ч. Диккенс.
Словарная работа: Евангелие – благая весть. Миссия – спаситель мира. Паломники – странствующие богомольцы. Матфей, Марк, Лука, Иоанн – ученики Христа.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы вновь возвращаемся к Библии, знакомство с которой началось в 5-ом классе. Ведь Библия – это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет. Иван Златоуст говорил: “священное писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой”. В мире нет более распространенной книги. Она переведена на 1907 языков.
А что означает слово Библия? (с греч. “живая книга”)
Библия разделена на две части. Какие? (Ветхий завет и Новый завет)
Словарная работа со словом “завет”.
2. Блиц-опрос по страницам ветхого завета.
- Как звали первых людей на земле? Что означали их имена? (Адам и Ева)
- Какой предмет стал причиной изгнания из рая? (Яблоко)
- Кто такие Каин и Авель? (Дети Адама и Евы)
- Какое преступление совершил Каин?
- Кто спасся во время потопа? (Ной и его семья)
- Сколько дней длился потоп? (40 дней и ночей)
- Сколько зверей взял Ной в свой ковчег? (Каждой твари по паре)
- Какие два города уничтожил Бог и за что? (Содом и Гоморра. За грехи их жителей)
- Как звали человека, которого Бог спас от огня? (Авраам)
- Почему жена Лота была превращена в каменный столб? (Оглянулась)
- Как Бог проверил Авраама на любовь к Господу? (Приказал принести в жертву сына)
- Как звали мальчика, которого царевна нашла в корзине? (Моисей)
- За сколько дней Бог сотворил мир? (За 6 дней)
Вы готовили рисунки к притчам. Попробуйте угадать, к какому эпизоду они относятся.
(Один ученик показывает свой рисунок, остальные угадывают. После рисунок остается на съемной доске).
3. Теперь перейдем к Новому завету или Евангелие. (Даю пояснение слова)
Новый завет написан после рождение Иисуса. Когда празднуется Рождество Христово?
(25 декабря или 7 января). В ветхом завете бог через пророчества обещал людям Божественного спасителя, А люди должны были верить в это. Евангелие – радостная весть. А о чем она? О том, что Бог любит людей, хочет их спасти от зла, и для этого послал на землю своего сына Иисуса Христа. 4 ученика Христа – Матфей, Марк, Лука и Иоанн рассказали нам о его жизни на земле. С тех пор почти 2000 лет личность Иисуса, Его судьба, его проповеди не перестают волновать людей. Чарльз Диккенс сказал: “Новый завет есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир”. (Эти слова на доске в качестве эпиграфа).
Давайте перенесемся в ту эпоху, когда происходили исторические события. Представим, что мы в маленькой стране Иудее, расположенной между Средиземным и Мертвым морями. Это гористая, бесплодная земля с редкими городами-оазисами.
В центре ее город Иерусалим (репродукция), окруженный могучими стенами и рвом. Самое красивое место в городе – храм, куда приходило очень много паломников (это странствующие богомольцы). После долгой войны трон в Иудее захватил Ирод.
Больше всего он боялся потерять власть, и это сделало его подозрительным и жестоким. Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел Ирода. Измученные люди жили в ожидании посланника Божьего, т. е миссии (спасителя по-еврейски). Люди представляли его себе как великого воина, богатыря, который сожжет старый мир зла и установит Царство Добра и Справедливости. Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа.
4. Дома вы должны были прочитать о рождении Иисуса. Давайте побеседуем об этом.
- Зачем Мария и Иосиф пошли в Вифлеем? (перепись населения)
- Где родился Иисус? (В хлеву), (Поясню: Бог-отец хотел показать этим, что совсем не важно, где ты родился, а важно, что в твоем сердце)
- Кому первому ангел сказал о рождении Христа? (Пастухам; эпизод зачитать)
Легенда о ёлке.
Перед пещерой, в которой родился Христос, росли три дерева: пальма, маслина, ёлка. Пальма и маслина принесли Младенцу свои дары: прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная ёлка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангелы украсили её звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.
Почему Ирод хотел убить Младенца? (Боялся потерять власть)
Какие дары принесли волхвы младенцу? (Золото, ладан)
Найдите однокоренные слова: “волхв” – волшебник, волшебство.
Почему Иосиф и Мария отправились Египет? (Чтобы спасти Младенца от Ирода. Они вернулись только после смерти Ирода).
5. Учитель. Многие люди искусства общались к теме Рождества Христова. Написано много прекрасных стихотворений, музыкальных произведений на эту тему. Существует и много картин, изображающих Марию и Иисуса. Давайте посмотрим на эти репродукции.
Икона Владимирской Богоматери.
Создана в XII веке. Посмотрите, Иисус везде не грозный воин, а беззащитный ребенок, так как его цель не завоевание, а спасение людей. Круг на иконе – это солнечный символ, идея добра, мира, вечности, святости.
Зеленый цвет – цвет надежды.
Голубой цвет – цвет неба.
Три ангела – вера, надежда, любовь.
Цветок, как и дерево – символ воскрешения, бессмертие человека в родовом древе.
Икона Владимирской Богоматери принадлежит к числу древнейших христианских святынь. Вглядываясь в лик Богородицы, можно понять какие слова, она сохраняла в своем сердце и славу, которую пели Богу-младенцу пастухи, и пророчество Симеона о грядущей его крестной смерти, и о неминуемых страданиях для нее. Лик Богоматери выражает и глубокую нежность, и ту божественную любовь, которую проповедовал Иисус, и печаль и скорбь, и тревогу, и умиление.
Таким образом можно прочесть любую икону. (Рассматриваем картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”, “Святое семейство”, “Мадонна с цветком”).
Мы уже говорили о том, что многие поэты писали стихи в честь Рождества Христова. Давайте послушаем эти произведения. (Звучат стихи Б. Пастернака, А. Блока).
М.А. Кузьмин “Рождество”
Без мук Младенец был рожден,
А мы рождаемся в мученьях,
Но дрогнет вещий небосклон,
Узнав о новых песнопеньях.
И не восточная звезда
Взвилась кровавым метеором,
Но впечатлелась навсегда
Она преображенным взором.
И. Бродский “Рождество 1963 года”
Спаситель родился
В лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и высматривал душу
Из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
Смотрела, как трех караванов дороги
Сходились в пещеру Христа, как лучи.
И. Бродский “Рождественская звезда”
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
Чем к холоду, к плоской поверхности более чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти,
Мело, как только в пустыне может зимой мести.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
На лежащего в яслях ребенка, издалека,
Из глубины вселенной, с другого ее конца,
Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
“Рождество”
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дам шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
Б. Пастернак “Рождественская звезда” (Отрывок)
Стояла зима.
Дул ветер из степи,
И холодно было Младенцу в вертепе.
На склоне холма
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе
И небо над кладбищем полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлием.
Домашнее задание: прочитать “Притчу о блудном сыне”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.
Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"...
Разработка урока на тему Праздник Рождества Христова. Отражение библейского сюжета в иконе «Рождество Христово"
Данный материал можно использовать на уроках МХК, ОПК, литературы....
Литературный проект "Библейские сюжеты в русской литературе"
Представлен опыт включения элементов библейского содержания в материал уроков по русской литературе....
Библейские сюжеты на уроках русского языка
Главной задачей воспитания учащихся является нравственное. Об этом учитель должен помнить на каждом уроке. Я считаю, что уроки русского языка и литературы имеют самую благодатную почву для этого. Нрав...
Создание игры-ходилки на уроках литературы как приём работы с сюжетом и композицией.
Играть и учиться - идеальное сочетание . Игровых приёмов очень много, хочу представить приём - создание игры-ходилки на уроках литературы....
Технологическая карта урока литературы "И.С. Тургенев. "Муму". Сюжет и герои произведения
Технологическая карта урока по формированию умений и навыков отбора главной и второстепенной информации...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»
Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить представления обучающихся о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое в уже и...