« Моё зрение – мой мир» (интегрированный урок здоровья).
план-конспект урока на тему
Предлагаемый урок предназначен для 5-7 классов, его можно проводить как в спортивном зале, так и в учебном кабинете, если есть для этого соответствующие условия.
Тема урока достаточно актуальна, поскольку у многих школьников плохое зрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр развития детей и юношества»
« Моё зрение – мой мир»
(интегрированный урок здоровья).
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Чистякова Ольга Юрьевна.
Интегрированный урок здоровья.
Тема: Моё зрение – мой мир.
Данный разработанный и апробированный урок - здоровья легко может проводить один педагог, но в своей практике я его делаю интегрированным, объединяясь в творческую группу с учителями физической культуры, с спортсменами нашего города. Приглашенные проводят упражнения, а педагог отвечает за общеобразовательную часть урока. Такие занятия проходят очень интересно, дети ждут их с нетерпением.
Предлагаемый урок предназначен для 5-7 классов, его можно проводить как в спортивном зале, так и в учебном кабинете, если есть для этого соответствующие условия.
Тема урока достаточно актуальна, поскольку у многих школьников плохое зрение. На данном занятии мы сообщаем и показываем детям, как надо беречь зрение, какие упражнения надо выполнять, чтобы надолго сохранить хорошее зрение.
Цель: укрепление здоровья детей: развитие внимания, наружных мышц глаза, органов дыхания.
Задачи: Дать краткие сведения об органах чувств человека, уделив основное внимание глазам – органам зрения и охране здоровья;
напомнить правила техники безопасности;
выполнить упражнение по профилактике нарушения зрения, укреплению соответствующей мышечной системы;
развивать внимание.
Продолжительность: 45 минут.
Место проведения: спортивный зал, учебный кабинет.
Инвентарь: любые 2 предмета, магнитофон, диски, стул (скамья), коврик.
Дидактический материал: таблица с зарисовкой строения глаза, рисунки растительных продуктов, памятка: «правила бережливого отношения к зрению».
ХОД УРОКА.
- Вводная часть – 5 минут.
- построение в одну шеренгу – 30 секунд;
- приветствие;
- проверка осанки – 10 секунд.
Организационно - методические указания:
Плечи развернуть, живот подтянуть, голову приподнять. Вольно!
- сообщение цели и задачи урока – 30 секунд.
- Основная часть – 25-30 минут.
Под музыку дети выполняют общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз.
Педагог – спортсмен.
- Стоя, руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулачки. Круговые вращения в одном, затем в другом направлении. Смотреть на один, затем на другой кулачок (по 5 секунд).
- Стоя, смотреть только вперед. Повернуть голову вправо, смотреть на предмет, затем влево (8 раз). Предмет находится на расстоянии 3м.
- Стоять смотреть только вперед. Голову поднять, опустить, не изменяя направления взгляда. Повторить 8 раз.
Педагог проводит беседу.
Перечень вопросов, определяющий план урока в образовательной части, следующий?
Что такое организм?
На какие части можно разделить весь организм?
Привести примеры органов. Функции органов слуха, кожи.
Как необходимо их защитить?
Педагог: Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (учащиеся отвечают). Чтобы быть здоровым, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Я здоровье сберегу.
Сам себе я помогу!
Специальные упражнения для развития наружных мышц глаз.
(под музыкальное сопровождение)
Педагог – спортсмен.
- Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.
- Сидя. Быстро моргать в течении 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
- Сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторить в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
- сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрывать глаза, пальцы удерживают кожу надбровных дуг. (повторить 8 раз).
Педагог: отгадайте загадку:
«Два братца через дорогу живут,
друг друга не видят». (глаза)
Какая из птиц самая зоркая? (орел, сова)
Обладает ли такой зоркостью человек?
Глаза – главные помощники человека.
Почему? (Помогают видеть всё, что вокруг. Различают и узнают предметы: их цвет, форму, величину). Посмотрите в глаза друг другу, какие они красивые! (Песня «Эти глаза напротив») Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые).
Упражнения для развития внимания
(наклоны в сторону).
- И.п (исходное положение) – ноги врозь, руки на пояс, наклон вправо, и.п, наклон влево, и.п.
- и.п – тоже. Наклон вправо, руки за голову, и.п., наклон влево, руки за голову, и.п.
- и.п. – тоже. Наклон вправо, руки за голову – прямо, руки в стороны. Наклон влево, руки за голову – прямо, руки в стороны.
Педагог показывает таблицы и задает вопрос: «Что можно обнаружить в глазу?».
а) цветное колечко - радужная оболочка или радужка, определяющая цвет глаз;
б) роговица – прозрачная тонкая оболочка;
в) черная точка – зрачок.
Луч света проникает через зрачок и хрусталик, расположенный за зрачком, и собирается на сетчатке глаза – в мозг поступает сигнал, и человек видит.
Педагог демонстрирует опыт:
- яркий свет – зрачок сужается,
- слабый – расширяется.
В месте с учащимися выясняет, что служит защитой глаза (веки, ресницы).
Загадка: Под мостом – мостищем,
Под соболем – соболищем
Два соболька разыгрались,
А мостики разулыбались. (брови, глаза)
Педагог: для чего нужны слезы?
Одна из причин ухудшения зрения – близорукость. Близорукость присуща в основным молодым. У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища. Сутулость может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому надо ежедневно выполнять упражнения, рекомендуемые учителем физической культуры.
Если вы носите очки, то не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться. Берегите свои «вторые глаза» - храните их в футляре. Не кладите стеклами вниз. Регулярно мойте очки теплой водой с мылом. Снимайте очки во время занятий физической культурой.
Педагог – спортсмен.
Упражнения для укрепления мышц шеи и спины.
(под музыку)
- и.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперед прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперед.
- и.п. – сидя на стуле, держаться руками за спинку стула внизу. Подать грудь вперед, прогнуться, затем вернутся в исходное положение.
- и.п.- сидя на стуле, кисти на затылке. Наклонить голову в перед, затем отвести ее назад, оказывая руками небольшое сопротивление.
Упражнение для укрепления мышц передней брюшной стенки.
- и.п. – лежа на спине, руки на затылке. Поднять голову и плечи, затем опустить.
- и.п. – лежа на спине. Согнуть ноги и поднять к груди с помощью рук.
- и.п. – лежа на спине, одна нога согнута; разгибая ногу, сгибать другую.
- и.п. – лежа на спине. Поднять ноги и сделать стойку на лопатках («березка»).
- и.п. – то же. Поднять ноги и коснуться носками пола за головой.
- и.п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты. Развести ноги, затем выполнить скрестное движение, вновь развести.
Дыхательные упражнения
(вдох через нос, выдох через рот).
- и.п. – стоя, кисти на затылке. Делая вздох на четыре счета, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться. При выдохе на четыре счета – лопатки вперед.
- и.п. – стоя, поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить – выдох.
Самомассаж
(под музыку Поль Мориа, «В мире животных»)
Массаж мышц шейного отдела может стабилизировать зрительные функции.
Сесть на стул ровно, облокотившись на его спинку, голову удержать прямо и выполнить такие упражнения.
- поглаживание одной и двумя руками – 20-30 сек.
- разминка одной и двумя руками (прием «щипцы») – 1мин.
- расширение четырьмя пальцами по кругу – 1 мин.
III Заключительная часть - 10минут.
Педагог: Давайте подведем итог: что для глаз полезно, а что вредно?
Игра «Полезно-вредно».
Педагог произносит приведенные ниже фразы соответствующего содержания, а учащиеся отвечают, полезно это или вредно для глаз:
- читать лежа;
- смотреть на яркий свет;
- смотреть телевизор с близкого расстояния;
- оберегать глаза от ударов;
- промывать глаза по утрам;
- тереть глаза грязными руками;
- выполнять гимнастику для глаз;
- читать при хорошем освещении (лампа с лева).
Правила бережного отношения к зрению.
- умываться по утрам.
- смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
- сидеть не ближе 3м. от телевизора.
- не читать лежа.
- не читать в движении транспорте.
- оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
- при чтении и письме свет должен слева освещать страницу.
- расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35см.
- употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий и красный перец).
- делать гимнастику для глаз.
- укреплять глаза, глядя на восходящее и заходящее солнце.
Подведение итогов урока.
- Анализ и оценивание педагогом-спортсменом и педагогом группы учащихся.
- раздача памятки.
- оглашение домашнего задания.
- заключительная форма вежливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...
Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"
Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....
Зрение интегрированный урок
Для 8-х классов понимание физики+ химии + биологии взамосвязи этих предметов.Разработка конспекта так и презентации....
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».
Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация....
Конспект и презентация к интегрированному уроку "здоровый образ жизни"
Интегрированный урок английского языка и информатики проводится в 6-м классе в рамках изучения среды программирования ЛогоМиры и темы “Здоровый образ жизни”...
Интегрированный урок "Строение газов, жидкостей, твердых тел с точки зрения МКТ".
Урок по теме: «Строение газов, жидкостей, твердых тел с точки зрения молекулярно-кинетической теории» входит в раздел «Основы МКТ. Законы идеального газа» (физика, 10 класс), на изучение к...