« Моё зрение – мой мир» (интегрированный урок здоровья).
план-конспект урока на тему

Предлагаемый урок предназначен для 5-7 классов, его можно проводить как в спортивном зале, так и в учебном кабинете, если есть для этого соответствующие условия.

Тема урока достаточно актуальна, поскольку у многих школьников плохое зрение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр развития детей и юношества»

« Моё зрение – мой мир»

(интегрированный урок здоровья).

                                                                   Составитель:

                                                                                      педагог дополнительного

                                                                образования

                                                                                       Чистякова Ольга Юрьевна.

Интегрированный урок здоровья.

Тема: Моё зрение – мой мир.

Данный разработанный и апробированный урок - здоровья легко может проводить один педагог, но в своей практике я его делаю интегрированным, объединяясь в творческую группу с учителями физической культуры, с спортсменами нашего города. Приглашенные проводят упражнения, а педагог отвечает за общеобразовательную часть урока. Такие занятия проходят очень интересно, дети ждут их с нетерпением.

Предлагаемый урок предназначен для 5-7 классов, его можно проводить как в спортивном зале, так и в учебном кабинете, если есть для этого соответствующие условия.

Тема урока достаточно актуальна, поскольку у многих школьников плохое зрение. На данном занятии мы сообщаем и показываем детям, как надо беречь зрение, какие упражнения надо выполнять, чтобы надолго сохранить хорошее зрение.

Цель: укрепление здоровья детей: развитие внимания,     наружных  мышц глаза, органов дыхания.

Задачи: Дать краткие сведения об органах чувств человека, уделив основное внимание глазам – органам зрения и охране здоровья;

        напомнить правила техники безопасности;

        выполнить упражнение по профилактике нарушения зрения, укреплению соответствующей мышечной системы;

        развивать внимание.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения: спортивный зал, учебный кабинет.

Инвентарь: любые 2 предмета, магнитофон, диски, стул          (скамья), коврик.

Дидактический материал: таблица с зарисовкой строения глаза, рисунки растительных продуктов, памятка: «правила бережливого отношения к зрению».

ХОД УРОКА.

  1. Вводная часть – 5 минут.

- построение в одну шеренгу – 30 секунд;

- приветствие;

- проверка осанки – 10 секунд.

Организационно - методические указания:

Плечи развернуть, живот подтянуть, голову приподнять. Вольно!

- сообщение цели и задачи урока – 30 секунд.

  1. Основная часть – 25-30 минут.

Под музыку дети выполняют общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз.

Педагог – спортсмен.

  1. Стоя, руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулачки. Круговые вращения в одном, затем в другом направлении. Смотреть на один, затем на другой кулачок (по 5 секунд).
  2. Стоя, смотреть только вперед. Повернуть голову вправо, смотреть на предмет, затем влево (8 раз). Предмет находится на расстоянии 3м.
  3. Стоять смотреть только вперед. Голову поднять, опустить, не изменяя направления взгляда. Повторить 8 раз.

Педагог проводит беседу.

Перечень вопросов, определяющий план урока в образовательной части, следующий?

Что такое организм?

На какие части можно разделить весь организм?

Привести примеры органов. Функции органов слуха, кожи.

Как необходимо их защитить?

Педагог: Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (учащиеся отвечают). Чтобы быть здоровым, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Я здоровье сберегу.

Сам себе я помогу!

Специальные упражнения для развития наружных мышц глаз.

(под музыкальное сопровождение)

Педагог – спортсмен.

  1. Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.
  2. Сидя. Быстро моргать в течении 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
  3. Сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторить в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
  4. сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг. Медленно закрывать глаза, пальцы удерживают кожу надбровных дуг. (повторить 8 раз).

Педагог: отгадайте загадку:

«Два братца через дорогу живут,

друг друга не видят». (глаза)

Какая из птиц самая зоркая? (орел, сова)

Обладает ли такой зоркостью человек?

        Глаза – главные помощники человека.

        Почему? (Помогают видеть всё, что вокруг. Различают и узнают предметы: их цвет, форму, величину). Посмотрите в глаза друг другу, какие они красивые! (Песня «Эти глаза напротив») Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые).

Упражнения для развития внимания

 (наклоны в сторону).

  1. И.п (исходное положение) – ноги врозь, руки на пояс, наклон вправо, и.п, наклон влево, и.п.
  2. и.п – тоже. Наклон вправо, руки за голову, и.п., наклон влево, руки за голову, и.п.
  3. и.п. – тоже. Наклон вправо, руки за голову – прямо, руки в стороны. Наклон влево, руки за голову – прямо, руки в стороны.

Педагог показывает таблицы и задает вопрос:  «Что можно обнаружить в глазу?».

        а) цветное колечко - радужная оболочка или радужка, определяющая цвет глаз;

        б) роговица – прозрачная тонкая оболочка;

в) черная точка – зрачок.

Луч света проникает через зрачок и хрусталик, расположенный за зрачком, и собирается на сетчатке глаза – в мозг поступает сигнал, и человек видит.

Педагог  демонстрирует опыт:  

                - яркий свет – зрачок сужается,

                - слабый – расширяется.

В месте с учащимися выясняет, что служит защитой глаза (веки, ресницы).

Загадка:   Под мостом – мостищем,

                Под соболем – соболищем

                Два соболька разыгрались,

А мостики разулыбались. (брови, глаза)

Педагог:  для чего нужны слезы?

 Одна из причин ухудшения зрения – близорукость. Близорукость присуща в основным молодым. У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища. Сутулость может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому надо ежедневно выполнять упражнения, рекомендуемые учителем физической культуры.

Если вы носите очки, то не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться. Берегите свои «вторые глаза» - храните их в футляре. Не кладите стеклами вниз. Регулярно мойте очки теплой водой с мылом. Снимайте очки во время занятий физической культурой.

Педагог – спортсмен.

Упражнения для укрепления мышц шеи и спины.

(под музыку)

  1. и.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперед прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперед.
  2. и.п. – сидя на стуле, держаться руками за спинку стула внизу. Подать грудь вперед, прогнуться, затем вернутся в исходное положение.
  3. и.п.- сидя на стуле, кисти на затылке. Наклонить голову в перед, затем отвести ее назад, оказывая руками небольшое сопротивление.

Упражнение для укрепления мышц передней брюшной стенки.

  1. и.п. – лежа на спине, руки на затылке. Поднять голову и плечи, затем опустить.
  2. и.п. – лежа на спине. Согнуть ноги и поднять к груди с помощью рук.
  3. и.п. – лежа на спине, одна нога согнута; разгибая ногу, сгибать другую.
  4. и.п. – лежа на спине. Поднять ноги и сделать стойку на лопатках («березка»).
  5. и.п. – то же. Поднять ноги и коснуться носками пола за головой.
  6. и.п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты. Развести ноги, затем выполнить скрестное движение, вновь развести.

Дыхательные упражнения

(вдох через нос, выдох через рот).

  1. и.п. – стоя, кисти на затылке. Делая вздох на четыре счета, локти отвести назад, лопатки соединить, прогнуться. При выдохе на четыре счета – лопатки вперед.
  2. и.п. – стоя, поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить – выдох.

Самомассаж

(под музыку Поль Мориа, «В мире животных»)

Массаж мышц шейного отдела может стабилизировать зрительные функции.

Сесть на стул ровно, облокотившись на его спинку, голову удержать прямо и выполнить такие упражнения.

  1. поглаживание одной и двумя руками – 20-30 сек.
  2. разминка одной и двумя руками (прием «щипцы») – 1мин.
  3. расширение четырьмя пальцами по кругу – 1 мин.

III Заключительная часть - 10минут.

Педагог: Давайте подведем итог: что для глаз полезно, а что вредно?

Игра «Полезно-вредно».

        Педагог произносит приведенные ниже фразы соответствующего содержания, а учащиеся отвечают, полезно это или вредно для глаз:

- читать лежа;

- смотреть на яркий свет;

- смотреть телевизор с близкого расстояния;

- оберегать глаза от ударов;

- промывать глаза по утрам;

- тереть глаза грязными руками;

- выполнять гимнастику для глаз;

- читать при хорошем освещении (лампа с лева).

Правила бережного отношения к зрению.

  1. умываться по утрам.
  2. смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
  3. сидеть не ближе 3м. от телевизора.
  4. не читать лежа.
  5. не читать в движении транспорте.
  6. оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
  7. при чтении и письме свет должен слева освещать страницу.
  8. расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35см.
  9. употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий и красный перец).
  10. делать гимнастику для глаз.
  11. укреплять глаза, глядя на восходящее и заходящее солнце.

Подведение итогов урока.

-  Анализ и оценивание педагогом-спортсменом и педагогом группы учащихся.

-  раздача памятки.

-  оглашение домашнего задания.

-  заключительная форма вежливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»

Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...

Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"

Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....

Зрение интегрированный урок

Для 8-х классов понимание физики+ химии + биологии взамосвязи этих предметов.Разработка конспекта так и презентации....

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».

Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация....

Конспект и презентация к интегрированному уроку "здоровый образ жизни"

Интегрированный урок английского языка и информатики проводится в 6-м классе в рамках изучения среды программирования ЛогоМиры и темы “Здоровый образ жизни”...

«Интегрированный урок здоровья с элементами нетрадиционных систем оздоровления»

Задачи урока: 1. Научить элементами самомассажа верхних конечностей                  ...