Зрение интегрированный урок
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Для 8-х классов понимание физики+ химии + биологии взамосвязи этих предметов.Разработка конспекта так и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (физика + биология + химия) по теме :
« Глаз как орган зрения и оптическая система»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока:
- Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира
2.Рассмотрение анатомического строения глаза
3.Механизмов работы оптической системы глаза
4.Научиться анализировать изучаемые явления
5.Использовать теоретические знания в проектной деятельности.
План урока:
- Строение глаза
- Оптический прибор (глаз)
- Строение глазного яблока
- Игра
- Гигиена зрения
- Тестовая работа
№ | Учитель | Ученик |
Учитель биологии: « Лучше один раз увидеть, чем, сто раз услышать» 90 % сведений об окружающей действительности мы получаем при помощи зрения. Давайте посмотрим кто как видит Слайды 5- 8 |
1 | Объяснение нового материала Согласно турецкой пословице, « Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами» Красивая пословица, однако с точки зрения физиолога не совсем правильная. Зрительное восприятие происходит благодаря не только глазам, а целиком всему зрительному анализатору. Слайд 9 Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Зрительный анализатор включает в себя три части: рецепторный орган, нервный путь и мозговой центр. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять как он воспринимает зрение нужно узнать его строение. Глаза, точнее глазные яблоки расположены в глазницах – парных углублениях черепа Слайд 11 В глубине глазницы заметна щель, через которую в глаз входят сосуды и нервы. К глазному яблоку подходят мышцы, которые могут перемещать его в разные стороны. Спереди глаз защищен веками, ресницами и бровями. Слайд 12 Слезная железа, расположенная у наружного угла глаза, выделяет жидкость, которая увлажняет поверхность глазного яблока, согревает глаз, смывает попадающие на него посторонние частицы, а затем стекает из внутреннего угла по слезному каналу в носовую полость. Глазное яблоко покрыто плотной белочной оболочкой, защищающей его от механических и химических повреждений и проникновения посторонних частиц и микроорганизмов снаружи. Это оболочка в передней части глаза прозрачна. Она называется роговицей. Роговица свободно пропускает лучи света. Средняя, сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, глазное яблоко снабжающих кровью. На внутренней поверхности этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество – черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называется радужкой. Цвет ее( от светло- голубого до темно – коричневого) определяется количеством распределением пигмента. Зрачок – отверстие в центре радужной оболочки. Зрачок регулирует поступление внутрь глаза лучей света. При ярком освещении зрачок рефлекторно суживается. При слабом освещении зрачок расширяется. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый хрусталик. Он окружен ресничной мышцей. Всю внутреннюю часть глазного яблока заполняет стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество. Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображения предметов фокусируются на внутренней оболочке глазного яблока – сетчатке. В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ними связано цветное зрение. - Что же такое сетчатка? - Какую роль играет в зрении? | Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображения предметов фокусируются на внутренней оболочке глазного яблока – сетчатке. Сетчатка внутренняя оболочка глазного яблока Сетчатка содержит зрительные рецепторы, которые позволяют видеть мир в цвете. |
Учитель физики Слайд 15 Линза – прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Они бывают собирающими ( выпуклыми) и рассеивающими (вогнутыми). Основные характеристики линз – фокусное расстояние (F) и оптическая сила линзы( D): D=1/ F. Слайд № Роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка ( сетчатка) выступает в роли экрана, где формируется изображение предмета. Основным элементом оптической системы глаза является хрусталик – эластичное линзоподобное тело (двояковыпуклая линза). В зависимости от рассматриваемого предмета кривизна хрусталика способна меняться за счет гладких мышц ресничного тела. Такое приспособление глаза называют аккомодацией. Механизм работы оптической системы глаза следующий: лучи света от предмета , преломляясь на границе воздух – роговица, проходят через хрусталик (линзу с меняющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Средняя оптическая сила глаза составляет: + 59 диоптрий. Поскольку фокусное расстояние у такой линзы очень маленькое (17 мм), то все наблюдаемые нами объекты располагаются за двойным фокусным расстоянием. Значит, изображение на сетчатке глаза получается уменьшенным, действительным и перевернутым ( мозг « переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое). |
Учитель химии Слайд 13 давайте рассмотрим, из каких веществ состоит глаз Колбочки – «инструмент» цветного зрения; они бывают трех сортов: «синие» с максимумом спектра поглощения, приходящимся на длину волны 450 нм, « зеленые» (530нм) и «желтые» (570 нм). Максимум спектра поглощения у палочек приходится на длину волны 500 нм, палочки обеспечивают черно – белое зрение. Палочки и колбочки содержат молекулы зрительного пигмента, которые находятся в наружных сегментах. Фоторецептор палочки работает так. В мембранах дисков находится зрительный пигмент родопсин . Его молекула состоит из белка опсина и альдегида витамина А – ретиналя. Молекула ретиналя в родопсине может существовать в двух изомерных формах – в цис-форме и транс – форме. Если бы мы изобразили структурную формулу цис – формы молекулы ретиналя, то получили бы что-то похожее на букву «Г» или кочергу. Такой «согнувшейся» «сидит» она в молекуле родопсина, пока на нее не упадет квант видимого света. Как только это случится, молекула ретиналя распрямляется – переходит из одного изомерного состояния в другого. Энергия поглощенного фотона расходуется в основном на то, чтобы молекулу ретиналя перевести из одного изомерного состояния в другого. Значительная часть энергии поглощенного фотона переходит во внутреннюю энергию. И только небольшая ее часть попадет на вход биологического усилителя. Изомерное превращение молекул ретиналя и запускает цепь событий, которые приводят к появлению зрительного сигнала. | В течении урока ученики записывают конспект в тетрадях. |
Учитель биологии Слайд 17 У некоторых людей появляются нарушения зрения. Если же следовать несложным правилам, то возможно их избежать. Вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе, чем 30 см от глаз. Когда человек рассматривает предметы на небольшом расстоянии, мышечный аппарат глаза делает усилие, изменяется кривизна хрусталика, появляется быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При частом плохом освещении и неверной посадке появляется привычка рассматривать все вблизи. В итоге появляется близорукость. Пребывание на природе, где существует большой кругозор, является прекрасным отдыхом для глаз. Для обычной работы глаз необходимо хорошее освещение. Стол для занятий необходимо ставить так, чтобы свет падал слева. Нельзя читать в движущемся транспорте, особенно если в нем плохое освещение. Из – за частых толчков меняется расстояние между книгой и глазами: то приближается к ним, то отдаляется, то отклоняется в сторону. В таких условиях кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза постоянно поворачиваются, « ловя» ускользающий текст. В итоге появляются нарушения зрения. Когда человек читает лежа, положение книги в руке относительно глаз постоянно меняется, и такая привычка наносит огромный вред зрению. Глаза необходимо беречь от травм. Это самая распространенная причина помутнения роговицы и слепоты. Основной причиной глазных травм у детей являются шалости, драки. Пагубное воздействие на зрение оказывает курение, применение спиртных напитков. Никотин, алкоголь и другие токсические вещества могут привести к тяжелым поражениям зрительного нерва и вызвать потерю зрения. |
Игра даны определения которые перепутаны. Нужно их правильно сопоставить. | Хрусталик находится за зрачком, похож на собирающую линзу. Очки устройство, корректирующее недостатки зрения. Аккомодация способность глаза прилаживаться к видению на близком, и на далеком расстоянии. Дальнозоркость при таком недостатке глаза фокус лежит перед сетчаткой. Зрение самое совершенное и самое поразительное из всех наших чувств. Глаз Иногда называют «живым» фотоаппаратом Линза Оптическое тело, имеющее сферическую поверхность |
Итог урока. Выполнение тестовой работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор»
Интегрированный урок «Глаз как орган зрения и оптический прибор» (физика + биология).Основная идея данного урока рассмотреть природу глаза не с двух точек зрения (физики и биологии), а с ед...
Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"
Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....
Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».
Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация....
Интегрированный урок "Строение газов, жидкостей, твердых тел с точки зрения МКТ".
Урок по теме: «Строение газов, жидкостей, твердых тел с точки зрения молекулярно-кинетической теории» входит в раздел «Основы МКТ. Законы идеального газа» (физика, 10 класс), на изучение к...
Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение"
Интегрированный урок физики и биологии "Глаз и зрение" Конспект урока. По данной теме разработан богатый материал. Полностью все выложила на отдельной страничке моего сайта с одноименным название...
Конспект интегрированно-образовательной деятельности в специализированной подготовительной группе (нарушения зрения) Тема: "УРОКИ АВТОШКОЛЫ" фронтальное занятие
Конспект фронтального занятия разработан для детей подготовительной группы с нарушениями зрения. В ходе проведения занятия решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательные:Обобщить и систематизи...
« Моё зрение – мой мир» (интегрированный урок здоровья).
Предлагаемый урок предназначен для 5-7 классов, его можно проводить как в спортивном зале, так и в учебном кабинете, если есть для этого соответствующие условия.Тема урока достаточно актуальна, поскол...