Работа с детьми различных возможностей
статья

Федорова Елена Анатольевна

Выступление на методическом совете школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми различных учебных возможностей на уроках математики.

Выступление на методсовете.

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” Василий Андреевич Сухомлинский

Мечтой большинства педагогических коллективов и моей как учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В этой связи важно преобразовать авторитарный процесс обучения и воспитания в процесс сотрудничества учителя и ученика по самообразованию, саморазвитию каждого школьника. Этому способствуют идеи личностно ориентированного подхода как методологической ориентации педагогической деятельности.

Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между  педагогами и их воспитанниками. Вместе с тем, актуальность опыта определяется противоречием между существующей потребностью в использовании идей личностно-ориентированного подхода как оптимальной основы повышения мотивации и соответственно качества знаний учащихся по математике и отсутствием адаптированной технологии их реализации на уроках математики.

На своих уроках я выделяю две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию личности. Первая из них, социализация, связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Вторая линия, связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизнедеятельности. Это и позволяет ему стать, быть и оставаться самим собой. Индивидуализация способствует развитию индивидуальных особенностей в человеке.  В своем опыте процесс обучения математике я осуществляю, учитывая возрастные особенности: на параллелях 5-7 классов акцент делаю на игровые моменты, с целью привития учащимся познавательного интереса к предмету.

В 8-9классах акцентирую внимание на технологию дифференцированного подхода обучения математике. Проблема дифференцированного подхода не является новой для современной школы. Однако выдвижение и развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что перед различными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно- условленного уровня математической подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе выделяю две группы учащихся:

- группу базового уровня;

- группу повышенного уровня.

При этом стараюсь создавать условия для учащихся, чтобы они могли успешно действовать в ситуации выбора, например, при выполнении самостоятельной работы.

Конечно, состав группы не может быть застывшим, любой ученик из группы базового уровня может перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал, и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения. С другой стороны, ученик из группы повышенного уровня может быть переведен в группу базового уровня, если он имеет пробелы в знаниях или не справляется с темпом продвижения группы. К какой группе на каждом этапе изучения темы отнесет себя ученик, выбирает он сам.

Индивидуальная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое, но в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому я, прежде всего, выясняю индивидуальные способности каждого ученика, привлекая к данному вопросу психологическую службу школы, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Для самостоятельной работы учащихся я использую дидактический материал, карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый учащийся выполнял свое индивидуальное задание.  

Особое внимание при использовании дифференцированного подхода акцентирую на подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации. Составляю самостоятельно варианты контрольных работ в новой форме.

Работая  на параллели 9-х классов,  я хорошо изучила особенности и учебные возможности каждого ученика, имею возможность проанализировать причины их успехов и неудач.

Так, в  9А классе  в группе базового уровня - 16 учащихся (64 %), 8(36%)-с повышенным. В 9 Б классе также 16 и 8 соответственно, в 9 В - 20 учащихся с базовым уровнем(77 %) и 6 с повышенным, в 9 Г классе 14 (82%)и 3 соответственно. Естественно, среди каждой группы есть более слабые и более сильные учащиеся, и  я максимально учитываю эти особенности при работе. Данное деление очень условное, оно отражает фактические  возможности учащихся. В 9 А и 9 Б классах  разница между уровнями существенная, в 9 В классе большинство учащихся со средними учебными возможностями. На основе данного разделения и учитывая дифференцированный подход, строю и планирую свои уроки.

Дифференцированный подход стараюсь осуществлять на определенных этапах урока. Так, например, на этапе введения нового материала (понятия, свойства, алгоритма), работаю со всем классом без деления его на группы. Но, после того, как несколько упражнений выполнено на доске, предлагаю учащимся приступить к дифференцированной самостоятельной работе, ее особенность состоит в том, что группа базового уровня и группа повышенного уровня получают задание, различающиеся не только содержанием, но и формой их подачи: для базового уровня задания на классификацию, сравнение, соответствие; для повышенного – задания на доказательство, поиск решений более сложных задач в парах, микро-группах, мини-проекты.

Более сложные моменты ( например, доказательство сложных теорем) предлагаю только учащимся с повышенными и высокими учебными возможностями. В 9 А и 9 Б классе часто предлагаю вывести формулы и определения самостоятельно или работая в парах.

Домашнее задание после первого урока темы задаю всем одинаковое, далее провожу первичный контроль и задаю по уровням. Причем уровень выбирает каждый самостоятельно, но при этом учащиеся знают, что за верно выполненные задания первого уровня получить отличную отметку нельзя. Также, учитывая разные учебные возможности , стараюсь по возможности давать различные формы домашнего задания: составить задачи по теме, сделать презентацию, обобщить материал в таблицу. Особенно важным принципом на уроке считаю связь изучаемой темы с окружающей действительностью и с межпредметные связи (например, при изучении темы «Симметрия» осуществляли поиск симметрии в литературе). Поскольку мотивация многих учащихся низкая, задания стараюсь подбирать  практические, особенно на уроках геометрии, которая дается школьникам наиболее тяжело, максимально использую наглядные, демонстративные методы и приемы. Так, например, при изучении темы «Многогранники» в качестве домашнего задания предлагаю составить презентацию «Многогранники вокруг нас». Учащиеся с базовым уровнем приготовили обычные презентации, а более сильные учащиеся провели анализ свойств и сравнение тел, изучили конкретные памятники архитектуры с точки зрения геометрии.

При проверке домашнего задания также предлагаю различные формы. Например,  математический диктант для базового уровня и одновременно доказательство теорем для повышенного, провожу фронтальные опросы с элементами деловых игр, где учащиеся могут составить вопросы, соответствующие своему уровню,  индивидуальные карточки-задания. Проверку теоретической части материала  провожу часто в парах, при этом учащиеся могут научиться друг у друга, а не только получать знания из уст учителя.

Базовый материал изучаем и проверяем фронтально. Самостоятельные, контрольные работы предлагаю в нескольких вариантах, отличающихся уровнем заданий.

В 9 В классе задания составляю по нарастанию сложности, темп продвижения выбирает каждый самостоятельно. По возможности, результаты каждого этапа фиксируем. В конце урока обязательно проводим рефлексию с постановкой задач на следующий урок.

Однако, учитывая особенности 9 Г класса, сталкиваюсь с проблемой: учащиеся не могут работать ни в группах, ни в парах, особенно мальчики, имеют низкие коммуникативные качества. С этим классом подходят только фронтальная и индивидуальная формы работы. Положительной стороной является количество учащихся. Как правило, на уроке присутствует 10-14 человек, и даже при фронтальной работе задействован каждый ученик, есть возможность поработать индивидуально с каждым, проконтролировать каждый этап выполнения заданий у всех.

Внеурочная работа

В 5-7 классах положительные результаты приносят ПДОУ.

При организации занятий в группах дополнительных платных услуг в седьмом классе, было организовано 3 группы в зависимости от интересов учащихся к предмету. Учащиеся с высокими учебными возможностями имели возможность решать задачи повышенной сложности, а с низкими возможностями отрабатывать базовый материал. В восьмом классе было организовано 2 группы. К сожалению, в этом году учащиеся перегружены, основная деятельность направлена на подготовку к экзаменам, поэтому  сложные задания разбираем индивидуально и на элективах. Тем не менее, учащиеся 9 классов являются активными участниками олимпиад и конкурсов по математике.

Важным звеном работы являются диагностика и мониторинг деятельности учащихся.

Сейчас основная задача на уроках и вне уроков - подготовиться к Государственной итоговой аттестации. В связи с этим, работу провожу для 4 различных групп: Базовый уровень в традиционной и новой форме и повышенный уровень для каждой формы. Кроме того, организованы консультации для различных форм и уровней.  

Естественно, организовать работу с каждым учащимся соответственно его уровню и возможностям, дело очень трудоемкое и непростое, но в этом и заключается мастерство и опыт учителя. Несмотря на низкую мотивацию, систематические пропуски занятий, возрастные особенности, я стремлюсь и стараюсь подобрать для каждого учащегося свой путь в освоении трудного и важного предмета-математика.  

Считаю, что оптимальное сочетание форм учебной работы при конструировании уроков разных типов в зависимости от специфики учебного материала и уровня развития учащихся позволяют более успешно решать задачи обучения и развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

Технологическая карта урока по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"

Методические материалы к уроку по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"...

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект занятия «Сторителлинг в изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми ограниченными возможностями »

Цель: Формировать умения выполнять аппликацию в нетрадиционной технике в виде цветочка, активизация творческой деятельности, коррекции по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребёнка....

Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....