Дополнительная образовательная программа "Затейники"
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа "Затейники" (шоуменов и культорганизаторов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zateyniki_dop.obr_.programma_valiullin_r.m.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр «Белая река» Калининского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«УТВЕРЖДАЮ» И.о. директор МБОУДОД ДЭБЦ «Белая река» Калининского района ГО г.Уфа РБ _______________С.Б.Пасынкова «____» __________20 __ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗАТЕЙНИКИ»
Автор программы:
Педагог дополнительного образования I категории
Валиуллин Рафаил Мансурович
Уфа – 2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Затейники» |
Краткое содержание | Программа рассчитана на обучение детей и подростков основам подготовки и проведении игр и конкурсов. Составление и разработка сценариев и планов по проведению игровых, развлекательных досуговых программ и праздников. При обучении по данной программе можно достичь следующих результатов:
|
Перечень основных программ | – |
Автор(ы) программы | Валиуллин Рафаил Мансурович |
Руководитель программы | Валиуллин Рафаил Мансурович |
Название проводящей организации | МБОУ ДОД ДЭБЦ «Белая река» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
Исполнитель (и) | Валиуллин Р.М. |
Место проведения | МБОУ ДОД ДЭБЦ «Белая река» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
География и возраст участников | Советский район города Уфы 12 – 17 лет |
Количество участников | Две группы по 10-12 чел |
Условия участия в программе | Личное желание |
Сроки проведения | 2 года |
Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования – Валиуллин Р.М. |
Объем нагрузки руководителя | 1 год – 144 часа 2 год – 216 часов |
Цель | Научить воспитанников организации зрелищно-игрового досуга в процессе игровой деятельности. |
Задачи |
|
Методическое оснащение | |
Этапы и критерии мониторинга эффективности реализации программы | Оценкой эффективности программы могут служить: - зачеты (наличие конспектов); - экзамены; - написание сценариев; - представленные на суд зрителей мероприятия, как коллективной работы, так и индивидуальной; - тестирование; - получение документа (справки) об окончании курса обучения; - возможность реализации полученного образования (для выпускников) в своей трудовой деятельности. |
Введение
Задумки о создании данной программы у меня были давно. Работая с системе дополнительного образования более 21 года, я видел, что большинство ребят не умеют вести себя во время проведения массовых игр и представлений. Они скованны, не общительны, не коммуникабельны, зажаты в себе, стеснительны и не умеют отдыхать, а не то чтобы организовывать праздники и игровые досуговые программы. А игра, как мы знаем основная из форм развития с детского возраста и до глубокой старости. Игра – это форма самовыражения и самореализации человека. Это, своего рода, форма обучения и жизни.
Начиная с детского возраста, мы играем. Сначала с мамой и папой, братьями и сестрами (в семью, ребенок, родители и дети). Затем мы идем в школу, там другая жизненная игра – учитель и ученик, ученик и одноклассники. И так продолжается до конца жизни человека. Как говорил один из классиков – «Вся жизнь игра, а мы в ней все актеры».
Как приобщить современного ребёнка к жизнерадостному и яркому, весёлому и самобытному миру игры и здорового образа жизни, к народно-художественным традициям и обрядам?
Современная педагогика сейчас на первый план выдвигает развитие личности ребенка, воспитание его творческого потенциала. В.Сухомлинский отмечал: "В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества".
Главным помощником педагогу в деле развития личности ребенка становиться сегодня искусство, и, прежде всего, народное искусство, которое во множестве своих проявлений окружают любого с самых ранних лет. К тому же народное искусство по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее.
Ныне действующие школьные программы практически не предусматривают изучение народного искусства, народных игр и обрядов. Совершенно очевидно, что этого явно недостаточно, чтобы дети смогли перевести "из зоны знаний в зону убеждений" известные высказывания о фольклоре как о начале всех искусств, чтобы дети могли не просто услышать, а убедиться, что без народного искусства не было бы Пушкина. Чайковского, Сурикова. Без яркого представления об этом звене развития нашего народа они не смогут ощутить себя частью единого исторического процесса развития отечественной культуры.
Поэтому так актуально в наше время дать возможность нашим детям приобщиться к своим истокам. В этом свете становиться значительной роль подростковых клубов, учреждений дополнительного образования, которые могут помочь ребенку в свободное от учебы время постичь азы массового игрового народного творчества, приобщится к его истокам и уметь организовать свой досуг, и досуг других.
Ведь не секрет, что особой бедой в наше время является историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие своего культурного наследия. И всегда путь возрождения лежит через усиление духовного начала общества, обращения к памятникам народной культуры, сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности народа.
Педагогам дополнительного образования предлагается программа объединения «Затейники» и подборка диагностического материала по данной теме, по которым можно проводить занятия с детьми среднего школьного возраста (12 – 14 лет) и старшего школьного возраста (15 - 17 лет).
Дети знакомятся с основами игровой и сценарной грамоты искусства подготовки, организации и проведения досуговых мероприятий поэтапно. С этой целью в содержание данной программы введены: изучение массовых игр и гуляний; сценарная композиция; основы мастерства режиссера и основы мастерства актера (куда входит сцена движения, танец, культура речи). В программу введены €народные массовые игры и гуляния и они рассматриваются в широкой связи с бытом, природой и народными праздниками. Каждая декада в итоге знаменуется проведением массового праздника, как, например, "Осенины", "Рождественские колядки" и "Масленица".
Программа носит воспитательный характер и ориентирована на социальное и нравственное воспитание детей, занимающихся в подростковых клубах и центрах детского творчества.
Программа рассчитана на выявление природных способностей и наклонностей ребёнка, лидерских качеств, развития его дарования, так же является первичным этапом профориентации.
Обучаясь по данной программе, воспитанники овладевают умением видеть прекрасное в мире, природе, человеке, в общении. Они учатся постигать себя и стремятся выразить это новое знание в конкретных работах своей фантазийной, творческой деятельности. Ведущим механизмом развития личности юного творца становится творческое начало, нестандартность мышления, проявляющееся во всех сферах и областях его деятельности, а так же при необходимости решения возникающих проблем.
Вы можете, по мере необходимости, переставлять блоки программы, дорабатывать тематику, подбирать соответственно возрасту воспитанников наглядный и раздаточный материал.
Пояснительная записка.
Анализ ситуации, сложившейся в детской среде в последние годы, свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к организации свободного времени школьников, что ведёт к самым негативным последствиям. Поэтому вопросы организации детского досуга очень актуальны сегодня, также как и проблема организации культурного досуга. А реальные группы дают возможность не только организовывать досуг детей, но и посредством этого, старшеклассникам получить допрофессиональную подготовку по направлению «культорганизаторы» (аниматоры), свидетельство об окончании этого курса и возможность трудоустроиться по этой специальности в системе дополнительного образования, школе.
Снижение уровня жизни большинства населения привело к сокращению доступности таких традиционных форм досуговой деятельности, как посещение театров, кинотеатров, концертных залов, творческих встреч. Сегодня одной из самых доступных форм активного досуга остаётся игровая деятельность во всём многообразии её видов.
Игра - одно из универсальных средств в деле становления личности. Одна и та же игра может выполнять несколько функций:
- Развлекательная - создание благоприятной атмосферы душевной радости, определённого комфорта.
- Коммуникативная - объединение детей в коллектив и установление эмоциональных контактов.
- Релаксационная - снятие эмоционального напряжении, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
4. Развивающая - гармоничное развитие индивидуальных качеств для активизации резервных возможностей личности.
5. Воспитательная - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Игра – сфера активного обогащения личности, поскольку представляет собой выбор разнообразных, общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты.
Игра – самая свободная, естественная форма проявления детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества.
Игра – активное средство воспитания детей. В процессе ее реализации воспитательные требования взрослых и детей становятся их требованиями к себе.
Игра – источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, мажорного настроения. Таким образом, игра – это развивающая деятельность, в поведение школьника, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и знаний, созидающего то, что раньше не делал. Такая деятельность и есть творчество.
Разработка данной программы обусловлена потребностью общества в творческой личности и потребностью детей в самосовершенствовании через игровую практику, а также необходимостью адаптации старшеклассников во взрослой жизни через получение допрофессионального обучения.
История программы
Исходя из своего жизненного и профессионального опыта работы, и своих наблюдений за детьми и подростками, по поводу проведения ими свободного времени и поведения на проводимых для них мероприятий, я сделал выводы, что они все в основном своем зажаты и не идут ни на контакт, ни на участие игр и конкурсов.
Новизна
Программа рассчитана на подготовку «аниматоров» (культорганизаторов). Программа составлена таким образом, что каждый из воспитанников научиться сам писать сценарии, проводить мероприятия. Это поможет в развитии лидерских качеств, в общении и в жизни.
Ресурсное обеспечение
Материально-техническая база МБОУ ДОД ДЭБЦ «Белая река» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДЭБЦ «Белая река» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Финансовое обеспечение. Реализация программы финансируется за счет средств бюджета ГО г.Уфа.
Методическое обеспечение: Основные нормативные документы, обеспечивающие функционирование деятельность учреждений дополнительного образования: Закон Республики Башкортостан «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров» от 29.12.2001, Устав МУ ОДПМК «Йэшлек» Кировского района г.Уфы (новая редакция) от 02.04.2009, Президентская программа «Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 годы, Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью по Республике Башкортостан на 2007-2010 годы, Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь – стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006 – 2015 годы, Республиканская целевая программа по противодействию злоупотребления наркотиков и их незаконному обороту в РБ на 2010-2014 гг., Республиканская целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2006-2010 гг.», Городская комплексная программа «Молодежь столицы Башкортостана на 2006 - 2010 годы», Городская целевая программа «Профилактика правонарушений и борьбы с преступностью на территории ГО г.Уфа РБ на 2010-2012 гг.», Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории городского округа г.Уфа РБ на 2009-2011 годы.
В написании программы была использована следующая литература:
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа». М. 1999 г.
- Шмаков С.А. «Каникулы» М «Новая школа» 1994 г.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Летние праздники, игры и забавы для детей» Творческий центр. М 1999 г.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры и забавы для детей» Творческий центр. М 1999 г.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей» Творческий центр. М 1999 г.
- Панкеев И. «Русские народные игры». М. 1998 г.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. «Встретим праздник весело». Ярославль 1998 г.
- Козак О.Н. «Большая книга для детей от 3 до 7 лет», «Зимние игры для больших и маленьких» Санкт-Петербург. 199 г.
- Мирясова В.И. «Играем в Театр» (сценарии детских спектаклей). М. 2000 г.
- Калашникова О.В. «Праздники в детских садах и школах». Волгоград. 2002 г.
Методы и механизмы реализации
Методы воспитательного воздействия при работе в кружке культорганизаторов включают в себя методы воздействия объекта на субъект (педагога на ребенка), а также путем воздействия на среду воспитания (атмосферу в кружке).
В программе – теоретическая и практическая деятельность детей. Но приоритетной является практическая: разработка и проведение зрелищно-игровых мероприятий. Это, во-первых, обусловлено социальным заказом самого МБОУ ДОД ДЭБЦ «Белая река» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а во-вторых, учитывая специфику работы центра детского творчества, способствует развитию фантазии и инициативы воспитанников. Приобретаются профессиональные навыки.
В усвоении предмета большое значение имеют не только организации и проведение зрелищно-игровых форм досуга, но и посещение досуговых мероприятий в других учреждениях, семинаров по данному направлению, конкурсов.
Для организации практической работы применяется методика КТД (коллективно-творческое дело). Суть ее в том, что в каждой игре, в каждом коллективном творческом деле ребята сами ставят цели, сообща вырабатывают план действия, собирают необходимую информацию, осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты.
Позиция педагога – работать вместе с детьми. В этом случае игровое мероприятие строиться не по шаблону, не по готовому сценарию, а рождается в результате коллективного размышления, поиска лучшего варианта.
Курс обучения предполагает следующие формы деятельности:
- Занятия – беседы.
- Тренинги, упражнения.
- Практическое освоение игр.
- Репетиции.
- Посещение мероприятий в других учреждениях, их анализ, посещение семинаров, участие в конкурсе.
Этапы реализации
Программа рассчитана на два года обучения.
В совершенстве овладеть профессией культорганизатора со знанием множества разнообразных игр, возможностью составления из них грамотного сценария и татлантом интересно представить свой багаж на суд зрителя, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения специальности можно разделить на два этапа:
- Изучение массовых игр;
- Освоение написания сценария.
На первом этапе освоения программы учащиеся нарабатывают копилку массовых игр, практику проведения их на зрителях. Возможность красиво самовыражаться. Грамотно строить свою речь. Овладевать этикой внешнего вида и поведения культорганизатора.
На втором этапе освоения программы учащиеся учатся грамотно составлять сценарий и оформлять его внешний вид. Соблюдать логичное вливание содержания в форму, соблюдая незабываемые каноны творчества, которые состоять из 5-ти моментов: завязки, развития действия, кульминации, развязки и концовки. Работать сначала коллективно над сценарием, затем индивидуально. Выступать в роли режиссера и актера одновременно. Продумывать музыкальное сопровождение, художественное оформление, костюмы, свой личный имидж, то есть, в конечном итоге, систематизировать все полученные знания, аккумулировать их в единое целое и показывать все то, чему он научился в процессе двухгодичного обучения.
Учебно-тематический план обучения
(1 год обучения)
№ | Тема | Количество часов | Всего часов | |
Теория | практика | |||
Вводное занятие. Охрана здоровья и техника безопасности.. | 2 | 2 | ||
Введение. «Массовые игры». Организационная часть | 2 | 2 | 4 | |
Классификация массовых игр: | 4 | 10 | 14 | |
а) Темповые игры | 4 | 10 | 14 | |
б) Возрастные игры | 4 | 10 | 14 | |
в) Разнохарактерные игры | 4 | 10 | 14 | |
г) Временные игры | 4 | 10 | 14 | |
д) новые игры, манок | 4 | 10 | 14 | |
Сценарий. | 6 | 8 | 14 | |
а)Составляющие компоненты сценария. | 4 | 2 | 6 | |
б)Последовательность и особенности написания сценария. | 4 | 4 | 8 | |
в)Общий сценарий. | 2 | 4 | 6 | |
г)Индивидуальный сценарий. | 2 | 8 | 10 | |
Основы мастерства актера. Культура речи. Сцена движения. | 4 | 6 | 10 | |
ИТОГО: | 50 | 94 | 144 |
II год обучения
№ | Тема | Количество часов | Всего часов | |
Теория | практика | |||
Вводное занятие. Охрана здоровья и техника безопасности.. | 2 | 2 | ||
Введение. «Массовые игры». Организационная часть | 2 | 2 | 4 | |
Классификация массовых игр: | 2 | 10 | 12 | |
а) Темповые игры | 5 | 15 | 20 | |
б) Возрастные игры | 5 | 15 | 20 | |
в) Разнохарактерные игры | 5 | 15 | 20 | |
г) Временные игры | 5 | 15 | 20 | |
д) новые игры, манок | 4 | 10 | 14 | |
Сценарий. | 4 | 10 | 14 | |
а)Составляющие компоненты сценария. | 4 | 16 | 20 | |
б)Последовательность и особенности написания сценария. | 2 | 14 | 16 | |
в)Общий сценарий. | 2 | 16 | 18 | |
г)Индивидуальный сценарий. | 2 | 18 | 20 | |
Основы мастерства актера. Культура речи. Сцена движения. Танец. | 6 | 10 | 16 | |
ИТОГО: | 50 | 166 | 216 |
Содержание курса.
- Введение.
Массовые игры. Организационная часть.
Предмет «культурно-массовой работы». Знакомство с понятием «Массовая игра». Составление плана работы объединения. Организационные вопросы.
2. Классификация массовых игр.
а) Темповые игры – в этом разделе представлены игры подвижные, малоподвижные, спокойные. Их отличие и разновидности.
б) Возрастные игры. Знакомство с играми для дошкольного возраста, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, молодежи и взрослых. Здесь рассматриваются отличия массовых игр, соответственно возрастным категориям. Психология возрастных игр. Манера поведения и др.
в) Разнохарактерные игры. Здесь представлены игры, как: игры – конкурсы, игры – аттракционы, музыкальные игры, КТД (коллективно-творческое дело), игры для зала. Рассмотрены различные характеры вышеперечисленных игр, их соотношение с возрастными градациями. Содержание. Формы проведения.
г) Временные игры. Каждое время года определяет свои игры. Зимой игры в основном подвижного характера, связанные со снегом. Летом – купание (игры на воде), спортивные старты и др. Весной – первая зелень, цветы (игры – конкурсы на лучший букет, венок, экспозиция из зеленных веток, наряд из зелени). Осенью – желтые листья, жёлуди, (конкурсы поделок из природного материала, праздник цветов, праздник осени с дарами природы и др.).
д) Новые игры. Манок. В разделе дается понятие, что такое «манок», «игровые узелки», происходит ознакомление с игрой по методике О.Тимофеева. Изучаются новые игры, которые через семинары и конкурсы пополняют копилку культорганизатора.
3. Сценарий.
а) Составляющие компоненты сценария. Рассматриваются 5-ть компонентов любого творческого жанра, в том числе и сценария: - завязка, развитие действия, кульминация, развязка и конец.
Оформление написанного сценария, т.е., что в себя включает титульный лист, что пишется на втором листе, третьем и последующих.
б) Последовательность и особенности написания сценария.
Последовательность:
- Тема, возраст
- «рыба»
- Сюжет
- Черновой вариант прямой речью
- Беловой вариант.
Особенность: логическая связь темы и формы написания сценария.
в) Общий сценарий. Цикл работ, по другому коллективно-творческое дело, над написанием общего сценария. Определение темы. Возраст зрителей. Составление «рыбы», сюжета. Расписание сценария по ролям с соблюдением 5-ти составляющих компонентов и особенности данного сценария. Затем грамотное оформление белового варианта. Распределение ролей. Репетиции. Музыкальное оформление, костюмы. Выход на зрителя. Показ сценария.
г) Индивидуальный сценарий. Выбор тем каждым обучающимся. Индивидуальная работа с каждым над его темой, т.к. в этом разделе каждый обучающийся лично работает над «рыбой», сюжетом, написанием чернового и белового варианта своего сценария. Распределение ролей на всех обучающихся в группе. Репетиции. Музыкальное оформление. Художественное оформление. Костюмы. Показ зрителям.
- Основы мастерства актера.
«Внимание», «Память физических действий и ощущений», «Воображение», «Предлагаемые обстоятельства». На самом деле все эти психические процессы взаимосвязаны и зависимы друг от друга, например, активное (произвольное) внимание невозможно без участия воображения и т.п.
Комплекс упражнений на внимание
Внимание - это динамическая сторона сознания. Это направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. К.Д.Ушинский писал о том. что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Упражнения на память физических действий и ощущений
Упражнения на память физических действий и ощущений являются основой драматического искусства. Эти упражнения - средство развития элементов мастерства актера, так как на простых действиях и ощущениях основываются все сложнейшие действия человека. Каждое упражнение состоит из двух частей: исследование, анализ умом и телом; творческий акт.
Упражнения на воображение
Воображение - это исключительно человеческое свойство, которое отражается в специфическом характере деятельности. В любом виде творчества воображение является ведущим психическим процессом.
С помощью воображения мы познаем и преобразуем окружающий нас мир, удовлетворяем наши потребности, оживляем неодушевленное, познаем себя и другого человека.
Воображение способно превратить жизнь человека в нечто необычайно прекрасное, необходимое, интересное, и тем самым оно принимает участие в развитии личности.
Образам воображения детей присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость. Они имеют большую эмоциональную окраску.
Упражнения на предлагаемые обстоятельства
На человека воздействует окружающий мир. Все определяют обстоятельства - факторы, которые заставляют человека думать, чувствовать, действовать.
Управление и контроль за реализацией программы
Управление и контроль за реализацией программы – со стороны МБОУ ДОД ДЭБЦ «Белая река» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Ожидаемые результаты
При обучении по данной программе можно достичь следующих результатов:
- Раскрыть творческий потенциал школьника.
- Вовлечь (детей) школьников в увлекательный мир организаторов досуговых мероприятий.
- Раскрепостить учащихся на сцене, при общении с залом и другой аудиторией, сформировать позитивную «Я - концепцию».
- Обучить школьников методике проведения игр, составления (авторской разработки) сценариев досуговых мероприятий.
- Сформировать коллектив единомышленников.
- Дать возможность выпускнику школы одновременно получить навыки допрофессиональной подготовки по выбранному профилю и получить об этом документ.
Подведение итогов (оценка эффективности реализации)
После освоения первого этапа обучения – «Массовые игры», учащиеся должны знать не менее 300 массовых игр, освоить их практически, научиться несколько игр связывать манками в игровой узелок и общаться с разновозрастной аудиторией.
По окончании второго этапа обучения – «Сценарий», учащиеся должны знать, как грамотно оформить сценарий: чему должен быть посвящен титульный лист, второй лист, третий и последующие. С чего начинать написание сценария, что должно быть обязательно включено в него и по каким канонам его составлять. Кроме этого, учащиеся должны овладеть режиссерскими навыками: проводить репетиции, распределять роли, подбирать музыкальное сопровождение, рисовать или найти того, кто сможет нарисовать художественное оформление, подобрать необходимые костюмы выступающим и т.д. и т.п.
А чтобы все моменты сработали вовремя, учащиеся должны уметь грамотно составлять рабочий план и вести подготовку только по нему.
Оценкой эффективности программы могут служить:
- зачеты (наличие конспектов);
- экзамены;
- написание сценариев;
- представленные на суд зрителей мероприятия, как коллективной работы, так и индивидуальной;
- тестирование;
- получения справки об окончании курса обучения;
Возможность реализации полученного образования (для выпускников) в своей трудовой деятельности.
По окончанию двухгодичного курса учащимся, достигшим отличных результатов, выдаются справки о том, что они прошли курс подготовки «Аниматоров» (культорганизаторов) и могут сами проводить массовые игровые программы и конкурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...