Эссе на тему «Любовь похожа на море…» (М. М. Пришвин)
материал (11 класс) по теме

Терёхина Вера Николаевна

Материал представляет собой размышления после чтения записей Пришвина о любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu_lyubov_pokhozha_na_more._m._m._prishvin.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Любовь похожа на море…» (М. М. Пришвин)

Если бы Михаил Михайлович Пришвин встретил свою любовь не в столь позднем возрасте, то остался бы в памяти потомков не певцом природы, а певцом любви. Так говорят люди, познакомившиеся с дневниками писателя. В самом деле, дневник любви, написанный Пришвиным совместно с любимой женщиной, является одной из самых прекрасных книг о Любви.

Отрывок «Любовь похожа на море…» взят из дневника любви Михаила Михайловича. В данном отрывке писатель касается проблемы разного отношения к любви и в аллегоричной форме изображает два типа мировоззрения людей, познающихся через Любовь.

Один человек, согласуясь с величием Любви, расширяет свою бедную душу до бесконечности, растворяется в океане любви, и нет для него смерти.

Другой человек, потребитель, подходит к Любви «с кувшином», чтобы взять всё, что можно унести. Но разве можно море любви залить в кувшин и унести с собой? Конечно, нет. И в итоге такой человек будет искренне верить, что «любовь – это обман».

Когда перечитываешь это прекрасное высказывание, построенное в виде развернутой метафоры, то снова и снова воскресают в памяти многочисленные  подтверждения правоты писателя.

Вспоминаются литературные герои разных авторов. Жизненные позиции многих из литературных героев проявились как раз через отношение к любви.

Можно разделить лист на две колонки и буквально каждого литературного героя определить или в столбик под названием «Человек, согласующий душу с величием моря любви», или в столбик под названием «человек с кувшином».

Почему-то первой на ум приходит феерия Александра Грина «Алые паруса». Ассоль! Вот героиня, очарованная мечтой о Любви, верившая в счастье, в любовь без границ. Вера героини в чудо была сильна настолько, что чудо и впрямь свершилось, и алые паруса появились в ее жизни. А почему? Душа Ассоль находилась в согласии с законами вселенской любви, и именно к ней пришло заслуженное счастье.

Зато практически весь городишко, остальные герои произведения Грина «Алые паруса» - люди «с кувшинами», расчетливо старающиеся взять от жизни побольше, в том числе и любви, и в итоге утверждающие, что «любовь – это обман» и очень жестокие к тем, кто верит в «сказки». Даже малые дети, не говоря уже о взрослых жителях, смеялись над Ассоль и ее мечтой. Тем сложнее было главной героине удерживать внутреннее равновесие и продолжать верить в свою мечту и тем заслуженнее награда. Мечта Ассоль сбылась к большому изумлению жителей городка, которые из-за своей душевной бедности причинили ей немало неприятностей.

Образы людей «с кувшином», потребителей не только в любви, но и вообще в жизни, можно встретить во многих художественных произведениях. Это Эраст из повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, Печорин из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Это Анна Сергеевна Одинцова из романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Океан любви был рядом с ними. Перечисленные герои, подобно человеку с кувшином, оказывались на берегу моря любви, но вместо того, чтобы расширять границы души своей и наполнить ее большим чувством, они зачерпнули ничтожную часть любви в кувшин и унесли с собой прочь. Этим героям не хватило душевной щедрости, и они оказались неспособными воспринимать любовь. Их жалкие попытки обрести чувство любви не принесли им счастья. Более того, они причинили много зла предметам своего внимания.

Вслед за Пришвиным хочу продолжить ассоциативный ряд и сравнить море Любви с огромным цветущим полем. Можно наслаждаться видом цветущего поля, вдыхать аромат цветов, любоваться их красотой и ощущать себя полным любви и счастья. А можно подойти к полю, сорвать цветок и унести с собой, уничтожая красоту и утрачивая смысл бытия.

Вот также сорвали цветы Любви Эраст, погубив бедную Лизу, Печорин, похоронив Бэлу, и даже Одинцова, которая разожгла пламя любви в Базарове, а потом, испугавшись, оттолкнула и тем самым приблизила его к смерти.

Коснусь отдельно одной примечательной детали в высказывании Пришвина. Что подразумевал писатель, говоря, что «нет у любви берегов»? Любовь бесконечна, и смерти нет, - такова позиция автора. «Границы души бедного человека расширяются до бесконечности, и бедный человек понимает тогда, что и смерти нет…», - пишет Пришвин.

Так ли это? Отвечая себе на этот вопрос, вспоминаю мало примечательную фигуру телеграфиста Желткова, так нелепо покончившего с собой. А ведь он и есть тот человек, для которого не было смерти. Это для нас и для Веры Шеиной он умер. А на самом деле он «растворился в Любви, похожей на море, сверкающее цветами небесными».

 И вот теперь, оценивая личность Желткова сквозь призму высказывания Пришвина о любви, я испытываю уже совсем другие эмоции по отношению к главному герою повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, нежели при первом чтении. Его поступки уже не кажутся бессмысленными. Напротив, «одна на миллион» история невероятной любви вызывает восхищение.

Итак, развернутая метафора Пришвина позволила мне, как читателю, переосмыслить образы ряда литературных героев с позиции отношения к любви.

Терёхина В. Н.,

учитель литературы

МОБУ «СОШ с. Сальское»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике на тему: "Давление на дне морей и океанов".

Данная презентация используется на уроках физики в 7 классе при изучении темы : "Плавание тел"...

Презентация к уроку для 8 класса по теме "Словосочетание" ("Пираты Карибского моря")

Презентация является частью урока-игры по теме "Словосочетание" для 8 класса...

Презентация к уроку для 8 класса по теме "Словосочетание" ("Пираты Карибского моря")

Приложение к уроку в 8 классе по теме "Словосочетание"...

урок кубановедения в 7 классе по теме:Черное и азовское моря.

продолжить знакомство с водоемами родного края,  дать некоторые исторические знания о морях; показать необходимость их охраны;      развива...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Эссе на тему " Соединять в себе любовь к делу и к ученикам..."

Эссе на тему " Соединять в себе любовь к делу и к ученикам...". Мои размышления о профессии....

Тема природы и человека в произведениях М.Пришвина

доклад на Международной научно-практической конференции...