Рабочая программа "История Вооруженных Сил"
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ | |||
Рассмотрена: | Утверждена приказом Директор МБОУ «СОКШ № 4» | ||
/Л.И.Степкина/ | |||
Согласована: Заместитель директора по | |||
/А.С.Коровина/ | |||
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |||
«ИСТОРИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ» | |||
8 класс | |||
Педагогический работник: | Стригин Владимир Олегович |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самым почетным, уважаемым и по-настоящему мужским делом на Руси считалось защита родной державы. Не было выше славы и чести, чем отдать жизнь свою за Родину.
Российский солдат из века в век успешно защищал свою Родину от вражеских нашествий. Из поколения в поколение, укрепляясь и множась, передавались традиции мужества, верности воинскому долгу, выносливости, взаимной выручки, готовности к самопожертвованию – всего того, что составляет неотъемлемые качества российского солдата.
В последние десятилетия ХХ века на фоне социально-экономических и общественно-политических преобразований в глазах подрастающего поколения снизился авторитет армии, военной службы. Далеко не все юноши призывного возраста были готовы выполнить свой конституционный долг по защите Отечества.
История свидетельствует, что в тех государствах, где граждане начинали с презрением относиться к выполнению воинского долга, неминуемо происходил распад и крах. «Горе тем странам, - отмечал известный военный теоретик Г.Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество».
Поэтому необходимо поддерживать у подрастающего поколения интерес к истории Вооружённых Сил России, знакомить их со славными страницами истории армии и флота нашей страны, воспитывать чувство долга, ответственности за будущее Отечества.
Цели изучения истории на ступени полного общего образования согласовываются с целями школы.
Цель МБОУ «СОКШ №4»: обеспечить условия для усвоения фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечивать формирование духовно-нравственной личности обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими элиту России.
Цель курса: формирование представления об истории развития отечественных вооруженных сил, их месте и роли в истории Российского государства, повышение престижа военной службы в современных условиях, воспитание уважения к Вооруженным Силам России, защитникам Отечества, воинам, символам и историческим святыням государства.
Задачи курса:
- Изучение эволюции вооруженных сил от княжеских дружин до современности.
- Определение факторов, влиявших на процесс исторического развития вооруженных сил, выяснение основных тенденций этого развития.
- Изучение основных реформ вооруженных сил, факторов, определявших успехи и неудачи процесса реформирования.
- Ознакомление с ролью военного фактора в российской истории, назначением и значением вооруженных сил в структуре Российского государства и жизни русского общества.
- Изучение основных компонентов военной службы: образовательного, культурного, физического.
- Формирование установок служения Отечеству у подрастающего поколения через уважение к героическому прошлому нашей страны.
- Формирование собственной культуры саморазвития и самосовершенствования (внутренней потребности в здоровом образе жизни, духовном и физическом совершенствовании, определение для себя жизненных целей и ориентиров).
Содержание курса кадетского компонента
- История формирования и развития военно-учебных заведений в России.
- История формирования казачьих войск.
- Воспитание в кадетских корпусах.
- Воспитание и образование казаков.
- Образование в кадетских корпусах дореволюционного периода
- Быт и нравы в кадетских корпусах дореволюционного периода.
- Быт и нравы казаков.
- Создание суворовских и нахимовских военных училищ после 1943 г.
- Возрождение кадетского движения в конце XX в.
- Возрождение казачества в XX веке.
Программа составлена в соответствии с документами:
- Инициатива «Наша новая школа»,
- Концепция патриотического воспитания граждан России,
- Распоряжение правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р,
- Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»,
- Стратегия и Концепция развития образования ХМАО - Югры до 2020 года,
- Целевая окружная программа "Молодежь Югры" на 2011 - 2013 годы»,
- Комплекс мер по модернизации общего образования ХМАО-Югры.
- Программа «Патриотическое воспитание и гражданское становление школьников МБОУ «СОКШ №4»,
- Программа «Кадетский класс как форма организации жизнедеятельности детского коллектива».
В реализации программы участвуют учащиеся 8 классов. Отбор основных форм и методов совместной деятельности ведется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Данная образовательная программа рассчитана на 17 занятий в год.
Сроки реализации – один год.
Принципы программы:
- плановость;
- системность;
- комплексность;
- последовательность.
Направления программы:
- историческое (познание истории образования государства Российского и армии, их развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и приумножение его достояния, в том числе и путем выполнения конституционного и воинского долга);
- духовно-нравственное (развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения);
- патриотическое (воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству);
- морально-волевое (формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения будущей военной или других видов государственной службы).
Ожидаемые результаты
- историю и боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации, символы воинской чести, праздники РА;
- основные реформы вооруженных сил, факторы, определявшие успехи и неудачи процесса реформирования;
- причины, участников, основные события, результат войн;
- великих полководцев;
- виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск;
- требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина России (призывника, профессионального военного);
- основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования и правилах приёма в них;
- основы подготовки к военной службе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- организация и проведение мероприятий для подшефного класса (классные часы, экскурсии в школьном историко-краеведческом музее);
- участие в акциях «Операция «Забота»; «Рассвет Победы»;
- участие в концертах для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, в городских мероприятиях, проводимых на базе Клуба фронтовых друзей, фестивалях военно-патриотической песни, парадах Победы.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе мониторинга.
Компонент граджанст-венности | Уровни и показатели гражданственности | |||
высокий | средний | низкий | крайне низкий | |
Патриотизм | Интересуется историей Родины, гордится ею; участвует в историко-патриотической работе; выступает организатором акций; пресекает неуважительное отношение к героическому прошлому страны, защитникам Отечества, воинам, символам государства. | Интересуется историей Родины, гордится ею; участвует в историко-патриотической работе; пресекает неуважительное отношение к героическому прошлому страны, защитникам Родины, воинам, символам государства. | Мало интересуется историей России и российской армии, гордится ею; историко-патриотическую работу выполняет при побуждении или под контролем. Не проявляет интереса к защитникам Родины, символам государства. | Пренебрежительно относится к Вооружённым Силам России, истории страны, проявляет неуважение к героическому прошлому страны, защитникам Родины, воинам, символам государства. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(17 часов).
№п/п | Тема занятия | Количество часов. | |
теория | практика | ||
1 | Российские вооруженные силы в первой половине XIX в. Состав и организация. Управление. | 1 | |
2-3 | Войны с Турцией и Швецией. | 1 | |
4 | Великие исторические события. Отечественная война 1812 года. | 2 | |
5 | Военная история в лицах. М.И. Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли. | 1 | |
6 | Великие исторические события. Заграничный поход русской армии в 1813 году. | 1 | |
7 | Внешняя политика России во второй четверти XIX в. | 1 | |
8 | Самостоятельная работа «Российские вооруженные силы в первой половине XIX в.» | 1 | |
9 | Вооруженные силы России во второй половине XIX в. | 1 | |
10-11 | Великие исторические события. Крымская война. | 2 | |
12 | Военная история в лицах. Корнилов, Нахимов, Истомин. | 1 | |
13 | Военные реформы 60 - 70-х гг. | 1 | |
14 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | |
15 | Застой в развитии вооруженных сил в 1880-90-е гг. | 1 | |
16 | Награды, отличительные знаки, символы воинской чести. | 1 | |
17 | Итоговое занятие по курсу: «Вооруженные силы России в XIX веке». | 1 | |
Итого | 17 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Российские вооруженные силы в первой половине XIX в. Состав и организация. Управление. Обеспечение войск вооружением и боеприпасами. Вооружение, форма, рода войск. Война с Ираном, Турцией. Великие исторические события. Отечественная война 1812 года. Великие исторические события. Оборона Смоленска. Бородинская битва. Военная история в лицах. Биография, историческая роль: М.И. Кутузова, Багратиона, Барклай-де-Толли, генерала Раевского, Платова. Партизанское движение в годы Отечественной войны 1812 года: Денис Давыдов, Александр Фигнер, Василиса Кожина. Великие исторические события. Заграничный поход русской армии в 1813 году. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. «Восточный вопрос».
- Вооруженные силы России во второй половине XIX в. Структура и управление. Вооружение, форма, рода войск. Великие исторические события. Крымская война. Военная история в лицах. Биография, историческая роль: Корнилова, Нахимова, Истомина. Военные реформы 60 - 70-х гг. Образование военно-окружной системы. Перевооружение армии и флота. Реорганизация боевой подготовки войск и системы подготовки офицерских кадров. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Застой в развитии вооруженных сил в 1880-90-е гг. Награды, отличительные знаки, символы воинской чести.
Источники и литература
Источники
- Безвременные и временцики. М., 2008.
- Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 2009.
- Деникин A.M. Путь русского офицера. М., 2009.
- Дурова Н.А. Избранные сочинения. М., 2007.
- Ермолов А. П. Записки. М., 2010.
- Игнатьев Н.П. Походные письма 1877 года. — М. РОССПЭН, 2010.
- Памятники литературы Древней Руси XIII - XVII вв. М., 1981 1989.
- Россия XV - XVII в. глазами иностранцев. СПб., 2009.
- Русская военная эмиграция: документы и материалы, М., 2000-2002
- Трубецкой В. Записки кирасира. М., 2008.
Литература для педагога
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 2009.
- Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2009.
- Балязин В.Н. Фельдмаршал Барклай. М., 2012.
- Бегунова А.И. Путь через века. М., 2011.
- Борисов Н.С. Русские полководцы XIII XVI вв. М., 2007.
- Бородино. 1812 год. М.,2007.
- Вейс Г. История цивилизации. Т. 2 3. М., 2008.
- Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 2009.
- Георгиевские кавалеры. Т. 1. М., 2010.
- Гордеев А. А. История казаков. Т. 1 3. М., 2011.
- Гражданская война и иностранная интервенция в СССР: Энциклопедия. М., 2007.
- Советские полководцы и военачальники: Сб. М., 2006.
Литература для ученика.
- Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. М., 2006.
- Богданов Л.П. Русская армия в 1812 г. М., 2010.
- Великая Отечественная война 1941 1945: Энциклопедия. М., 2011.
- Гнатовский Н.И., Шорин П.А. История развития отечественного стрелкового оружия. М., 2008.
- Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий, М., 2005.
- Керсновский А.А. История русской армии. Т. 1-4. М.,2009.
- Португальский Р.М., Алексеев П.Д., Рунов В.А. Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников. – М.: Элакос, 2005.
- Шацилло К.Ф. Россия перед первой мировой войной (Вооруженные силы царизма 1905 1914 гг.) М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Состав и структура вооруженных сил мирового сообщества"
Урок разработан на 90 минут рабочего времени. Предполагает домашнюю подготовку учащихся. Содержит опорные конспекты и карты - задания....
Археология - это история, вооруженная лопатой
Цель урока: углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению...
Тесты по Истории Вооруженных сил
Промежуточный контроль знаний содержит вопросы по истории создания Вооруженных сил России...
Рабочая программа "Вооруженные Силы на страже Родины" 5 класс
Рабочая программа "Вооруженные Силы на страже Родины" 5 класс...
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
Презентация по Основам безопасности жизнедеятелности для 10 класса...
Организационная структура Вооруженных Сил. Функции и основные задачи BC. Виды и рода Вооруженных Сил РФ.
уро по ОБЖ...
ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"
ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"...