Археология - это история, вооруженная лопатой
план-конспект урока по краеведению (7 класс) по теме

Сорока Любовь Николаевна
Цель урока: углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению Бологовского городского музея им. Н. И. Дубравицкого и знакомству с археологической экспозицией. План урока: 1. Знакомство с понятиями «вещественные источники», «археология», «дневная поверхность», «культурный слой». 2. Методы обнаружения археологических памятников. 3. Проведение археологических раскопок. 4. Обработка археологических находок. 5. Научный подвиг Генриха Шлимана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_7_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                        УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ В  7  КЛАССЕ.

Тема: «Археология – это история, вооруженная лопатой»

Цель урока:

углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению Бологовского городского музея им. Н. И. Дубравицкого и знакомству с археологической экспозицией.

План урока:

  1. Знакомство с понятиями «вещественные источники», «археология», «дневная поверхность», «культурный слой».
  2. Методы обнаружения археологических памятников.
  3. Проведение археологических раскопок.
  4. Обработка археологических находок.
  5. Научный подвиг Генриха Шлимана.

  1. Археология (от греч. аrchaios – древний и logos – слово) – наука, изучающая историю по вещественным (материальным) остаткам деятельности людей – археологическим памятникам.

К ним относятся остатки поселений, погребения (курганы, бескурганные захоронения, длинные могильные сооружения), а также клады, древние рудники, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие… археологические памятники находятся, как, правило, под землёй. Некоторые из них специально выкапывались и засыпались людьми, например, могилы. Другие спрятала под земной толщей природная стихия; так, пеплом был засыпан при извержении вулкана римский город Помпеи.

(Демонстрируется картина «Последний день Помпеи»)

Многие же поселения уходили под землю с течением времени, в результате деятельности людей. Внимательно понаблюдайте, что происходит, когда дорожные рабочие асфальтируют дороги. То же самое происходило и в древности, когда на месте старых, обветшалых или разрушенных врагами домов люди строили новые.

(Демонстрируется рисунок с культурными слоями Древнего Новгорода)

Уровень, на котором жили люди, по мере их деятельности поднимался всё выше и выше. Каждому времени соответствует свой слой жизнедеятельности, археологи называют его дневной поверхностью (датировать слой можно по находкам, обнаруженным на его уровне). Главная задача археологических исследований культурного слоя – проследить последовательность его напластований.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Что такое вещественные источники? Какими они бывают?
  2. Можно ли вещественные источники назвать немыми? О чём они рассказывают?
  3. Чем археологи отличаются от кладоискателей? Какими качествами должен обладать археолог?
  4. Чем занимаются археологи в наших краях с осени 2001 года? Какую помощь оказывали вы учёным?
  5. На столе – школьный учебник краеведения, набор открыток с древними миниатюрами, фотографии археологов за работой, черепки древней керамики, монеты, найденные школьниками, иллюстрация разрушенной крепости и т. д.

Задание: выберите среди этих предметов вещественные источники. О чём говорит каждый из них?

  1. Перед началом работы археологической экспедиции её участники изучают специальную литературу: исторические источники, труды по географии, зоологии, ботанике, климатологии, анализируют легенды и сказания, связанные с местом раскопок. Затем они определяют место работы. Очень часто древние памятники открывают случайно, во время земляных работ, как, например, при строительстве в Великом Новгороде. Рабочим открылась древняя мостовая, а при раскопках на этом месте были обнаружены известные теперь всему миру новгородские берестяные грамоты.

  В этом случае Закон по охране и использованию памятников истории и культуры обязывает строителей прекратить работу и сообщить об этом в местную археологическую экспедицию. Недавние раскопки на Манежной площади Москвы начались перед строительством под площадью торгового центра. Другие памятники археологии не надо искать, об их расположении известно давно, как, например, об античных городах Ольвия и Херсонес, остатки которых до сих пор возвышаются около современных населённых пунктов.

  Многие памятники открыты при помощи аэрофотосъёмки. Так были открыты древние каналы в Средней Азии. Иногда аэрофотосъёмка помогала обнаружить объекты, находящиеся под водой на глубине 7 метров. Тогда к работе подключаются археологи-водолазы. Именно они обнаружили портовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным Средиземным морем. Современная наука обогатила археологию методом электроразведки.

   Перед полевой работой проводится археологическая разведка: обследуется место будущей работы, составляется карта-план, намечается объём работы. Организуются небольшие земляные работы – шурфовка.

  1. После проведения археологической разведки начинаются раскопки. К ним обычно привлекают студентов исторических факультетов и добровольцев-школьников, так как из-за большого объёма работы и ограниченного времени (раскопки можно вести только в летний период) учёные нуждаются в помощниках.

Летом 2003 года группа ребят-старшеклассников из Бологовских школ работала с археологами при раскопках на берегу Березайки недалеко от Филимонова в месте, под названием Дуброва. Ребята на месте познакомились со всем тем, о чём я вам рассказываю.

  Слой за слоем снимают археологи землю. Каждый такой слой – штык - равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают раскапываемый участок на более мелкие участки (раскопы, квадраты), стороны которых ориентируются по сторонам света. По мере работы к первоначальному участку прирезаются новые, каждый участок получает свой шифр, который наносится на каждую находку с этого участка, на ней же помечается и номер штыка.

(По ходу объяснения данной части урока на доске можно выполнить соответствующий чертёж-схему)

  Для сохранения открытых археологических объектов их либо укрепляют, либо реставрируют (в этом случае на месте раскопа иногда устраивают музейную экспозицию, как в г. Анапа, археологический музей которой возник на месте древнего античного поселения). Если на объекте предстоит работа в следующем сезоне, его консервируют, т. е. засыпают землёй.

  Собранный во время раскопок материал отправляют в Институт археологии либо в соответствующий музей, где его очищают, реставрируют и изучают.

  Археологи, работающие в наших краях, из вещественных исторических источников, найденных по берегам рек Мсты и Березайки, готовят экспозицию «Деревни Бологовского края в XIV – XV вв.» для Бологовского городского музея им. Н. И. Дубравицкого.

  Изучение древних захоронений имеет свою специфику. После трудоёмкого исследования, к которому подключаются учёные-антропологи, возможно даже восстановление по черепу и костям давно умерших людей внешнего облика человека. Так учёный-антрополог М. М. Герасимов воссоздал методом пластической реконструкции (восстановления) скульптурные портреты Ивана Грозного и Андрея Боголюбского, других деятелей прошлого.

(Демонстрируются изображения бюстов вышеназванных людей из учебника истории).

  Учёные широко используют в археологии и разнообразные физические, химические и даже математические методы исследования. Применяя эти методы, учёные устанавливают возраст и причины смерти людей. Так, историки получили неизвестные по письменным источникам данные об Иване Грозном. По годичным кольцам деревьев точно воспроизводят датировку деревянных сооружений и предметов. Применяя радиоактивный углерод С-14, учёные установили хронологию многих событий, которые не были раньше известны историкам или датировались неправильно.

Проверочный тест.

  1. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по вещественным остаткам называется:

         А) этнография;

        Б) антропология;

        В) археология;

        Г) генеалогия.

  1. Что лишнее в этом списке:

А) бронзовый наконечник стрелы;

Б) кремниевое рубило, которым пользовались первобытные люди;

В) списки древнерусских летописей;

Г) древнерусский курган?

    Свой ответ обоснуй.

  1. Перечисли этапы подготовительной работы, предшествующей началу раскопок.
  2. Что такое штык:

А) слой земли, который снимает археолог во время проведения раскопок в определённом культурном слое;

Б) участок, стороны которого совпадают со сторонами света, на котором проводятся археологические раскопки;

В) один из методов исследования обнаруженного материала?

  1. Как учёные могут восстановить внешний облик древнего человека по останкам его черепа и костей:

А) при помощи археологии;

Б) после внимательного изучения письменных источников, в которых дано описание внешности этого человека;

В) если находка археолога относится к дописьменному периоду, это сделать невозможно;

Г) при помощи науки антропологии?

     Можете ли вы привести примеры подобных открытий?

  1. Внимательно прочитай материал о перечисленных ниже методах археологических исследований. В колонку под цифрой 1 выпиши методы обнаружения археологических памятников, в колонку под цифрой 2 – методы археологических исследований, в колонку под цифрой 3 – методы кабинетной работы археологов.

Химический анализ, изучение специальной литературы, электроразведка, аэрофотосъёмка, археологическая разведка, очистка, составление карты-плана, математический расчёт, реставрация, метод радиоактивного датирования, антропологические измерения, шурфовка, дендрохронология, сопоставление данных различных источников, подводная работа.

Домашнее задание.

Прочитайте раздел «Что такое археология?» в «Энциклопедии для детей» (М. «Аванта+». Т.5.ч.1. 1995.с. 7-10) или «Я познаю мир. История» м. 1996 г. Попытайтесь составить кроссворд или ребус на тему «Археология».

В заключительной части урока ученики с увлечением слушают рассказ учителя о Генрихе Шлимане (см. приложение).

Если осталось время, можно использовать кроссворд (см. приложение).


                                         П Р И Л О Ж Е Н И Е

                                         ГЕНРИХ ШЛИМАН

  Генрих Шлиман (1822-1890) родился в простой немецкой семье. Его отец, желая, чтобы сын вырос образованным человеком, когда мальчику исполнилось 8 лет, подарил ему «Всемирную историю для детей». Богато иллюстрированная книга поразила воображение мальчика. Особенное впечатление на него произвёл один рисунок: в огне по полуразрушенному городу идёт воин в высоком шлеме и панцире. Он несёт в руках старика, а за руку ведёт маленького мальчика.  Позади пламени и дыма кипела битва: воины в шлемах с высоким гребнем и коротких панцирях убивают без пощады женщин и детей. Отец объяснил сыну, что это легендарный троянский герой Эней спасает отца и сына. Мальчик очень расстроился, когда отец сказал, что этого никто не видел, что это всего лишь воображение художника. «Даже если бы Троя существовала когда-то, - сказал отец, - то время превратило её в пыль». Генрих отказывался в это верить: «Я найду эти высокие стены и башни! Они не могли исчезнуть!» Напрасно отец уверял сына, что нельзя найти то, чего никогда не существовало: в то время учёные считали, что Троя – мифическая выдумка слепого древнегреческого поэта Гомера.

  В 14 лет закончилось детство Генриха. Умерла мать. Отец разорился. Мальчику пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, работая в лавке деревенского торговца. В лавку часто наведывался подмастерье мельника, любивший выпить. Бывший семинарист, он читал наизусть поэму Гомера «Одиссея». Чтобы слушать полюбившиеся ему стихи, Генрих за свой счёт подавал ему вино. Это продолжалось до тех пор, пока рассерженный хозяин не выгнал обоих. Судьба привела 19-летнего Генриха в крупный портовый город Гамбург. Нанимаясь на разную работу, влача нищенское существование, юноша жил очень одиноко и находил утешение в учёбе. Прислушиваясь к многоязычию в порту, он самостоятельно выучил английский, французский, голландский, португальский, шведский, польский и итальянский языки. Несмотря на то, что в Гамбург с каждым годом приходило всё больше русских кораблей, Генрих не смог также самостоятельно овладеть русским языком, очень трудным для иностранца.  Не желая сдаваться, он на свои скудные заработки нанял учителя и, экономя на еде и свечах, долгими зимними вечерами учил в своём убогом жилище новый язык. Его старания не пропали даром. Однажды хозяину торговой компании, в которой служил Генрих, срочно понадобился человек, который помог бы ему вести переговоры с русскими купцами. Работа способного юноши была по достоинству оценена его хозяином, и вскоре Генрих стал представителем компании в Петербурге.

  Шлиман много и упорно работал, приумножая богатство своего хозяина, и сам постепенно стал богатым человеком. Он прочно обосновался в России. Завёл семью. Однажды по служебным делам Шлиман отправился в Лондон. Конечно же, он не смог не посетить всемирно известный Британский музей. Увиденные здесь статуи из афинского  Парфенона потрясли коммерсанта. Шлиман с ужасом ощутил всю бессмысленность и пустоту своего существования. Ожила мечта детских лет – найти Трою.

Возвращение в Россию заставило отказаться на время от новых планов: началась Крымская война. Проведя ряд удачных торговых сделок, связанных с военными заказами, Шлиман превратился в миллионера. Война окончилась, и Шлиман понял, что половина его жизни ушла бесцельно. А ведь он хотел стать учёным! Снова всплыли в памяти воспоминания о подаренной в детстве книге. Шлиман всё так же много работал: за три месяца он самостоятельно изучил древнегреческий язык, на котором писал Гомер. Выучил наизусть его другую знаменитую поэму «Илиада». Существование воспетой Гомером Трои учёные по-прежнему отрицали, они считали, что искать её так же бессмысленно, как искать Ивана-царевича или царя Салтана. Но Шлиман верил Гомеру.

  Шлиман покинул Россию, расставшись с семьёй, которая не понимала и не поддерживала его. Местом своего жительства Шлиман не случайно выбрал Грецию: ему хотелось быть ближе к своей мечте. В Греции Шлиман неожиданно для себя обрёл личное счастье. Он полюбил девушку из бедной греческой семьи, внешний вид которой напоминал ему описание воспетой Гомером Елены, из-за которой началась Троянская война. Родители девушки были счастливы отдать юную дочь замуж за далеко не молодого жениха: таким образом они рассчитывали решить свои материальные проблемы. Софья, стоя у алтаря, приносила себя в жертву семье, но вскоре после свадьбы поняла, что стала женой необыкновенного человека. Шлиман не только был добр и обходителен с женой, но и нанял ей лучших учителей. Полуграмотная девушка превратилась в одну из самых образованных женщин Европы, она полностью разделила увлечения мужа, став его надёжной помощницей.

  С большим трудом он добился у турецкого правительства разрешения начать археологические раскопки. Турецкие власти поставили условие: половину всех найденных ценностей Шлиман должен передать Турции. Он долго выбирал место раскопок, много дней провёл, гуляя по окрестностям деревни Гиссарлык, плавая в лодке близ берега моря, омывающего деревню. Он сравнивал природный ландшафт с описаниями Гомера и наконец в 1871 г. приступил к раскопкам. В течение долгих восьми лет Шлиман, преодолевая многие трудности (непогоду, плохие бытовые условия, подорванное здоровье, нехватку рабочих, придирки турецких чиновников), снял семь культурных слоёв. И ничего! Даже те немногочисленные знакомые, кто верил Шлиману, отвернулись от него. Только Софья всегда была рядом. И удача повернулась лицом к Шлиману: ему удалось обнаружить следы пожарища, остатки древней дороги, большую башню, ворота. Но главное было впереди!

  Однажды Шлиман открыл настоящий клад. Боясь, что он будет расхищен рабочими, археолог отпустил их, объявив о закрытии сезона, а сам вместе с женой тайком ото всех продолжал работать, несмотря на свой преклонный возраст. Клад был необыкновенный: золото, серебро, чаши, кубки, две прекрасные диадемы, двадцать четыре ожерелья из золота, сотни колец, браслетов, булавок, бляшек находились в найденной Шлиманом вазе, а также слитки драгоценного металла и оружие! Ночью в палатке при свете свечей Шлиман надел часть этих украшений на свою жену – красавица гречанка выглядела точь-в-точь как прекрасная Елена!

  (Демонстрируются иллюстрации с репродукциями вещей, найденных Шлиманом.)

  Ликование Шлимана сменилось тревогой: ведь половину найденного надо отдать туркам; для них вещи из клада не представляли научной ценности: золото подлежало переплавке для чеканки монет, которых так не хватало обедневшей Турции, чьи правители не желали отказывать себе в роскоши. Что делать? Шлиман решается на крайнюю меру: он контрабандно вывозит найденные ценности из страны.

  Результатом многолетней работы Шлимана стало появление книги «Троянские древности». Вместо радости она принесла археологу много неприятностей: турецкое правительство возбудило против Шлимана судебный процесс, а завистники-учёные клеветали, что Шлиман якобы не нашёл, а купил это золото. И если первая неприятность не очень огорчала Шлимана (он пошёл на это ради науки и подарил людям бесценные памятники археологии; он осуществил свою детскую мечту и доказал всему миру: Троя существовала, Гомер был прав!), обвинения в научной нечистоплотности он снести не мог. И решил доказать свою правоту. Для этого он начал раскопки уже в самой Греции. Его цель: найти могилу Агамемнона, вождя древних греков, сражавшихся против Трои. И Шлиман добился своего! Он раскопал прекрасные «Львиные ворота» Микен, нашёл захоронение греческого вождя.

  Имя Шлимана вписано золотыми буквами в историю археологии.

Вопросы и задания:

  1. Что пробудило интерес Г. Шлимана к изучению древней истории?
  2. Какие качества как человека и учёного помогли Г. Шлиману осуществить свою детскую мечту?
  3. Какая подготовительная работа предшествовала началу раскопок Г. Шлимана?
  4. Реши кроссворд.
  1. Известный археолог.
  2. Один из инструментов, которым пользуется археолог во время полевой работы.
  3. Холм, на котором были найдены сокровища легендарного древнего города.
  4. Древнегреческий поэт, автор «Одиссеи» и «Илиады».
  5. Холм над захоронением вождя.
  6. Место проведения археологических работ.
  7. Восстановление найденных археологами во время экспедиции памятников.
  8. Древний город, существование, которого учёные в XIX в. приписывали фантазии древнегреческого слепого поэта.
  9.     Наука, изучающая историю человечества по вещественным остаткам.
  10. Страна, которой по условиям договора Г. Шлиман должен был отдать половину будущих археологических находок.
  11. Часть археологического раскопа, стороны которого ориентированы по сторонам света.

 

Домашнее задание.

Современники Г. Шлимана воспринимали его археологические поиски как бесполезную фантазию; учёные XIX века встретили его книгу «Троянские древности» недоброжелательно, считая находки Г. Шлимана мистификацией; археологи XX века называют жизнь Г. Шлимана научным подвигом. Какую точку зрения разделяешь ты? Почему?

                               Литература для учителя

Авдусин Д.А. Основы археологии: Учебник. М., 1989.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь/Пер с англ. М., 1990.

Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996.

Гальперина Г. А., Доброва Е. В. Популярная история археологии. М., 2002.

Мартынов А. И. Археология: Учебник. М., 2002.

Мартынов А. И., Шер Я. А.  Методы археологического исследования. М., 2002.

Матюшин Г. Н. Тайны цивилизаций: История древнего мира. М., 2002.

Немировский А. И. Нить Ариадны (Из истории классической археологии). Воронеж, 1989.

Петрова Н. Т. Введение в историю//История (приложение к газете            «1 сентября»). 1993. №1.

Саплина Е. В., Саплина А. И. Путешествие в историю. М., 1994.

Что такое? Кто такой? Т.1. М., 1994.

Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. М., 1993.

Я познаю мир. История. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по Истории Вооруженных сил

Промежуточный контроль знаний содержит вопросы по истории создания Вооруженных сил России...

Элективный учебный курс "История вооруженных сил"

Военная история, или военно-историческая наука, - совокупность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого, как нашей страны, так и других стран и народов, о разв...

ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.

Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

Технологическая карта к уроку "Археология помошница истории"

Технологическая карта урока "Археология помошница истории"...