Проектная деятельность
учебно-методический материал на тему
Проектная деятельность как метод развития творчества на уроках технологии
«Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».
Цели:
Образовательная – способствовать организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся; способствовать формированию умений и способностей учащихся работать самостоятельно по теме.
Воспитательная – способствовать воспитанию терпимости к чужому мнению, внимательному, доброжелательному отношению к деятельности одноклассников; способствовать воспитанию личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Развивающая – способствовать развитию воображения, умения самостоятельной работы с литературой, кругозора, эрудиции, навыков публичных выступлений.
Задачи:
- Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.
- Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
- Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию.
- Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно всю жизнь.
- Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
- Самоопределиться и самоутвердиться, найти себя.
Учащихся должны овладеть следующими умениями:
· обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
· находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
· проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
· овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
· осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
· экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
· давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
· выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
· оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;
· сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.
Творчество и проектная деятельность
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Метод проектов – особая система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Передо мной, встал вопрос, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Данный метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно - исследовательскую позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос «Что делать?» «Как делать?» «С помощью чего делать?», обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.
Этапы работы над проектом:
Поисковый этап:
· выполнение маркетингового исследования;
· определение проблемы;
· выбор темы проекта и обоснование необходимости изготовления проектного изделия (почему?);
· определение требований к проектируемому изделию;
· составление плана по организации проектируемого изделия (звёздочка обдумывания);
· выполнение мини – исследований;
· составление дизайн – спецификации изделия;
· сбор первоначальных идей и проработка лучшей идеи.
Технологический этап:
· подбор материалов и инструментов;
· технологической последовательности, составление технологической карты;
· организация рабочего места;
· изготовление изделия, соблюдая правила безопасной работы.
Аналитический этап:
· эколого-экономическое обоснование выбора изделия;
· провести испытание изделия;
· проанализировать, что получилось, а что нет;
· определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи;
· защита проекта.
Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:
· соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;
· умение объяснить основы проекта, самостоятельность его выполнения;
· качество проектного изделия;
· практическое использование проектного изделия;
· качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);
· использование знаний из разных областей и учебных предметов;
· ответы на вопросы;
· полнота знаний по технологии;
· оригинальность решения проекта;
· культура речи.
Применяя проектную деятельность , я учитываю следующие моменты:
· все компоненты могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон);
· интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;
· при оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают, что проектная деятельность способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как метод развития творчества на уроках технологии
«Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».
Цели:
Образовательная – способствовать организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся; способствовать формированию умений и способностей учащихся работать самостоятельно по теме.
Воспитательная – способствовать воспитанию терпимости к чужому мнению, внимательному, доброжелательному отношению к деятельности одноклассников; способствовать воспитанию личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Развивающая – способствовать развитию воображения, умения самостоятельной работы с литературой, кругозора, эрудиции, навыков публичных выступлений.
Задачи:
- Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.
- Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
- Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию.
- Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно всю жизнь.
- Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
- Самоопределиться и самоутвердиться, найти себя.
Учащихся должны овладеть следующими умениями:
- обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
- находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
- проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
- овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
- осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
- экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
- давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
- выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
- оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;
- сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.
Творчество и проектная деятельность
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Метод проектов – особая система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Передо мной, встал вопрос, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Данный метод проектов дает каждому ученику возможность проявить себя, обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать потенциал своих творческих способностей и возможностей, ставит ученика в активную познавательно - исследовательскую позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос «Что делать?» «Как делать?» «С помощью чего делать?», обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.
Этапы работы над проектом:
Поисковый этап:
- выполнение маркетингового исследования;
- определение проблемы;
- выбор темы проекта и обоснование необходимости изготовления проектного изделия (почему?);
- определение требований к проектируемому изделию;
- составление плана по организации проектируемого изделия (звёздочка обдумывания);
- выполнение мини – исследований;
- составление дизайн – спецификации изделия;
- сбор первоначальных идей и проработка лучшей идеи.
Технологический этап:
- подбор материалов и инструментов;
- технологической последовательности, составление технологической карты;
- организация рабочего места;
- изготовление изделия, соблюдая правила безопасной работы.
Аналитический этап:
- эколого-экономическое обоснование выбора изделия;
- провести испытание изделия;
- проанализировать, что получилось, а что нет;
- определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи;
- защита проекта.
Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:
- соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;
- умение объяснить основы проекта, самостоятельность его выполнения;
- качество проектного изделия;
- практическое использование проектного изделия;
- качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);
- использование знаний из разных областей и учебных предметов;
- ответы на вопросы;
- полнота знаний по технологии;
- оригинальность решения проекта;
- культура речи.
Применяя проектную деятельность , я учитываю следующие моменты:
- все компоненты могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон);
- интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;
- при оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.
Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают, что проектная деятельность способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...