Совершенствование двигательных навыков у детей в играх с использованием элементов соревнований
консультация по теме

Князева Елена Юрьевна

Соревнование в спортивной деятельности требует высокого напряжения физических и психических сил человека. В работе с детьми дошкольного возраста возможно применение лишь элементов соревнования.

Элементы соревнования — это доступные детям двигательные действия, связанные с повышением эмоций и сосредоточенности внимания и направленные на лучшее или более быстрое выполнение двигательного задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_dvigatelnykh_navykov.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ В  ИГРАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СОРЕВНОВАНИЯ

Соревнование в спортивной деятельности требует высокого напряжения физических и психических сил человека. В работе с детьми дошкольного возраста возможно применение лишь элементов соревнования.

Элементы соревнования — это доступные детям двигательные действия, связанные с повышением эмоций и сосредоточенности внимания и направленные на лучшее или более быстрое выполнение двигательного задания.

Детей младшего дошкольного возраста увлекает сам процесс деятельности. Элементы соревнования типа «Дождик! Скорей домой!» (в игре «Солнышко и дождик») применяются лишь для эмоционального побуждения к выполнению движения.

У детей среднего возраста возникает интерес к правильности выполнения движения, к результату. Они сравнивают выполненное движение с образцом. Появляется критическое отношение к успехам. Элементы индивидуального соревнования — «Кто правильнее бросит мяч из-за головы двумя руками» и коллективного — «Выиграет звено, которое первым приземлится» (в игре «Самолеты») помогают более ясному осознанию двигательного задания.

Дети старшего дошкольного возраста начинают устанавливать связь между способом движения и полученным результатом, между правильным выполнением отдельных элементов техники движения и достижениями, самостоятельно замечают и объясняют причину ошибок и неудач. Ребенок этого возраста понимает значение упражнения для совершенствования навыка, проявляет настойчивость при выполнении трудного задания, пытается помериться силой и ловкостью со сверстниками. При правильном обучении дети руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения, стремятся к коллективным результатам, помогают своим товарищам, выручают их. Усиливается проявление самостоятельности и творческой активности в двигательной деятельности. Поэтому в работе со старшими дошкольниками использование элементов соревнования в целях совершенствования двигательных навыков многообразнее. Соревнования типа «победит та подгруппа, которая меньше уронит мячей», «которая первой выполнит задание», «которая сделает меньше бросков биты» воспитывают организованность и дисциплинированность.

Элементы соревнования типа «кто скорее выполнит задание», вызывая эмоциональный подъем, стимулируют повышение скорости двигательной реакции, скорости отдельных движений и частоты их повторения, способствуют в конечном итоге воспитанию быстроты.

Воспитанию ловкости помогают двигательные задания, в которые включены требования к координации движений (прыгать, отбивать мяч и одновременно поворачиваться), к последовательности выполняемых движений (довести мяч до черты и бросить в корзину).

Задания типа «кто сумеет перебросить мяч товарищу через обруч» содействуют выполнению движений на ограниченной площади, воспитывают чувство пространства и совершенствуют способность поддерживать равновесие.

«Выиграет тот, кто дольше не собьется», «подбросил волан ракеткой девять раз, отбей десятый» — такие задания побуждают детей повторять движение большее количество раз, позволяют постепенно увеличивать физическую нагрузку, способствуя воспитанию выносливости.

Применение того или иного вида соревнования (индивидуального, коллективного или индивидуально-коллективного) зависит от задач, поставленных воспитателем, от умений детей, их двигательного опыта.

Индивидуальное соревнование, например «кто сумеет пробежать тише и широким шагом», дает возможность конкретно оценить качество выполнения движения каждым ребенком. Наиболее целесообразно его применять в начале овладения навыком, при первых попытках выполнения детьми нескольких элементов движения, при выборе наиболее рационального способа использования двигательного навыка с учетом игровой ситуации. При правильном применении этого вида соревнования снижается количество ошибок, сокращается время на выполнение движения. Дети становятся более организованными. При неудачном выполнении ребенком движения воспитатель тактично указывает на ошибку, ее причину, предлагает еще раз повторить движение правильно.

Коллективное соревнование, например «чья команда пробежит легче и тише», воспитывает чувство ответственности перед товарищами, создает общность радостных переживаний, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи.

Для введения коллективного соревнования необходимо, чтобы все дети умели правильно выполнять элементы техники движения, включенные в задание. Успешное выполнение движения доставит детям удовольствие, вызовет чувство уверенности в своих силах, желание совершенствовать свои навыки. С появлением у детей критического отношения к успехам и неудачам, умения устанавливать их причины, с развитием чувства уважения к «противнику» возможно включение коллективного соревнования и на более ранних этапах обучения.

Индивидуально-коллективное соревнование типа «победит тот, кто пробежит быстрее всех, а выиграет команда, в которой больше быстроногих» формирует у детей умение сочетать личные интересы с командными. Используется оно только на этапе совершенствования двигательных навыков.

Применение соревнования в работе с детьми в целях их разностороннего развития возможно лишь при соблюдении ряда условий.

Улучшение движений происходит при наличии положительных эмоций, являющихся результатом хорошей двигательной и психической подготовки. Поэтому включение элементов соревнования в процесс обучения целесообразно при достаточном овладении детьми движениями (особенно на первых порах), строгом соблюдении принципа постепенности, учете уровня развития движений, физиологической, психической и особенно эмоционально-волевой характеристики формирующегося навыка, при воспитании у детей чувства ответственности перед своими товарищами, дружбы и взаимовыручки, уважения к достижениям команды «соперника».

Как известно, чувства у маленьких детей неустойчивы. Чувство восхищения показанным образцом вызывает у ребенка желание выполнить движение так же, как продемонстрировал воспитатель. При первых неудачных попытках это чувство сменяется чувством неуверенности. Соревнование, как прием, должно эмоционально побуждать ребенка к повторению движения, внушать уверенность в том, что он сможет хорошо сделать. Поэтому на первых порах результаты мы не оцениваем, не отмечаем, кто выполнил лучше других. Поощряем лишь старания детей, четкое выполнение требований и правил, проявления взаимопомощи.

С повышением уверенности целесообразно положительно оценивать стремление ребенка правильно выполнить упражнение; отмечать, кто его выполнил лучше, точнее; напоминать, что от личных результатов будет зависеть успех команды. «Саша энергично оттолкнулся двумя ногами и помог руками. Если всегда будет так делать, то перепрыгнет через самый широкий ров и поможет выиграть команде».

За положительные нравственные проявления (взаимовыручку, вежливость) начисляется команде поощрительное очко. При умышленном нарушении правил, проявлениях грубости, нечестности назначается команде штрафное очко или снимается выигрыш, но при этом надо объяснить, что хороший результат при нарушении правил не приводит к выигрышу.

Позднее возможна оценка достижений детей в форме «кто самый меткий? ловкий? быстрый?», соблюдая чувство меры, не противопоставляя успехи более подготовленных детей недостаткам слабых, обязательно указывая причину успеха, ибо неумеренная похвала приводит к переоценке детьми своих сил, зазнайству, проявлению неуважения к товарищам.

Упражнения и игры с элементами соревнования вызывают и укрепляют у детей интерес и стремление к овладению техникой движений, к проявлению взаимопомощи, выдержки, к честному выигрышу, если дети уверены в своих силах, если справедливо оцениваются их достижения и правильно оформляются индивидуальные и коллективные результаты.

В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развивается фантазия, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Творческая активность детей проявляется в варьировании отдельных элементов упражнения (изменение направлений, исходного положения, введение дополнительных действий) и в комбинировании ранее изученных движений.

Князева Е.Ю., инструктор по физической культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательных навыков у детей с отклонениями в развитии, с помощи средств секции борьбы дзюдо.

«Борьба дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и во...

использрвание нестандартного оборудования на уроак физкультуры как средство совершенствования двигательных навыков

Обобщение опыта работа по использованию нестандартного оборудования на уроках физической культуры, презентация...

Обобщение опыта.Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Уроки "круговой тренировки" помогают избежать монотонности  урока, повысить самостоятельность учащихся, отработать больше двигательных навыков, задействовать развитие различных групп мышц...

Презентация к обобщению опыта. Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Материал содержит презентацию из 20 слайдов и способствует популяризации применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствован...

Текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся"

материал содержит текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение иметода круговой тренировки на уроках физкультуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков уча...

Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей

Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения  - выразительность, ритмичность, четкость, координацию....

Методическая разработка на тему: «Занятие по совершенствованию двигательных умений и навыков в игре «Баскетбол» с использованием квест-технологии: «Укротитель мяча».

Методическая разработка адресована учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования.              Перед современным ...