Формирование двигательных навыков у детей с отклонениями в развитии, с помощи средств секции борьбы дзюдо.
методическая разработка по физкультуре по теме

«Борьба дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю». (Д.Кано «Борьба дзюдо»)   Спортсмен, в совершенстве овладевший приемами дзюдо, способен одолеть более сильного физически человека. Опытного дзюдоиста отличают ловкость, владение широким арсеналом бросков, надежные способы страховки, завидное умение использовать силу, инерцию соперника против него самого.

           Физическое развитие детей с умственной отсталостью зависит от целой совокупности факторов, как  социальных, так и биологических (степени основного дефекта сопутствующих заболеваний), в том числе и генетических.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск

Формирование двигательных навыков у детей с отклонениями в развитии, с помощи средств секции борьбы дзюдо.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРОБОТКА

ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ОТДЕЛЕНИЯ ДЗЮДО

                                                            ИЛЬИНА  ДМИТРИЯ  ВАСИЛЬЕВИЧА

Г. Чапаевск 2012

«Борьба дзюдо - это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю». (Д.Кано «Борьба дзюдо»)   Спортсмен, в совершенстве овладевший приемами дзюдо, способен одолеть более сильного физически человека. Опытного дзюдоиста отличают ловкость, владение широким арсеналом бросков, надежные способы страховки, завидное умение использовать силу, инерцию соперника против него самого.

           Физическое развитие детей с умственной отсталостью зависит от целой совокупности факторов, как  социальных, так и биологических (степени основного дефекта сопутствующих заболеваний), в том числе и генетических.

      Цель: Овладение техникой и тактикой юных дзюдоистов ГСКОУ школы-интерната (основными приёмами)

      Задачи:

Воспитать потребность в адекватных физических нагрузках ( общая    физическая подготовка, общая специальная подготовка)

Научить правильным техническим действиям на тренировки (специальные упражнения борца дзюдоиста)

Направить специальную тактическую подготовку на освоение и совершенствование тактики избранного вида спорта.

           Дзюдоисты осваивают технику на определённом уровни – характеризующий степень освоенности действия, а тагже отражают владение техническими действиями. Формирование двигательного умения и навыка, требует от дзюдоистов активного участия  в учебно-тренировочном процессе.

Техническая подготовка спортсмена дзюд оиста - это процесс обучения техники движений, свойственных данному виду спорта и необходимых в нем. Общая техническая подготовка спортсмена направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками из вспомогательных видов спорта. Но нам нужно учитывать что характерный особенностью умственно отсталого ребёнка является утомляемость от монотонной работы. По этому можно этот процесс упростить тоисть спортивную тренировку сделать эмоционально насыщенной, захватывающей, несложной по содержанию и меньшей по объему двигательной деятельности с элементами игр.

Этапы работ:    

Специальная  техническая  подготовка  -  это  достижение  технического мастерства в избранном виде спорта - дзюдо. Различают 3 этапа обучения техники:

Начальное разучивание.

Углубленное, детализированное разучивание.

Закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений.

На начальном этапе процесс обучения техники движений бывает наименее продолжительным, если у нормальных детей 8-9 лет за 3-4 тренировочных занятия успешно овладевают основой техники какого-либо приема дзюдо, при условии, если разучиваемый прием посильный с точки зрения их физических  возможностей то  детям с умственной отсталостью нужно 6-8 тренировочных занятий.

Так, например, если взять приемы: бросок через голову и переднюю подсечку, то на разучивание первого приема требуется 6-8 занятия, тогда как на разучивание второго может хватить и 16-20 занятий. Но у детей на начальном этапе обучение, слабо развита способность анализировать ошибки в исполнении движений, т.е. на этом этапе, как правило, дети еще не прочувствовали само техническое упражнение, а только визуально уяснили, как нужно проводить этот прием.

Наиболее трудоемким является 2 этап обучения - углубленное, детализированное обучение. И чтобы достигнуть относительного совершенствования на начальном этапе обучения надо развивать способно

анализировать ошибки в исполнении движений, для этого требуется сравнительно большое число повторений упражнения исправление ошибок и неточностей должно быть строго последовательным.

На 3 этапе обучения - закрепление и дальнейшее совершенствование техники движений - необходимо, чтобы приобретаемые двигательные навыки не превращались в динамические стереотипы, так как с возрастом, ростом спортивной квалификации будет изменяться техника движений - от тела, развития силы, быстроты, выносливости.

Главными задачами в процессе спортивного мастерства являются:

достижение высокой стабильности и разнообразия двигательных навыков;

повышение их эффективности в соревновательных конкурсах.

Умение навязать в борьбе свою тактику борьбы, умение провести свой «коронный» прием, сохранить свое преимущество или наоборот - отыграть проигранные баллы. Для этого в тренировочные занятия включаются упражнения элементов борьбы с условным противником, где совершенствуется структура и ритм выполнения технического приема.

Методический прием максимальной быстроты и точности выполнения тактических приемов в борьбе дзюдо. Задается высокий темп проведения броска за 15, 20, 30 сек.

Методический прием ограничения пространства для выполнения технического приема позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. Например, борьба и проведения технического приема в углу рабочей зоны.

Можно сделать вывод, что на начальном этапе обучения 1-го года, как правило, все дети осваивают технику выполнения приемов.

На 2-м, 3-м году обучения происходит расслоение группы на лучших, средних и худших спортсменов. Задача тренера, с точки зрения многих тренеров-преподавателей, не вытягивать всех до среднего уровня, а больше работать индивидуально с сильными спортсменами. В группе всегда должно быть 1-й лидер.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, изучение спортивных данных соперника, практическое освоение тактических приемов, их комбинаций и вариантов /вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков/, воспитания тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

        Специальная    тактическая    подготовка    направлена    на    освоение    и совершенствование     тактики     избранного     вида     спорта.     Этому     может способствовать   перенос   тактических  умений   и   навыков,   приобретаемых  в результате освоения тактики смежных видов спорта, в чем и состоит основной прикладной смысл общей тактической подготовки АНАЛИЗ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ. При анализе ставятся задачи: 1.Определить количественные показатели технических и тактических действий дзюдоистов.

2. Обосновать систему прогнозирования результативности технических действий, применяемых дзюдоистами.

3.Опробовать метод управляющих решений в технической подготовке борца.

Совершенствование техники-тактики с учетом пропорций тела спортсменов. (Москва Ю.Д. Моргунов, В.И. Харламов, Х.М. Юсупов журнал «Борьба»). В соревновательных условиях успешному проведению атакующих действий препятствуют различного рода сбивающие факторы К одному из таких факторов относятся и морфологические способности дзюдоистов. С помощью исследований было установлено, что пропорции тела борцов влияют не только на выбор атакующих действий, но и на их двигательную структуру. На основании анализа большого числа соревновательных поединков и проведенных исследований было выявлено, что для дзюдоистов низкого роста наиболее целесообразно выполнять броски с захватом ног, подножкой (передней), зацепом (изнутри), подхватом (изнутри), через спину с захватом руки на плечо и с захватом руки под плечо.

Для борцов высокого роста броски, задняя подножка, подсечкой, зацепом снаружи, прогибом, броски через спину с колен и через бедро с захватом за пояс.

Борцы среднего роста наиболее успешно выполняют броски через голову, броски через спину с колен, через бедро с захватом за пояс.

Для учебно-тренировочных групп рекомендуется:

1.        Техника

Выполнение   бросков  в  ситуациях  с   использованием  усилий  противника,   с преодолением усилий, с нейтрализацией усилий.

Взаиморасположение дзюдоистов: асимметрические - равновероятные для атаки. Способы преследования противника при переходе в борьбу лежа.

2.        Тактика

Однонаправленные комбинации. Подсад тазом - подсад бедром сзади, бросок захватом руки под плечо.

Равнонаправленные комбинации. Бросок через спину - бросок с обратным захватом пятки изнутри, подсечка в темп шагов - зацеп снаружи, подсад тазом -боковое бедро.

Тактика участия в соревнованиях. Цель, средства для достижения цели, реализация выработанного курса действий и его коррекция. Обучение тактики участия в соревнованиях путем организации учебных соревнований. Соревнования выявляют уровень физической, тактической подготовки. После участия в соревнованиях следует обсудить на тренировке результаты выступления спортсменов, указать на их ошибки в тактике и технике проведения приемов.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ НА ТРЕНИРОВКЕ (специальные упражнения борца-дзюдоиста).

Техника в борьбе дзюдо наиболее сложна, так как содержит большее количество атакующих, защитных и контратакующих технических действий.

Чтобы овладеть этим многообразием техники борьбы и успешно ее применять на соревнованиях, спортсмену необходимо иметь, прежде всего, хорошую общую, специальную, физическую подготовку.

Мастерство борца складывается из многих, подчас неподдающихся учету, компонентов.

Одно из них - высокая техническая подготовка, каждый борец имеет свою неповторимую индивидуальность, свой «коронный» прием.

«Коронный» прием - это в совершенстве отработанное и ставшее автоматическим техническое действие, для проведения которого используется сочетание физических и морально-волевых качеств борца.

Наиболее распространенная методика обучения приемам предполагает на первом этапе (довольно длительном), обучение юных борцов(«школьной» технике) и затем на базе «школы» ведутся поиски «коронных» приемов.

Обучение техническим действиям в борьбе дзюдо с использованием наклонной платформы (Методика И.Д. Свищева и Е.М. Чумакова, заслуженных тренеров по борьбе дзюдо г. Москвы).

Становление техники в борьбе сложный процесс, направленный на достижение высокого результата, решение актуальных проблем технической подготовленности спортсмена на данном этапе развития спорта возможно лишь с применением разнообразных технических средств и методов.

Предлагается устройство наклонной платформы и ее использование при обучении броскам в борьбе дзюдо.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАКЛОННОЙ ПЛАТФОРМЫ

Борца, стоящего на наклонной платформе можно быстрее и легче вывести из равновесия, улучшается качество технических действий.

Оптимальные углы наклона платформы при обучении броскам находятся в пределах от 15-20 градусов.

Изменение наклона платформы влияет на фазовую структуру броска. Применение наклонных платформ в обучении броскам позволяет расширить методы обучения спортсменов.

Броски и упражнения рекомендованные выполнять на наклонной платформе:

Имитация   приема   (любого)   с   наклонной   поверхности   (выполнять   2 минуты).

Проведение приема на ровной поверхности ковра (3 минуты).

проведение приема с наклонной платформы (5 минут).

проведение приема на ровной поверхности ковра (3 минуты).

проведение тренировочных схваток с исключением изучаемого приема (4 минуты).

ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ДЗЮДОИСТА

Показатели:

активность;

результативность;

эффективность атакующих (контратакующих) действий;

эффективность защиты борца.

Техника борьбы дзюдо таит в себе много сложных элементов, без усвоения каждого из которых невозможно качественное освоение техники в целом. Наибольшее ударение при изучении техники падает на нарушение равновесия противника. Для того чтобы спортсмен добивался успеха, тренер должен направлять его работу таким образом, чтобы во время многократных повторений на тренировках достигалась специфическая быстрота как мыслительной, так и двигательной реакции.

Ожидаемые результаты:

Освоение техники и тактики борьбы дзюдо.

        Сроки реализации: Составляют от 3 до 6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

Курсовая работа на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника.1.2 Виды игр и их основные качества.1.3 Значение игры для преодоления эмоциональных т...

Статья «Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями умственного развития"

Целью статьи является формирование навыков коммуникации и речевых навыков с использованием вербальной и невербальной коммуникации, умение пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Консультация для педагогов «Формирование сенсомоторных навыков у детей с нарушением в развитии»

laquo;Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев».                                  ...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств,  снижения заболеваемости...