Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа на тему
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В.Н. Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального и общего образования 2009 года и соответствует учебному плану школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_1_klass.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В.Н. Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального и общего образования 2009 года и соответствует учебному плану школы. Адаптирована учителем начальных классов Морозовой Н.В.
Цель учебного курса:
вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,
обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.
Курс математики 1 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Задачи курса:
- формирование представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
- ознакомление с величинами и их измерением;
- формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
- формирование общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);
Объем программы:
На изучение математики в первом классе отводится 4 часа в неделю или 132 часа в год. Из них 63 ч - на I полугодие, 69 ч – на II полугодие
Учебно-методический комплект:
допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф,2008./
представлен следующими учебными пособиями:
- Учебник: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая Математика, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рабочие тетради: Е.Э. Кочурова Математика №1,2,3 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2011.
.
Содержание курса.
№ Содержательная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Корректировка | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
1. Первоначальные представления о множествах предметов. | Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. | 6ч | 1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, 2)развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, 4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками 5)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 6)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 7)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 8)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. | Сравнивать: предметы с целью выделения в них сходства и различия; предметы по форме, по размерам (больше, меньше) | |
2. Отношения между предметами и между множествами предметов. | Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. | 6ч | Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. | Называть: предмет, расположенный левее, правее, выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; | ||
3. Число и счёт. | Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. | 50ч | Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. | Называть: числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; Различать: число и цифру, знаки арифметических действий (+ , - , ×, : ), шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник Использовать: микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций | ||
4. Арифметические действия. Свойства сложения и вычитания. | Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания. Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа. | 12ч | Переместительное свойство сложения; свойства вычитания. Понятия: Условие и вопрос задачи | Применять: свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений; правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками решать текстовые арифметические задачи; выполнять табличное сложение и вычитание. | ||
5. Таблица сложения в пределах 10. | Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений. | 32ч | Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. | Воспроизводить по памяти: результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел; результаты табличных случаев вычитания в пределах 10; | ||
6. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20. | Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6. Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения. Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия. Прибавление 7, 8 и 9. Арифметическая операция, обратная данной. Вычитание 7, 8 и 9. | 16ч | Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Правило сравнения. Понятие: арифметическая операция, обратная данной | Использовать модели: выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач; решать учебные и практические задачи: ориентироваться в окружающем пространстве; выделять из множества один или несколько предметов; пересчитывать предметы и выражать результат числом; читать, записанные цифрами числа в пределах 20 и записывать эти числа; сравнивать множества предметов; решать текстовые арифметические задачи; выполнять табличное вычитание. | ||
7. Осевая симметрия. | Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. | 8ч | Понятия: осевая симметрия, ось симметрии | решать учебные и практические задачи: ориентироваться в окружающем пространстве; использовать в практической деятельности: определение оси симметрии с помощью перегибания. | ||
8. Резерв | 2ч |
Учебно-тематическое планирование
по математике
Классы _____1___
Учитель: Морозова Н.В.
Количество часов
Всего _136____ час; в неделю __4__ час.
Административных контрольных уроков _1__ч.
Планирование составлено на основе программы «Начальная школа XXI века»
УЧЕБНИК Кочурова Е.Э., В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва «Математика» ч.1, ч.2.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Кочурова Е.Э. Математика №1,2,3 рабочие тетради.
СТАНДАРТЫ 2009 г.
Поурочно - тематическое планирование на первое полугодие
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||||
1-2 | Сравниваем | 2 | рисунки | ||||
3 | Слева направо. Справа налево. | 1 | предметные картинки | ||||
4 | Знакомимся с таблицей | 1 | таблица | ||||
5 | Сравниваем | 1 | картинки | ||||
6 | Числа и цифры | 1 | карточки цифр | ||||
7 | Числа и цифры. Первое диагностическое обследование | 1 | лента цифр | ||||
8 | Конструируем | 1 | фигуры CD | ||||
9 | Готовимся выполнять сложение | 1 | Таблица | ||||
10 | Находим фигуры | 1 | геометрические фигуры | ||||
11 | Вправо. Влево | 1 | картинки | ||||
12 | Готовимся выполнять вычитание | 1 | карточки | ||||
13-14 | Сравниваем | 2 | карточки | ||||
15-16 | Готовимся решать задачи | 2 | карточки | ||||
17 | Складываем числа | 1 | карточки цифр | ||||
18 | Вычитаем числа | I | карточки цифр | ||||
19 | Числа и цифры | 1 | лента цифр | ||||
20 | Число и цифра 0 | 1 | касса цифр | ||||
21-21 | Измеряем длину в сантиметрах | 2 | линейка | ||||
22-23 | Увеличение и уменьшение числа на 1, на2 | 2 | рисунки | ||||
25 | Число 10 | 1 | касса цифр | ||||
26 | Измеряем длину в дециметрах | 1 | линейка | ||||
27 | Знакомимся с многоугольниками | 1 | презентация | ||||
28 | Знакомимся с задачей | 1 | рисунки | ||||
29-30 | Решаем задачи | 2 | рисунки | ||||
31-32 | Числа от 11 до 20 | 2 | карточки цифр | ||||
33 | Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах | 1 | линейка | ||||
34 | Составляем задачи | 1 | рисунки | ||||
35 | Числа от 1 до 20 | 1 | карточки | ||||
36-37 | Готовимся выполнять умножение | 2 | рисунки | ||||
38 | Составляем и решаем задачи | 1 | презентация | ||||
39 | Числа от 1 до 20 | 1 | CD | ||||
40 -41 | Умножаем числа | 2 | Таблица «»Умно «»««»«»»«У» | ||||
42-43 | Решаем задачи | 2 | карточки, рисунки | ||||
44 | Верно ли, что...? | 1 | Рисунки | ||||
45 | Готовимся выполнять деление | 1 | Рисунки | ||||
46-47 | Делим числа | 2 | Таблица «Деление» | ||||
48 | Сравниваем | 1 | |||||
49 | Работаем с числами | 1 | рисунки | ||||
50 | Решаем задачи | 1 | рисунки | ||||
51-52 | Складываем и вычитаем числа | 2 | карточки | ||||
53 | Умножаем и делим числа | 1 | презентация | ||||
54 | Решаем задачи разными способами | 1 | |||||
55 | Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии | 1 | карточки, рисунки | ||||
56 | Второе диагностическое обследование | 1 | |||||
57-59 | Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии | 3 | рисунки CD | ||||
60-64 | Вспоминаем пройденное. Повторение изученного в первом полугодии. Резерв | 4 | карточки CD |
Математика 1 класс
поурочно - тематическое планирование на второе полугодие
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Примечание | ||
По плану | Факти-чески ически | |||||||
1-2 | Перестановка чисел при сложении | 2 | карточки | |||||
3-4 | Шар, куб | 2 | геометрические фигуры | |||||
5-6 | Сложение с числом 0 | 2 | карточки с числами | |||||
7-8 | Свойства вычитания | 2 | карточки, плакат | |||||
9-10 | Вычитание числа 0 | 2 | презентация | |||||
11 | Деление на группы по несколько предметов | 1 | карточки | |||||
12 | Деление на группы по несколько предметов | 1 | ||||||
13 | Сложение с числом 10. Повторение. Свойства сложения. | 1 | лента цифр | |||||
14 | Сложение с числом 10 | 1 | презентация | |||||
15 | Прибавление и вычитание числа 1 | 1 | лента цифр | |||||
16 | Прибавление и вычитание числа 1 | 1 | ||||||
17 | Прибавление числа 2. Повторение. Перестановка чисел при сложении. | I1 | лента цифр | |||||
18 | Прибавление числа 2 | 1 | карточки | |||||
19 | Вычитание числа 2 | 1 | лента цифр | |||||
20 | Вычитание числа 2 | 1 | карточки | |||||
21 | Прибавление числа 3. Повторение. Состав числа 3. | 1 | лента цифр, презентация | |||||
22 | Прибавление числа 3 | 1 | ||||||
23 | Вычитание числа 3 | 1 | лента цифр | |||||
24 | Вычитание числа 3 | 1 | презентация | |||||
25 | Прибавление числа 4. Повторение. Состав числа 4. | 1 | лента цифр | |||||
26 | Прибавление числа 4 | 1 | ||||||
27 | Прибавление числа 4 | 1 | лента цифр | |||||
28 | Вычитание числа 4 | 1 | лента цифр | |||||
29 | Вычитание числа 4 | 1 | карточки | |||||
30 | Вычитание числа 4 | 1 | ||||||
31 | Прибавление и вычитание числа 5. Повторение. Состав числа 5. | 1 | лента цифр | |||||
32 | Прибавление и вычитание числа 5 | 1 | картинки | |||||
33 | Прибавление и вычитание числа5 | 1 | презентация | |||||
34 | Прибавление и вычитание числа 6. Повторение. Состав числа 6. | 1 | лента цифр | |||||
35 | Прибавление и вычитание числа 6 | 1 | иллюстрации | |||||
36 | Прибавление и вычитание числа 6 | 1 | рисунки, таблица | |||||
37 | Сравнение чисел | 1 | карточки | |||||
38 | Сравнение чисел | 1 | ||||||
39 | Сравнение. Результат сравнения | 1 | презентация | |||||
40 | Сравнение. Результат сравнения. Повторение. Умножение и деление. | 1 | картинки | |||||
41 | На сколько больше или меньше | 1 | карточки | |||||
42 | На сколько больше или меньше | 1 | ||||||
43 | На сколько больше или меньше. Повторение. Числа от 1 до 20. | 1 | презентация | |||||
44 | Увеличение числа на несколько единиц | 1 | карточки | |||||
45 | Увеличение числа на несколько единиц | 1 | круговые примеры, презентация | |||||
46 | Увеличение числа на несколько единиц | 1 | ||||||
47 | Уменьшение числа на несколько единиц | 1 | карточки | |||||
48 | Уменьшение числа на несколько единиц | 1 | ||||||
49 | Уменьшение числа на несколько единиц | 1 | ||||||
50 | Прибавление чисел 7,8 и 9. Повторение. Состав чисел 7, 8, 9. | 1 | таблица | |||||
51 | Прибавление чисел 7,8 и 9 | 1 | картинки | |||||
52 | Прибавление чисел 7,8 и 9 | 1 | ||||||
53 | Вычитание чисел 7,8 и 9 | 1 | таблица | |||||
54 | Вычитание чисел 7,8 и 9 | 1 | ||||||
55 | Вычитание чисел 7, 8 и 9 | 1 | карточки | |||||
56 | Сложение и вычитание. Скобки | 1 | таблица | |||||
57 | Сложение и вычитание. Скобки | 1 | ||||||
58 | Сложение и вычитание. Скобки | 1 | карточки | |||||
59 | Зеркальное отражение предметов. Повторение. Решение задач. | 1 | Схема, презентация | |||||
60 | Зеркальное отражение предметов | 1 | ||||||
61 | Симметрия | 1 | фигуры, схемы | |||||
62 | Третье диагностическое обследование | 1 | ||||||
63 | Оси симметрии фигуры | 1 | иллюстрации | |||||
64 | Оси симметрии фигуры | 1 | презентация | |||||
65 | Вспоминаем пройденное | 1 | презентация | |||||
66 | Третье диагностическое обследование | 1 | ||||||
67 | Вспоминаем пройденное. Резерв | 1 | презентация | |||||
68 | Вспоминаем пройденное. Резерв | 1 | презентация |
Требования к уровню подготовки 1 – го класса
К концу обучения в первом классе учащиеся должны называть:
- Предмет расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
- Числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
- Число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
- Фигуру изображенную на рисунке ( круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок );
Воспроизводить по памяти:
- Результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
- Результаты табличных случаев вычитания в пределах 10;
Различать:
- Число и цифру;
- Знаки арифметических действий (+,-,.,: );
- Шар и круг, куб и квадрат;
- Многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник;
Сравнивать:
- Предметы с целью выявления в них сходства и различия;
- Предметы по форме, по размерам (больше, меньше );
- Два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»;
Использовать модели ( моделировать учебную ситуацию):
- Выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;
Применять:
- Свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;
- Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;
Решать учебные и практические задачи:
- Ориентироваться в окружающем пространстве ( выбор маршрута, пути передвижения и пр.);
- Выделять из множества одних или нескольких предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
- Пересчитывать предметы и выражать результат числом;
- Читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
- Определять, в каком из множеств больше ( меньше) предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом;
- Решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
- Выполнять табличное вычитание изученными примерами;
Наглядность.
- Карточки с круглыми десятками до 100.
- Метровая линейка.
- Циркуль.
- Карточки с числами первого десятка.
- Набор таблиц для устного составления задач.
- Набор таблиц для повторения таблицы умножения.
- Таблица единиц длины.
- Таблица единиц массы.
- Таблица единиц площади.
- Таблица единиц вместимости.
- Таблица «Деление».
- Таблица «Умножение».
- Памятка поразрядного сложения (вычитания) двузначных чисел.
- Схема «Произведение трёх и более множителей».
- Схема «Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление».
- Чертёжный угольник.
- Таблица «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок».
- Таблица «Числовые равенства и неравенства».
- Таблица «свойства числовых равенств».
- Схема «Умножение суммы на число».
- Схема «Умножение на 10 и на 100».
- Схема «Умножение на двузначное число».
Информационное обеспечение:
- Математика 1 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Учебные презентации
Презентации:
- 1. Коллекция игр для устного счета.
- 2. Игры на уроках математики.
- 3. Игровые моменты на занятиях.
Список литературы.
Волина В.В. Праздник числа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
Мастер-класс учителя начальной школы (с электронным приложением). – М.: Планета, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».
Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. – Мн.: Нар. асвета, 1985.
Журова Л. Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / -2-е изд., переработ. и доп.- М.: Вентана- Граф,2007.
Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н. Математика, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011
Кочурова Е.Э. Математика №1,2 рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2011.
Рудницкая В. Н. .- Проверочные и контрольные работы М.: Вентана-Граф,2007
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».
www.proshkolu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида 5-9 классов,...
Рабочая программа по математике для вечерней школы
Рабочая программа по математиае для 10 класса вечерней школы (3-х летнее обучение в старшей школе) 5 часов в неделю....
Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....
Рабочая программа для 2 класса "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС 2-го поколения...
Рабочая программа по математике для коррекционной школы 9 класс
Программа предназначена для индивидуального бучения коррекционной школы 9 класс...
Рабочая программа по математике для коррекционных школ
Рабочая программа по математике , 5 класс для детей с ОВЗ...