Статья "Электронные учебники на уроках русского языка и литературы"
статья на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Статья "Электронные учебники на уроках русского языка и литературы" опубликована в сборнике образовательного форума "Образование. Наука. Карьера" (Уфа, апрель 2014).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnyy_uchebnik_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные учебники на уроках русского языка и литературы

Применение     информационных       технологий    в  преподавании  русского   языка    и   литературы – это не  дань  моде,  а  необходимость:  они  способствуют  совершенствованию   практических  умений  и  навыков,  позволяют  эффективнее  организовать  самостоятельную  работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам  словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:

  • развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
  • расширить возможности предъявления учебной информации;
  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  • усилить мотивацию учения;
  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
  • позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.

Одним из самых эффективных поддерживающих средств в обучении является использование электронного учебника. Современным детям он доступен. Ребята с уверенностью в своих силах приступят к работе. Именно эта уверенность в своих силах есть качество, которое в значительной степени способствует усвоению языка, помогает вводу обучаемых в языковую среду. Продуманное составление языковой программы позволит предъявить ученикам самые скучные и самые трудные элементы обучения орфографии в виде игры, что будет способствовать эффективному усвоению материала.

Что понимается под электронным учебником?

Электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее систематизированное описание предметной области, а также необходимую учебно-методическую и технологическую информацию, обеспечивающую достижение целей образовательных программ, и официально утвержденное в качестве электронного учебника для соответствующего уровня образования.

Электронный учебник — новый жанр учебной литературы.

Чаще всего мультимедиа-комплекс по русскому языку и литературе состоит их отдельных дисков для 5-11 классов. Они представляют собой серию электронных учебников с хорошо продуманной системой представления учебного материала, которая соответствует современным требованиям модернизации образования.

На своих уроках я использую электронный учебник «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «Энциклопедию русской литературы», «Русский язык. Репетитор», учебный комплекс «1С: Школа. Русский язык, Морфология. Орфография», диски MP3 с записью текстов литературных произведений и др.

Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый  и очень нужный урок.

Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.

 Такие учебники способствует активному восприятию и обсуждению изучаемого материала. Различные способы подачи теоретического материала дают возможность учителю подойти к освоению темы творчески. Учитель может использовать такой наглядный   материал, который тяжело создать при традиционном обучении: анимация при объяснении значений суффиксов, отличительных особенностей наречий и местоимений, рисунки-символы при изучении разрядов местоимений и др.

Обилие информации в разном виде активизирует мыслительную деятельность учащихся, так как плотность урока чрезвычайно высока, у них складывается ощущение быстротечности урока и одновременно нет чувства усталости. На таком уроке не скучно, потому что нет монотонности изложения материала, черно-белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно.

Описание дисков: «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку», «Практикум по русскому языку», «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», «Русский язык. Семейный наставник» и др.

Темы представлены в соответствии с современными достижениями русистики и последними методическими разработками по русскому языку, т.е. авторы программы подошли к составлению тем с позиций диахронии и синхронии русского языка, учета возрастных физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся данных классов.

При ведении такого урока меняется роль учителя, он становится другом, советчиком. Некоторые вопросы обсуждаются с учащимися «на равных», выдвигаются различные предположения, так как работа идет интерактивно и всегда можно обратиться к электронному учебнику для подтверждения своей версии.

Универсальность учебников заключается в том, что использовать их можно независимо от программы, по которой работает учитель. Уровень подачи материала позволяет сочетать инновационные и  традиционные  формы, приемы и методы обучения. 

Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:

  • ученик работает активно и самостоятельно;
  • изменяется форма контроля знаний;
  • применяется индивидуализация и дифференциация обучения;
  • учитель оказывает помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей (что прописано в ФГОС второго поколения)

Благодаря использованию новых технологий и методов на уроке происходит рост качественной успеваемости, сохраняется устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Электронные учебники на уроках русского языка и литературы

Роль электронных учебников на уроках русского языка и литературы....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...