Профессионально-компетентный педагог
статья на тему

Гаршина Светлана Александровна

Данная статья может быть использована для выступления на педсовете или педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalno-kompetentnyy_pedagog.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионально-компетентный педагог

Главной задачей современной школы является развитие личности ребенка. Но для этого нужен учитель, сам личностно развивающийся в профессии, для которого решение этой задачи составляет сущностную потребность, учитель, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности и т.д., то есть профессионально-компетентный учитель (Сафронов И.П.) .
Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности. В научной литературе по педагогике чаще всего, обращаясь к общей психологии, используют определение понятия компетентность, которое дают Вахромов Е.Е., Равен Дж, Холодная М.А., Растянников А.В.. Холодная М.А., рассматривая психологические механизмы компетентности, вводит следующее определение – «компетентность это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)». Далее отмечает, что знания компетентного человека отвечают следующим требованиям:

  • разнообразие;
  • артикулированность;
  • гибкость;
  • быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации;
  • возможность применения в широком спектре ситуаций;
  • выделенность ключевых элементов;
  • категориальный характер;
  • владение не только декларативным знанием, но и процедурным знанием; наличие знания о собственном знании

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся». «Профессиональная компетентность – это те компоненты, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности: ответственности, творчеству, любознательности, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и, конечно, к высокой нравственности, без которой немыслим подлинный профессионал своего дела…». Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.

В данном задании выделяются следующие компетентности:  личностная, социальная, коммуникативная, информационная. Определив компетентности, остановлюсь более подробно на каждой из них.

ИНФОРМАЦИОННАЯ компетентность:  информационный подход,  в котором исходным является термин информация и рассматривается процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности учителя. О.Н. Шилова определяет информационную компетентность преподавателя в данном случае следующим образом: его способность решать задачи формирования и освоения информационно-педагогической среды как профессионально-педагогической деятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе практических способах использования современных информационных технологий. Данное определение включает необходимые в деятельности преподавателя знания и профессионально-педагогические способности.

Формирование информационной культуры учителя – залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения качества образования. Считаю, что таким уровнем сформированности информационной культуры учителя должен владеть:

  1. знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
  2. умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
  3.  умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;
  4.  мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем), информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), мультимедийные технологии формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

ЛИЧНОСТНАЯ компетентность - подразумевается личностная зрелость, понимание человеком своей жизни и жизни вообще, понимание себя и других людей, умение уловить нюансы человеческих отношений, понять глубинные мотивы поведения, способность брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни (достижения, неудачи и т.п.).Быть готовым к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с людьми; компетенции самосовершенствования, саморазвития и личностной рефлексии – способность понимать смысл жизни, анализировать свое профессиональное развитие; готовность к разрешению проблем  - способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

СОЦИАЛЬНАЯ  компетентность.

В современной педагогике и психологии социальная компетентность рассматривается как совокупность характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном контексте, как целостное интегративное личностное образование, позволяющее человеку быть успешным в его жизнедеятельности. Она представляет определённый уровень овладения индивидом в контексте социальной ситуации развития общественно-историческим и поликультурным опытом в процессе практической деятельности на основе адаптив- ной и неадаптивной активности. Это психологический результат личностного, когнитивного, поведенческого и мотивационно-ценностного развития, достигаемый посредством овладения обобщающими тематическими содержательными конструктами (метакомпетентностями) и накопления опыта реализации полученных знаний и навыков (А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, 2006).

Итак, особенно важной составляющей социальной компетенции представляется жизненный опыт, которым человек обладает на определенном жизненном этапе. Каждая из социальных компетенций представлена рядом психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность, от уровня сформированности которых зависит то, насколько комфортно человек чувствует себя в обществе.

КОММУНИКАТИВНАЯ компетентность- овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни.

 Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Критериями развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Показателей развития коммуникативного компонента профессиональной компетентности учителя:

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Личность и профессиональная компетентность современного педагога

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компете...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов и молодых специалистов

Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной...