Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида.
статья на тему

Серова Тамара Васильевна

Статья на тему "Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида" ставит вопрос о том, как дать знания детям с ЗПР. Ответ - каждый урок должен иметь коррекционную направленность на мышление, память, речь учащихся. Дается понятие того, что такое коррекционная направленность, как я организую учебно-воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_napravlennost_na_urokakh.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида.

Я работаю учителем русского языка и литературы в специальной (коррекционной) школе, преподаю в 5 -9 классах VII вида.

       Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Главным вопросом для меня, учителя русского языка и литературы  является:

«Как мне дать хорошие знания на уроке  таким детям?»

Отвечая на этот вопрос, могу сказать так: «Каждый урок, занятие - должны иметь коррекционную направленность».

      Коррекционная направленность особо значима в нашей специальной (коррекционной) школе. Практически на всех  уроках я провожу  коррекцию мышления, памяти и речи учащихся. Любой урок в специальной (коррекционной) школе активно содействует формированию положительных качеств личности. Образовательная и коррекционная стороны урока придают воспитывающую направленность учебной деятельности. Моя роль как учителя — определить и реализовать конкретные учебные и воспитательные задачи в зависимости от направленности урока.

      Коррекционная направленность обучения состоит из трех  понятий:  «коррекционное      обучение», «коррекционное воспитание», «коррекционное развитие».

Коррекционное  обучение  –  усвоение  знаний  о  путях  и   средствах

 преодоления  недостатков  психического  и  физического   развития   и

 усвоения способов применения полученных знаний.

 Коррекционное  воспитание  –  воспитание  типологических  свойств   и

 качеств  личности,  инвариантных  предметной  специфике  деятельности

 (познавательной,   трудовой,   эстетической   и   др.),   позволяющих

  адаптироваться в социальной среде.

 Коррекционное  развитие  –  исправление   (преодоление)   недостатков

 умственного и физического развития, совершенствование  психических  и

 физических функций, сохранной  сенсорной  сферы  и  нейродинамических

 механизмов компенсации дефекта.

       За время работы учителем русского языка и литературы у меня накоплен большой опыт работы с детьми с задержкой психического развития.

 Хотелось более подробно описать, как я реализую принцип коррекционной направленности в учебно-воспитательном процессе.

      Основной принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах VII вида, как я уже назвала, – это принцип коррекционной направленности обучения, который  предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
     В нашей специальной (коррекционной) школе предусматривается  проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план общеобразовательного учреждения, где предусмотрено до четырех часов в неделю за счет школьного компонента.
Что я ставлю целью коррекционных занятий:

  • повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

     Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа в часы индивидуально-групповых занятий должна быть направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ. Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на психолого-педагогическое изучение ребенка, находящегося в адекватных, наиболее благоприятных условиях обучения.

      В нашей школе работает школьный медико-психолого-педагогический консилиум, который вырабатывает определенные рекомендации на конкретного учащегося, имеющего проблемы в обучении,  и мы, учителя – предметники, стараемся планировать коррекционную работу с учетом этих рекомендаций.
      Содержание индивидуальных коррекционных занятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить все падежи), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой.
При изучении школьников учитывается следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка: 
- динамика физического развития (анамнез);
- состояние слуха, зрения;
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы: 
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- особенности памяти: точность,  постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
- познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации: 
- особенности отношений <учитель-ученик>, реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы: 
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
- внушаемость;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома;
- нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой: 
- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
- сформированность навыков чтения, письма соответственно возрасту и классу;
- характер ошибок при чтении и письме.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог.
В соответствии с Учебным планом на коррекционные занятия в 5-9 классах отводится 1 час в неделю на коррекцию русского языка, который включается в общее расписание уроков.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу я объединяю 3- 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
    При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью я использую  систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.

Хорошо зарекомендовала себя и система поощрения каждого правильного ответа «жетонами» (фишками, звездочками, наклейками, штампиками и пр.). В конце занятия подсчитываю количество фишек, заработанных каждым учеником, и тот, у кого больше, объявляется лучшим.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использую различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

        Помимо индивидуальных коррекционных занятий широко использую в своей практике коррекционно-развивающие уроки – это уроки, в ходе которых происходит отработка навыков. Образовательная цель урока определяет, чему буду я учить детей на данном уроке. Эта цель определяет тип урока и направленность коррекционной работы.

        Коррекционно-развивающая цель предполагает коррекцию и развитие пробелов в знаниях. Эта цель должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Возможные этапы уроков:

  • организационный момент,
  • развивающие (коррекционные) упражнения (их можно включать в другие этапы урока) на развитие речи,
  • проверка домашнего задания,
  • постановка целей и задач урока,
  • подготовительный этап к изучению нового материала,
  • физкультурные минутки,
  • изучение нового материала,
  • закрепление и повторение изученного материала,
  • подведение итогов урока и оценка работы учащихся, первичный контроль знаний,
  • задание на дом

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

      Отобрав методы для работы на уроке, я стараюсь скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения.

         На уроках много внимания уделяю  повторению изученного материала. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, я при разработке конспекта  думаю о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода.

Основные направления коррекционной работы, которые я использую на уроках :
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6.  Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

       Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся.

Приведу пример анализа урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.

Этапы урока

Коррекционно-развивающая работа

I. Организационный момент

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

II.  Повторение

Развитие основных мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

III. Изучение нового материала

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

IV. Закрепление материала

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словаря.

Развитие устной и письменной речи.

V. Итог урока

Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словарного запаса.

Развитие устной связной речи.

VI. Домашнее задание

Развитие эмоционально-личностной сферы.

Развитие устной и письменной речи.

Расширение представлений об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

"ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ В ШКОЛЕ VIII ВИДА"

  Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисцип...

Коррекционная направленность уроков русского языка в развитии речи слабослышащих детей

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигате...

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах....

Коррекционная направленность уроков русского языка.

Коррекционная направленность уроков русского языка.             Русский язык как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом...