Коррекционная направленность уроков русского языка.
статья по русскому языку
Коррекционная направленность уроков русского языка.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. Коррекционная направленность уроков русского языка заключается в том, что главное место занимает исправление дефектов развития учащихся. Коррекционно-развивающая работа в школе для обучающихся с задержкой психического развития проводится по следующим направлениям:
-развитие фонематического восприятия; -работа над грамматическим строем речи; -развитие связной речи; - обогащение словаря;
- развитие памяти, внимания, орфографической зоркости.
Какова же специфика методов обучения в специальной(коррекционной) школе? Коррекционная работа прослеживается на каждом уроке. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбирать и применять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_napravlennost_urokov_russkogo_yazyka.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная направленность уроков русского языка
Русский язык как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. Коррекционная направленность уроков русского языка заключается в том, что главное место занимает исправление дефектов развития учащихся. Коррекционно-развивающая работа в школе для обучающихся с задержкой психического развития проводится по следующим направлениям:
-развитие фонематического восприятия; -работа над грамматическим строем речи; -развитие связной речи; - обогащение словаря;
- развитие памяти, внимания, орфографической зоркости.
Какова же специфика методов обучения в специальной(коррекционной) школе? Коррекционная работа прослеживается на каждом уроке. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбирать и применять.
Основные методы, которыми мы пользуемся, делятся на словесные, наглядные и практические. В практике они применяютсяв сочетании и на всех этапах урока. Ценность метода реализуется в том случае, если он делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизацииучебной деятельности аномального ученика.
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Рассказ учителя должен быть небольшим по объему и эмоционально насыщенным изложением учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. При рассказе обязательно применение наглядности. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.
Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной мысли. Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности учащегося.
Беседа является мощным средством коррекции речи ученика специальной школы и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов. Вопросы должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Изучая тему «Имя существительное» в 5-м классе, учитель подводит учащихся к расширению понятия об имени существительном системой таких вопросов:1)Какие слова называются именем существительным? 2) Приведите примеры. 3) Как распознать род имени существительного? 4)Как изменяются имена существительные? 5) Какие имена существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными? 6)Какие имена существительные называются собственными и нарицательными? 7) Какие же, следовательно, признаки имеет имя существительное? После такой беседы легко перейти к характеристике существительного как части речи.
Наглядные методы:
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению речевых детей. Показ, иллюстрация, демонстрация, опорная схема, таблица содержат основной теоретический материал. Например, опорная схема по причастию содержит следующие основные моменты: определение причастия, вопросы, на которые отвечает причастие, суффиксы, схему обособления причастного оборота. Всё компактно и ясно.
Практические методы:
Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические работы повышают прочность знаний. Практические методы как вид деятельности используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, и какого-то творческого задания на заданную тему. Особенно ценны такие виды деятельности, как использование изученных правил в собственном высказывании (сочинении, эссе).
Таким образом, коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы, и каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"
Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....
Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида.
Статья на тему "Коррекционная направленность уроков русского языка в классах VII вида" ставит вопрос о том, как дать знания детям с ЗПР. Ответ - каждый урок должен иметь коррекционную направленность н...
Коррекционная направленность обучения русскому языку учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Педагогический проект....
"ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ В ШКОЛЕ VIII ВИДА"
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисцип...
Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что же мы знаем о коррекционном обучении детей с ОВЗ? Какими приёмами владеем для его реализации в процессе изучения английского языка?...
Коррекционная направленность уроков русского языка в развитии речи слабослышащих детей
Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигате...
Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.
Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах....