разработки уроков
план-конспект урока (9 класс) на тему
разработка урока на тему "Преступления" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по
обществознанию
в 9 классе
Тема: «Преступления»
Учитель обществознания
Разенкова Наталья Михайловна
Конспект урока обществознания 9 класс.
Тема: Преступление.
Цель урока: формирование правовых знаний о преступлении и уголовной ответственности.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности.
- научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;
- показать неотвратимость наказания за совершение преступления.
Развивающая:
- развить логическое мышление и речь учащихся;
- сформировать умение работать с нормативно-правовыми документами и анализировать их;
Воспитательная:
- повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;
- воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру;
- сформировать активную жизненную позицию.
Основные понятия:
Ответственность, уголовная ответственность, преступление, проступок, несовершеннолетний, наказание.
Межпредметные связи:
- история, основы права.
Оборудования и материалы:
компьютер, проектор, доска, нормативно-правовые документы.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности
Посмотрите на картинки, представленные на слайде.
- Что вы видите?
- Какую тему мы будем изучать?
II. Актуализация знаний.
- Почему тема нашего сегодняшнего урока важна?
Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Поэтому особое внимание мы уделим подростковой преступности.
III. Постановка учебной задачи
Заполните, пожалуйста, столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» по данной теме.
(Работа индивидуальная в течение 1-2 минут)
Далее выслушиваются ответы учащихся из раздела «Знаю», затем «Хочу узнать».
знаю | хочу узнать | узнал |
|
|
|
Сформулируйте цель и задачи сегодняшнего урока, ответив на вопрос:
- Что на ваш взгляд необходимо знать, чтобы решить проблему преступности?
Формулируются цель и задачи урока:
- выяснить, что является преступлением;
- чем отличаются преступления от других проступков;
- как наказывают за преступления.
IV. «Открытие нового знания»
Прочитайте понятийный ряд, представленный на слайде.
ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- Что общего между ними?
- Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же?
Одна из задач сегодняшнего урока выяснить, чем данные понятия различаются и научиться распознавать где совершен проступок, где правонарушение или преступление. Для этого проанализируем ряд ситуаций.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
- Дима нарушал Устав школы, в котором говорится, что обучающиеся не должны пропускать уроки без уважительной причины.
Попробуем сформулировать определение понятия проступок.
Проступок – это нарушение правил поведения.
Ситуация № 2 Десятиклассники Саша, Оля, и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?
- Это административное правонарушение, предусмотренное статьей Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Что такое правонарушения?
Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Откройте учебники на стр. 120.
- О каких видах правонарушений здесь идёт речь? (административное, гражданское, дисциплинарное)
Используя материал учебника стр. 120-121, поработайте в парах и заполните таблицу виды правонарушений.
1 ряд – административное
2 ряд – гражданское
3 ряд - дисциплинарное
№ | Вид | Характеристика | Пример |
1. | Административное | Нарушение норм административного права, норм, защищающих общественный и государственный порядок, личную собственность и права граждан, наступает с 16 лет. | Нарушение правил дорожного движения |
2. | Гражданское | Нарушение норм гражданского права, возникает гражданско-правовая ответственность | Нарушение условий договора |
3. | Дисциплинарное | Нарушение трудовой дисциплины на работе, дисциплинарная ответственность | Опоздание на работу |
(Заслушивание ответов)
Правонарушения, характеризуются незначительной степенью общественной опасности и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения.
Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.
Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
- Так что же такое преступление?
Найти верный ответ на данный вопрос нам поможет Уголовный кодекс РФ.
Пользуясь УК РФ, запишите определение преступления.
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.
Игра «Верю - не верю»
Ребята, вы молодцы, славно потрудились, а теперь мы поиграем в игру «Верю - не верю». Я буду зачитывать вам ситуации, а вы, если согласны с той характеристикой, которую я дала – встаете, если нет – садитесь.
Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.
Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.
- Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Поднимите руку, кто со мной согласен?
Дать верный ответ на этот вопрос помогут извлечения из Конституции РФ (ст. 49)
(Учащиеся выясняют значение термина «презумпция невиновности»)
Выясним:
-Кто же является участниками уголовных правоотношений?
- В какой форме могут совершаться преступления?
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Закончить высказывания.
- Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)
- За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. ( 16 лет)
- За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет).Какие это преступления?
- Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Викторина «Закон и я».
Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния:
- Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
- Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
- Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
- Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
- Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
- Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
Задание №2
Подбери понятие к данному определению.
1. Собрание законов, статей, определяющих преступность деяния (Уголовный кодекс).
2. Решение суда______(приговор).
3. Нарушение уголовного кодекса _______(преступление).
4. Заключение под стражу__________(арест).
5. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором.__(штраф).
6. Противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность __________ (Правонарушение)
Задание №3
Реши тесты
1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:
а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.
2. Уголовное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют:
а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;
б) трудовые отношения;
в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;
г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.
3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:
а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;
в) в пионерских лагерях; г) на каторге
VIII. Домашнее задание
Включает в себя:
- обязательную часть – параграф 16, заполнить 3 столбец таблицы «Знаю».
- творческое задание: Составить памятку: « Как не стать жертвой преступления?»
- индивидуальные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...