Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, географии и истории
статья по географии (10, 11 класс) на тему

В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.

The paper presents an interdisciplinary project on the theme "Global challenges", was made with the integration of history, social, economic geography, culturology and literature.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-chernova-bendarik-oreh-piter-15.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, географии и истории

Чернова Т.О., Бендарик К.А. Орех И.В., Россия, Санкт-Петербург

В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.

The paper presents an interdisciplinary project on the theme "Global challenges", was made with the integration of history, social, economic geography, culturology and literature.

Ключевые слова: междисциплинарый подход, проект.

Keywords: interdisciplinary approach, project.

Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 70-80-х годов XX века, требующая от науки более глубокого проникновения в суть законов природы и общества. Это стало возможным благодаря формированию в науке междисциплинарного или трансдисциплинарного подхода к изучению проблемы. Междисциплинарный подход подчеркивает значимость взаимодействия различных отраслей науки, позволяет оценить различные аспекты поставленной проблемы, выявить многовариантные пути ее решения. Это подход так с успехом применяется и в современной системе образования.

Междисциплинарность в образовании предполагает создание междисциплинарной картины мира, подсистемы которой обладают высокой степенью согласованности, общностью языка, целостностью в понимании мира и себя, «связностью общей системы моделей, степенью целокупности понимания мира и себя» [1, с.117]. Междисциплинарность обладает свойствами дидактического резонанса, т.е. в процессе взаимодействия различных предметных областей, каждая из них проявляет свои характеристики особенно сильно, ярко, значимо, именно под влиянием и во взаимодействии с другими предметными областями. Междисциплинарность предполагает создание междисциплинарной картины мира, подсистемы которой обладают высокой степенью согласованности, общностью языка,

Для реализации междисциплинарного проекта в нашей школе (ГБОУ СОШ № 51 Петроградского района Санкт-Петербурга) была выбрана тема «Глобальные проблемы», которая изучается в рамках таких учебных предметов как история, обществознание, экономическая география, так же мы подключили культурологию и литературу.

Цели мероприятия:

- рассмотреть с учащимися междисциплинарную тему «Глобальные проблемы современного мира»

- применить полученные в ходе уроков теоретические знания к социальной реальности

- способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся, таких как:

  • Личностные - личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
  • Познавательные:
  • общеучебные учебные действия - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы - умение сформулировать проблему и найти способ её решения
  • Коммуникативные -  умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
  • Регулятивные - целеполагание, планирование, корректировка плана

Были выделены четыре проблемы, которые и стали объектом междисциплинарного изучения:

- демографическая проблема – рост населения на земле и вытекающие из этого последствия

- ресурсная проблема – истощение природных ресурсов и поиск новых источников энергии

- экологическая – сохранение экологически чистой среды обитания и продовольственная проблема

 - сохранение мира на Земле, мирное освоение космоса.

Само понятие «глобальных проблем» уже необходимо отсылает нас к междисциплинарному пониманию их сути. Эти проблемы не могу ни рассматриваться в рамках отдельных научных дисциплин, в отрыве от других, ни быть решенными силами одного государства. И, что важно, от их решения зависит судьба человечества в целом. Не только в обобщенном, абстрактном понимании этого слова, но и судьба каждого, отдельно взятого человека. Изучение этих проблем именно на междисциалинарном уровне позволяет более полно прочувствовать всю важность их решения.

Проект планируется на два учебных года, т.е. на четыре полугодия. В первом полугодии проект был посвящен демографической проблеме. За основу для обсуждения проблемы был взят роман Дэна Брауна «Инферно». Причины выбора именно этого произведения были следующими:

- была необходима общая база для обсуждения, причем, не относящаяся к какой-либо конкретной учебной дисциплине, что с одной стороны, ставило бы всех участников проекта в равные информационные условия, а с другой, показало бы, что затронутая проблема является реальной, а не просто обозначенной в учебниках по обществознанию или географии.

- роман доступен, у всех желающих была возможность ознакомиться  с ним.

- роман написан интересно, с увлекательным сюжетом, и как и многие произведения массовой культуры, простым и доступным языком затрагивает важные общечеловеческие проблемы. Т.е. его было не только интересно и не сложно читать, он не только современный и искусно вписан в реалии нашего времени, но он и заставляет задуматься над важными общечеловеческими проблемами.

- роман в своем содержании имеет несколько смысловых контекстов: демографическая проблема и ее радикальное решение (основной сюжет романа вытекает именно из этой проблемы), культурологический (сюжет романа переносит читателя в Италию и Турцию, попутно знакомя с историей и культурой таких городов как Флоренция, Венеция и Стамбул), литературный (приводятся отрывки из «Божественной комедии» Данте)

- роман показывает читателю затронутую глобальную проблему сразу с нескольких точек зрения, что позволило обозначить их и при обсуждении с учениками, подчеркнуть междисциплинарность проблемы, ее глобальность.

Основные этапы проекта:

В конце октября, перед осенними каникулами учащимся двух десятых классов было предложено прочитать роман Дэна Брауна «Инферно».

На занятиях по дисциплинам,  участвующих в этом междисциплинарном проекте, по возможности делались ссылки, относящиеся к тексту произведения, приводились примеры, т.е. мотивировалось прочтение и анализ произведения, понимание его смыслов.

Были показаны фильмы из телевизионного проекта В. Познера и И. Урганта «Венеция» и «Флоренция», чтобы события и места, описанные Д. Брауном в книге, приобрели реальный объем и визуальное воплощение. К фильмам ученикам были заданы вопросы.

Параллельно ученики выполняли парами проект по одной их конкретных демографических проблем, готовили презентации и отчеты, там самым исследуя различные аспекты этой глобальной проблемы.

Заключительное мероприятие проекта проводилось в форме ролевой игры, круглого стола. Учащиеся, прочитавшие роман, были разделены на четыре группы докладчиков, каждая из которых представляла свою точку зрения на проблему и методы ее решения. Группы были выделены и исходя из сюжета романа, и из господствующих сегодня типов мировоззрения и взглядов на проблему.

Первая группа представляла наиболее радикальную точку зрения на решение проблемы, как раз и изложенную в романе. За основу они брали идеи современного научного течения Трансгуманизм, которое, хотя и является спорным, но достаточно актуальным в сфере решения глобальных проблем и научного прогнозирования.

Втора группа отстаивала позицию современных ученых и медиков, которую в романе выражали члены «Всемирной организации здравоохранения».

Третья группа – это представители организаций по защите прав человека, сторонники гуманизма.

Четвертая группа выражала точку зрения людей с религиозным мировоззрением. Причем, важны были именно общие ценности и идеи мировых религий, а не конкретные особенности конфессий.

Каждая из групп должна была осветить демографическую проблему со своей точки зрения, рассказать, что уже делается и какие дальнейшие пути решения этой проблемы они предлагают. Конечно же, учащиеся в своих выступлениях опирались не только на сюжет романа и позиции его героев, но и на реальные данные и факты.

Остальные ученики, те, кто по каким-то причинам не прочитал книгу, или не хотел принимать более активное участие в дискуссии, так же играли определенные роли. Они были поделены на группы по странам с наиболее характерными демографическими проблемами, требующими, зачастую противоположных решений. Страны были выделены не только по демографическим показателям, но и по уровню экономического и социального развития, культуры и по тому, что как уже конкретно решается демографическая проблема в этой стране. Представители стран должны были выслушать докладчиков и ответить на десять вопросов из предложенного им опросника, причем важным было то, что они должны были определиться с позиции заданной им страны, чью именно точку зрения и методы решения они поддерживают и почему. Их целью было не только выслушать и получить информацию, но и применить ее к конкретной демографической ситуации.

В опросник были включены следующие пункты:

1. Название страны, столица:

2. Численность населения:

3. Национальный состав:

4. Религии:

5. Естественный прирост населения:

6. Особенности миграционных потоков:

7. Индекс человеческого развития:

8. Суть демографической проблемы:

9. Что уже делается для решения демографической проблемы в вашей стране:

10. Какие идеи и способы решения демографической проблемы вашей страны показались вам наиболее подходящими, из тех, что вы услышали на круглом столе:

Докладчики по очереди представили свои точки зрения, остальные участники по ходу выступления и после него задавали им вопросы, которые касались не только демографической проблемы, но и моральных аспектов ее решения.

В итоге, в ходе дискуссии были несколько смягчены радикальные решения трансгуманистов, именно с позиций морали и человеколюбия. Дети постарались сформулировать наиболее актуальные пути решения проблем, хотя и признавали, что быстрого пути не существует.

После проведения круглого стола мы обработали опросники с ответами учащихся и обсудили на уроках итоги проведенного мероприятия. Ответы в опросных листах показали, что те идеи, которые были предложены на рассмотрение и обсуждение в романе и на круглом столе были восприняты ребятами осознанно. Они постарались найти решения для разных аспектов демографической проблемы не только с точки зрения усвоенного теоретического материала, но и основываясь на особенности демографической ситуации предложенной им страны и на той дискуссии, что проходила во время круглого стола.

Перед проведением мероприятия мы спросили, сколько ребят дочитало книгу до конца. До круглого стола – примерно половина участников. После обсуждения число прочитавших выросло примерно до 70%. Сама нестандартная форма занятия вызвала бурную положительную реакцию учеников. Детям понравилось, что были задействованы не «школьные» по их мнению, материалы – популярная книга и фильм. Но при этом, они оценили и то, как можно работать с разными источниками информации, для поиска решения поставленной проблемы. Примеры из фильмов и книг воспринимаются детьми с удовольствием и интересом. Многие хотят продолжения подобных мерприятий.

Таким образом, организация уроков в проектной форме и на междисциплинарной основе позволила активизировать творческую активность школьников, установить межпредметные связи, сделать занятия интересными, увлекательными, яркими.

Список литературы

1 Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. – Москва : Высшая школа, 1994. – 184 с.

Сведения об авторах:

– Чернова Татьяна Олеговна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии ГБОУ СОШ №51 Петроградского района г. Санкт-Петербург;

– Бендарик Ксения Антоновна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №51 Петроградского района г. Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, географии и истории

В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...

Развитие метапредметных компетенций на уроках обществознания, гео-графии и истории

В статье представлен междисциплинарный проект по теме «Глобальные проблемы», выполненный при интеграции истории, обществознания, экономической географии, культурологии и литературы.The paper presents ...

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются особенности метапредметного подхода, классификация метапредметных компетенций по А.В. Хуторскому, раскрывается отличие метапредметного урока от традиционного; описываютс...

Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

На современном этапе образования  «метапредметные результаты» входят в основную составляющую Федеральных государственных образовательных стандартов  и представляют особый интерес...

Использование различных видов деятельности в формировании и развитии метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы

Выступление на Республиканском семинаре в рамках действия инновационной площадки "Формирование и развитие метапредметных копметенций обучающихся в условиях реализации ФГОС" об опыте работы п...