Условия эффективного применения наглядности.
учебно-методический материал на тему

Кондратенко Наталья Владимировна

Эффективность учебного процесса определяется его результативностью, высоким уровнем и качеств подготовки учеников в соответствии с требованиями образования.          Эффективность характеризуется соотношением результатов и затраченных на  их достижение усилий педагогов и обучающихся, времени и средств. Ниже изложены условия и факторы, способствующие повышению эффективности процесса обучения путем применения наглядных пособий, технических и других средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_effektivnogo_primeneniya_naglyadnosti.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Условия эффективного применения наглядности.

        Эффективность учебного процесса определяется его результативностью, высоким уровнем и качеств подготовки учеников в соответствии с требованиями образования.         Эффективность характеризуется соотношением результатов и затраченных на  их достижение усилий педагогов и обучающихся, времени и средств. Ниже изложены условия и факторы, способствующие повышению эффективности процесса обучения путем применения наглядных пособий, технических и других средств обучения:

  • оснащение мастерской, лаборатории, учебного кабинета средствами обучения, соответствующими требованиям государственного образовательного стандарта, других стандартов Российской Федерации, а также требованиям к системе учебно-методического обеспечения учебного процесса;
  • четкое соблюдение основных рекомендаций и требований к подготовке учебно-материального оснащения урока: наглядных пособий, раздаточного материала и других; средств обучения, применяемых на уроке, должно быть столько, сколько требуется для четкого полного и доходчивого сообщения или закрепления учебного материала.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное применение наглядных средств обучения.:

  • хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении экранов, указателей и т.п.;
  • четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выделения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
  • привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

 Перегружать урок учебными средствами вредно, поэтому:

  • все, что будет использовано на уроке (плакаты, схемы, макеты, карточки-задания и т.п.), должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения;
  • действующие пособия и технические средства обучения (приборы, оборудование и его узлы, кино- и видеоаппаратура, компьютерное оборудование) перед использованием необходимо проверить в работе;
  • необходимо предварительно просмотреть и прослушать аудио-визуальные средства обучения в целях анализа их содержания, определения методики их применения;
  • перед проведением лабораторно-практических работ, упражнений на тренажерах, работой на компьютерах следует проверить исправность, работоспособность и соответствие требованиям безопасности оборудования, приборов, подготовить необходимое количество материалов, документации, лично выполнить все эксперименты;
  • убедиться, что учебных пособий индивидуального пользования на уроке (справочников, книг, задачников, раздаточного материала, карточек-заданий и т.п.) достаточно для оптимальной загрузки обучающихся;
  • обеспечить комфортность внешней среды учебного процесса, включая пространство (площадь, объем), освещенность, цветовую гамму, акустику, температуру, влажность, воздухообмен, расположение рабочих мест педагога и обучающихся, санитарно-гигиеническое состояние и эстетичное оформление учебной мастерской, лаборатории;
  • обеспечить условия для хорошей видимости и слышимости: необходимы соответствующие размеры наглядных пособий, четкость изображений и надписей, размеры, световой поток, оптимально достаточное затемнение помещений, четкость и громкость звука и т.п.;
  • оснастить рабочее место учителя устройствами для демонстрации объемных наглядных пособий, позволяющими демонстрировать их в различных положениях, со всех сторон, а также аппаратурой, техническими средствами обучения и устройствами для дистанционного управления и работы.

        Одним из требований эффективной методики использования наглядных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.

        Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности учащихся.

        Изобразительные ( рисунки, репродукции, фото и т.п.) и условно-графические ( таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.) средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения ( аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из самых эффективных дидактических средств, которые играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.

        Существуют подходы и принципы, позволяющие отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал следует показывать в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих дополнительного наглядного разъяснения, а также для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце параграфа, темы); для общего «оживления» учебного материала и повышения мотивации.

        Конкретное количество иллюстраций на уроке не может быть установлено. Оно диктуется содержанием учебного материала и психо-физическими особенностями обучающихся.

        Принцип «чем больше иллюстраций, тем лучше» - ложный. Наличие большого количества иллюстраций на уроке, неоправданное количество переходов с одного на другой вид наглядности может привести к снижению эффективности обучения.

        Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:

  1. используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях),  происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной,
  2. помните – ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком,
  3. золотое правило дидактики – все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязяния,
  4. никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления,
  5. обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами, для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности,
  6. следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся,
  7. обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях,
  8. следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались,
  9. применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, затем – снова в целом,
  10. используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное,
  11. используйте наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия,
  12. старайтесь сами изготовлять с учащимися наглядные пособия: лучше то пособие, которое изготовлено самими учащимися,
  13. никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете, старательно готовьте наглядность к применению,
  14. научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись и др., в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования,
  15. применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению,
  16. используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью,
  17.  помните, что в условиях кабинетной системы обучения, возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки,
  18. с возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической, при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления,
  19. помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством,
  20. при чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Литература.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2002 г.

Голуб Б.А. Основы общей дидактики.// уч. пособие для вузов М.: Владос, 1999 г.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой, - М.: Школа-пресс, 1994г.

Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М.: Из-во АПН РСФСР, 1959г.

Селеменев С.В. Развивающая наглядность. // Образование в современной школе № 12 / 2003г.

Ерошина Г.Ю., Козлова Л.В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида.// Коррекционная педагогика № 5 / 2006 г.

Матвеева Т.С. Проблемно-поисковая деятельность на наглядно-образной основе как средство развития познавательной активности учащихся. Автореферат. Чебоксары 2000 г.

Молочков В. Наглядность как принцип обучения. // Учитель № 1 / 2006 г.

Занков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. – М.: АПН РСФСР, 1960 г.

Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. – М.: 1998 г.

Нестерова И.Н. Проблема наглядного обучения в педагогическом опыте Н.Ф. Бунакова и П.Ф. Каптерова // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерова и проблемы современного образования: материалы Российской научно-практической конференции. Воронеж, 2002 г.

Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся // Сборник научных трудов АПН СССР, М.: 1980 г.

Маллер А.Б., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта /М.: Педагогика, 1988 г.

Синев В.Н. О коррекционной роли использования образной наглядности в старших классах вспомогательной школы // Дефектология № 2 / 1978 г.

Мирский С.Л. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы // Дефектология № 1 / 2003 г.

Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта // Дефектология № 3 / 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Эффективное применение новых педагогических технологий как условие повышения качества образования

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой....

"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"

В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...

Оценка эффективности использования наглядных пособий

Сравнительная оценка эффективности использования наглядных пособий...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Эффективность применения наглядности на уроках.

Методический материал по эффективности  применения наглядности на уроках для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....

Эффективное использование наглядности в формировании лексического навыка у слабослышащих и глухих обучающихся при обучении английскому языку

Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему ...