Условия эффективного применения наглядности.
учебно-методический материал на тему
Эффективность учебного процесса определяется его результативностью, высоким уровнем и качеств подготовки учеников в соответствии с требованиями образования. Эффективность характеризуется соотношением результатов и затраченных на их достижение усилий педагогов и обучающихся, времени и средств. Ниже изложены условия и факторы, способствующие повышению эффективности процесса обучения путем применения наглядных пособий, технических и других средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_effektivnogo_primeneniya_naglyadnosti.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия эффективного применения наглядности.
Эффективность учебного процесса определяется его результативностью, высоким уровнем и качеств подготовки учеников в соответствии с требованиями образования. Эффективность характеризуется соотношением результатов и затраченных на их достижение усилий педагогов и обучающихся, времени и средств. Ниже изложены условия и факторы, способствующие повышению эффективности процесса обучения путем применения наглядных пособий, технических и других средств обучения:
- оснащение мастерской, лаборатории, учебного кабинета средствами обучения, соответствующими требованиям государственного образовательного стандарта, других стандартов Российской Федерации, а также требованиям к системе учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- четкое соблюдение основных рекомендаций и требований к подготовке учебно-материального оснащения урока: наглядных пособий, раздаточного материала и других; средств обучения, применяемых на уроке, должно быть столько, сколько требуется для четкого полного и доходчивого сообщения или закрепления учебного материала.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное применение наглядных средств обучения.:
- хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении экранов, указателей и т.п.;
- четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выделения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
- привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Перегружать урок учебными средствами вредно, поэтому:
- все, что будет использовано на уроке (плакаты, схемы, макеты, карточки-задания и т.п.), должно быть заранее подобрано, проверено и расположено в порядке их применения;
- действующие пособия и технические средства обучения (приборы, оборудование и его узлы, кино- и видеоаппаратура, компьютерное оборудование) перед использованием необходимо проверить в работе;
- необходимо предварительно просмотреть и прослушать аудио-визуальные средства обучения в целях анализа их содержания, определения методики их применения;
- перед проведением лабораторно-практических работ, упражнений на тренажерах, работой на компьютерах следует проверить исправность, работоспособность и соответствие требованиям безопасности оборудования, приборов, подготовить необходимое количество материалов, документации, лично выполнить все эксперименты;
- убедиться, что учебных пособий индивидуального пользования на уроке (справочников, книг, задачников, раздаточного материала, карточек-заданий и т.п.) достаточно для оптимальной загрузки обучающихся;
- обеспечить комфортность внешней среды учебного процесса, включая пространство (площадь, объем), освещенность, цветовую гамму, акустику, температуру, влажность, воздухообмен, расположение рабочих мест педагога и обучающихся, санитарно-гигиеническое состояние и эстетичное оформление учебной мастерской, лаборатории;
- обеспечить условия для хорошей видимости и слышимости: необходимы соответствующие размеры наглядных пособий, четкость изображений и надписей, размеры, световой поток, оптимально достаточное затемнение помещений, четкость и громкость звука и т.п.;
- оснастить рабочее место учителя устройствами для демонстрации объемных наглядных пособий, позволяющими демонстрировать их в различных положениях, со всех сторон, а также аппаратурой, техническими средствами обучения и устройствами для дистанционного управления и работы.
Одним из требований эффективной методики использования наглядных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.
Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности учащихся.
Изобразительные ( рисунки, репродукции, фото и т.п.) и условно-графические ( таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.) средства наглядности, а также современные мультимедиа приложения ( аудио- и видеофрагменты, анимация) являются одними из самых эффективных дидактических средств, которые играют существенную роль в интеллектуальной познавательной деятельности учащихся.
Существуют подходы и принципы, позволяющие отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал следует показывать в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих дополнительного наглядного разъяснения, а также для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце параграфа, темы); для общего «оживления» учебного материала и повышения мотивации.
Конкретное количество иллюстраций на уроке не может быть установлено. Оно диктуется содержанием учебного материала и психо-физическими особенностями обучающихся.
Принцип «чем больше иллюстраций, тем лучше» - ложный. Наличие большого количества иллюстраций на уроке, неоправданное количество переходов с одного на другой вид наглядности может привести к снижению эффективности обучения.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:
- используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной,
- помните – ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком,
- золотое правило дидактики – все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязяния,
- никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления,
- обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами, для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности,
- следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся,
- обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях,
- следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались,
- применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, затем – снова в целом,
- используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное,
- используйте наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия,
- старайтесь сами изготовлять с учащимися наглядные пособия: лучше то пособие, которое изготовлено самими учащимися,
- никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете, старательно готовьте наглядность к применению,
- научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись и др., в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования,
- применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению,
- используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью,
- помните, что в условиях кабинетной системы обучения, возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки,
- с возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической, при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления,
- помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством,
- при чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
Литература.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2002 г.
Голуб Б.А. Основы общей дидактики.// уч. пособие для вузов М.: Владос, 1999 г.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой, - М.: Школа-пресс, 1994г.
Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М.: Из-во АПН РСФСР, 1959г.
Селеменев С.В. Развивающая наглядность. // Образование в современной школе № 12 / 2003г.
Ерошина Г.Ю., Козлова Л.В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида.// Коррекционная педагогика № 5 / 2006 г.
Матвеева Т.С. Проблемно-поисковая деятельность на наглядно-образной основе как средство развития познавательной активности учащихся. Автореферат. Чебоксары 2000 г.
Молочков В. Наглядность как принцип обучения. // Учитель № 1 / 2006 г.
Занков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. – М.: АПН РСФСР, 1960 г.
Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. – М.: 1998 г.
Нестерова И.Н. Проблема наглядного обучения в педагогическом опыте Н.Ф. Бунакова и П.Ф. Каптерова // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерова и проблемы современного образования: материалы Российской научно-практической конференции. Воронеж, 2002 г.
Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся // Сборник научных трудов АПН СССР, М.: 1980 г.
Маллер А.Б., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта /М.: Педагогика, 1988 г.
Синев В.Н. О коррекционной роли использования образной наглядности в старших классах вспомогательной школы // Дефектология № 2 / 1978 г.
Мирский С.Л. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы // Дефектология № 1 / 2003 г.
Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта // Дефектология № 3 / 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
Эффективное применение новых педагогических технологий как условие повышения качества образования
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой....
"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"
В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...
Оценка эффективности использования наглядных пособий
Сравнительная оценка эффективности использования наглядных пособий...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
Эффективность применения наглядности на уроках.
Методический материал по эффективности применения наглядности на уроках для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....
Эффективное использование наглядности в формировании лексического навыка у слабослышащих и глухих обучающихся при обучении английскому языку
Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему ...