программа "Растим патриотов России"
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа по военно-патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_patriot_2.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области.
Областное государственное бюджетное образовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, детский дом «Гармония» г. Черемхово.
Дополнительная образовательная программа военно–патриотической направленности
«Растим Патриотов России»
Автор – составитель:
Воспитатель: Демина В.В
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Программы образования подрастающего поколения должны отразить современную и целостную концепцию нравственно-патриотического воспитания человека. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Иметь свою гражданскую позицию. Быть сильным, смелым, ловким.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное и неуклонное формирование любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У воспитанников детского дома должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Программа направлена на то, чтобы ценности личности воспитанников формировались в семейно- воспитательном коллективе, неформальных отношениях среди сверстников детского дома и школы, через средства массовой информации, через искусство и т. д. Патриотическое развитие и воспитание будет обеспечено всем укладом жизни в детском доме, чтобы сплотить детей на высоких духовных идеалах, привить любовь к своей малой Родине, стремление воспитать гордость за великую историю нашей страны, уважение к государственным символам Российской Федерации – Флагу, Гербу, Гимну.
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Всероссийской программой воспитания школьников «Я-гражданин России»
Целью программы является воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Формирование нравственно-патриотического отношения к духовно- культурным традициям многонационального народа Российской Федерации.
Основные задачи программы:
- Формирование у воспитанников нравственных качеств личности через изучение истории и культуры страны и родного края,гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества.
- Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству.
- Помогать воспитанникам в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Расширить представления воспитанников об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
- Физическое развитие воспитанников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:
• Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у воспитанников комплексного взгляда на проблему гражданско- патриотического воспитания подростающего поколения. Применение регионального подхода к изучению истории ВОВ позволяет усвоить подросткам самобытность сибиряков, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
• Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
• Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
• Целостность.
Использование этого принципа позволяет формировать у воспитанников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
• Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и страны можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
• Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений подростков о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
• Стимулирование активности.
Программа "Растим патриотов России" предусматривает, что в процессе освоения воспитанником ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.
Содержательная часть программы систематизирована по трем тематическим блокам:
I блок - "Страницы истории".
Темы первого блока призваны сформировать у воспитанников чувства любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне. У детей формируются первые представления об устройстве нашего государства, они изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. Осознает себя гражданином России. Быть патриотом и гражданином - это непременно быть интернационалистом. Поэтому особенно важно поддержать интерес воспитанника к людям других национальностей.
II блок - "Я и мой город". Изучение тем второго блока подводит воспитанника к пониманию, что их город - частица Родины, частица Иркутской области. Надо показать воспитаннику, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Задача эта решается через познания истории города, традиций, памятных и достопримечательных мест города, проявления интереса к событиям, происходящими в городе.
III блок - "Знатоки музейного дела". В каждом месте свои традиции и свой быт. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к истории детского дома, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Программа реализуется в организованных формах (занятия, дидактические игры, беседы, экскурсии, праздники, развлечения), а также самостоятельной деятельности детей. По каждому блоку программы проводится комплекс мероприятий.
Изучение некоторых темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам нашей страны. Началом и основой изучения каждой новой темы является беседа. В формировании у ребят основ гражданственности и патриотизма помогают также и рассказы педагога, чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок, былин, слушание музыкальных произведений (Российский гимн, "Детский альбом" П.И.Чайковского), рассматривание картин, фотоснимков, иллюстраций (с видами и достопримечательностями родного города, края, страны) и натуральных предметов (старинные игрушки, предметы обихода, утварь), альбомов.
Кроме этого используются творческие рассказы детей, исполнение песен, встречи с интересными людьми, экскурсии: по городу, посещение учреждений социума. В программу "Растим патриотов России"включены экскурсии: по территории детского дома, по городу, в музей детского дома и школ города, в библиотеку, к памятникам города.
Предполагаемые конечные результаты:
- воспитать компетентного гражданина России, обладающего духовно- нравственными ценностями;
-сформировать готовность у воспитанников к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
-заполнить свободное время воспитанника социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
-оказывать повседневную помощь каждому воспитаннику в его саморазвитии;
-продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в детском доме.
Список используемой литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Закон РФ «Об образовании».
- Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007.
- Основы военной службы: Учебное пособие / А.Т.Смирнов, В.А.Васнёв. – М.: Дрофа, 2004.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Интернет ресурсы., «Сеть творческих учителей» сообщество учителей истории)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы
Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...
Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь
Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...
Программа "Патриоты России"
Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...
Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"
Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...
Растим патриотов России
Статья...
Программа патриотического воспитания "Я - патриот России!"
В современном мире трудно прожить без любви. А любить свою Родину - значит любить себя! Воспитать патриота - цель нашей программы....
Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»
Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...