ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Устинова А.И. МБОУ Волчёнковская СОШ
методическая разработка на тему
Происходящие социально-экономические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны. Одним из показателей роста интеллектуального развития общества, является достижения в точных науках, таких как математика, физика, химия и т.д. В связи с чем, в школах большое внимание уделяется преподаванию этих предметов.
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников. На передний план выдвигается проблема обучения математике, поиску эффективных путей обучения математике. Все это позволило акцентировать внимание учителей общеобразовательной школы к проблеме индивидуализированного подхода в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса.
Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ip.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Устинова А.И.
МБОУ Волчёнковская СОШ
Происходящие социально-экономические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны. Одним из показателей роста интеллектуального развития общества, является достижения в точных науках, таких как математика, физика, химия и т.д. В связи с чем, в школах большое внимание уделяется преподаванию этих предметов.
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников. На передний план выдвигается проблема обучения математике, поиску эффективных путей обучения математике. Все это позволило акцентировать внимание учителей общеобразовательной школы к проблеме индивидуализированного подхода в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса.
Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.
Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость осуществления индивидуализированного подхода к учащимся – как к определенным их группам, так и к отдельным ученикам. Индивидуализированный подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлении в процессе обучения слабо успевающих учащихся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание индивидуализиции обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Индивидуализировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); индивидуализировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.
Учитель в процессе обучения математики решает следующие вопросы:
- организация естественной передачи и освоения с учетом основных психологических процессов учащихся (восприятия, внимания, мышления и т.д.);
- организация самостоятельной работы по поиску собственных путей решения данной проблемы (развитие креативного мышления);
- сохранение и укрепление здоровья учащихся при организации его учебной деятельности на уроках математики;
- учет индивидуальных способностей ученика;
- оценка и контроль знаний соответствующих индивидуальным особенностям учащихся.
Для решения данных вопросов необходимо использование индивидуализированного подхода в обучении математике, которая строится на принципах природосообразности и учета индивидуальных особенностей обучающихся. Основанием применения индивидуализированного подхода служат следующие закономерности:
Во-первых, каждый ребенок индивидуален! У каждого свой сплав индивидуальных способностей, темперамента, характера воли, мотивации, когнитивной организации, интеллектуальной лабильности (определяет скорость переработки новой информации) и т.д.
Во-вторых, учащиеся по своей природе любознательны. Математика дает возможность открытия нового, рационального и индивидуального.
В-третьих, ребенок является не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие. «Ребенок получает образование для себя»
Пытаясь создать образ ученика нашей школы, при внедрении индивидуализированного подхода в обучении и воспитании учащихся нет единых жестких требований к каждому ученику, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека. Тем не менее, основываясь на базовых принципах образования можно представить портрет ученика. Современный ученик - это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех.
Ориентирован на успех
Я могу
Я способен
Кроме развития личности ученика индивидуализированный подход позволяет развиваться и личности учителя. Применение индивидуализированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Использование индивидуализированного подхода в обучении вдохновляет учителя на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество. Кроме того, на искусство нового мышления учителя оказывает влияние эмоциональная атмосфера в учебном заведении, его гуманитарная среда, что, конечно же, сказывается на познавательном выходе и продуктивности учебно-воспитательного процесса. Таким образом в портрете учителя можно выделить стремление к самореализации и самовыражения.
стремление к самовыражению стремление к самореализации
Я знаю
Я мыслю
Я творю
Таким образом, необходимость внедрения индивидуализированного подхода обучения математике на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению.
Математика помогает развивать логическую память учащихся, что является немаловажным в жизни учащихся. Одним из эффективных путей его развития является - технология индивидуализированного способа обучения - ТИСО.
Эта технология:
- ориентирует учителя на учет возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
- ориентирует учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом;
- ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности;
- активизирует роль учащегося на каждом этапе обучения математики;
- не регламентирует учебную деятельность учащихся для решения математических задач;
При ТИСО учебная информация предоставляется в свернутом виде, что позволяет ученикам усваивать и хранить полученные знания на длительный срок. Учебные листы формируют наглядно-образный и логические виды мышления. Учащиеся начинают самостоятельно учиться исходя из собственных мотиваций и стремлений. Учитель организует самостоятельную работу учащегося в образовательном пространстве, помогает ребенку разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее, организует коммуникацию с учащимися. Быстрое и прочное усвоение знаний, умение быстро найти правильное решение в новой производственной обстановке или жизненной обстановке во многом зависят от правильного воспитания внимания, памяти и в особенности мышления учащихся. Присутствие целостного образа того, что у нас в результате должно сложиться – той модели знаний, которую можно было бы заранее показать, как простой наглядный «куб», «шар» или «древо», внутрь которого можно виртуально войти, чтобы понять, какие пространства знаний нам предстоит освоить и зачем
Основой ТИСО является организация обучения по учебному листу темы. Учебные листы по своему целевому назначению отвечают идеям развивающего обучения. Они составляются с учетом предметного курса в соответствии с требованиями образовательной программы и дидактического материала учебника. Учебный лист состоит из заданий по теме, выполнение заданий осуществляется по алгоритму, учеником самостоятельно. Оценка результата обеспечивается через рейтинговый балл, переведенный в 5 бальную систему. Перед уроком ТИСО проводится урок лекция. На уроке-лекции учителем ведется ознакомление учащихся с новым материалом, здесь нет опроса, проверочных, контрольных.
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся. Целью самостоятельного изучения материала является овладение способностью восприятия текста, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной математической целью (составлять алгоритм, делить на смысловые части текст задачи и т.д). На самостоятельных занятиях в индивидуальном режиме учащиеся выполняют задания, при возникновении затруднении получает консультацию у учителя или одноклассников, успешно выполнивших задания и получивших права на проверку знаний других учеников. Следующий элемент самостоятельной работы – выделение уровней освоенности, измерителем которого являются оценки, которые выставляются в рейтинговом листе и которые должны быть подтверждены результатами контрольных работ.
Работа по технологии ТИСО позволяет достичь высокого уровня мотивации учащихся, реализации самостоятельности и возможности для учащихся усвоить учебный материал в своем темпе и на своем уровне. В ходе работы создается атмосфера соревнования, темпа, стимула, ситуации успеха.
Кроме осознания своего успеха, ТИСО позволяет осуществить принцип здоровьесбережения. Здоровье ребенка зависит от успешности его деятельности. Так как задания по данной технологии выбираются в соответствии со способностями, без ограничения во времени для решения задач, что создает психологический комфорт в обучении.
И самое главное, с самого начала иметь «инструмент взятия знаний», которым смогли бы организовать свое восприятие, внимание к знаниям, их понимание, поиск и воспроизведение, то есть постепенное формирование своих личных способов обучения, методов познания. Данная технология позволяет учителю и ученику развиваться вместе, учитель стоит не над учеником, а вместе с ним.
1. Проект «Интеллектуальная нация - 2020»
2. Научно практический журнал //«Школьная технология»№3 2009г
3. Научно практический журнал //«Завуч» №3 2000г
4. Научно практический журнал // «Школьная технология»№4 2009г
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов. – М. : Просвещение – 1998. – 167 с.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. : Просвещение. – 1996. – 246 с.
7. Ефимов В.Ф. Гуманистическая направленность математического образования школьников. – Курск. – 2002. – 179 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.
Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка (методические рекомендации) Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...
Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики
Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...
Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)
Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)...
Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения"
Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения". Методика " Обмен заданиями" М. А. Мкртчана....
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...