Активные формы работы с детьми.
статья на тему

Форма организации учебного процесса, способствующая активному взаимодействию между обучающимся и педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_raboty_s_detmi.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете.

Подготовила Лагерева Ю.А.

Активные формы работы с детьми.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания занятия и способов его практического использования.

Используя на занятиях определенной формы активные методы,  можно добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. При этом сама форма занятий приобретает активный характер.

Почему  можно отдать  предпочтение активным формам проведения занятий? Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:

- добывание и применение знаний носят поисковый характер;

- процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;

- предполагается совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения;

- включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим преимущества активных форм проведения занятий.

  • Моделирование учебных ситуаций.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.  Роль  педагога  сводится  не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

Проектируя учебные ситуации  необходимо  учитывать :

- возраст ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

- специфику  занятия;

- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии педагога).

Создание учебной ситуации предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих умений;

- выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у детей умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);

- включение содержания занятия в контекст решения значимых жизненных задач.

  • Совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения.

Организация совместной деятельности воспитанников не должна являться самоцелью, она лишь способствует реализации образовательного и воспитательного потенциала занятия. Для этого  педагог может выполнять  такие действия:

- обоснованно отбирать   формы и содержание совместной деятельности детей разновозрастных групп, подбирать  средства и способы, которые будут стимулировать их совместную работу;

- объяснять  детям важность совместного занятия, указывая на полезность данной работы для каждого;

- помогать  каждому освоить цель занятия и найти в ней смысл для себя конкретно;

- использовать разные методы и формы взаимодействия старше и младшеклассников, при этом учитываю опыт их взаимодействия во внеучебной деятельности;

- четко определять  содержание деятельности, роли и функции младших и старших на каждом этапе занятия;

- обеспечивать динамику качественного и количественного состава микрогрупп, смену ролевых позиций.

Очень важно стимулировать взаимодействия детей.

Различными способами организации и стимулирования взаимодействия детей разного возраста могут выступать:

- постановка общей задачи или проблемы, которая будет доступной и привлекательной для всех;

- формирование разновозрастных групп, которые будут выполнять решение общей задачи или ее части, выполнять творческие задания и при подготовке, и при проведении урока;

- включение исследовательских заданий, организации ситуации поиска;

- совместное обсуждение результатов решения задачи, проведение соревнований и конкурсов, игровая, проектная и театрализованная деятельность.

  • Включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

Включению детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности придает очень важное значение. Это позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком своей роли в конкретной учебной ситуации, что обеспечивает более успешную социализацию ребенка, помогает ему ощутить свои конкурентные преимущества, формирует более устойчивый характер, уверенность в своих действиях.

Одним из современных направлений развития активного обучения является также интерактивное обучение. Выполняя функции организатора и помощника, необходимо стремиться  к тому, чтобы коллективное обучение в маленьких группах стало основной формой организации занятия. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют детям вступать в «живой» интерактивный диалог. А это позволяет  вести непрерывное диалоговое взаимодействие с детьми, помогает управлять ходом занятия, регулировать скорость усвоения материала.

Использование активных форм обучения на занятиях позволяет  сделать их интересными, более продуктивными.  Повышение мотивации у детей, отсутствие конфликтных ситуаций на занятиях, большую заинтересованность родителей тем, чем занимаются их дети. А это самое главное для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке

В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...

Мониторинг как необходимое условие эффективного использования активных форм работы

В статье представлен один из подходов к изучению эффективности применения новых педагогических технолоогий и активных форм работы....

Активные формы работы на уроках английского языка

Современный урок ИЯ - это сложное образование. Проблемы повышения эффективного обучения ИЯ.  Решение многоплановых задач на уроках английского языка....

Из опыта работы "Активные формы работы учащихся на уроках русского языка как фактор развития ведущих учебных умений и навыков"

Считаю, что уроки русского языка и литературы должен отличать деловой настрой на творческую работу, открытие нового, интересного и нужного не только в данный момент, но и для всей будущей жизни....

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)

Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:·        Продолжать обучать детей уме...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...