Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты по литературе на тему
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_raboty_s_odaryonnymi_detmi_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на МО учителей
русского языка и литературы
Гудковой И.А.
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.
Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый с 2006 года, предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является приоритетным направлением образовательной политики нашей страны.
Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества.
В психологии существует множество подходов к пониманию термина «одаренный ребенок». Мы возьмем за основу определение, согласно которому «одаренный ребенок- это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».
Школьные предметы русский язык и литература дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся. Литература - это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, социализирует личность и формирует мировоззрение. Школьный курс литературы помогает выявлению одаренных детей, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности. И мне хотелось бы рассмотреть формы и методы работы педагогов с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, проанализировать и обобщить их опыт.
Одной из форм работы с одаренными детьми в процессе изучения русского языка и литературы является олимпиада, которая рассматривается как форма внеклассной работы по предмету. В идеале подготовка школьников к олимпиадам должна начинаться в VI-VII классах. Чтобы выявить среди учащихся наиболее способных возможно привлечение психолога, а можно на уроках предлагать классу для выполнения задания определенного рода. Можно предложить следующие задания: «угадай кто»- учащиеся должны по предложенным признакам или по портрету угадать писателя, поэта, критика или лингвисти; «определи термин»- из предложенных слов составить определение понятия и назвать его; «найди ошибку»- найти в тексте ошибки и исправить их; «заполни пропуски»- в тексте пропущены слова, они даются после текста, их необходимо поставить в логическом порядке, данное задание позволяет развить логическое мышление и научиться выстраивать причинно-следственные связи. В VIII-IX классах начинать индивидуальные или групповые занятия с одаренными учениками, используя для этого часы школьного компонента. При работе в классе с углубленным изучением русского языка и литературы, часы школьного компонента целесообразно потратить на отработку следующих умений и навыков: написание и защита эссе, включая оппонирование, подготовку тезисов выступления, работу с критическими статьями, анализ литературного произведения, комплексный анализ текста. Если работа ведется в общеобразовательном классе, то часы школьного компонента необходимо использовать для углубления знаний учеников.
Во время подготовки учащихся к олимпиаде использовалась работа с тестовыми заданиями открытого и закрытого типа, заданиями на выявление общих признаков, закономерностей между элементами представленного списка. Для того чтобы избежать примитивного угадывания, при выполнении заданий данного типа от учащихся требовались развернутые и аргументированные комментарии, дополняющие письменные ответы.
Неотъемлемой частью подготовки учащихся к олимпиаде являлась проектная деятельность, которая предполагала осмысление самостоятельно добытой информации через призму личного отношения к ней, практико-направленное исследование и оценку результатов в конечном продукте (репортаж, анкета, интервью, эскиз плаката и т.д.). Поскольку проектная деятельность предусматривает четкое распределение обязанностей между участниками проекта, на практическом занятии ведущей формой организации познавательной деятельности учащихся становится групповая работа. По завершении работы проводится рефлексивная оценка представленных групповых проектов. Учащиеся отвечают на следующие вопросы: насколько успешно выполнено проектное задание? насколько успешно я работал над проектом?
Одно из самых сложных заданий на олимпиаде по русскому языку и литературе - написание эссе. Для эффективности работы над этим видом задания учащимся предлагался коллективный анализ подготовленных эссе.
Мною используются следующие формы работы с одаренными детьми: 1) уроки обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения: уроки-семинары (на них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения); урок-зачет; урок-практикум (работа с текстами, схемами, критическими статьями). Огромный интерес представляют уроки обобщения и в форме игры (кроссворды, ребусы, викторины); дидактические игры; ролевые игры; урок-дискуссия (круглый стол). Можно использовать и другие методы обучения, помогающие лучше усваивать материал. Например, это такие методы активного обучения как техника «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему перед всем классом; «Мозговой штурм» - методика используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы); «синквейн» - метод работы с понятиями.
Особое место в работе с одаренными школьниками занимают виды внеклассной работы, которые нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, умение декламировать, эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать оформительские и изобразительные способности. Примерами такой внеклассной работы являются: игры «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы».
Приведенный опыт работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы показывает, что индивидуальная работа с учащимися, применение активных методов обучения и внеклассная работа помогает повысить уровень умений и навыков учащихся, развивает их творческие способности и стимулирует к научно-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который волнует современного учителя....
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
На сегодняшний день существует противоречие в системе образования:- в одном классе обучаются дети с разным социальным и интеллектуальным уровнем, условия массовой общеобразовательной школы значи...
Формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Система работы с одаренными учащимися строится по следующим основным направлениям: 1. Проектная деятельность 2. Исследовательская деятельность 3. Применение дифференцированных и индивидуальных форм об...
Презентация к августовской районной педагогической конференции "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"
Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы.Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы: обобщение опыта
Работа с одарёнными детьми - важный аспект работы современного педагога. В статье представлен материал, который может пригодиться в работе не только учителям русского языка и литературы....