авторская програма волонтерского общественного объединения "ПоколениеNEXT" Лицей 21 г. Дзержинск
рабочая программа (7 класс) на тему
данная программа модифицирова, расчитана на 2 года обучения, возраст детей 13-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volontery_-_ispr.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №21
Рекомендована Утверждена
методическим советом приказом директора
МБОУ Лицей №21 МБОУ Лицей №21
города Дзержинска от__________ города Дзержинска
протокол №__________________ от ____________ №______
Рабочая программа
волонтерского общественного объединения
"Поколение NEXT"
(Возраст обучающихся: 14-15 лет.
Срок реализации: 2 года)
Педагог дополнительного образования:
Абрамова Анжела Евгеньевна.
г. Дзержинск
2014 год.
Пояснительная записка
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Данная программа модифицированная, ориентирована на детей 14-15 лет, составленная с опорой на методические рекомендации ЭБЦ г. Дзержинска.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 68 часов в год.
Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.
На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
При реализации содержания программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы - 10-25 человек, продолжительность занятий - 45 минут на одно занятие. В основе работы объединения лежит принцип добровольности. Формы проведения занятий - комбинированные учебные занятия, разнообразные формы занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная и т.д.). Программу реализует педагог дополнительного образования. Условия реализации программы: дидактические, методические материалы, оборудование (компьютер, ММП, экран), помещение - учебный кабинет, педагог, реализующий программу - в штате образовательного учреждения. Способы проверки ожидаемых результатов: беседы, викторины, познавательные игры, агитбригады, фестивали, смотры-конкурсы, городские акции, печатная продукция ( буклеты, листовки и т.д.). Формы подведения итогов реализации дополнительной программы: отчет волонтерского общественно объединения, показательные выступления. Условия реализация программы: материально-технические (ноутбук, видеопроектор, демонстрационный экран), дидактические (социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти», презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность», учебное видео-пособие о ВИЧ ).
Цель программы- развитие школьного волонтерского движения, приобщение к добровольческой деятельности обучающихся, формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции, формирование навыков и умений противостоять негативным привычкам.
Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.
Задачи 1 года обучения:
Образовательные
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации.
Развивающие:
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
- развитие уверенности в себе;
Воспитывающие:
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья, формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
• историю развития волонтерского движения;
• основные добровольческие организации России;
• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
• правила составления информационного буклета;
• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;
• правила выхода из конфликтной ситуации;
• влияние психоактивных веществ на организм человека;
• способы отказа от употребления психоактивных веществ
Воспитанники должны уметь:
• владеть навыками планирования и самоанализа;
• уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.
• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации
Задачи 2 года обучения
Образовательные
- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
- обучение методике социального проектирования;
- расширение навыков работы с информацией;
- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения)
Развивающие
- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности
Воспитывающие
- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни
- создание Модели школьного волонтерского движения. Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
К концу второго года обучения воспитанники должны ЗНАТЬ:
- требования к созданию социальной рекламы;
- структуру и правила оформления делового письма;
- технологию социального проектирования;
- основные типы и принципы организация дискуссии, методику социального театра
- возрастные психологические особенности подростков, понятие и причины девиантного поведения;
- биологические и социальные последствия наркотической зависимости
К концу второго года обучения воспитанники должны УМЕТЬ:
- создавать социальные ролики в программе Movie Maker, социальный плакат в программе Paint;
- разрабатывать социальные проекты;
- составлять деловое письмо, писать новостную статью;
- владеть навыками сопротивления групповому давлению;
- эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения
- выступать в роли организатора различных дел социальной направленности
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Изучаемая тема | Всего часов | теория | Практика | |
1. | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | 4 | 3 | 1 |
2 | Игровые технологии в работе волонтера | 10 | 5 | 5 |
3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 15 | 5 | 10 |
4 | Информационные технологии в работе волонтеров | 10 | 2 | 8 |
5 | Основы проведения социальных дел | 15 | 2 | 13 |
6 | Психологическая подготовка волонтеров | 4 | 2 | 2 |
7 | Специальная подготовка волонтеров | 10 | 5 | 5 |
Итого: | 68 | 24 | 44 |
Содержание программы. 1 год обучения.
1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения. 4ч.
Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. 1 ч.
Сбор - старт волонтеров. Практикум. 1 ч.
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. 1 ч.
Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии.1 ч.
2. Игровые технологии в работе волонтера 10ч.
Игровые технологии. 2 ч.
Игры-адаптации. 1 ч.
Игры -адаптации. Практикум. 1 ч.
Игровая программа. Практикум. 1
Организация игровых переменок. Практикум. 2 ч.
Организация детских праздников. 1 ч.
Организация детских праздников. Практикум. 1 ч.
Флеш-моб. 1 ч.
3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. 15 ч.
Виды зависимостей. 1 ч.
Влияние курения на организм человека.1 ч.
Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом. 1 ч.
Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН. 1 ч.
Умение отказываться. Встреча со школьным психологом.1 ч.
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Практикум. 1 ч.
Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике . Практикум. 1 ч.
Круглый стол "Здоровье-богатство на все времена". Практикум. 1 ч.
Конкурс рисунков "Лук от семи недуг". Практикум. 1 ч.
Социальная реклама "Мир без вредных привычек". Практикум. 1 ч.
Фотовыставка "Спорт-альтернатива вредным привычкам". Практикум. 1 ч.
Пропаганда ЗОЖ. "Зарядка". Практикум. 1 ч.
Викторина "Здоровье в саду и на грядке". Практикум. 1 ч.
Викторина "Все о твоем здоровье". Практикум. 1 ч.
Агитбригада "Новое поколение выбирает!" . Практикум. 1 ч.
4. Информационные технологии в работе волонтеров.10 ч.
Информационные технологии в работе волонтеров.2 ч.
Выпуск листовок "За здоровый образ жизни". Практикум.1 ч.
Создание буклетов "Быть здоровым - здорово". Практикум.1 ч.
Создание видеороликов " Будь здоров!" . Практикум.2 ч.
КП "Правильное питание". Практикум.2 ч.
ВФ "Лицей 21 - территория здоровья". Практикум.2 ч.
5. Основы проведения социальных дел. 15 ч.
Основы проведения социальных дел.2 ч.
Социальная акция "День пожилого человека". Практикум. 1 ч.
Разработка и проведение социальных акций - День народного единства. Практикум. 1 ч.
День матери. Практикум. 1 ч.
День труда. Практикум. 1 ч.
День инвалидов. Поможем в трудную минуту. Практикум. 1 ч.
День памяти. Практикум. 1 ч.
День мужества. Практикум. 1 ч.
День охраны природы. Практикум. 1 ч.
День чистоты. Практикум. 1 ч.
День хорошего настроения. Практикум. 1 ч.
День чистоты. Практикум. 1 ч.
День уважения. Практикум. 1 ч.
День взаимопомощи. Практикум. 1 ч.
6. Психологическая подготовка волонтеров. 4 ч.
Особенности работы с младшими школьниками.1 ч.
Психологические особенности людей пожилого возраста.1 ч.
Тренинг личностного роста. Практикум. 1 ч.
Тренинг коммуникативных навыков. Толерантность. Практикум. 1 ч.
7. Специальная подготовка волонтеров. 10 ч.
Специальная подготовка волонтеров. 5ч.
Помощь ветеранам и пожилым людям. . Практикум.3 ч.
Помощь детям-сиротам. Практикум.2 ч.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы | итого | теория | практика |
1 | Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения | 5 | 5 | - |
2 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 10 | 3 | 7 |
3 | Информационные технологии в работе волонтера | 10 | 5 | 5 |
4 | Школа социальных технологий | 10 | 6 | 4 |
5 | Основы социального проектирования и проведения социальных дел | 10 | 3 | 7 |
6 | Специальная подготовка волонтеров | 15 | 8 | 7 |
7 | Лидерство в волонтерском объединении | 8 | 4 | 4 |
Итого | 68 | 34 | 34 |
Содержание программы. 2 год обучения.
1.Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения. 5 ч.
Деятельность общественного объединения волонтеров.1ч.
Управление волонтерской деятельностью. 1ч.
Беседы «Кто такие волонтеры?» «Значение волонтерского движения». 1ч.
Ознакомление с Программой и внедрение в практику. 1ч.
Создание инициативной группы по работе с волонтерами. Выборы координатора движения. 1ч.
2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. 10 ч.
Сопротивление групповому давлению. 1ч.
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике. 1ч.
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. 1ч.
СР«Нет наркотикам» . Практикум. 1ч.
СР "Здоровое питание". Практикум. 1ч.
Агитбригада "Закаливание". Практикум. 1ч.
АБ "Вредные привычки". Практикум.1ч.
СР "Физическая культура". Практикум. 1ч.
АБ "Вакцинация. Прививки. «Белый цветок» . Практикум.1ч.
Участие в операциях, акциях: - «Внимание, дети» . Практикум. 1ч.
3. Информационные технологии в работе волонтера. 10 ч.
Новостная статья. 1ч.
Взаимодействие с объектами внешней среды. 1ч.
Понятие социальной рекламы. 1ч.
Социальный видеоролик. 1ч.
Социальный плакат. 1ч.
Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку» . Практикум. 1ч.
Создание на школьном сайте странички «Сообщает волонтер» . Практикум. 1ч.
Участие в тематических конкурсах. Практикум. 2ч.
Оформление стенда «Школьное волонтерское движение» . Практикум. 1ч.
4. Школа социальных технологий. 10 ч.
Технология «Равный обучает равного». 1ч.
Дискуссия. 1ч.
Социальный театр. 1ч.
Разработка и реализация социальных проектов. 2ч.
День волонтера. 1ч.
Участие в организации Дней здоровья». 1ч.
Участие в организациях игр и конкурсов для детей. Практикум. 1ч.
Участие в экологических мероприятиях. . Практикум. 1ч.
Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ. . Практикум. 1ч.
5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел. 10 ч.
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. 1ч.
Основы социального проектирования. 1ч.
Разработка и реализация социальных проектов. 1ч.
Участие в операциях, акциях:
«Обелиск» . Практикум. 1ч.
«Закон обо мне и мне о законе» . Практикум. 1ч.
«Письмо солдату» . Практикум. 1ч.
«Ветеран живет рядом» . Практикум. 1ч.
«Георгиевская лента» . Практикум. 1ч.
«Наш уютный двор» . Практикум.1ч.
«Забота» . Практикум. 1ч.
6. Специальная подготовка волонтеров. 15 ч.
Помощь ветеранам и пожилым людям. 1ч.
Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов. 1ч.
Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов. . Практикум. 1ч.
Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. 1ч.
Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Практикум. 1ч.
Помощь детям-сиротам. Практикум. 1ч.
Работа с подростками девиантного поведения. 1ч.
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями. 1ч.
Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. 1ч.
Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Практикум. 1ч.
Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска». 1ч.
Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска» . Практикум. 2ч.
Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1ч.
Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум. 1ч.
7. Лидерство в волонтерском объединении. 8 ч.
Лидер. Типы лидерства. 1ч.
Рефлексия. 1ч.
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года». 1ч.
Организация детских праздников. Практикум. 3ч.
Подведение итогов деятельности волонтеров. Практикум. 2ч.
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
Изучаемая тема | Всего часов | теория | Практика | дата | коррекция | |
1. | Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | 4 | 3 | 1 | ||
1.1 | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | 1 | ||||
1.2 | Сбор - старт волонтеров. Практикум. | 1 | ||||
1.3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | 1 | ||||
1.4 | Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | 1 | ||||
2 | Игровые технологии в работе волонтера | 10 | 5 | 5 | ||
2.1 | Игровые технологии | 1 | ||||
2.2 | Игровые технологии | 1 | ||||
2.3 | Игры-адаптации. | 1 | ||||
2.4 | Игры -адаптации. Практикум. | 1 | ||||
2.5 | Игровая программа. Практикум. | 1 | ||||
2.6 | Организация игровых переменок. Практикум. | 1 | ||||
2.7 | Организация игровых переменок. Практикум. | 1 | ||||
2.8 | Организация детских праздников. Практикум. | 1 | ||||
2.9 | Организация детских праздников. Практикум. | 1 | ||||
2.10 | Флеш-моб | 1 | ||||
3 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 15 | 5 | 10 | ||
3.1 | Виды зависимостей. | 1 | ||||
3.2 | Влияние курения на организм человека | 1 | ||||
3.3 | Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | 1 | ||||
3.4 | Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | 1 | ||||
3.5 | Умение отказываться. Встреча со школьным психологом. Практикум. | 1 | ||||
3.6 | Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Практикум. | 1 | ||||
3.7 | Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике . Практикум. | 1 | ||||
3.8 | Круглый стол "Здоровье-богатство на все времена". Практикум. | 1 | ||||
3.9 | Конкурс рисунков "Лук от семи недуг". Практикум. | 1 | ||||
3.10 | Социальная реклама "Мир без вредных привычек". Практикум. | 1 | ||||
3.11 | Фотовыставка "Спорт-альтернатива вредным привычкам". Практикум. | 1 | ||||
3.12 | Пропаганда ЗОЖ. "Зарядка". Практикум. | 1 | ||||
3.13 | Викторина "Здоровье в саду и на грядке". Практикум. | 1 | ||||
3.14 | Викторина "Все о твоем здоровье". Практикум. | 1 | ||||
3.15 | Агитбригада "Новое поколение выбирает!" . Практикум. | 1 | ||||
4 | Информационные технологии в работе волонтеров | 10 | 2 | 8 | ||
4.1 | Информационные технологии в работе волонтеров | 1 | ||||
4.2 | Информационные технологии в работе волонтеров | 1 | ||||
4.3 | Выпуск листовок "За здоровый образ жизни". Практикум. | 1 | ||||
4.4 | Создание буклетов "Быть здоровым - здорово". Практикум. | 1 | ||||
4.5 | Создание видеороликов " Будь здоров!" . Практикум. | 1 | ||||
4.6 | Создание видеороликов " Будь здоров!" . Практикум. | 1 | ||||
4.7 | КП "Правильное питание". Практикум. | 1 | ||||
4.8 | КП "Вредные привычки". Практикум. | 1 | ||||
4.9 | ВФ "Лицей 21 - территория здоровья". Практикум. | 1 | ||||
4.10 | ВФ "Лицей 21 - территория здоровья". Практикум. | 1 | ||||
5 | Основы проведения социальных дел | 15 | 2 | 13 | ||
5.1 | Основы проведения социальных дел | 1 | ||||
5.2 | Основы проведения социальных дел | 1 | ||||
5.3 | Социальная акция "День пожилого человека". Практикум. | 1 | ||||
5.4 | Разработка и проведение социальных акций - День народного единства. Практикум. | 1 | ||||
5.5 | День матери. Практикум. | 1 | ||||
5.6 | День труда. Практикум. | 1 | ||||
5.7 | День инвалидов. Поможем в трудную минуту. Практикум. | 1 | ||||
5.8 | День памяти. Практикум. | 1 | ||||
5.9 | День мужества. Практикум. | 1 | ||||
5.10 | День охраны природы. Практикум. | 1 | ||||
5.11 | День чистоты. Практикум. | 1 | ||||
5.12 | День хорошего настроения. Практикум. | 1 | ||||
5.13 | День чистоты. Практикум. | 1 | ||||
5.14 | День уважения. Практикум. | 1 | ||||
5.15 | День взаимопомощи. Практикум. | 1 | ||||
6 | Психологическая подготовка волонтеров | 4 | 2 | 2 | ||
6.1 | Особенности работы с младшими школьниками | 1 | ||||
6.2 | Психологические особенности людей пожилого возраста | 1 | ||||
6.3 | Тренинг личностного роста. Практикум. | 1 | ||||
6.4 | Тренинг коммуникативных навыков. Толерантность. Практикум. | 1 | ||||
7 | Специальная подготовка волонтеров | 10 | 5 | 5 | ||
7.1 | Специальная подготовка волонтеров | 1 | ||||
7.2 | Специальная подготовка волонтеров | 1 | ||||
7.3 | Специальная подготовка волонтеров | 1 | ||||
7.4 | Специальная подготовка волонтеров | 1 | ||||
7.5 | Специальная подготовка волонтеров | 1 | ||||
7.6 | Помощь ветеранам и пожилым людям. Практикум. | 1 | ||||
7.7 | Помощь ветеранам и пожилым людям. Практикум. | 1 | ||||
7.8 | Помощь ветеранам и пожилым людям. Практикум. | 1 | ||||
7.9-7.10 | Помощь детям-сиротам. Практикум. | 2 | ||||
Итого: | 68 | 24 | 44 |
Календарно-тематическое планирование 2 года обучения
№ | Темы | итого | теория | практика | дата | коррекция |
1 | Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения | 5 | 5 | - | ||
1.1 | Деятельность общественного объединения волонтеров | 1 | ||||
1.2 | Управление волонтерской деятельностью | 1 | ||||
1.3 | Беседы «Кто такие волонтеры?» «Значение волонтерского движения» | 1 | ||||
1.4 | Ознакомление с Программой и внедрение в практику | 1 | ||||
1.5 | Создание инициативной группы по работе с волонтерами. Выборы координатора движения | 1 | ||||
2 | Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | 10 | 3 | 7 | ||
2.1 | Сопротивление групповому давлению. | 1 | ||||
2.2 | Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 1 | ||||
2.3 | ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | 1 | ||||
2.4 | СР«Нет наркотикам» . Практикум. | 1 | ||||
2.5 | СР "Здоровое питание". Практикум. | 1 | ||||
2.6 | Агитбригада "Закаливание". Практикум. | 1 | ||||
2.7 | АБ "Вредные привычки". Практикум. | 1 | ||||
2.8 | СР "Физическая культура". Практикум. | 1 | ||||
2.9 | АБ "Вакцинация. Прививки. «Белый цветок» . Практикум. | 1 | ||||
2.10 | Участие в операциях, акциях: -«Внимание, дети» . Практикум. | 1 | ||||
3 | Информационные технологии в работе волонтера | 10 | 5 | 5 | ||
3.1 | Новостная статья | 1 | ||||
3.2 | Взаимодействие с объектами внешней среды | 1 | ||||
3.3 | Понятие социальной рекламы. | 1 | ||||
3.4 | Социальный видеоролик | 1 | ||||
3.5 | Социальный плакат. | 1 | ||||
3.6 | Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку» . Практикум. | 1 | ||||
3.7 | Создание на школьном сайте странички «Сообщает волонтер» . Практикум. | 1 | ||||
3.8 | Участие в тематических конкурсах. Практикум. | 1 | ||||
3.9 | Участие в тематических конкурсах. Практикум. | 1 | ||||
3.10 | Оформление стенда «Школьное волонтерское движение» . Практикум. | 1 | ||||
4 | Школа социальных технологий | 10 | 6 | 4 | ||
4.1 | Технология «Равный обучает равного» | 1 | ||||
4.2 | Дискуссия | 1 | ||||
4.3 | Социальный театр | 1 | ||||
4.4 | Разработка и реализация социальных проектов | 1 | ||||
4.5 | Разработка и реализация социальных проектов | 1 | ||||
4.6 | День волонтера. | 1 | ||||
4.7 | Участие в организации Дней здоровья» . Практикум. | 1 | ||||
4.8 | Участие в организациях игр и конкурсов для детей. Практикум. | 1 | ||||
4.9 | Участие в экологических мероприятиях. . Практикум. | 1 | ||||
4.10 | Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ. . Практикум. | 1 | ||||
5 | Основы социального проектирования и проведения социальных дел | 10 | 3 | 7 | ||
5.1 | Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | 1 | ||||
5.2 | Основы социального проектирования | 1 | ||||
5.3 | Разработка и реализация социальных проектов | 1 | ||||
5.4 | Участие в операциях, акциях: - «Обелиск» . Практикум. | 1 | ||||
5.5 | «Закон обо мне и мне о законе» . Практикум. | 1 | ||||
5.6 | «Письмо солдату» . Практикум. | 1 | ||||
5.7 | «Ветеран живет рядом» . Практикум. | 1 | ||||
5.8 | «Георгиевская лента» . Практикум. | 1 | ||||
5.9 | «Наш уютный двор» . Практикум. | 1 | ||||
5.10 | «Забота» . Практикум. | 1 | ||||
6 | Специальная подготовка волонтеров | 15 | 8 | 7 | ||
6.1 | Помощь ветеранам и пожилым людям | 1 | ||||
6.2 | Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов. | 1 | ||||
6.3 | Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов. . Практикум. | 1 | ||||
6.4 | Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов | 1 | ||||
6.5 | Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. . Практикум. | 1 | ||||
6.6 | Помощь детям-сиротам. Практикум. | 1 | ||||
6.7 | Работа с подростками девиантного поведения | 1 | ||||
6.8 | Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями | 1 | ||||
6.9 | Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. | 1 | ||||
6.10 | Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. . Практикум. | 1 | ||||
6.11 | Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска» | 1 | ||||
6.12 | Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска» . Практикум. | 1 | ||||
6.13 | Знакомство с программой ДИМСИ «Большие братья - Большие сестры» («Диалог индивидуальностей»). Проведение мастер-классов, игровых программ для подростков «группы риска» . Практикум. | 1 | ||||
6.14 | Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост». Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. | 1 | ||||
6.15 | Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. . Практикум. | 1 | ||||
7 | Лидерство в волонтерском объединении | 8 | 4 | 4 | ||
7.1 | Лидер. Типы лидерства | 1 | ||||
7.2 | Рефлексия. | 1 | ||||
7.3 | Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» | 1 | ||||
7.4 | Организация детских праздников | 1 | ||||
7.5 | Организация детских праздников. Практикум. | 1 | ||||
7.6 | Организация детских праздников. Практикум. | 1 | ||||
7.7 | Подведение итогов деятельности волонтеров. Практикум. | 1 | ||||
7.8 | Подведение итогов деятельности волонтеров. Практикум. | 1 | ||||
Итого | 68 | 34 | 34 |
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения | Беседа, практикум | Дискуссия, просмотр видеоролика, сбор-старт ЭБЦ | Видеоролик «Так просто», "Ты волонтер" | Проектор, ноутбук, экран | тест |
Игровые технологии в работе волонтера | Беседа, игровые технологии | Дискуссия, просмотр видеопрезентации, игоровые программы, праздники, флешмоб | Презентация «Добровольческие организации России» | Проектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия. Создание картотеки игр |
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ | Беседа, деловая игра | Проведение социального опроса, планирование работы | Плакат для заполнения «Солнце жизни и тучи проблем». Кодекс РФ об административных правонарушениях. Альбом «Твое здоровье», социальные ролики | Проектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия. Практическое задание. Фотоотчет, оформление альбома |
Информационные технологии в работе волонтеров | беседа | Дискуссия, создание видеоролика «Добровольческая агитка» | фотографии | Фотоаппарат, видеокамера | Оформление информационного листа для стенда |
Основы проведения социальных дел | Занятие-игра | Беседа, показ игр | Подборка игр-адаптаций, игр с эстрады | Стенгазеты, отзывы, сценарии | |
Психологическая подготовка волонтеров | Занятие-практикум | Беседа, показ игр, практикум по конструированию игровых программ | Изучение лиетратуры | Фотоаппарат, видеокамера | беседы |
Специальная подготовка волонтеров | Мастер-класс, творческая мастерская | Мозговой штурм | Сценарии мероприятия, помощ разным категориям граждан | Фотоаппарат, видеокамера | беседы |
2 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Организационные вопросы общественного объединения волонтеров. Управление волонтерской деятельностью | Лекция, «мозговой штурм». Лекция, деловая игра | Объяснение, показ иллюстраций, работа с документами. Объяснение | Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтера | Видеопроектор, ноутбук, экран | опрос |
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. давлению. | Тр Лекция, дискуссия енинг. | Психологические игры. агитбригады, социальные ролики | Карточки с ролевыми ситуациями. сценарии | Видеопроектор, ноутбук, экран | Групповая рефлексия. Практическое задание |
Информационные технологии. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Социальный видеоролик | Лекция, беседа, обсуждение | Объяснение, работа с текстами, практическая работа, показ видеороликов, «мозговой штурм», практическая работа | Подборки газетных статей. Примеры деловых писем. Подборки социальных плакатов | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Социальные технологии | Лекция, беседа, обсуждение | Объяснение, показ видеоматериала. Объяснение, работа текстом, «мозговой штурм», репетиция | Видеоматериалы о работе в данной технологии. сценарии социального театра, записи постановок социального театра | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Социальное проектирование. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | Лекция, репетиция. Практикум | Практическая работа. Объяснение, показ видеопрезентации, практическая работа | Видеопрезентация «Технология социального проектирования» | Видеопроектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия. Практическая работа |
Социальное проектирование. Помощь ветеранам и пожилым людям. Помощь детям-сиротам. Работа с подростками девиантного поведения | Трудовой десант, встреча, концерт. Лекция, практикум | Практическая работа, «мозговой штурм» | Сценарий мероприятия | Музыкальная аппаратура, спортивный инвентарь | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Лидер. Типы лидерства. Рефлексия. Организация детских праздников | Беседа, тренинг. Практикум | Объяснение, тестирование, психологические игры. Практическая работа | Бланк для теста «Я – лидер?» | Опрос. Фотоотчетколлективная рефлексия |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
- Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
- Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
- Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
- Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
- Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
- Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
- Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
- Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
- Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006
- Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
- Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
- Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город Дзержинский - жемчужина России
Классный час посвящен любимому городу. История, развитие, люди - всё это увлекает и восхищает....
Развитие волонтерской деятельности среди учащихся, на примере волонтерского отряда "Храни добро"
Аннотация. В последние десятилетия наблюдается тенденция повышение напряженности в отношениях между людьми и отсутствие сочувствия к чужому горю.Соответственно, в настоящее время од...
Конспект урока Бузулуцкой Лидии Васильевны предмет алгебра класс 7 МОУ ООШ № 41 Дзержинского района г. Волгограда Тема урока: « Метод алгебраического сложения»
Данный материал это моя личная разработка открытого урока в 7 классе по теме "Алгебраическое сложение". Здесь я отразила свою методику по изучению данной темы. Как показала практика, она является очен...
Квалификационная работа - Программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы "Культуроведение России: город Дзержинск"
Программа предназначена для учащихся старшего звена (10-11 классы) общеобразовательных школ. Включает в себя 10 культуроведческих тем, которые вызывают определенный интерес у учащихся, интегрируют зна...
3.2.Общественная оценка деятельности учителя по организации участия обучающихся в социально значимых проектах, молодежных и детских общественных объединениях (благодарности, дипломы, по данным на сайтах и форумах учреждений, общественных организаций и пр.
Копии благодарностей, сертификатов...
План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»
Конспект расшитан на проведение занятия в игровой форме, что позволяет продуктивному усвоению материала....
Волонтерский проект «Мой выбор» ( волонтерская группа «Мы вместе»)
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать ...