Школа молодого специалиста Организация самостоятельной работы обучающихся
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Занятие №4
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Цель проведения занятия:
1 .Определить понятие «самостоятельная (аудиторная) работа обучающихся», «самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов»
2.Определить виды самостоятельных работ, проанализировать сущность каждого вида
Ход занятия
1. Теоретическая часть.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся и студентов. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся и студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.
При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, составление алгоритмов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам:
- по дидактической цели
- по степени самостоятельности
-по источнику и методу приобретения знаний
- по содержанию
- по форме выполнения (устные и письменные)
- по месту выполнения (аудиторная, внеаудиторная)
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы делятся на обучающие
(работы по формированию знаний и работы по формированию умений) и
контролирующие.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
-приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
-закрепление и уточнение знаний;
-выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
-формирование умений и навыков практического характера;
-формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания По степени самостоятельности выделяют:
1. Самостоятельные работы по образцу. Они имеют особую роль при первичном закреплении, т.к. способствуют созданию условий для перехода учащихся и студентов к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности. В данном случае необходимо требовать их точного воспроизведения.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу - бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.
2. Реконструктивно-вариативные. Эти работы обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовывать исходные данные, т.е. проявить более высокий уровень самостоятельности.
Самостоятельные работы конструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной преподавателем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят учащихся к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних методов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
3. Частично- поисковые (эвристические). Эти виды работ требуют от обучающихся переноса знаний и умений в непривычные, нестандартные ситуации. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, учащийся определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но
отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности
формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск новых решений,
обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно
нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными,
вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
4. Исследовательские (творческие) самостоятельные работы. Пользуясь
накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и
суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.
Творческие самостоятельные работы по мнению П.И. Пидкасистого являются венцом
системы самостоятельной деятельности учеников. Эта деятельность позволяет учащимся
получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного
поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при
решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности
творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных
средств формирования творческой личности.
По источнику и методу приобретения знаний:
-Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
-Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
-Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
-Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты,
сочинения.
-Подготовка докладов и рефератов.
-Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
-Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Чтобы учащиеся могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:
четко сформулировать задание на описание с указанием его границ - свернутое или развернутое;
предъявить объект для наблюдения - в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания, словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;
дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания - названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;
определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее
организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по
сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и
содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и
творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ
ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера,
а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных
умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной
работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у
учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для
выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся
затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в
которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится
нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного
материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и
других видов работ творческого характера.
2. Практическая часть.
Молодым специалистам даются рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на примере изучения темы «Показательная функция» (Первый курс, Алгебра и начала анализа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся
Интенсивность развития общества приводит к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, умень изменяться, сохраняя свои целосность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответст...
Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения
В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...
Организация самостоятельной работы обучающихся
Организация самостоятельной работы обучающихся...
Организация самостоятельной работы обучающихся
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие и поэтому проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. В работе особое внимание ...
Доклад "Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций"
Применение самостоятельной работы на уроках производственного обучения для учащихся по профессии "Мастер по обработке цифровой информации"...
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка
В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...