Организация самостоятельной работы обучающихся
методическая разработка по истории по теме

Деменцова Роза Васильевна

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие и поэтому проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. В работе особое внимание уделено требованиям к организации самостоятельных работ, видам и  типам работ, этапам самостоятельной работы обучающихся. Интерес представляет и приложение к работе, где приведены алгоритмы действий обучающихся при выполнении различного типа  заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_obuchayushchikhsya.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация самостоятельной работы обучающихся.

Автор: Деменцова Р. В.

БОУ ЧР СПО «ЧЭМК» Минобразования Чувашии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..

 3

I. Основные принципы организации самостоятельной работы.

1.1. Понятие самостоятельная работа……………………………..

4

1.2. Самостоятельная деятельность обучающихся как предмет           исследования ……………………………………………………….

6

1.3. Требования к организации самостоятельных работ…………

8

1.4. Уровни самостоятельности обучающихся…………………...

10

II. Организация самостоятельной работы обучающихся.

2.1. Самостоятельная работа обучающихся. Моделирование работы………………………………………………………………..

11

2.2. Виды и типы организации самостоятельной работы ………..

13

2.3. Этапы  самостоятельной работы учащихся…………………..

15

2.4 Методические рекомендации преподавателям к организации самостоятельной  работы учащихся………………………………

16

Заключение………………………………………………………….

18

Использованная литература………………………………………..

19

Приложение………………………………………………………....

20

Введение

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие и поэтому проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили немаловажную роль педагоги всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, все это невозможно без умения работать творчески.

Главная задача педагога не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, к творчеству. Ведь интерес — это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают обучающихся к деятельности, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных на уроке знаний, развивают их индивидуальные особенности.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной деятельности над учебным материалом.

Собственная творческая деятельность обучающегося воспитывает культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычку к систематическому труду, уважение к работе, стремление к познанию и постоянному совершенствованию полученных знаний и навыков, вырабатывает сознательную дисциплину, чувство ответственности и эстетический вкус. Изящно выполненная работа способствует развитию чувства красоты, удовлетворенности от проделанной работы.

Творческие работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление схем, презентаций, заполнение таблиц и подготовка докладов и рефератов самими обучающимися наиболее важные из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и принимать самостоятельно решения.

I. Основные принципы организации самостоятельной работы обучающихся.

1.1. Понятие самостоятельная работа.        

Исследователи по-разному раскрывают содержание понятия самостоятельной работы. Можно встретить следующие определения самостоятельной работы:

- это  индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.

- это вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома, ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия.

- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических ( либо тех  и других вместе) действий.

Из приведенных выше определений  можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности, отсюда и разные толкования термина.

Понятие «самостоятельная работа» наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

        В данном определении обращается внимание на самодеятельность, самоактивность, самоорганизацию, самоконтроль и т.д.

“Самодеятельность” – это  индивидуальная самоуправляемая деятельность, с целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивность” – это внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

“Самоконтроль” – компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Также акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой обучающегося на занятиях и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности его работы педагогом. Педагог, по мнению Зимней А.И., должен  осознанно  формировать у обучающихся  некий алгоритм освоения информации.  Самостоятельная работа рассматривается в определении как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Другая трактовка самостоятельной  работы дана   Н. Г. Дайри. Он считает, что в соответствии с двусторонней природой педагогического процесса самостоятельная работа выступает как  форма организации обучения и как способ деятельности учащихся по овладению образовательным материалом, умениями, навыками. Дайри Н.Г. отмечает, что не всю работу, которую ученик делает сам, можно назвать самостоятельной, а только ту, где он проявляет самостоятельность мышления. Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного материала.

Признаками самостоятельной работы, по мнению Шамовой Т. И., являются: наличие конкретного задания, четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы, обязанность выполнения ее каждым учеником.

Эффективность учебного процесса познания определяется в значительной мере самостоятельной  познавательной деятельностью учеников. Во-первых, знания, навыки, умения, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Л. Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет и что для восприятия чужой мудрости, нужна,  прежде всего, самостоятельная работа.  Каждый учащийся овладевает ими путём познавательного труда: прослушивание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, критического анализа документов и текстов.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. Кроме того, без интереса обучающегося, без его работы не происходит процесс познания.

В-третьих, если обучающийся умеет самостоятельно организовать свою деятельность, то он формируется как личность высокой культуры. Высокая культура умственного труда включает в себя прежде всего потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности обучающихся и является компонентом целостного педагогического процесса.

1.2. Самостоятельная деятельность обучающихся как предмет исследования

Основным требованием общества к образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Самостоятельная деятельность обучающихся интересовала и интересует многих философов и ученых. Первые работы по интересующей нас теме написаны еще древнегреческими философами (Сократ, Платон, Аристотель),  которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека  может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности -  путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.

Свое дальнейшее развитие эти идеи получают в высказываниях Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, которые в эпоху мрачного средневековья, в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека.

Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и др. Учение, по утверждению  К.Д.Ушинского, «есть труд и должен оставаться трудом, но трудом полным мысли, чтобы самый процесс учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». «Серьезную мысль»  следует рассматривать как познавательную активность, естественными побудителями которой должны быть познавательные потребности и интересы. «Учение, лишенное всякого интереса, - писал он, - и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли ».

В советской педагогике нашли свое дальнейшее развитие идеи К.Д.Ушинского. Педагоги рекомендовали изменить условия обучения так, чтобы большинство обучающихся учились бы на основе  усиливающихся познавательных интересов, так, чтобы лишь для малой части детей требовалось бы применять (и то как исключение) особые меры побуждения. Одной из причин отставания учащихся в учении педагоги считают слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Психолого-дидактические исследования коллективов ученых под руководством А.В. Запорожца, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Т. Талызиной и других привели к основополагающему выводу: познаватель-ные возможности учащихся практически неисчерпаемы, и многие из них поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественное, сущностное изменение процесса обучения и его содержания. В связи с этим уместно вспомнить о емком и образном выражении А.Н.Леонтьева «прожить обучение», которое используется для обозначения такой педагогической ситуации, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл.

В трудах и современных ученых- теоретиков исследуются и теоретически обосновываются аспекты самостоятельной работы в свете основных качеств личности – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Каменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения обучающихся в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается и проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности обучающегося в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы на уроке и дома.

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в трудах  К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.

Таким образом, самостоятельная деятельность обучающихся может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.

1.3. Требования к организации самостоятельных работ.

Познавательная деятельность обучающихся только тогда дает положительные результаты, когда  определенным образом организована, т.е. представляет систему. Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам условий, требований, видов и типов работ. Условия для успешной организации самостоятельной работы обучающихся:

1.  Целенаправленный характер работы. Цель каждого задания должна быть осознана обучающимся. Это достигается четкой формулировкой цели работы и с ознакомлением с алгоритмами самостоятельной работы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Они должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе  осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Действительная самостоятельность, побуждающая работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для ребят, а сами обучающиеся — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. Формирование простейших навыков самостоятельной работы на первых занятиях(составление планов, конспектирование, наличие докладов). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. Предложение таких заданий, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей .

5. Учет индивидуальных темпов работы обучающихся. Выполнять это условие можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных обучающихся, педагог должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым ребятам количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили правило или алгоритм деятельности, научились самостоятельно применять его для решения учебных задач.

6. Вызывать интерес обучающихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

7. Планомерное и систематическое включение самостоятельной работы в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы обучающихся занимается весь коллектив педагогов, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

8. Разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой. Здесь нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

9. Руководящая роль преподавателя при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

  1. Приобретение учащимися глубоких и прочных знаний, развитие у них познавательных способностей, формирование умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  2. Доступность и систематичность, связь теории с практикой, сознательная и творческая активность.
  3. Разнообразие  видов самостоятельных работ по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
  4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекает из предыдущих и готовит почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии способностей и мышления учащихся.

То эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных элементов учебного процесса и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при соблюдении перечисленных условий и требований у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. Наиболее важное значение в самостоятельной работе принадлежит доступности и систематичности, связи теории с практикой, постепенности в нарастании трудностей, творческой активности, а также дифференцированному подходу к обучающимся.

1.4. Уровни самостоятельности обучающихся

Выделяют следующие уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:

1. Простейшая воспроизводящая самостоятельность (репродуктивная). Ученик использует для решения проблемной ситуации или упражнения, имеющийся у него образец. Если же работа не соответствует образцу, то он выполнить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались.

2. Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

3. Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся фактов, сведений формировать выводы и выявлять закономерности, в умении осуществлять перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение вопросов из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

4. Творческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.

2.1. Самостоятельная работа обучающихся. Моделирование работы.

Самостоятельная работа это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

При решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает проблема для всего педагогического коллектива. Она заключается в целенаправленном обучении учащихся и                студентов, содержанию этой работы по всем учебным дисциплинам. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональных приемов работы с учебным материалом, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, которая со временем приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Самостоятельная работа позволяет:

  • вести  обучение с учетом индивидуальных особенностей и  уровня подготовки учащихся;
  • осуществлять переход от простых знаний к  более сложным;
  • развивать мышление  и творческие способности каждого обучающегося;
  • овладеть определенными познавательными умениями и навыками.

Поэтому свои уроки я строю так, чтобы каждому обучающемуся было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал.

Психологами доказано, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от  чтения – 30%, от наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия учеников с учебным материалом дают 90% усвоения. Исходя из этого я стараюсь :

  • не давать готовых решений, а помочь учащимся в поиске правильных ответов на вопросы;
  • создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;
  • включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;
  • направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом. Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как:

  • конспектирование;
  • составление схем, таблиц, аннотаций, планов;
  • подготовка докладов, рефератов;
  • решение творческих задач;
  • анализировать,  сопоставлять, делать выводы;
  • давать собственную оценку фактам;
  • стройно излагать свои мысли;

Формировать активную жизненную позицию каждого ученика, сделать процесс обучения эффективным, т.о. помогает самостоятельная работа.

Планируя самостоятельную работу,  я учитываю то,  что она должна:

  • организовываться планомерно и в определенной системе;
  • обеспечиваться взаимосвязью одних видов работы с другими;
  • способствовать решению задач урока, соответствовать его содержанию;
  • быть доступной и посильной;
  • учитывать индивидуальные возможности учащихся;
  • усложняться постепенно;
  • развивать учебные умения;
  • формировать активность и познавательную самостоятельность;
  • вырабатывать навыки самоконтроля и потребность в самообразовании.

Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся у меня выступают учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно – популярная литература, материалы СМИ, видео-кино-материалы  и т. д.

Методически обеспечить самостоятельную работу учащихся для меня – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

В моделировании самостоятельной работы обучающихся выделяю следующие направления:

Повторение пройденного теоретического материала.

Установление главных вопросов темы.

Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

Упражнения, решение задач.

Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

Приобретение умений и навыков.

Составление вопросов по содержанию лекции.        

Руководство выполнением самостоятельной работы учащихся:

Текущее собеседование и контроль

Консультации

Анализ, рецензирование, оценка, коррективы

Перекрестное рецензирование

Дискуссия

Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:

Обзор литературы; подбор литературы для практических работ, для научной работы

Решение задач, ситуаций

Научная работа учащегося

В заключении проводится тестовый контроль знаний.

Правильно организованная самостоятельная работа и ее  систематизация приводит к следующим результатам:

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания (осуществляется на основе работы с учебником, историческими документами, работа над презентацией, докладом, рефератом).

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по закреплению признаков понятий, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.

4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и других компетенций.

Т.о. умение организовать самостоятельную работу у обучающихся, позволяет сформировать общеучебные умения: умение планировать свою работу, четко ставить перед собой задачу, вычленять главное, умело избирать способы решения поставленных задач.

2.2. Виды, типы,  этапы организации самостоятельной работы

а) виды и типы самостоятельной работы .

В своей работе в зависимости от форм обучения использую следующие виды самостоятельной работы:

- фронтальную (общегрупповую) - обучающиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему;

- групповую - для выполнения задания разбиваю группы на небольшие группы (по 3-6 чел.), (аргументированная защита точки зрения);

- парную - например, при работе с документами;

- индивидуальную - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

В зависимости от целей, которые ставлю перед самостоятельными работами, использую следующие виды:

1) обучающие;

2) тренировочные;

3) закрепляющие;

4) повторительные;

5) развивающие;

6) творческие;

7) контрольные.

Выделяю по уровню освоения учебного материала:

1. Воспроизводящие.

2. Реконструктивно-вариативные.

3. Эвристические.

4. Творческие самостоятельные работы.

Наиболее часто используемые виды организации самостоятельной работы и возможные виды  деятельности педагога при такой работе обучающихся приведены  в таблице №1

Таблица №1

Виды  самостоятельной работы учащихся

Руководство преподавателя

Конспектирование

Выборочная   проверка

Реферирование литературы

Разработка тем и проверка

Аннотирование книг, статей

Образцы аннотаций книг и статей, проверка

Выполнение заданий поискового исследовательского характера

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций;

Углубленный анализ научно – методической литературы

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Работа на лекции: составление или проработка конспекта лекции.

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

 Дополнение конспекта рекомендованной литературой

Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий

Лабораторно-практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями; получение результата

Разработка заданий ЛПЗ, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата

Контрольная работа – письменное выполнение

Разработка контрольных заданий, проверка

Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.

Разработка заданий, проверка.

Самостоятельную работу провожу как на лекциях, групповых занятиях, так и планирую в часы самостоятельной подготовки. На лекциях использую:

  • при осмыслении лекционного материала;

-    в ходе диалога;

  • во время кратких ответов на вопросы, которые задаю обучающимся;
  • при конспектировании лекции;
  • при работе с рисунками, графиками, схемами и т. д., если это лекция-визуализация;
  • при составлении таблиц, плана;
  • работе с новыми понятиями.

На групповых занятиях самостоятельную работу провожу:

  • в ходе выступлений обучающихся с рефератами, докладами, сообщениями;
  • при участии в дискуссиях;
  • при выработке ответов на вопросы;
  • при тестировании;
  • в ходе прослушивания и оценивания выступлений одногруппников;
  • при ведении записи новой информации.

В часы выполнения домашних заданий ребята самостоятельно работают:

  • при чтении и доработки конспекта лекции;
  • при чтении учебника и ведении записей прочитанного;
  • при конспектировании источников;
  • при выполнении письменных работ;
  • при устной отработки выступления на предстоящем семинаре и т. д.

Т.о. организую самостоятельную работу на любом по типу уроке, а также на всех его этапах: при объявлении темы урока, работы над целями, во время повторения пройденного и изучения нового материала, закрепления, а также давая задание на дом. Например, при формулировке темы урока даю учащимся возможность познакомиться с кругом вопросов, которые мы будем рассматривать и прошу их сформулировать тему. Или, когда пишу тему урока на доске, оставляю ее не дописанной, а учащиеся в ходе урока подбирают слова самостоятельно. Это позволяет судить о том, что сегодня ученики усвоили на уроке, да и внимание самих учащихся на таком занятии не рассеивается.

При постановке целей урока использую следующие приемы:

  • прошу сравнить два высказывания или  проанализировать две таблицы, схемы и т. д., выявить противоречие. Именно оно ложится в основу цели урока;
  • даю ученикам задание составить план урока исходя из темы. А затем на его основе вместе мы формулируем задачи урока;
  • или предлагаю учащимся задать мне любые вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе урока в рамках названной темы, фиксирую их на доске. Затем прошу ребят определить их в группы по какому-то признаку и только после этого формулирую цель.

Такая работа в начале урока позволяет каждому ученику быть не сторонним наблюдателем, а с первых минут включиться в работу.

В ходе работы в колледже провожу занятия с использованием элементов различных технологий обучения: технологии модульного обучения,  технологии проблемного обучения, лекцирнно- семинарской технологии, технологии критического мышления, здоровьесберегающей технологии, технологии полного усвоения….

2.3 Этапы  самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся складывается из различных этапов,  количество этапов работы  зависит от вида и типа  деятельности:

- решение познавательных задач,

- доказательство своей точки зрения,

- сравнение,

- характеристика исторической личности,

- анализ политических событий и явлений,

- комментирование политических высказываний,

- работа обучающихся во время лекции,

- составление плана,

- рецензирование,

- конспектирование,

- подготовка доклада,

- подготовка презентации  

- подбор рекомендуемой литературы;

- знакомство с вопросами плана занятия и методической разработки по данной теме;

- составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии, презентации. Алгоритмы работы обучающихся и этапы самостоятельной деятельности при данных видах работы приведены в приложении к курсовой работе.

2.4 Методические рекомендации преподавателям к организации самостоятельной  работы учащихся.

 При организации самостоятельной работы педагогам необходимо соблюдать следующие требования:

Не перегружать учащихся творческими заданиями.

Чередовать творческую работу на уроках с заданиями во внеурочное время.

Давать учащимся четкий и полный инструктаж выполняемой работы:

- цель задания

- условия выполнения

- объем

- сроки

- образец оформления

Осуществлять текущий контроль и учет.

Оценивать, давать рецензию на работу, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

Рекомендации преподавателю:

Использовать следующие формы самостоятельной работы:

- выборочная проверка

- разработка тем и проверка

- проверка аннотации и оценка

- разработка заданий, создание поисковых ситуаций

- спецкурс, спецсеминар

- составление картотеки по теме

собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения опытной информации. Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции.

В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы учащихся, дать указания на источник ответа в литературе

В ходе лекции возможны  так называемые «вкрапления» - выступления, сообщения учащихся по отдельным вопросам плана

Давать опережающие задания – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.)

Также в задачи преподавателя входит рекомендация литературы, проверка заданий, разработка заданий ЛПЗ, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата, разработка тематики самостоятельных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими, разработка контрольных заданий, проверка.

Примечание:

на самостоятельное  изучение целесообразно  выносить тему и проводить  по ней контроль.

на первом курсе следует организовать работу, обучая учащихся методам и приёмам самостоятельной работы.

Рекомендации по повышению интереса учащихся к самостоятельному поиску информации:

Проведение конкурсов рефератов по итогам изучения тем.

Проведение конкурсов творческих работ.

Подготовительная работа для участия в олимпиадах внутри колледжа.

Подготовка для участия в республиканских конкурсах.

Работа в кружках.

Привлечение учащихся к подготовке и проведению уроков.

Заключение.

Самостоятельная работа, самостоятельность является одним из главных качеств учащегося и важнейшим условием обучения.  Процесс обучения не может быть эффективным без развития самостоятельной деятельности.

Для того чтобы развивать самостоятельную деятельность необходимо:

- учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся.

- вызывать положительную мотивацию и учитывать цели каждого ученика.

- формировать умения и навыков самостоятельной учебной деятельности.

- развивать интерес к учебной дисциплине.

В своей работе я стараюсь учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся и создать положительный эмоциональный настрой, поддерживать уверенность обучающихся в своих возможностях и адекватную самооценку у обучающегося. Относительно к этим особенностям и возможностям выбирать методы, темпы обучения, объем помощи. Развиваю интерес к истории и обществознанию через содержание урока, организацию учебного процесса  и через доброжелательное и  принципиальные отношения с учениками.

Трудности в организации самостоятельной работы:

-  в условиях групповой системы обучения возможно использование  лишь элементов индивидуализации;

-  недостаток времени для  формирования индивидуальных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности (разные темпы);

-  нельзя свести самостоятельную деятельность обучающегося только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика, а это требует дополнительного времени;

-  ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы её решения, т.е. осуществлять перенос умения, выполнять его в новых условиях, но инициатива обучающихся чаще направлена на финансовую деятельность.

Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на теоретических, лабораторных и практических занятиях, во внеурочной деятельности. Использование самостоятельной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические работы проблемными, более  интересными, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения.

Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная  деятельность.

 

Использованная литература:

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии - М.: НИИ школьных технологий, 2004г.

Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе-М.:ВЛАДОС,2001г.

Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980. (4)

Зверев А. Финн и фининспектор / Новая газета, (№36(1061) 23.05.-25.05.05г.).

Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

Крившенко, Л. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

Кузьмина И.А. Самостоятельная работа школьников по изучению общественных дисциплин (история и современность) Методика.

Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя - М.: Педагогический поиск,2001г.

Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. М. Русь, 2004.

Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории - М.: Владос, 2001г.

Столяренко Л.Д. “Педагогика” - Ростов, 2000.

Тарасова Н.В. Проектная работа по истории / История и обществознание в школе № 3, 2004г.

Тюляева, Т. И. Папка личных достижений [Текст]: сборник / Т.И. Тюляева. - М.: Вента-Граф. - 2009. - 160 с.

Харламов И.Ф. “Педагогика” - Мн., 2002.

Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: Учебник для ВУЗов / А. В. Хуторской. – СПб.: Питер. - 2001. - 299 с.

Интернет ресурсы:

Режим доступа:

http://bugabooks.com/book/180-pedagogicheskaya-psixologiya/44--1-obshhaya-xarakteristika-samostoyatelnoj-raboty.html;

Приложение

Памятка по решению познавательных задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи и вопросы к ней.
  2. Выделите данные в тексте факты и определите, что они дают для ответа на вопрос.
  3. Вспомните, что вы знаете по теме задачи, выясните, каких данных не хватает в условии…
  4. Подумайте, что из этого может помочь решению.
  5. Свое решение обязательно аргументируйте.
  6. Проверьте, является ли  решение ответом, полон ли ваш ответ, нет ли в нем лишнего.

Как нужно доказывать

  1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.
  2. Проанализируйте задание, проясните, что требуется доказать.
  3. Определите вывод, который будете доказывать.
  4. Определите источники, какими будете пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выделите существенные факты, подтверждающие  вывод, систематизируйте их.
  6. Логично изложите свои доказательства, свяжите их с выводом.
  7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Как проводить сравнение

  1. Проанализируйте событие или явление.
  2. Составьте вопросы для сравнения.
  3. Определи сходства и различия.
  4. Сделайте выводы.
  5. Занесите их в таблицу.

Алгоритм характеристики исторической личности

  1. Годы жизни и правления.
  2. Исторические условия, в которых проходит деятельность личности.
  3. Кратко опишите внешность и характер, биографические данные.
  4. Перечислите, в каких исторических событиях участвовал, решающие дела и поступки.
  5. Интересы, какого класса, сословия личность выражает.
  6. Кто является предшественником и последователем.
  7. Твоя оценка данной исторической личности.
  8. Историческое значение личности.
  9. Литература, содержащая сведения о данной исторической личности.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

  1. Причины события.
  2. Кто в нем заинтересован.
  3. Их цели.
  4. Какими способами они их решали.
  5. Каковы последствия этого события: положительные и отрицательные.
  6. Оцените данное событие.
  7. Чему оно способствует.
  8. Какие уроки в себе несет.

Алгоритм комментирования политических высказываний

  1. Изложите высказывание своими словами.
  2. Каково ваше отношение к этому высказыванию.
  3. Какой вывод из него можно сделать.
  4. Оцените его с точки зрения морали.

Памятка для работы обучающихся во время лекции

  1. Запишите тему и план лекции. Если план не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их на полях слева в виде краткого плана.
  2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими, точными фразами (своими словами). Не старайтесь записывать каждое слово преподавателя, так как при этом можно пропустить главное.
  3. Выделяйте и правильно записывайте  основные выводы по каждому пункту плана.
  4. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не отвлекайте вопросами соседа и учителя.
  5. Выделите в записях трудные термины и объясните их значение.
  6. Обратите внимание на даты, имена, географические названия.

      Записывайте их слева.

  1. В тот же день внимательно прочтите конспект, внесите в него пропущенное и необходимые исправления. Выделите выводы и основные положения.
  2. Конспект лекции дополните сведениями из учебника.

10.Подготовьте ответы на вопросы, поставленные перед лекцией.

Алгоритм составления плана текста

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Разделите текст на смысловые части.
  4. В каждой части выделите самое главное:

а) когда и где происходило событие;

б) причины;

в) значение.

     5. Озаглавьте части.

6. Каждый заголовок – пункт плана.

    Пронумеруйте их.

7. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите,

все ли отражено в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

8. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или письменно изложить) текст.

  1. Аккуратно перепишите скорректированный план.

Алгоритм рецензирования сообщения

При составлении рецензии обратите внимание на следующие моменты:

-    правильность приводимых исторических фактов, дат, имен;

  • полноту содержания;
  • последовательность и логичность сообщения;
  • использование дополнительных источников информации, средств наглядности;
  • речь, стиль изложения;
  • умения обобщить, сделать вывод;
  • используется ли историческая терминология;
  • рассмотрены ли различные точки зрения;
  • высказано ли свое отношение.

Оценка выставляется и докладчику и тому, кто давал рецензию.

Правила конспектирования

Конспект – краткое изложение содержания текста (лекции, книги). Конспект – это не набор цитат. Конспект есть самостоятельное осмысление важнейших положений, доказательств, имеющихся в тексте.

Конспектирование состоит из нескольких этапов:

  1. Ознакомительный этап. Текст внимательно прочитывается, при этом карандашом на полях отмечаются основные положения, аргументы, определения, которые потом включаются в конспект.
  2. Составление конспекта:
  • выделять названия тем и подзаголовки;
  • оставлять свободные поля (до одной трети страницы) после названия тем и подзаголовков для последующей проработки конспекта;
  • весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль;
  • в каждом абзаце выделяется главное слово, отражающее данную мысль;
  • каждый абзац пишется с красной строки;
  • между абзацами оставляется чистая строка;
  • в конце конспекта сделать вывод, начиная словами «итак» или «таким образом».

Пишется конспект кратко, своими словами. Наиболее точные и образные, яркие формулировки включаются в конспект как цитата.

  1. Завершающий этап. Текст еще раз просматривается. Конспект прочитывается и сопоставляется с текстом. Пропущенные мысли записываются кратко на полях.

Как работать с документом

  1. Прочитайте документ;
  2. Определите:
  • вид документа;
  • время и место его создания (если возможно);
  • авторство (имя, социальная принадлежность);
  1. Оцените достоверность и полноту содержания, его информативность;
  2. Ответьте на поставленные к нему вопросы или составь свои;
  3. Сформулируй выводы.

Виды документов: философские и исторические тексты, научная литература, нормативные документы, справочный материал, статистический материал, периодическая  печать, художественная литература.

Как подготовить доклад

1. Составьте план доклада.

2. Подберите необходимую литературу и иллюстративный  материал (таблицы,  схемы, диаграммы, рисунки и т. д.).

3. После чтения источников отберите нужный материал, систематизируйте его.                                                                                                    

4. Излагайте материал своими словами, используя историческую терминологию.

5. Делайте выводы по каждому пункту плана.

6. Перед выступлением подготовьте  план или тезисы, а не читайте написанное.

7. Пользуйтесь иллюстративным материалом.

8. Заранее напишите тему и план доклада на доске, активизируя внимание слушателей.

9.Речь докладчика должна быть правильной, четкой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.

Требования к реферату

Реферат – это сжатое письменное изложение научной информации по теме, в котором выражается отношение к этой информации и ее оценка.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц.

Структура реферата:

  • титульный лист;
  • план или оглавление с указанием страниц, глав, разделов;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения (по необходимости).

Требования к содержанию:

Во введении дается обоснование значимости выбранной темы, определяется цель написания реферата.

Содержание основной части реферата должно быть логичным, аргументированным, соответствовать современному состоянию исторической науки, отражать личностную позицию автора, включать (если это необходимо) иллюстрированный материал.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, перспективы дальнейшего изучения темы.

Требования к оформлению:

Реферат должен быть правильно оформлен (пронумерованы страницы, не допускаются сокращения слов, текст делится на логические части – абзацы, обязательны сноски, шрифт текста - 14, интервал 1, поля -  по 2 сантиметра со всех сторон).

При цитировании следует дать точные ссылки  на источники и литературу (Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, номер тома, страницы). Ссылки помещают в конце реферата.

Реферат становится основой для устного сообщения – защиты. В конце реферата записывается 5-6 вопросов для закрепления прослушанного материала. С ними докладчик обращается к классу. Он также имеет возможность поставить 1-2 оценки, учитывая правильность ответов своих одногруппников.

Законы диспута

  1. Диспут – это борьба мнений. Прежде чем спорить, подумайте, о чем  будешь говорить.
  2. Начиная говорить, ясно выскажите свои положения, которые будете защищать. Для доказательства приводте точные и бесспорные факты, цитаты.
  3. Спорьте честно, искренне, не искажайте мнений и слов своих товарищей.
  4. Уважайте чужое мнение. Если доказана ошибочность ваших суждений, имейте мужество признать правоту оппонента.
  5. Отстаивая свое мнение, говорите ясно, просто, четко.
  6. Заканчивая выступление, подведите итог.

Критерии оценки электронной презентации

Ф.И.О. обучающегося ______________________________

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Количество набранных обучающимся баллов

  • Титульный слайд с заголовком

5

  • Минимальное количество – 10 слайдов

10

  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

  • Библиография

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

15

  • Вставка графиков, диаграмм, таблиц

10

  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

  • Вставка рисунков, фото

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Сформулированные идеи ясно изложены и структурированы

10

  • Слайды представлены в логической последовательности

5

  • Удачное цветовое и композиционное оформление презентации, читабельность текста

10

  • Слайды распечатаны в формате заметок

5

ИТОГО баллов

100

ОЦЕНКА

Количество набранных баллов

Оценка

90 ÷ 100

отлично

80 ÷ 89

хорошо

70 ÷ 79

удовлетворительно

менее 70

неудовлетворительно

Тема урока: Великая Отечественная война 1941- 1945 гг.

Форма урока: вводная обзорная лекция.

Цели: 1) раскрыть причины, основные события и итоги Великой Отечественной войны; показать причины неготовности СССР к войне с фашистской Германией и источники победы русского народа;

          2) развивать умения учащихся выделять главное, конспектировать;

  1. воспитывать нравственность и патриотизм.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

Словарь: блицкриг, сателлит, союзник, оккупация, коренной перелом в войне, акт о капитуляции.

Содержание урока:

  1. Повторение изученного материала:

Беседа по вопросам: Что называется политикой «умиротворения агрессора»? К чему она привела? Каково содержание Мюнхенского сговора? Почему не была создана система коллективной безопасности? Каковы были последствия подписания между СССР и Германией пакта о ненападении? Когда и как была развязана вторая мировая война?

  1. Изучение нового материала:

План:

  1. Причины войны.
  2. Планы фашистской Германии в отношении СССР.
  3. Причины неготовности СССР к войне.
  4. Начало войны.
  5. Мобилизация всех сил. Организация партизанского движения.
  6. Московская битва.
  7. Сталинградская битва.
  8. Курская битва. Форсирование Днепра.
  9. Блокада Ленинграда и ее снятие.
  10. Восстановление границы СССР.
  11. Освобождение восточной Европы.
  12. Берлинская операция. Капитуляция Германии.
  13. Тыл в годы войны.
  14. Источники победы советского народа в Вов.
  15. Итоги войны.

Учащиеся пишут конспект согласно памятке.

  1. Домашнее задание: Подготовить сообщения на тему: «Выдающиеся полководцы ВОВ».

Тема: На крутом переломе войны.

Форма урока: семинар.

Цели: 1) расширение и углубление знаний о Сталинградской, Курской битвах;

 2) развивать умения учащихся демонстрировать свои знания через выступления, работать индивидуально, уточнять, дискутировать;

 3) воспитывать патриотизм;

 уважение к чужому мнению.

Оборудование: карта;

Содержание урока:

Вопросы семинара:

 1. Сталинградская битва.

 2. Курская битва.

 3. Форсирование Днепра.

 4. Примеры героизма советского народа .

Вступительная часть: учитель ставит цели, определяет 4 рабочих места для учащихся:

                           1. трибуна;

                           2, 3, 4 – классная доска, поделенная на 3 части для записи информации по 2,3, 4 вопросам.

Основная часть: Четыре ученика работают на рабочих местах.

Еще четверо, их оппоненты, получив задачи, работают с ними. Остальным предлагается многовариантная письменная летучка.

Домашнее задание: подготовить сообщения на тему: «Мои земляки – участники партизанского движения.

Самостоятельная работа

по учебной дисциплине История по теме Великая Отечественная война. Коренной перелом

Время на выполнение: 6 часов.

Вид отчётности: презентация

Рекомендуемая литература:

Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.

Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.

Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.

Объем презентации – не менее 10 слайдов.

Тема: Программы декабристов.

Форма урока: лабораторное занятие.

Цели и задачи: 1) изучить программы декабристов

           2) развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы, а также совершенствовать навыки составления таблиц;

            3) воспитание патриотизма.

Оборудование: - документы;

                           - сравнительная таблица;

Эпиграф: «Жертвы мысли безрассудной» (Ф. Тютчев).

Содержание урока:

  1. Постановка проблемы. На доске вопросы для анализа:
  • каким  представлялось государственное устройство России Пестелю и Муравьеву? Какой из проектов более демократичный? Почему? Какой из них более приемлем в нашей стране в первой половине Х1Х века? Почему?
  • какой виделась система управления страной?
  • какую избирательную систему предлагали создать? Чей проект, в этом отношении, был более, приемлем для России? Почему?
  • каково отношение авторов к крепостному праву. Сравните их.
  • каково их  отношение  к помещичьему землевладению в России? Чей проект вы считаете более радикальным и почему?
  • чей проект более радикален, а чей более приемлем по вопросу о сословиях? Почему?
  • чей проект более последователен и почему?
  • в чем заключается прогрессивность взглядов Пестеля и Муравьева для того времени?
  • какой из проектов было реальнее осуществить  в 1половине Х1Х века?
  • как вы относитесь к проектам Пестеля и Муравьева?
  1. Работа учащихся с документами. Заполнение таблицы:

Конституция Н. Муравьева 

Русская Правда П. И. Пестеля

Государственное устройство

Форма правления

Организация власти

Избирательные права

Права и свободы личности

Крепостное право

Земельный вопрос

Сословный строй

Суд

Гражданство

  1. Обсуждение.
  2. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-творческая школа как форма организации самостоятельной работы обучающихся

Интенсивность развития общества приводит к необходимости активно и осмысленно взаимодействовать с миром, умень изменяться, сохраняя свои целосность и индивидуальность, при этом быть успешным и ответст...

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Организация самостоятельной работы обучающихся

Организация самостоятельной работы обучающихся...

Доклад "Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций"

Применение самостоятельной работы на уроках производственного обучения для учащихся по профессии "Мастер по  обработке цифровой информации"...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках химии в 9 классе

Самостоятельная работа позволяет формировать универсальные учебные действия. В процессе  самостоятельной работы учащиеся  определяют пути решения, способы выполнения поставленной задачи. Так...