Выступление на районном семинаре для молодых специалистов "Организация исследовательской работы обучающихся"
статья на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

     Выступление на районом семинаре «Основные трудности работы молодых специалистов».

 Организация исследовательской работы обучающихся.

Традиционная точка зрения отечественной педагогики постулирует исследовательскую деятельность в школе как одну из форм работы с одаренными детьми. И это вполне понятно, так как значение слова «исследование» (в буквальном смысле следование изнутри) подразумевает поиск новых знаний. И этим конечно чаще всего в школе занимаются именно одаренные, активные, любознательные ребята. Проблема на сегодняшний день в том, что современная педагогика, реализующая новые государственные образовательный стандарт, для эффективного выполнения социального заказа должна учитывать тот факт, что общество не заинтересовано  в выпускниках, единично одаренных, реже талантливых, еще реже гениальных. Каждый обучающийся  должен уметь эффективно ориентироваться в информационном пространстве, сотрудничать, объективно оценивать свои действия, заниматься самореализацией. Развитая исследовательская позиция, отмечает А.С. Обухов,- позволяет человеку «успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью» [. А это значит, что само понятие исследования  становится одним из элементов обычного урока, внеклассной работы по предмету, факультативного курса.

Сначала  написание исследовательской работы  кажется  масштабной и трудновыполнимой задачей. Но,  занимаясь исследованием с ребятами, мы должны понимать одну простую вещь: главное здесь не результат, а процесс. А.В.Леонтович объясняет это так: «Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке». Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности…».

Развитие способности обучающихся к исследовательскому типу мышления должно происходить поэтапно. К примеру,  ученики 5- 6 классов в процессе поиска новых знаний  должны научиться выявлять закономерности, их фиксировать и формулировать, доказывать свои утверждения выводами.  В 7 классе  нормой уже является умение доказывать выдвинутые гипотезы, сравнивать полученные знания с уже имеющимися. Обучающиеся 8-9  классов должны самостоятельно формулировать цели и задачи, понимать и использовать в своем исследовании предметные тексты. Именно поэтому юные исследователи должны предоставлять свои творческие работы сначала на уровне класса, затем школы, и только потом на районный уровень и выше.  

Сегодня под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.  Таких как определение темы, формулирование целей и задач,  выдвижение гипотез, сбор информации, анализ данных, эксперимент… Но, чтобы данная деятельность была продуктивной, для педагога  более важным является организация самого процесса исследования.

 I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя на данном этапе является доминирующей. Важно тесное взаимодействие учителя и учащихся (анкетирование, творческие работы, выбор индивидуального домашнего задания).

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. Роль учителя не является доминирующей, он выступает в роли консультанта. Сложность этого этапа состоит в том, чтобы избежать широкой формулировки какой-либо темы. Чем уже будет аспект исследования, тем больше шансов, что автор работы займется самостоятельным изучением проблемы, не увлекаясь использованием уже готового критического материала.

III этап. Выполнение работы. Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.

Конечно,  исследовательская работа  в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Предметы гуманитарного цикла предполагают знакомство с большим количество текстов:  критических, документальных, художественных и т.д. Поэтому  в начале работы большинство педагогов рекомендуют знакомить ребят с конкретным материалом, например, произведением определенного автора. Только после того, как будут сформулированы самостоятельные выводы по теме, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии.  На этом этапе можно использовать такие  задания, как рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций и т.д. Так как важной частью нашей работы становится именно научить исследователей анализировать полученную информацию.

 Позже необходимо  повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний. Именно так ребята  учатся самостоятельности,  усваивают нормы научной этики, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых. Это позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов (Всем известный афоризм: украл одну мысль – занимался плагиатом, много мыслей – занимался исследованием). 

IV этап. Защита и анализ деятельности. На этом этапе учитель и ученик – равноправные партнеры. Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель помогает структурировать материал, формулировать основные положения,  выбрать форму выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Достоинством защиты  специалисты считают оригинальную композицию доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ученика  ответить на заданные вопросы.

Опираясь на собственный небольшой опыт в исследованиях школьников, хотелось бы представить следующие виды ученических работ .

  1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля или  мастерства писателя. Тема «Мотив сна в романе А. С.Пушкина « Евгений Онегин». Автор – Иванова Настя. Гипотеза: Сны являются важной композиционной частью романа, раскрывающей  его содержание. Мотивный анализ  текста позволил изучить и сопоставить содержание всех 4 снов Татьяны с последующей развязкой событий. Анализируя работу сегодня, приходится признать, что правильнее получившийся результат было бы назвать рефератом.
  2.  Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут быть самыми разными. Титова Маргарита в исследовательской работе на тему «Художественный замысел романа Н.В.Гоголя «Мертвые души» и его воплощение» изучала историю создания произведения и причины уничтожения второго тома. Недостатком работы стало обилие  интернет-источников в библиографии. А ведь одна из стоящих перед нами задач – это критической отношение к огромному количеству информации из всемирной паутины, не всегда достоверной или уместной.

3. Работы, предполагающие исследование на стыке двух предметов. Виталия Зинченко в работе «Лексической значение слова «герой» в контексте романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова» пытались с помощью лингвистических и литературоведческих знаний решить нравственную проблему. В конечном итоге мы пришли к выводу, что  прозрачность одного из вариантов лексического значения слова «герой  - тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-л. времени» не раскрывает художественный замысел автора, так как при анализе поведения Печорина мы убеждаемся в его умении вести себя поистине  героически. А это позволяет Лермонтову наполнить портрет Григория Ивановича совершенно другими оттенками.

Похожий опыт сочетания двух предметов: истории и русского языка, мы постарались представить в прошлом учебном году с учениками 5в класса в раскрытии темы «Исторические корни библеизмов и их употребление в русском языке». Дудинский Антон отвечал  за лингвистическую  составляющую работы, анализировал значение библейских крылатых выражений и степень их употребления, а Максим Смык изучал этапы еврейской истории, отраженные в самых известных библеизмах. Минусом нашей работы стало тщательное изучение истории Ханаана, поэтому по объему 1 часть получилась почти в два раза больше, чем вторая и представить ее  во время защиты нам в полной мере не удалось.

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. На мой взгляд, это самый актуальный вид исследования, так как главным результатом становится знание истории родного края, знакомство с талантливыми земляками, искреннее чувство гордости за свою малую Родину. В рамках юбилея - 80летия нашего района, мы с ученицей 6а класса Оксаной Ивановой сейчас разрабатываем «Тему Родины в произведениях поэтов Северного района», надеюсь результат наших трудов получится представить на февральской конференции.

В завершение своего выступления мне хотелось бы процитировать Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». В контексте современности эти слова более чем актуальны. Несмотря на загруженность  и  низкую мотивацию обучающихся, на нехватку собственного времени, давайте  стараться быть хорошими учителями. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление на районном семинаре на тему "Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся"

Выступление на районном семинаре по организации летнего оздоровительного отдыха в лагере с дневным пребыванием детей на тему «Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся» По...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на районном семинаре молодых специалистов по теме «Современные формы работы классного руководителя с семьей»

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"

Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных  руководителей «Разнооб...