РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Инженерная графика»
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)  151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). По заочной форме обучения.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности».

                                                

 

Разработчик: Речинская Л.М., преподаватель высшей квалификационной категории.

Рецензент: Скрипова А.В., преподаватель высшей квалификационной категории.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr_inzhenernoy_graf_zaochnoe_40_chas.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «РКММП»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Инженерная графика»

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)  151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям). По заочной форме обучения.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности».

        

Разработчик: Речинская Л.М., преподаватель высшей квалификационной категории.        

Рецензент: Скрипова А.В., преподаватель высшей квалификационной категории.        

Рассмотрена на заседании цикловой комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «___» __________ 2014 г.

Председатель ЦК ______________ /А.В. Скрипова./

Утверждена на заседании методического совета ГОБУ СПО ВО «РКММП»

Протокол № ___ от «___» __________ 2014 г.

Заместитель директора по учебной работе                          /А.Н. Житинская/

Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее – СПО) 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования » квалификация – техник-механик, примерной программы учебной дисциплины «Инженерная графика», рекомендованной Экспертным советом ФГУ ИОЦ «Новый город» от 30.08.2011г.

Составитель: преподаватель Речинская Лариса Михайловна ГОБУ СПО ВО «РКММП»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе примерной программы для специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» среднего профессионального образования.

        Базой для освоения дисциплины являются знания математики, навык в черчении и рисовании. В ходе изучения дисциплины студенты, в частности, изучают основы начертательной геометрии и машинного проектирования.

        Инженерная графика является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и направлена на формирование графической культуры студентов, развития мышления и творческого потенциала личности.

        Для лучшего усвоения программного материала по всем темам дисциплины используются различные наглядные пособия; плакаты, модели, детали механизмов, готовые чертежи и т.д.

        Все графические работы выполняются карандашом на ватмане.

        В процессе преподавания дисциплины необходимо формировать у студентов интерес к предмету, навыки самостоятельного изучения учебного материала и работы с нормативно-справочной литературой.

В результате освоения дисциплины «Инженерная графика» реализуются следующие требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

В части общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В части профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.

ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.

ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика» рассмотрена на заседании цикловой комиссии технических дисциплин образовательного учреждения, согласована с заместителем директора по учебной работе и утверждена директором образовательного учреждения.


СОДЕРЖАНИЕ

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        8
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                10
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        15
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                17


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Инженерная графика

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;
  • выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности в ручной и машинной графике;
  • выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
  • выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
  • оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила чтения конструкторской и технологической документации;
  • способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;
  • законы, методы и приемы проекционного черчения;
  • требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);
  • правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;
  • технику и принципы нанесения размеров;
  • классы точности и их обозначение на чертежах;
  • типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 167 часов.

I семестр – 28 часов.

II семестр – 12 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

207

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

практические занятия

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

167

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Инженерная графика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Графическое оформление чертежей

Лекция: вводное занятие

16

2

Тема 1.1. Линии чертежа и выполнение надписей на чертежах

Практическое занятие

Форматы листов чертежей ГОСТ 2.301-68. Масштабы, ГОСТ 2.302-68. Линии чертежа, ГОСТ 2.302-68. Шрифты чертежные, ГОСТ 2.304-81.

Выполнение титульного листа.

2

Самостоятельная работа

Проработка учебной литературы, ГОСТа 2.304-81. Подготовка к графической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Изучение правил оформления чертежей и конструкторской документации по ЕСКД.

8

Тема 1.2. Приемы вычерчивания контуров технических деталей

Практическое занятие

Вычерчивание контуров деталей с применением рациональных методов деления окружности на равные части. Сопряжения.

Нанесение  размеров на чертежах, ГОСТ 2.307-68.

2

Тема 1.3. Уклон. Конусность. Лекальные кривые

Практическое занятие

Уклон. Конусность. Обозначение  на чертежах.

Вычерчивание лекальных кривых (эллипс, гипербола, синусоида, циклоида и др.)

2

Раздел 2. Основы начертательной геометрии и проекционное черчение

38

Тема 2.1. Точка и прямая. Плоскость. Способы преобразования проекций. Аксонометрические проекции плоских фигур и геометрических тел.

Практическое занятие

Проекции геометрических тел, точки на их поверхностях. Комплексный чертеж группы геометрических тел. Изображение группы тел в изометрии.

2

Самостоятельная работа

Построение комплексных чертежей точек по их координатам. Проекции прямой. Нахождение натуральной величины отрезка способами вращения и перемены плоскостей проекции. Построение в изометрии плоских фигур: треугольника, шестиугольника, круга и др.

10

Тема 2.2. Пересечение геометрических тел плоскостями

Практическое занятие

Построение комплексного чертежа усеченного геометрического тела, натуральной величины фигуры сечения. Построение развертки и аксонометрической проекции усеченного тела (призмы, цилиндра, пирамиды, конуса, тора, шара)

2

Самостоятельная работа

Выполнение комплексного чертежа усеченного геометрического тела (призмы, пирамиды), имеющего боковое сквозное отверстие. Натуральная величина сечения.

10

Тема 2.3. Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

Практическое занятие

Построение комплексного чертежа и аксонометрической проекции пересекающихся тел вращения (двух цилиндров, цилиндра и конуса, сферы и цилиндра, тора и цилиндра) и аксонометрической проекции. Построение линий пересечения тел с помощью вспомогательных секущих плоскостей.

2

Самостоятельная работа

Выполнение комплексного чертежа модели с применением целесообразных разрезов, нанесением размеров, построением изометрической проекции с вырезом ¼ части.

10

Раздел 3. Элементы технического рисования

Практическое занятие

Технический рисунок модели.

Нанесение света и тени на поверхностях модели способами штриховки и шраффировки.

2

Раздел 4. Машиностроительное черчение

145

Тема 4.1. Общие правила построения чертежей. Чертеж как документ ЕСКД.

Практическое занятие

Выполнение чертежа детали с применением сечений

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной работы

Проработка параграфов и глав учебной литературы, ГОСТа 2.305-68 ЕСКД  по теме: «Изображения – виды, разрезы, сечения». Выносной элемент условности и упрощения

10

4.2. Выполнение эскизов и рабочих чертежей деталей

Практическое занятие

Эскиз детали с применением простого  разреза

2

Самостоятельная работа

Тематика внеаудиторной работы

Изучение особенностей выполнения разрезов в  симметричных деталях (совмещение половины вида с половиной разреза, части вида с частью разреза). Обмер деталей. Нанесение размеров.

10

Тема 4.3. Винтовые поверхности и резьбовые изделия. Виды резьб, их изображения и обозначения на чертежах

Практическое занятие

Эскиз детали с применением сложного разреза

Выполнение чертежа деталей по наглядному изображению с применением разрезов

2

Тема 4.4. Разъемные и неразъемные соединения

Практическое занятие

Выполнение чертежа соединений деталей болтами и шпильками

2

Самостоятельная работа

Выполнение чертежа сварного узла. Изучение правил выполнения и оформления  чертежей сварных конструкций, обозначение сварных швов на чертеже.

10

Тема 4.5. Передачи и их элементы.

Практическое занятие

Основные элементы и параметры зубчатого колеса, и их взаимосвязь. Условное изображение зубчатых колес на рабочих чертежах.

Эскиз зубчатого колеса.

Чертеж цилиндрической зубчатой передачи

4

Самостоятельная работа

Выполнение чертежа конической зубчатой передачи

10

Тема 4.6. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж

Практическое занятие

Выполнение эскизов деталей, входящих в сборочный узел.

Выполнение сборочного чертежа  узла по комплекту эскизов.

4

Самостоятельная работа

Оформление комплектов эскизов деталей, входящих в узел. Самостоятельное изучение правил и требований к оформлению эскизов, последовательность выполнения эскизов деталей с натуры.

Оформление сборочного чертежа. Спецификация. Порядок ее заполнения. Нанесение размеров и позиций на сборочном чертеже.

10

Тема 4.7. Чтение сборочных чертежей

Практическое занятие

Деталирование сборочного чертежа (выполнение рабочих чертежей деталей, входящих в узел)

Рабочий чертеж детали по сборочному чертежу.

2

Тема 4.8. Схемы и их выполнение

Практическое занятие

Чтение и выполнение схемы по специальности

2

Самостоятельная работа

Общие сведения о кинематических, электрических, гидравлических,  пневматических  и других схемах. Правила  выполнения схем.

Самостоятельное изучение условных графических обозначений машин и механизмов на кинематических схемах по ГОСТу 2.770-68, гидравлических и пневматических элементов по ГОСТам 2.780-68, 2.784-70, электрических элементов ГОСТ 2.723-68 - 2.732-68.

10

Тема 4.9. Машинная графика

Практическое занятие

Выполнение чертежа или схемы машинным способом

2

Самостоятельная работа

Изучение графического дизайнера КОМПАС 3D по специальной технической литературе.

67

Контрольные работы по разделам 2, 4

4

Всего:

207

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Оборудование учебного кабинета:

- чертежные станки, столы, посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Инженерная графика»;

- объемные модели «Геометрические тела»;

- комплект деталей на простой разрез;

- комплект деталей зубчатых колес;

- комплект деталей валов;

- комплект деталей на сложный разрез и на сечение, комплекты узлов деталей.

- комплекты мерительных инструментов: штангенциркуль, резьбомеры, радиусмеры и др.;

- комплект стендов с образцами работ;

Технические средства обучения:

- проектор;

- интернет.

3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Инструкционные карты
  2. Боголюбов С.К.  «Инженерная графика»: учебник для средних спец. уч. зав. – М.: Изд-во: Машиностроение, 2009.
  3. Халдинов В.А. Бродский А.М. Фазлулин Э.М. Инженерная графика: Учебник. – М.: Академия, 2010.
  4. Дадаян А.А. Основы черчения и инженерной графики: Геометрические построения на плоскости и в пространстве: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Инфра-М,  2009.
  5. Кузин А.В., Куликов В.П. Инженерная графика. – М.: Форум, 2009.
  6. Миронов Б.Г. Панфилова Е.С. Сборник упражнений для чтения чертежей по инженерной графике: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2009.
  7. Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Пяткина Д.А., Пузиков А.А. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере. – М.: Инфра-М,  2009.

Дополнительные источники:

  1. Романычева Э.Т., Соколова Т.Ю., Компьютерная технология инженерной графики в среде КОМПАС– 2012. – М.: изд-во ДМК, 2012.
  2. Вяткин Г.П. и др. Машиностроительное черчение. – М.: Машиностроение, 2010.
  3. Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению. – М.: Машиностроение, 2010.
  4. Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора. – Л.: Машиностроение, 2012.
  5. Интернет-ресурсы:

1. Элетронная книга, Инженерная графика - engineering-graphics.spb.ru

2.  Элетронная книга, Инженерная графика. Боголюбов -  chiafa.fo.ruwiki/103298/203754

3.  Черчение. Боголюбов  -  techliter.ruload/uchebniki_posobya…bogoljubov…427


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности

наблюдение и оценка выполнения практических работ

выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек лежащих на их поверхности в ручной и машинной графике

наблюдение и оценка выполнения практических работ

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике

наблюдение и оценка выполнения практических работ

выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике

наблюдение и оценка выполнения практических работ

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

наблюдение и оценка выполнения практических работ

Знания:

правила чтения конструкторской и технологической документации;

устный опрос, тестирование

способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

устный опрос, решение задач

законы, методы и приемы проекционного черчения;

устный опрос, тестирование

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);

устный опрос, письменная проверка

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;

решение задач, устный опрос

технику и принципы нанесения размеров;

решение задач

классы точности и их обозначение на чертежах;

письменная проверка

типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления

устный опрос, письменная проверка

        Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90÷100

5

отлично

80÷89

4

хорошо

70÷79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Инженерная графика для специльностей 151031, 110809. - Автор Бельков А.П.

Программа разработа для технических специальностей 151031 и 110809 в соответствии со стадартами третьего поколения....

Рабочая программа учебной дисциплины "Инженерная графика" по специальности "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, д...

Рабочая программа по дисциплине "Инженерная графика" для студентов 2 курса по специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа по дисциплине "Инженерная графика" разработана на основе Федерального Государственного Стандарта по специальности 151901 "Технология машиностроения"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Компьютерная графика»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального обр...

Рабочая программа учебной дисциплины "Инженерная графика" для специальности "Электрические машины и аппараты"

Рабочая программа учебной дисциплины "Инженерная графика" для специальности "Электрические машины и аппараты"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Компьютерная графика для профессии СПО «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Компьютерная графика  для профессии СПО «Сварщик (ручной и частично механизированной  сварки (наплавки)»...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Инженерная графика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднегопрофессионального образования (далее СП...