Дополнительная образовательная программа «Береги себя и своих близких» по курсу Гражданская оборона и МЧС для учащихся 5, 6, 7 классов
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему
Авторская рабочая программа "Береги себя и своих близких"разработана по курсу "Гражданская оборона и МЧС" дополнительного образования в кадетской школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_kruglovoy.docx | 111.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор МОУ Кадетская школа интернат
Мензелинского муниципального района РТ
______________________
«__27__» ____августа_______ 2013 г.
Программа принята на основании
решения педагогического совета
Протокол №____
от «_27_» _августа 2013 г.
Дополнительная образовательная
программа
«Береги себя и своих близких»
по курсу Гражданская оборона и МЧС
для учащихся 5, 6, 7 классов
Количество часов: 105 часов
Возраст детей 10-15лет
Срок обучения 3 года
Педагог дополнительного образования: Круглова Татьяна Петровна
Г. Мензелинск
Содержание:
УТВЕРЖДАЮ 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 2 Введение. 2 Актуальность программы. 3 Обоснование авторства 4 Общие сведения об учебной группе. 5 Главная задача программы 5 Основные цели и задачи. 5 Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса. 5 Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса. 5 Методы работы. 5 Формы работы. 6 Принципы работы. 6 Механизм реализации. 6 Структура программы. 7 Основные направления работы. 7 Условия для реализации программы. 7 Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу. 7 Критерии оценки результатов. 8 Способы оценки результатов. 8 Прогнозируемые результаты. 9 2. ПРОГРАММА 9 3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 13
Требования к уровню усвоения дисциплины. 15
Межпредметные связи. 18
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 КЛАССА И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ 18
Примерное распределение времени по разделам программы для 5 класса 20
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 КЛАССА И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ 21
Примерное распределение времени по разделам программы для 6 класса 23
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 КЛАССА И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ 24
Примерное распределение времени по разделам программы для 7 класса 26
Приложение №1. Темы рефератов 28
Приложение 2. Список рекомендуемой литературы. 28
Введение.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей человека, общества и государства.
Тысячелетиями человек боролся с природой, покорял и преобразовывал ее. Наступает время обратного процесса - бумеранг возвращается. Статистика показывает, что продолжающийся рост количества и масштабов аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также числа их жертв и материальных потерь стал объективной реальностью. Потенциальная угроза возникновения крупномасштабных ЧС пока не только не снижается, но и последовательно растет. ООН, Международная организация гражданской обороны, Международный комитет Красного Креста, другие международные организации предпринимают меры по внедрению новых стратегий и методов борьбы с бедствиями различного происхождения. В условиях вызванного жизнедеятельностью человека системного кризиса общество не может продолжать двигаться по пути, приведшему к этому кризису. Но оно не может и покорно ждать стихийного «естественного» завершения кризиса, борясь только с последствиями чрезвычайных ситуаций, непрерывно умножающихся и становящихся все более масштабными. Поэтому человечеству остается один выход. Этот выход, предсказанный еще В. Вернадским, — активное вмешательство общественного разума в пока что стихийный ход событий. По Вернадскому, при достижении своими технологиями глобальной мощности человек должен и может разумно ограничить их применение, направить развитие общества, которое принято теперь называть «устойчивым». Иными словами: выход из современного кризиса, причем единственный, заключается в обеспечении безопасности жизнедеятельности общества на всех его уровнях. Современное социально-экономическое положение России выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием здоровой, самостоятельной, активной, ответственной личности, способной к социально-значимым преобразованиям в обществе. Одной из проблем является решение вопроса безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Ведущую роль в формировании у детей и подростков положительного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие навыков самостоятельного и безопасного поведения принадлежит образовательным учреждениям. Процесс формирования мотивов, норм и правил поведения ребенка будет основой для развития у него безопасного стиля поведения, безопасного стиля жизни в обществе. Поэтому нужно научить детей тому, какие опасности могут подстерегать их, как надо вести себя, чтобы избежать их, что делать для сохранения своей жизни и здоровья. Чаще это происходит на уроках: 1-4 классы «Окружающий мир», 5-11 классы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Актуальность программы
Часть научной общественности считает, что человечество вступило в эпоху катастроф.
Те кто будет жить и работать в XXI веке учатся сейчас в школе. От того, насколько они будут подготовлены к жизни, зависит не только их судьба, но и судьба государства. Особенностью программы «Береги себя и своих близких» является то, что она ставит и решает актуальные вопросы социального и духовного развития обучающихся 5- 7 классов, оставаясь при этом в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности» и требования современной школы и в соответствии с требованиями программ нового поколения. Авторская программа «Береги себя и своих близких» составлена в соответствии с требованиями ФЗ России «Об образовании», «О защите населения на территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О воинской обязанности и военной службе». Необходимость в разработке данной программы заключалась в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подготовке молодых людей к службе в Армии других силовых структурах. История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения окружающей природной среды, привычного уклада жизни. Иногда ЧС приводили к закату цивилизаций и государств, служили толчком в развитии народов и регионов. Крупномасштабные ЧС приводили к подрыву экономических и политических систем, пересмотру вопросов взаимодействия человека и природы, человека и техники, людей между собой. Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях, но случается и так, что мы сами становимся свидетелем или участником какой-либо ЧС, никто от этого не застрахован. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Развитие технического прогресса и современная ситуация в стране обуславливает большое многообразие навыков которыми должен обладать спасатель и предусматривает его всестороннюю развитость; учебная программа раскрывает основные из этих требований, при этом уделяя внимание дальнейшему саморазвитию каждого из обучаемых.
Физическая культура и спорт являются одним из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья, подготовка к труду, состоящее из физических упражнений, соревнований. В эпоху научно-технической революции, основной причиной утраты здоровья, многих болезней, преждевременного старения являются ежедневные нервно-психические и эмоциональные перегрузки. Противостоять этим неблагоприятным факторам можно лишь с помощью регулярных физических упражнений, закаливания, здорового образа жизни. Целью физического воспитания, наряду с укреплением здоровья, является формирование физического совершенства, готовности использования достижений физической культуры, для сохранения здоровья и высокой работоспособности на долголетний период жизни.
Обоснование авторства. В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 11июня 2004 г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004 г. №28,ст.2882) в кадетских школах системы дополнительного образования МОУ, в рамках профильной подготовки, был рекомендован курс «Гражданская оборона и МЧС». Авторская программа «Береги себя и своих близких» по курсу «Гражданская оборона и МЧС», в рамках профильной подготовки, для 5,6,7 классов составлена и разработана в соответствии с Законами «Об образовании» РФ и РТ, Уставом и Типовым положением о Кадетской школе - интернат.
Общие сведения об учебной группе Данная программа рассчитана на постоянный состав учащихся, занимающихся на протяжении нескольких лет (минимум три года, максимум пять лет). Возрастом 10 до15 лет.
Главная задача программы Дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Цель:
- воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
- формирование умений и навыков, необходимых при действиях в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуация;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях;
Задачи:
- Создание условий для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях.
- Привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальной ситуации не только осуществить грамотные действия по самоспасению, но и оказывать помощь попавшим в беду людям.
- Подготовка команд и участников к городским, окружным соревнованиям «Школа безопасности».
- Социализация личности.
- Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу своего поколения.
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- Разноуровневые тесты
- Задания.
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
- Тетради для контрольных работ
- Раздаточный материал для контрольных работ
- Тематические тесты.
Методы работы:
- Репродуктивный
- Частично- поисковый
- Проблемный
Формы работы:
- Учебно-тренировочные занятия, лекции, беседы.
- Встречи с представителями государственной противопожарной службы МЧС России, МВД, ГО и ЧС города, комитета по здравоохранению.
- Соревнования.
- Походы.
- Взаимосотрудничество старших и младших ребят.
- Инструкторская и судейская практика.
Ведущей формой работы является групповая форма обучения, которая способствует:
- вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать самостоятельно, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
- развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и т.д.;
- испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при решении проблем безопасности;
- желание помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность.
Принципы работы:
- Принцип сотрудничества.
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип системности, заключающийся в единстве целостных ориентиров, целей, стиля, содержания, форм и методов.
- Принцип развития ценностного подхода: не давая готовых ответов, дать детям оценить их выбор в повседневной жизни.
- Принцип добровольности.
7. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости.
Механизм реализации:
Структура программы.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
- гражданская оборона;
- безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Программа построена по принципу блоков и рассчитана на обучающихся Программа реализуется в два этапа:
I этап: Программа первого и второго года носит информационно - деятельностный характер и предусматривает обучение подростков основам выживания в экстремальных природных условиях, знакомит с личным и групповым снаряжением для ведения спасательных работ, средствами защиты от поражающих факторов, с методами оказания первой медицинской помощи, с природоохранным кодексом туриста.
II этап: Программа третьего, носит практический характер и предусматривает дальнейшее углубление и расширение знаний, накопление опыта, совершенствование навыков и умений, совершенствование морально-психологического состояния в экстремальных ситуациях. Участие в различных соревнованиях городского и окружного масштаба, инструкторскую деятельность.
Основные направления работы:
- Мотивация безопасности.
- Система знаний об источниках опасности.
- Система знаний умений и навыков безопасного поведения.
- Воспитание личностных качеств обучающихся:
-ценностного отношения к человеческой жизни;
-чувства уважения к героическому наследию России, и ее государственной символике;
-патриотизма и чувства долга по защите Отечества.
5. Психологическая подготовка к безопасному поведению.
Условия для реализации программы. Для реализации программы на её изучение необходимо предусмотреть по 1 ч. учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 7). Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско- юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов
Методы реализации программы:
- привлечение специалистов ВК и учителей по теоретическим дисциплинам (Основы государства и права, история Отечества, основы военной службы);
- привлечение специалистов по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка) сотрудников ОВД, МЧС;
- подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекций, семинары);
- проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях районного масштаба;
- организация походов;
- проведение встреч с ветеранами ВОВ, Афганской и чеченской кампании;
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу.
По окончании программы школьники должны:
Знать:
- основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ;
-функции спасательной службы и законодательную базу;
- специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
- принципы организации и порядок ведения аварийно-спасательных работ при различных ЧС;
- способы поиска извлечения и транспортировки, пострадавших в различных условиях;
- последствия применения современных видов оружия и специфику ведения аварийно-спасательных работ ЧС;
- основы применения специальных аварийно-спасательных средств;
- приемы и средства для оказания первой медицинской помощи;
- способы переноски и транспортировки, пострадавших при различных переломах;
- основы передвижения по различной местности;
- основы выживания в различных климатических и природных условиях;
- технику безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;
- индивидуальные психологические особенности;
Уметь:
-ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
- вести аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствиях;
- применять и эффективно использовать спасательную технику оборудование, СИЗ;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- автономное существование и выживание;
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
сохранение здоровья контингента учащихся на всем протяжении обучения;
рост уровня спортивных достижений команды (выступление на спортивных и военно-прикладных соревнованиях, слетах);
сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы;
привлечение старших воспитанников к работе в должности педагога дополнительного образования для дальнейшей реализации данной программы Способы оценки результатов.
Система форм контроля
уровня достижений учащихся
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);
- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
- итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).
Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.
Оптимальными условиями реализации данного курса являются:
- проведение итогового тестирования на компьютере;
- накопление банка материалов, хрестоматий, (и т. д.);
- использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.
Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях, которые проводят местные и городские туристские органы.
Уровень спортивного мастерства может быть оценен в присвоении очередных спортивных разрядов и званий.
Все вышеизложенные рекомендации были мной практически проверены на протяжении пяти лет при подготовке детей по некоторым разделам данной программы.
При изучении учащиеся могут сдать нормативы на 1, 2 и 3-й юношеские спортивные разряды по туризму, а также на значки «Юный турист России» и «Турист России»;
При изучении профильных модулей, в соответствии с Инструкцией МДО и Разрядными требованиями, учащиеся имеют возможность сдать нормативы вплоть до 1-го взрослого разряда по спортивному туризму.
Улучшение результатов команды — критерий спортивно-технического роста учащихся. Возможна сдача нормативов на спортивные разряды по туристскому многоборью.
- ПРОГРАММА
Содержание курса
Структурно программа курса состоит из 4х разделов.
Раздел I.
Гражданская оборона (22 часа) Тема 1. Гражданская оборона в современной войне. (11часов)
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.
Оборонный потенциал страны, его составными частями являются:
- Военный потенциал, в первую очередь силы ядерного сдерживания.
- Моральный потенциал – желание населения встать на военную защиту государства, нести жертвы и тяготы войны.
- Людской (мобилизационный) потенциал – численность населения, подлежащая призыву в вооруженные силы и оборонные отрасли экономики.
- Промышленный (экономический) потенциал – способность обеспечить экономическую независимость, произвести все необходимое для проведения и обеспечения военных действий.
- Гражданская оборона – способность сохранить в условиях военных действий людской и промышленный потенциалы. В условиях, когда государство идет (или готово идти) на сокращение ядерных сил сдерживания, а вероятные противники усиливают свои военные потенциалы (США – за счет создания национальной противоракетной обороны, Китай – за счет неограниченного роста количества своих ядерных зарядов и средств их доставки к целям), приоритетное направление получает гражданская оборона.
В 21 веке гражданская оборона должна строиться по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.
Большие и сложные задачи ГО могут быть решены только при активном участии органов власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.
Тема 2. Воздействие оружия массового поражения противника ( 3 часа )
Воздействие ядерного оружия. Воздействие химического оружия. Воздействие бактериологического (биологического) оружия. Оружие массового поражения (ОМП), или оружие большой поражающей способности, предназначается для нанесения массовых потерь и разрушений. К существующим видам ОМП относится ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие. Научно-технический прогресс позволяет создать ОМП, основанное на качественно новых принципах (например, инфразвуковое, радиологическое, лучевое, этническое и др.)- Кроме того, обычные виды оружия при использовании в них качественно новых элементов могут также приобрести свойства оружия массового поражения.
Тема 3. Приборы радиационной и химической разведки, контроля заражения и радиоактивного облучения (2 часа) Дозиметрические приборы. Средства химической разведки и контроля заражения. Тема 4. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника (3 часа) Укрытие населения в защитных сооружениях. Рассредоточение рабочих, служащих и школьников и эвакуация населения. Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты. Индивидуальный противохимический пакет. Действие по сигналу оповещения гражданской обороны. Тема 5. Спасательные и неотложные аварийно – восстановительные работы в очагах поражения (3 часа) Управление и связь. Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ в очагах поражения. Основы спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ. Специальная обработка.
Раздел I I.
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.(53 часа) Роль и место гражданской обороны по защите населения в ЧС мирного времени. Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Понятие чрезвычайной ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.Войска гражданской обороны, их состав и назначение.Гласность и информация в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф. Тема 6. Дорожная безопасность (9часов) Дорожная безопасность. Государственная служба, обеспечивающая общественный порядок на улицах, дорогах и в общественном транспорте, ее назначение. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила для велосипедистов. Движение по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам. Передвижение группы детей. Правила перехода перекрестков, улиц, дорог. ДТП. Взаимодействие очевидцев ДТП с работниками ГАИ на месте происшествия. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. ЧС ситуации на транспорте. Железнодорожный транспорт, авиационный, водный. Правила безопасного поведения на транспорте. Тема 7. Пожарная безопасность (9часов) Пожарная безопасность. Причины пожара. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, обрушение. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применение открытых источников огня. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС. Детская шалость с огнем и ее последствия. Мероприятия предпринимаемые с учётом вида ЧС. Порядок действий при возникновении пожара. Правила и способы эвакуации. Средства пожаротушения. Действия при возгорании одежды на человеке. Единая дежурная диспетчерская противопожарная служба. Порядок вызова пожарных, спасателей.
Пожары и взрывы
Пожары, группы возгораемости, обстановка на пожаре.
Взрывы, взрывоопасные объекты
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Тема 8.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Безопасное поведение на воде. (5часов) Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Места повышенной криминогенной опасности (вокзалы, рынки, др.) Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Прогнозирование и предотвращение опасностей криминогенного характера. Тема 9. Чрезвычайные ситуации природного характера. (2 часа) Землетрясение. Причина возникновения землетрясения и его возможные последствия. Системы оповещения при ЧС. Защита населения от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения населения при ЧС (землетрясении.). Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Правила поведения во время ЧС. Оползни, их последствия, защита населения. Тема 10.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 часа) Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Подготовка населения в области защиты в ЧС
Смерчи
Тема 11.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (2 часа)
Наводнения. Виды наводнений и их причина. Защита населения от последствий наводнений. Правила поведения во время ЧС наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений. Сели и их последствия. Защита населения от селевых потоков. Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами.
Тема 12.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (2 часа) Лесные и торфяные пожары и их характеристика
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
Эпидемии. Эпизоотии и эпифитотии
Тема 13.Производственные аварии и катастрофы (3часа) ЧС техногенного характера. Производственные аварии и катастрофы. Характеристика и типы ЧС техногенного характера. Причины аварий и катастроф
Тема 14. Аварии с выбросом (выливом) аварийно химических опасных веществ (4часа) Химические вещества и опасные объекты.
АХОВ и характеристика их поражающих факторов.
Возможные последствия при авариях на ХОО.
Правила поведения и действия при аварии на ХОО.
Тема 15. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5часов) Радиоактивность и радиационно опасные объекты (РОО).
Ионизирующие излучения: природа, единицы измерения.
Естественная радиоактивность, источники.
Характеристика очагов поражения и принципы защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
Тема 16. Гидродинамические аварии (4часа) Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий.
Защита населения от последствий и при угрозе гидродинамических аварий.
Раздел III.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 часов)
Тема 17. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (3 часа) Первая медицинская помощь при травмах. Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Отравления. Причины отравлений. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Ожоги. Причины и виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.
Медицинская аптечка, состав и назначение.
Тема 18. Основы здорового образа жизни и культура здоровья (3 часа)
Здоровый образ жизни в подростковом возрасте. Закаливание организма. Рациональное питание - основа здорового образа жизни (ЗОЖ). Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, его негативное воздействие на организм человека.
Тема 19. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (4 часа)
Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Психологическая уравновешенность
Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних
Тема 20.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Нарушение экологического равновесия. (4 часа)
Загрязнение окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел IV .
Практические занятия по гражданской обороне (17 часа)
Средства коллективной защиты. Убежища. Противорадиационные укрытия. Укрытия простейшего типа. Правила поведения в укрытиях. Сигналы и средства оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении (РХБ заражении). Способы действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения при нахождении на месте и в движении, на открытой местности.
Тема 21.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) (1 1часов)
Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта. Средства обозначения границ района заражения (объекта) радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами.
Преодоление зараженной местности в пешем порядке, правильное использование средств индивидуальной защиты. Проведение частичной специальной обработки вооружения и предметов экипировки, санитарная обработка личного состава.
Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Перевязки и перевязочный материал. Правила пользования индивидуальным перевязочным пакетом.
Занятие 2. Практическое -1 час. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств.
Занятие 3. Практическое - 1 час. Понятие о переломах костей и признаки их. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей, черепа и верхних конечностей.
Занятие 4. Практическое -1 час. Понятие об ожогах. Первая медицинская помощь при ожогах. Способы определения остановки сердечной деятельности и остановки дыхания. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Занятие 5. Практическое - 1 час. Правила наложения стерильных повязок на голову, на живот, на верхние конечности, промежности и нижние конечности.
Занятие 6. Практическое -1 час. Первая медицинская помощь при радиационных поражениях, поражениях сильнодействующими отравляющими ядовитыми веществами. Профилактика радиационных поражений. Назначение устройств, средств индивидуальной медицинской защиты, аптечка АИ-2, индивидуального противохимического пакета ИПП-8 (ИПП-9).
Тема 22. Эвакуация из здания школы в случае пожара (3 часа)
2. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание темы | Количество часов | |||
5кл | 6кл | 7кл | ||
Раздел I. Гражданская оборона | ||||
Тема 1. Гражданская оборона в современной войне. | Всего 22часов | |||
6 | 16 | |||
1 | Введение в предмет ГО и МЧС Инструкция по ОТ и ТБ на занятиях по Гражданской обороне | 1 | 1 | |
2 | Современные средства нападения противника Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое (биологическое) оружие | 1 | 1 | |
3 | Возможный характер современной войны | 1 | 1 | |
4 | Задачи гражданской обороны | 1 | 1 | |
5 | Силы гражданской обороны | 1 | 1 | |
6 | Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте (школе, детских учреждениях) Службы ГО. Служба оповещения и связи. Медицинская служба. Противопожарная служба | 1 | ||
Тема 2. Воздействие оружия массового поражения противника | Всего 3часа | |||
3 | ||||
7 | Воздействие ядерного оружия | 1 | ||
8 | Воздействие химического оружия | 1 | ||
9 | Воздействие бактериологического (биологического) оружия | 1 | ||
Тема 3. Приборы радиационной и химической разведки, контроля заражения и радиоактивного облучения | Всего 2часа | |||
2 | ||||
10 | Дозиметрические приборы | 1 | ||
11 | Средства химической разведки и контроля заражения | 1 | ||
Тема 4. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника | Всего 3часа | |||
3 | ||||
12 | Укрытие населения в защитных сооружениях | 0.5 | ||
13 | Рассредоточение рабочих, служащих и школьников и эвакуация населения | 0.5 | ||
14 | Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты. Индивидуальный противохимический пакет | 1 | ||
15 | Действие по сигналу оповещения гражданской обороны | 1 | ||
Тема 5. Спасательные и неотложные аварийно – восстановительные работы в очагах поражения | Всего 3часа | |||
3 | ||||
16 | Управление и связь | 1 | ||
19 | Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ в очагах поражения | 1 | ||
20 | Основы спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ . Специальная обработка | 1 | ||
Раздел I I. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | Всего 53часа | |||
20 | 11 | 22 | ||
21 | Роль и место гражданской обороны по защите населения в ЧС мирного времени | 1 | 1 | |
22 | Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения | 1 | 1 | |
23 | Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф | 1 | 1 | |
24 | Тема 6. Дорожная безопасность | 6 | 3 | |
25 | Тема 7.Пожарная безопасность Пожары и взрывы | 6 | 3 | |
26 | Тема8.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера . Безопасное поведение на воде. | 5 | ||
27 | Тема9. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 2 | ||
28 | Тема 10.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 2 | ||
29 | Тема 11.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 2 | ||
30 | Тема 12.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения | 2 | ||
31 | Тема 13.Производственные аварии и катастрофы | 3 | ||
32 | Тема 14. Аварии с выбросом (выливом) аварийно химических опасных веществ | 4 | ||
33 | Тема 15. Аварии с выбросом радиоактивных веществ | 5 | ||
34 | Тема 16. Гидродинамические аварии | 4 | ||
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | Всего 13 часов | |||
5 | 4 | 4 | ||
35 | Тема 17. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 3 | ||
36 | Тема 18. Основы здорового образа жизни и культура здоровья | 2 | ||
37 | Тема 19. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 4 | ||
38 | Тема 20.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Нарушение экологического равновесия. | 4 | ||
Раздел IV . Практические занятия по гражданской обороне | Всего 17часов | |||
4 | 4 | 9 | ||
39 | Тема 21.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) | 2 | 2 | 7 |
40 | Тема 22.Эвакуация из здания школы в случае пожара | 1 | 1 | 1 |
41 | Контрольное тестирование | 1 | 1 | 1 |
Всего: | 35 | 35 | 35 | |
Итого: | 105 часов |
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Жизнеобеспечение человека в природных условиях.
Должен знать и объяснять:
Способы организации навесов укрытий из подручных средств.
Способы добывания огня (не менее трех).
Способы добывания воды (не менее двух).
Способы добывания пищи (не менее трех).
Лекарственные растения (не менее пяти).
Сигналы бедствия.
Должен уметь и показать:
Организовать навес и укрытие из подручных средств.
Подавать сигналы бедствия.
Добывать огонь без спичек не менее чем тремя способами.
Добывать воду не менее чем двумя способами.
Добывать пищу не менее чем тремя способами.
Пользоваться не менее чем пятью видами лекарственных растений.
Туристическая подготовка.
Должен знать и объяснять:
Перечень личного и общественного снаряжения для многодневного похода, требования к нему в разные сезоны и погодные условия.
Типы палаток, их преимущества и недостатки.
Названия временных укрытий и их назначение.
Специальное снаряжение (реп шнур, жюмар, восьмерка, тандем, полиспас).
Не менее семи типов костра и их назначение.
Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
Основное костровое оборудование и его назначение.
Технику передвижения в горах, по тундре, в тайге.
Должен уметь и показать:
Технически грамотно осуществлять спортивный спуск.
Передвигаться с рюкзаком по пересеченной местности.
Пользоваться карабином и обвязкой.
Вязать десять основных узлов.
Наводить и сдергивать навесную переправу.
Переправляться через реку с помощью плота, по бревнам, камням.
Переправляться через болотистую местность с помощью жердей.
В области хозяйственно-бытовой деятельности:
Укладывать рюкзак и осуществлять его элементарный ремонт.
Устанавливать и собирать палатки.
Грамотно осуществлять сушку обуви и одежды, убирать территорию и свертывать лагерь.
Составлять меню, осуществлять расфасовку, упаковку продуктов.
Готовить пищу на костре.
В организационно-познавательной области:
Разрабатывать туристский маршрут.
Готовить личное и общественное снаряжение.
Составлять отчет о походе в соответствии с выполняемой должностью (в виде маршрутной ленты, собранной коллекции фотографий, пособий т.п.)
Ориентирование.
Должен знать и объяснять:
Способы определения расстояния на карте (не менее 2);
Способы измерения расстояния на местности (не менее 3);
Длину своего среднего шага (пары шагов) для различных условий ходьбы (шагом и бегом).
Условные знаки: населенные пункты; дорожная сеть, растительный покров, гидрография, местные предметы, рельеф.
Виды масштабов, отличительные свойства карт
Должен уметь и показать:
Определять масштаб карты, измерять расстояние на карте, определять координаты точки на карте.
Ориентировать карту по компасу.
Определять азимут на заданный предмет (обратная засечка). Находить ориентир по заданному азимуту (прямая засечка).
Проходить азимутальные отрезки.
Измерять кривые пинии на карте.
Определять пройденное расстояние по затраченному времени.
Определять расстояние на глаз.
Определять точку стояния на карте.
Составлять легенду и двигаться по ней.
Определять стороны горизонта по местным приметам.
Организация доврачебной помощи.
Должен знать и объяснять:
Состав и способы хранения походной и личной аптечки туриста
Назначение и правила использования основных лекарственных препаратов
Основной алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи: при травмах, тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, утоплении, поражении, электрическим током, укусах насекомых и пресмыкающихся, пищевых отравлениях
Основные способы транспортировки пострадавшего (не менее шести)
Должен уметь и показать:
Комплектовать личную и походную аптечку туриста.
Быстро и грамотно накладывать жгут, ватно-марлевую повязку, обрабатывать рану, промывать желудок, делать искусственное дыхание.
Изготавливать носилки из шестов, волокуши из лыж.
Перекосить пострадавшего на расстояние до одного километра адекватным его состоянию способом.
Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Должен знать и объяснять:
Потенциальные опасности аварий и катастроф на предприятиях и других объектах народного хозяйства.
Правила поведения в зоне радиоактивного заражения и на местности с повышенным радиационным фоном.
Приборы радиационной и химической разведки, их назначение, устройство и применение.
Должен уметь и показать :
Повысить защитные свойства дома, квартиры от проникновения радиоактивной пыли и АХОВ.
Действовать в условиях:
- аварий и катастроф техногенного характера;
- радиоактивного заражения;
- заражения АХОВ.
Работать с приборами радиационного и химического контроля.
Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.
Должен знать и объяснять:
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера (уличное ограбление, вымогательство, шантаж, мошенничество, кража).
Должен уметь и показать:
Соблюдать правила поведения в местах с повышенной криминогенной обстановкой, владеть элементарными навыками самообороны.
Психологическая подготовка.
Должен знать и объяснять:
Способы оказания психологической поддержки слабым, младшим.
Приемы психологического воздействия на толпу.
Приемы психической саморегуляции.
Принципы взаимоотношений членов команды.
Должен уметь и показать:
Применять средства борьбы с раздражительностью, усталостью, пессимизмом.
Слаженно работать в команде.
Справляться с волнением, быстро мобилизоваться для решения сложных тактических задач.
Избегать неоправданного риска.
При реализации программы педагогу придется столкнуться с тремя видами межпредметных связей: предшествующими (опорными), сопутствующими и перспективными.
Предшествующие — это связи, когда при изучении материала курса опираются на ранее полученные знания по другим предметам.
Сопутствующие — это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются по нескольким предметам школьной программы.
Перспективные связи используются, когда изучение разделов программы опережает его применение в других предметах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 КЛАССА
И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ
Раздел I.
Гражданская оборона (6 часов)
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ: - что гражданская оборона это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - что цели и задачи гражданской обороны - обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны; - знать схему эвакуации из класса в котором он занимается.
УМЕТЬ: - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; - вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Раздел I I.
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (20 часов)
В результате изучения программы ученик должен:
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ: - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; - способы безопасного поведения в природной среде; ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; УМЕТЬ: - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; - вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Дорожная безопасность В результате изучения программы ученик должен: ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ: -правила безопасного движения пешеходов по тротуарам, дорогам, обочинам.
УМЕТЬ:- правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах
Пожарная безопасность
В результате изучения программы ученик должен:
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ об основных причинах и последствиях пожара; об основных мерах пожарной безопасности в быту; о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕТЬ об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей; об огнестойкости строительных конструкций УМЕТЬ правильно действовать в случае пожара в доме; эвакуироваться из горящего здания.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
В результате изучения программы ученик должен:
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
УМЕТЬ правильно действовать в криминогенных ситуациях.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Безопасное поведение на воде
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ правила поведения на воде и оказания помощи утопающем
ВЛАДЕТЬ навыками оказания помощи утопающему
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде
Раздел III.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5 часов)
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику
УМЕТЬ оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средством коллективной защиты.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;- с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
- с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
- при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи; - для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
- с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
- при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Раздел IV .
Практические занятия по гражданской обороне (4 часа)
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ: - назначение и принцип действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7; правила пользования противогазом; -способы оказания первой медицинской помощи при ссадинах, ушибах, травмах; -способы оказания первой медицинской помощи ожогах. УМЕТЬ: - оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средством коллективной защиты. Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Примерное распределение времени по разделам программы для 5 класса
Разделы и темы программы | Количество часов |
Всего | |
Раздел 1 Гражданская оборона | |
Тема 1. Гражданская оборона в современной войне. | 6 часов |
Введение в предмет ГО и МЧС Инструкция по ОТ и ТБ на занятиях по Гражданской обороне | 1 |
Современные средства нападения противника Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое (биологическое) оружие | 1 |
Возможный характер современной войны | 1 |
Задачи гражданской обороны | 1 |
Силы гражданской обороны | 1 |
Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте (школе, детских учреждениях) Службы ГО. Служба оповещения и связи. Медицинская служба. Противопожарная служба | 1 |
Раздел I I. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 20 часов |
Роль и место гражданской обороны по защите населения в ЧС мирного времени | 1 |
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения | 1 |
Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф | 1 |
Тема 6. Дорожная безопасность | 6 |
Тема 7.Пожарная безопасность Пожары и взрывы | 6 |
Тема8.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера Безопасное поведение на воде. | 5 |
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 5 часов |
Тема 17. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | 3 |
Тема 18. Основы здорового образа жизни и культура здоровья | 2 |
Раздел IV . Практические занятия по гражданской обороне | 4 часа |
Тема 21.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) | 2 |
Тема 22.Эвакуация из здания школы в случае пожара | 1 |
Контрольное тестирование | 1 |
Всего: | 35 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 КЛАССА И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ
Раздел I.
Гражданская оборона (16 часов)
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ: - что гражданская оборона это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; организация РСЧС: предназначение, структура, задачи РЧС;
- современны средства поражения: ядерное, химическое и биологическое оружие; - средства коллективной защиты, убежища, противорадиационные укрытия, укрытия простейшего типа, правила поведения в укрытиях;
- системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- сигналы и средства оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении (РХБ заражении)
- знать схему эвакуации из класса в котором он занимается;
УМЕТЬ: - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- действовать в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения при нахождении на месте и в движении, на открытой местности.
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; - вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения
Раздел I I.
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (11 часов)
В результате изучения программы ученик должен:
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ: - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного (ЧС геологического происхождения, метеорологического происхождения, биологического происхождения) и техногенного характера; - способы безопасного поведения в природной среде; ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия; - рекомендации по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. УМЕТЬ: - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; - вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Раздел III.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5 часов)
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику
УМЕТЬ:- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, и организовать транспортировку пострадавшего
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; - с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
- с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;
- при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;
- при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Раздел IV .
Практические занятия по гражданской обороне (4 часа)
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:- назначение и принцип действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7; правила пользования противогазом; -способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, ушибах и переломах; -способы оказания первой медицинской помощи ожогах. Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации.
УМЕТЬ:
- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средством коллективной защиты.
- комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать: - полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, в практической деятельности и повседневной жизни. Примерное распределение времени по разделам программы для 6 класса
Разделы и темы программы | Количество часов |
Всего | |
Раздел 1 Гражданская оборона | 16 часов |
Тема 1. Гражданская оборона в современной войне. | 5 часов |
Введение в предмет ГО и МЧС Инструкция по ОТ и ТБ на занятиях по Гражданской обороне | 1 |
Современные средства нападения противника Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое (биологическое) оружие | 1 |
Возможный характер современной войны | 1 |
Задачи гражданской обороны | 1 |
Силы гражданской обороны | 1 |
Тема 2. Воздействие оружия массового поражения противника | 3 часа |
Воздействие ядерного оружия | 1 |
Воздействие химического оружия | 1 |
Воздействие бактериологического (биологического) оружия | 1 |
Тема 3. Приборы радиационной и химической разведки, контроля заражения и радиоактивного облучения | 2 часа |
Дозиметрические приборы | 1 |
Средства химической разведки и контроля заражения | 1 |
Тема 4. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника | 3часа |
Укрытие населения в защитных сооружениях | 0,5 |
Рассредоточение рабочих, служащих и школьников и эвакуация населения | 0.5 |
Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты. Индивидуальный противохимический пакет | 1 |
Действие по сигналу оповещения гражданской обороны | 1 |
Тема 5. Спасательные и неотложные аварийно – восстановительные работы в очагах поражения | 3часа |
Управление и связь | 1 |
Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Проведение спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ в очагах поражения | 1 |
Основы спасательных и неотложных аварийно – восстановительных работ . Специальная обработка | 1 |
Раздел I I. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 11 часов |
Роль и место гражданской обороны по защите населения в ЧС мирного времени | 1 |
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения | 1 |
Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф | 1 |
Тема9. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 2 |
Тема 10.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 2 |
Тема 11.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 2 |
Тема 12.Чрезвычайные ситуации биологического происхождения | 2 |
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 4 часа |
Тема 19. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 4 |
Раздел IV . Практические занятия по гражданской обороне | 4 часа |
Тема 21.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) | 2 |
Тема 22.Эвакуация из здания школы в случае пожара | 1 |
Контрольное тестирование | 1 |
Всего: | 35 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 КЛАССА
И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ
Раздел I I.
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (22 часа)
В результате изучения программы ученик должен:
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ: - возможные ЧС техногенного характера и наиболее вероятные для нашего региона; - характеристики и типы и классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера; причины аварий и катастроф; - об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей; об огнестойкости строительных конструкций; о группах возгораемости; - основные причины гидродинамических аварий; - правила безопасного поведения: при авариях с выбросом опасных веществ, при радиационных авариях; ; - о влиянии деятельности человека на окружающую среду, о причинах загрязнения природной среды, об экологической обстановке в РФ; - основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта. УМЕТЬ: - предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечив личную безопасность и безопасность своих близких; - грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных ситуациях; - приводить примеры промышленных аварий и катастроф, потенциально опасных объектов; называть виды гидродинамических аварий - предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; - правильно действовать в случае пожара в доме и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; - вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, в практической деятельности и повседневной жизни.
Раздел III.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 часа) Тема 20.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Нарушение экологического равновесия.
В результате изучения программы ученик должен:
ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ: - о влиянии деятельности человека на окружающую среду, о причинах загрязнения природной среды, атмосферы, почв и природных вод, об экологической обстановке в Российской Федерации, в своём регионе; - правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания; - правила поведения при захвате в заложники; действия по обнаружению взрывоопасного предмета;
УМЕТЬ: - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом);
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
оказывать помощи терпящим бедствие на воде.
Использовать: - полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, в практической деятельности и повседневной жизни.
Раздел IV . Практические занятия по гражданской обороне (9 часов). Практические занятия с отработкой вопросов по действиям учащихся в ЧС. ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ: - назначение и принцип действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7; правила пользования противогазом; -способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, ушибах и переломах; -способы оказания первой медицинской помощи ожогах; - обязанности и правила поведения людей при эвакуации; - основные туристические узлы и туристические системы виды переправ как правильно установить палатку, как определить высоту объекта на глаз. УМЕТЬ: - вязать основные туристические узлы. переправляться по горизонтальной веревке; - оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях; - пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средством коллективной защиты; - комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать: - полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности в походе, на соревнованиях, в практической деятельности и повседневной жизни. Примерное распределение времени по разделам программы для 7 класса
Разделы и темы программы | Количество часов |
Всего | |
Раздел I I. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 22 часа |
Тема 6. Дорожная безопасность | 3 |
Тема 7.Пожарная безопасность Пожары и взрывы | 3 |
Тема 13.Производственные аварии и катастрофы | 3 |
Тема 14. Аварии с выбросом (выливом) аварийно химических опасных веществ | 4 |
Тема 15. Аварии с выбросом радиоактивных веществ | 5 |
Тема 16. Гидродинамические аварии | 4 |
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 4 часа |
Тема 20.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Нарушение экологического равновесия. | 4 |
Раздел IV . Практические занятия по гражданской обороне | 9 часов |
Тема 21.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) | 7 |
Тема 22.Эвакуация из здания школы в случае пожара | 1 |
Контрольное тестирование | 1 |
Всего: | 35 часов |
Приложение №1. Темы рефератов
- Полномочия высших органов государственной власти в области обороны.
- Национальные интересы России в военной сфере.
- Угрозы национальной безопасности России.
- Обеспечение военной безопасности России.
- Состав и предназначение войск гражданской обороны.
- Ответственность и задачи в сфере обороны и безопасности страны МВД, ФСБ, МЧС.
- Концепция национальной безопасности РФ.
- Конституция РФ об организации обороны государства.
Приложение 2. Список рекомендуемой литературы.
Основная литература
1. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – 4-е изд.- М: Академия ,1999.
2.Акимов В.А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах. Учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. Деловой экспресс,2004
3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни/ под ред. В.В.Смирнова – М: Просвещение,2004.
4. . Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России. Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
5. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
6. Гражданская защита. Энцикл. словарь М: Ю.Д. Воробьёв и др. под общей редакцией С.К.Шойгу, М.: ДЭКС-ПРЕСС,2005.
7 Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2000 г.
8. Конституция Российской Федерации. (последние издание).
9. Каспраж А.Г., Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003
10. . Методика обучения ОБЖ 2003г.-Л.В.Байбородова,Ю.В.Индюков
11.. Методические материалы по ОБЖ 2001г.- А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин
12 «Основы безопасности жизнедеятельности» 2003г.-В.Н.Латчук, Б.И.Мишин.
13 Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» 2000г.- А.Г.Маслов
14. Полевые туристские лагеря 2000г.- А.Г.Маслов, Ю.С.Константинов, И.А.Дрогов.
15. Программа ОБЖ 2001г.- общая редакция А.Т.Смирнов
16. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы 2003г.- С.Э.Некляев
17. Советская историческая энциклопедия, т. 6. М., 1965, с. 771.
18. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ Школьных технологий. 2005 г.
19 Федеральных законы:. – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; – «Об охране окружающей природной среды»; – «О пожарной безопасности»; – «О гражданской обороне»; – «Об обороне»; – «О воинской обязанности и военной службе»;– «О безопасности дорожного движения» и др.
--Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российский Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96,№134. ----Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025года, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 06.10.2011 N 823
--авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Т. Смирнова,-М.: «Просвещение», 2010.)
20. Шаронова Н. В.. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.
21. Школа выживания в экстремальных ситуациях 2000г.- Генрих Ужегов
22. Шестернинов. Е.Е., М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.
23. «Чрезвычайные ситуации».- учебное пособие по ГОЧС 2003г.
24. Учебники по ОБЖ 5-7 класс – Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н.
Дополнительная литература
1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002.
2. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебное пособие / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002.
3. Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл. / В. М. Евлахов. - М.: Дрофа, 2006.
4. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин ; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2006.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт. – сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2005.
Автономное существование.
1000+1 совет туристу: школа выживания./ Автор-составитель Садикова Н. Б. — Минск: Современный литератор, 1996.
Баленко С. В. Школа выживания. Часть 1. — М., 1992.
Баленко С. Школа выживания. Часть 2. — М., 1994.
Волович В. Г. Академия выживания. — М.: Толк, 1995.
Выживание в экстремальных условиях. — М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.
Гостюшин А. В., Шубина. Азбука выживания. — М.: Знание, 1995.
Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.: Зеркало, 1994.
Драчев П. Н., Коледа С. И. Выживание (Survival). — Минск: ООО «Лазурак», 1996.
Дунаев О. Н., Зайцев А. П., Искусство выживания: учебное пособие для организаторов и руководителей занятий по тематике ГО. — М., 1995. (Библиотечка журнала «Военные знания»)
Ильин А. М. Тайны исцеления: 125 советов «знахаря». — М.: Торговая газета, 1991.
Ильичев А. А. Зимняя аварийная ситуация. — М.: МГЦТК, «Дорога», 1991.
Каукин А. В. Деревья дарят радость и здоровье. Целительные свойства древесины. — М.: ЗеЛО, 1997.
Миллер Д. Выживание по методам САС: Практическое руководство. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Охотничий минимум: минимальный объем знаний, необходимый охотнику. — М.: МП «Брат», 1995.
Палкевич Я. Е. Выживание в городе. Выживание на море. — М.: Корвет, 1992.
Плешанов Е. А. Я + Природа: Учебно-справочное пособие. — Воронеж, 1997.
Попенко В. Н. Приемы метания холодного оружия. — М., 1992.
Репин Ю. В., Середа В. А., Шабунин Р. А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. — Екатеринбург, 1995.
Салыгина О. П., Столяренко Л. Д., Турчина Н. Ю. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. — М., 1995.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. / Сост. Константинов Ю. С. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
Медицина.
Елисеев О. М., Чазов Е. И. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. — М.: Медицина, 1998.
Земан М. Техника наложения повязок.
Куриева П. А. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учебное пособие для школ. — М.: Просвещение, 1988.
Морозов М. А. Медицинская помощь при неотложных состояниях: учебное пособие. — С-Пб.: Дидактика, 1995.
Ильина Н. Самопомощь: Справочник скорой доврачебной помощи. — М., 1998.
Шальков О. Л. Здоровье туриста. — М.: ФиС, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Познай себя» (для детей 15-17 лет)
Данная учебно-познавательная программа направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценностного отношения к нему, развитие умений поддерж...
Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная
Основная задача общего музыкального образования – это формирование эстетического вкуса, приобщение детей к музыкальному искусству,...
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
Дополнительная образовательная программа "Подросток: тропинка к своему "Я"
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование...
План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»
Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания ли...
Памятка для родителей "Берегите себя и своих близких"
Памятка для родителей "Берегите себя и своих близких"...
Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...