План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»
классный час

Севидова Юлия Владимировна

Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания личной ответственности за свои выбор в жизни, о том, как избежать неправильного решения, как просчитывать последствия своих действий и поступков. Данное занятие позволяет охватить большое количество учащихся. Дает им возможность задуматься над предложенной темой, самостоятельно, в рамках занятия выработать альтернативные способы проведения свободного времени, налаживания контактов, решения жизненных трудностей, удовлетворения любопытства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx29.16 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_plan_konspektu.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В настоящее время, отмечается постоянный рост численности детей с проблемами в развитии. Учитывая присущие данным детям психологические особенности: в первую очередь, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции собственного поведения, проблемы самооценки и т.д. они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Особенно незащищенным слоем населения, от внешнего нежелательного влияния, является ребенок с интеллектуальными нарушениями, психологические особенности которого отличаются внушаемостью и комфортностью. Поэтому проблема психологической профилактики зависимостей школьников с ОВЗ является актуальной. Для того чтобы уберечь учащихся от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия.

Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания личной ответственности за свои выбор в жизни, о том, как избежать неправильного решения, как просчитывать последствия своих действий и поступков. Данное занятие позволяет охватить большое количество учащихся. Дает им возможность задуматься над предложенной темой, самостоятельно, в рамках занятия выработать альтернативные способы проведения свободного времени, налаживания контактов, решения жизненных трудностей, удовлетворения любопытства.

Опираясь на возрастные особенности подростков нами были выбраны следующие формы и методы:

Форма: классный час.

Методы: дискуссия, игра, ролевая игра.

Цель: закреплять и расширять знания о здоровом образе жизни. Помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия, преподнести учащимся с ОВЗ представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье, формировать у них стойкое неприятие к наркотикам, формирование жизненных навыков, умение сказать “нет”.

Предполагаемые результаты:

-уменьшение факторов риска употребления курения, алкоголя и наркотиков.

-укрепление у детей с ОВЗ позитивных социально значимых установок и мотивации на здоровый образ жизни.

-увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в организационный досуг.

-увеличение числа эмоционально благополучных детей.

Принципы реализации классного часа «Береги себя и свое здоровье»

-принцип личностной направленности, предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей обучающихся, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них;

-демократизм, предполагает сотрудничество педагога и обучающегося;

-учет возрастных, психологических особенностей обучающихся.

Организация и контроль реализации классного часа «Береги себя и свое здоровье»:

-выделение направлений работы и определение задач;

-включение в реализацию всех участников образовательного процесса (классные руководители, педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по УВР и ВР, родители обучающихся);

-анализ промежуточных и итоговых результатов работы.

Материально-техническое обеспечение

1. СМИ

2. Информационные буклеты

4.Справочная, научно-популярная и другая литература по профилактике употребления наркотических средств, психотропных веществ, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся

5. Комплект технических средств (компьютер, мультимедийные установки.)


План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»

Аудитория: обучающиеся 6-8 классов

Продолжительность:40 мин.

Форма проведения: классный час

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, цветные карандаши, чистые листы (формат А4).

Оформление: кабинет украшен символикой мероприятия; на стенах кабинета развешены рисунки; по кругу расставлены стулья для участников мероприятия.

Цель: закреплять и расширять знания о здоровом образе жизни. Помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия, преподнести учащимся с ОВЗ представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье, формировать у них стойкое неприятие к наркотикам, формирование жизненных навыков, умение сказать “нет”.

Задачи:

- повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;

- формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.

План мероприятия:

  1. Вводная часть:
  • орг. момент;
  • релаксационное упражнение
  1. Основная часть:
  • игра «Спорные утверждения»
  • игра «Поиск»
  • игра «Знатоки пословиц и поговорок»
  • физкультминутка
  • ролевая игра «Давай с нами!»

3.Заключительная часть:

  • беседа «Дерево ваших возможностей»
  • подведение итогов

Ход урока:

Организационный момент.

Преподаватель:

- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит.

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать на занятии с полной отдачей…

Прежде чем приступить к нашему сегодняшнему занятию, предлагаю вам снять напряжение и расслабиться. А поможет нам в этом упражнение «Искорка» (Цель: создавать ощущение сплоченности группы.)

Предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, далее по кругу подарить друг другу по очереди самые невообразимые подарки. При этом соблюдается условие: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Наташа, за …, а я дарю Кристине …» (Примеры подарков: вечный праздник, молодильное яблоко, мешок здоровья, земной шар, остров сокровищ и др.)

Сообщение темы:

Сегодня я предлагаю вам побывать в одной удивительной стране. Как она называется? Это вы узнаете, переставив местами буквы:

ЗОДРВОЬЕ

Правильно, это - Здоровье. И тема нашего занятие «Береги себя и свое здоровье».

-Итак, в путь!

Сейчас, ребята, вы получите билет с маршрутом путешествия, во время нашего путешествия мы встретимся с различными препятствиями, преодолев которые каждый из вас сможет вспомнить то, что он уже знает о вредных привычках, а также узнать что – то новое о здоровом образе жизни. (каждому обучающемуся вручается билет-маршрут)

Билет – маршрут «Город здоровья»

№п/п

Наименование остановки

1.

Проспект «Спорные утверждения»

2.

Улица «Поиск»

3.

Проспект «Знатоки пословиц и поговорок»

4.

Переулок «Давай с нами!»

Проспект «Спорные утверждения»

Описание:  Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».

-Легкие наркотики безвредны.

-Наркомания - это болезнь.

-Что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики.

-Что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи.

-Что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах.

-Что если ребёнку, например, на день рождения выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится.

-Что курение более опасно для детей, чем для взрослых.

-Продажа наркотиков не преследуется законом.

Улица «Поиск»

Описание: из представленных слов и словосочетаний выбрать те, которые относятся к характеристике здорового человека. Подчеркнуть их. Ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, не употребляет алкоголь.

Проспект «Знатоки пословиц и поговорок»

Описание: Каждый из участников вынимает из колоды карточку, на которой написана незаконченная пословица или поговорка. Ее нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:

В здоровом теле - а здоровье смолоду. Здоровье закаляйся. Где табак, там язва и наши лучшие друзья. Солнце, воздух и вода рак. Если хочешь быть здоров - не купишь. Береги платье снову, здоровый дух.

А теперь давайте немного отдохнем и расслабимся. А поможет нам в этом релаксационная игра «Дерево»

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится!

Ролевая игра «Давай с нами!»

Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.

Описание: учащиеся изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача учащихся – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали участники?
  • Трудно ли было противостоять давлению со стороны?
  • Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
  • Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
  • Почему?

Педагог: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.

"Дерево ваших возможностей"

- Ребята, перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:

Корни - это семья, интернат.

Ствол - школа, где вы получили первоначальное образование и трудовые навыки.

Ветви - это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь

Видите, ветка сломана. Что это значит? (ответы)

 Когда у человека ничего не болит, он хорошо себя чувствует, он может выполнять работу, заниматься своими увлечениями. Если человек болеет у него нет ни на что сил, от этого он несчастен. Поэтому очень важно следовать здоровому образу жизни с детства, тогда человек в течение жизни будет здоровый, успешный, счастливый!

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

- Расскажите о впечатлениях, полученных на сегодняшнем занятии.

- Что понравилось? Что было интересным? Что оказалось полезным? Что не понравилось?

Благодарим вас, дорогие ребята, за активное участие в сегодняшнем путешествии. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.

Всем спасибо за работу!


Список используемой литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 320 с.
  2. Колесов Д. В. «Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни». М.: «Дрофа», 2022 г. – 192 стр.
  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 256 с.
  4. Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2015 г.-271 стр.
  5. «Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко и др. М.: «Вариант», 2013 г. – 335 стр.
  6. «Подростки групп риска». Т. Корнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов. СПб: «Питер», 2015 г. – 336 стр.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Далин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2020. – 500 с. ("Практикум по психологии").
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2022. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  9. «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей». Н. В. Вострокнутов, Н. К. Харитонова и др., М.: «Вариант». 2013 г. – 240 стр.
  10. «Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением». Т. Шульга, Х. Спанияярд. Москва-Амстердам. 2014 г. – 238 стр.
  11. «Управление рисками в сфере образования». Л. Н. Антонова. Москва, 2013 г. – 138 стр.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тамбовская область «Методическая разработка по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и иных психоактивных веществ, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся» План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье» Разработали: педагог-психолог МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Авдеева С.А., учитель МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Какушкина Е.С., социальный педагог МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Севидова Ю.В. г. Мичуринск 2023 г.

Слайд 2

« Искорка » Нажми на меня

Слайд 3

Билет – маршрут «Город здоровья» № п/п Наименование остановки 1. Проспект «Спорные утверждения» 2. Улица «Поиск» 3. Проспект «Знатоки пословиц и поговорок» 4. Переулок «Давай с нами!»

Слайд 4

Проспект « Спорные утверждения » -Легкие наркотики безвредны. -Наркомания - это болезнь. -Что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики. -Что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи. -Что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах. -Что если ребёнку, например, на день рождения выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится. -Что курение более опасно для детей, чем для взрослых. -Продажа наркотиков не преследуется законом.

Слайд 5

Улица «Поиск» ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, не употребляет алкоголь.

Слайд 6

Проспект «Знатоки пословиц и поговорок» В здоровом теле - а здоровье смолоду. Здоровье закаляйся. Где табак, там язва и наши лучшие друзья. Солнце, воздух и вода рак. Если хочешь быть здоров - не купишь. Береги платье снову, здоровый дух. В здоровом теле – здоровый дух Береги платье снову, а здоровье смолоду Если хочешь быть здоров закаляйся Где табак, там язва и рак Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Если хочешь быть здоров - закаляйся

Слайд 7

Ролевая игра «Давай с нами!» Вопросы для обсуждения: Что чувствовали участники? Трудно ли было противостоять давлению со стороны? Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения? Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной? Почему?

Слайд 8

Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно . Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа.

Слайд 9

Рефлексия

Слайд 10

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

Конспект классного часа на тему «Береги Землю!».

Цель урока:   формирование экологического сознания подрастающего поколения, включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности.Задачи:1. А...

Методическая разработка классного часа на тему "Берегите друзей"

Данная разработка будет полезна всем классным руководителям при проведении классного часа на тему "Дружба. Берегите друзей! для учащихся 5-7 классов....

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

План-конспект открытого классного часа "Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико"

Данный урок был разработан и  проведен в 2014-2015 уч.году,размещен на данном сайте под другой учетной записью (Белявская Юлия Николаевна)Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....