План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»
классный час
Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания личной ответственности за свои выбор в жизни, о том, как избежать неправильного решения, как просчитывать последствия своих действий и поступков. Данное занятие позволяет охватить большое количество учащихся. Дает им возможность задуматься над предложенной темой, самостоятельно, в рамках занятия выработать альтернативные способы проведения свободного времени, налаживания контактов, решения жизненных трудностей, удовлетворения любопытства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
![]() | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время, отмечается постоянный рост численности детей с проблемами в развитии. Учитывая присущие данным детям психологические особенности: в первую очередь, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции собственного поведения, проблемы самооценки и т.д. они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Особенно незащищенным слоем населения, от внешнего нежелательного влияния, является ребенок с интеллектуальными нарушениями, психологические особенности которого отличаются внушаемостью и комфортностью. Поэтому проблема психологической профилактики зависимостей школьников с ОВЗ является актуальной. Для того чтобы уберечь учащихся от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия.
Классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. Формирование у них понимания и осознания личной ответственности за свои выбор в жизни, о том, как избежать неправильного решения, как просчитывать последствия своих действий и поступков. Данное занятие позволяет охватить большое количество учащихся. Дает им возможность задуматься над предложенной темой, самостоятельно, в рамках занятия выработать альтернативные способы проведения свободного времени, налаживания контактов, решения жизненных трудностей, удовлетворения любопытства.
Опираясь на возрастные особенности подростков нами были выбраны следующие формы и методы:
Форма: классный час.
Методы: дискуссия, игра, ролевая игра.
Цель: закреплять и расширять знания о здоровом образе жизни. Помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия, преподнести учащимся с ОВЗ представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье, формировать у них стойкое неприятие к наркотикам, формирование жизненных навыков, умение сказать “нет”.
Предполагаемые результаты:
-уменьшение факторов риска употребления курения, алкоголя и наркотиков.
-укрепление у детей с ОВЗ позитивных социально значимых установок и мотивации на здоровый образ жизни.
-увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в организационный досуг.
-увеличение числа эмоционально благополучных детей.
Принципы реализации классного часа «Береги себя и свое здоровье»
-принцип личностной направленности, предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей обучающихся, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них;
-демократизм, предполагает сотрудничество педагога и обучающегося;
-учет возрастных, психологических особенностей обучающихся.
Организация и контроль реализации классного часа «Береги себя и свое здоровье»:
-выделение направлений работы и определение задач;
-включение в реализацию всех участников образовательного процесса (классные руководители, педагоги-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по УВР и ВР, родители обучающихся);
-анализ промежуточных и итоговых результатов работы.
Материально-техническое обеспечение
1. СМИ
2. Информационные буклеты
4.Справочная, научно-популярная и другая литература по профилактике употребления наркотических средств, психотропных веществ, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся
5. Комплект технических средств (компьютер, мультимедийные установки.)
План-конспект классного часа на тему: «Береги себя и свое здоровье»
Аудитория: обучающиеся 6-8 классов
Продолжительность:40 мин.
Форма проведения: классный час
Оборудование: проектор, карточки с заданиями, цветные карандаши, чистые листы (формат А4).
Оформление: кабинет украшен символикой мероприятия; на стенах кабинета развешены рисунки; по кругу расставлены стулья для участников мероприятия.
Цель: закреплять и расширять знания о здоровом образе жизни. Помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия, преподнести учащимся с ОВЗ представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье, формировать у них стойкое неприятие к наркотикам, формирование жизненных навыков, умение сказать “нет”.
Задачи:
- повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;
- формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.
План мероприятия:
- Вводная часть:
- орг. момент;
- релаксационное упражнение
- Основная часть:
- игра «Спорные утверждения»
- игра «Поиск»
- игра «Знатоки пословиц и поговорок»
- физкультминутка
- ролевая игра «Давай с нами!»
3.Заключительная часть:
- беседа «Дерево ваших возможностей»
- подведение итогов
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель:
- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит.
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать на занятии с полной отдачей…
Прежде чем приступить к нашему сегодняшнему занятию, предлагаю вам снять напряжение и расслабиться. А поможет нам в этом упражнение «Искорка» (Цель: создавать ощущение сплоченности группы.)
Предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, далее по кругу подарить друг другу по очереди самые невообразимые подарки. При этом соблюдается условие: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Наташа, за …, а я дарю Кристине …» (Примеры подарков: вечный праздник, молодильное яблоко, мешок здоровья, земной шар, остров сокровищ и др.)
Сообщение темы:
Сегодня я предлагаю вам побывать в одной удивительной стране. Как она называется? Это вы узнаете, переставив местами буквы:
ЗОДРВОЬЕ
Правильно, это - Здоровье. И тема нашего занятие «Береги себя и свое здоровье».
-Итак, в путь!
Сейчас, ребята, вы получите билет с маршрутом путешествия, во время нашего путешествия мы встретимся с различными препятствиями, преодолев которые каждый из вас сможет вспомнить то, что он уже знает о вредных привычках, а также узнать что – то новое о здоровом образе жизни. (каждому обучающемуся вручается билет-маршрут)
Билет – маршрут «Город здоровья»
№п/п | Наименование остановки |
1. | Проспект «Спорные утверждения» |
2. | Улица «Поиск» |
3. | Проспект «Знатоки пословиц и поговорок» |
4. | Переулок «Давай с нами!» |
Проспект «Спорные утверждения»
Описание: Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».
-Легкие наркотики безвредны.
-Наркомания - это болезнь.
-Что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики.
-Что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи.
-Что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах.
-Что если ребёнку, например, на день рождения выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится.
-Что курение более опасно для детей, чем для взрослых.
-Продажа наркотиков не преследуется законом.
Улица «Поиск»
Описание: из представленных слов и словосочетаний выбрать те, которые относятся к характеристике здорового человека. Подчеркнуть их. Ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, не употребляет алкоголь.
Проспект «Знатоки пословиц и поговорок»
Описание: Каждый из участников вынимает из колоды карточку, на которой написана незаконченная пословица или поговорка. Ее нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:
В здоровом теле - а здоровье смолоду. Здоровье закаляйся. Где табак, там язва и наши лучшие друзья. Солнце, воздух и вода рак. Если хочешь быть здоров - не купишь. Береги платье снову, здоровый дух.
А теперь давайте немного отдохнем и расслабимся. А поможет нам в этом релаксационная игра «Дерево»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится!
Ролевая игра «Давай с нами!»
Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.
Описание: учащиеся изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача учащихся – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.
Вопросы для обсуждения:
- Что чувствовали участники?
- Трудно ли было противостоять давлению со стороны?
- Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?
- Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?
- Почему?
Педагог: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.
"Дерево ваших возможностей"
- Ребята, перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:
Корни - это семья, интернат.
Ствол - школа, где вы получили первоначальное образование и трудовые навыки.
Ветви - это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь
Видите, ветка сломана. Что это значит? (ответы)
Когда у человека ничего не болит, он хорошо себя чувствует, он может выполнять работу, заниматься своими увлечениями. Если человек болеет у него нет ни на что сил, от этого он несчастен. Поэтому очень важно следовать здоровому образу жизни с детства, тогда человек в течение жизни будет здоровый, успешный, счастливый!
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
- Расскажите о впечатлениях, полученных на сегодняшнем занятии.
- Что понравилось? Что было интересным? Что оказалось полезным? Что не понравилось?
Благодарим вас, дорогие ребята, за активное участие в сегодняшнем путешествии. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.
Всем спасибо за работу!
Список используемой литературы:
- Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 320 с.
- Колесов Д. В. «Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни». М.: «Дрофа», 2022 г. – 192 стр.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 256 с.
- Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2015 г.-271 стр.
- «Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко и др. М.: «Вариант», 2013 г. – 335 стр.
- «Подростки групп риска». Т. Корнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов. СПб: «Питер», 2015 г. – 336 стр.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Далин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2020. – 500 с. ("Практикум по психологии").
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2022. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
- «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей». Н. В. Вострокнутов, Н. К. Харитонова и др., М.: «Вариант». 2013 г. – 240 стр.
- «Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением». Т. Шульга, Х. Спанияярд. Москва-Амстердам. 2014 г. – 238 стр.
- «Управление рисками в сфере образования». Л. Н. Антонова. Москва, 2013 г. – 138 стр.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Искорка » Нажми на меня
Билет – маршрут «Город здоровья» № п/п Наименование остановки 1. Проспект «Спорные утверждения» 2. Улица «Поиск» 3. Проспект «Знатоки пословиц и поговорок» 4. Переулок «Давай с нами!»
Проспект « Спорные утверждения » -Легкие наркотики безвредны. -Наркомания - это болезнь. -Что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики. -Что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи. -Что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах. -Что если ребёнку, например, на день рождения выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится. -Что курение более опасно для детей, чем для взрослых. -Продажа наркотиков не преследуется законом.
Улица «Поиск» ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, не употребляет алкоголь.
Проспект «Знатоки пословиц и поговорок» В здоровом теле - а здоровье смолоду. Здоровье закаляйся. Где табак, там язва и наши лучшие друзья. Солнце, воздух и вода рак. Если хочешь быть здоров - не купишь. Береги платье снову, здоровый дух. В здоровом теле – здоровый дух Береги платье снову, а здоровье смолоду Если хочешь быть здоров закаляйся Где табак, там язва и рак Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Если хочешь быть здоров - закаляйся
Ролевая игра «Давай с нами!» Вопросы для обсуждения: Что чувствовали участники? Трудно ли было противостоять давлению со стороны? Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения? Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной? Почему?
Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно . Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа.
Рефлексия
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"
Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Конспект классного часа на тему «Береги Землю!».
Цель урока: формирование экологического сознания подрастающего поколения, включение их в жизнь общества посредством социально-значимой деятельности экологической направленности.Задачи:1. А...

Методическая разработка классного часа по теме: «Береги здоровье смолоду!» (2 класс)
Классный час «Береги здоровье смолоду!» - 2 класс...

Методическая разработка классного часа на тему "Берегите друзей"
Данная разработка будет полезна всем классным руководителям при проведении классного часа на тему "Дружба. Берегите друзей! для учащихся 5-7 классов....

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

План-конспект открытого классного часа "Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико"
Данный урок был разработан и проведен в 2014-2015 уч.году,размещен на данном сайте под другой учетной записью (Белявская Юлия Николаевна)Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....

План-конспект «Береги себя и свое здоровье»
Разработанный классный час «Береги себя и свое здоровье» направлен на профилактическую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 13-15 лет. У них будут формироваться пон...