Открытый урок в 5 классе на тему: "Прямоугольные треугольники".
план-конспект урока (5 класс) на тему

Потапова Ирина Михайловна

Данный урок является обобщающим уроком в рамках темы "Прямоугольные треугольники". Был проведен в условиях реализации ФГОС ООО в 5 классе. Во время этого урока ребята должны закрепить знания и умения использования определения и свойств геометрической фигуры-треугольника, прямоугольного треугольника при решении задач. А так же развивать математическую речь, логическое мышление, творческую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_urok_5_klass.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Бородинская СОШ»

Обобщающий урок математики  по теме:

«Прямоугольные треугольники».

(5 класс. ФГОС)

Подготовила:

учитель математики

Потапова И.М.

2012-2013 учебный год

Цели урока:

1) Закрепление знаний и умений использования определений и свойств геометрических фигур при решении задач;

2) Развитие математической речи, логического мышления, творческой активности.

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС):

А )Предметные:

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире все виды треугольников, квадрат, прямоугольник. Уметь применять все изученные свойства при решении задач.

Б) Метапредметные:

Познавательные УУД: 

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их  характеристиками, проводить сравнение объектов. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные УУД:

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные УУД: 

умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

В) Личностные:

Осознание важности изучения математики для понимания окружающего мира.

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры.

Ход урока.

1. Мобилизующий момент.

а)Организационный момент.

    Нам урок пора начать

    Пришло время вычислять

    И на трудные вопросы

    Вы ответ сумейте дать!

А интересных и трудных вопросов у нас сегодня будет много. Готовы?! Начнём?!

б) Проверка домашнего задания (слайд 1).

Сказка «Треугольники».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Треугольник. Было у него волшебное зеркало – равнобедренный треугольник. Да у этого зеркала все стороны были равны. И оно показывало неправду. Всё вокруг было грустным и печальным. Заскучал царь и отправился в путешествие по своей стране Треугольнии. Его сопровождала многочисленная охрана, которая состояла из прямоугольных треугольников. Все треугольники-солдаты имели только острые углы, а их полководец - самый главный  треугольник хвастался углом в 130˚.

Объехав свои владения, царь встретил всех своих подданных: тупоугольных, остроугольных, прямоугольных и других треугольников. Все жили дружно и весело. Не то, что их царь, который смотрел в неправильное зеркало. Поэтому, когда царь вернулся домой, то разбил его. И стал добрым и справедливым правителем.

        Вы дома должны были прочитать эту сказку и выяснить всё ли в ней верно. Нет ли никаких ошибок. Кто нашёл ошибки? Поднимите руки. Молодцы! Давайте вместе их обсудим.

Итак, мы читаем сказку «Треугольники» и там, где встречается ошибка, останавливаемся и объясняем, в чём она заключается.

Молодцы, правильно, справились с заданием. А ещё вы должны были начертить треугольники, которые встречались в этой сказке. Какие это треугольники? (слайд 2)

А теперь поменяйтесь тетрадями и поставьте карандашом отметку:

если всё верно: 5;

одна ошибка: 4

две ошибки: 3

больше двух ошибок: 2.

2. Постановка целей; темы урока.

А мы с вами какой вид треугольников изучаем?

-Прямоугольный.

Правильно. Мы с вами уже полностью изучили всю главу о прямоугольных треугольниках. Знаем все определения и понятия. Как вы думаете, чем же сегодня мы будем заниматься?

- Повторением.

-Закреплением.

А что же мы для этого будем делать?

-Отвечать на вопросы.

-Решать задачи.

Думать и объяснять.

Совершенно верно. Поэтому цели нашего урока таковы:(слайд 3)

А раз мы будем повторять, обобщать и закреплять, то у нас  обобщающий урок по теме: «Прямоугольные треугольники». Запишите в тетрадь тему урока и число

06.02. 13 г.

Наш урок пройдёт под девизом:

«Клетка геометрии – треугольник. Он так же неисчерпаем, как и вселенная».                                                  И.Ф. Шарыгин.

Как вы понимаете эти слова?

-ответы учащихся.

3. Упражнение для глаз.

Почти 90 % информации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, то снижается внимание и активность. Давайте дадим отдых глазам и себе. Упражнения выполняем с настроением.

На доске розовым и голубым цветом нарисованы две линии. Ваша задача обвести глазками снизу вверх первую спираль, а затем сверху вниз. Потом обводим вторую фигуру.

4. Разминка. Устная работа.

Перед вами лежат листы с заданиями. Начинаем с первого задания. Читаем его и отвечаем на вопрос.

5. Практическое задание в парах.

Ребята, посмотрите, какая фигура у меня в руках?

-Угол.

У вас на столах лежат детали конструктора, возьмите их и сделайте себе такую же геометрическую фигуру.

Покажите мне на этой модели прямой угол, тупой, острый и развёрнутый. Можно изменять этот угол?

-Да.

А как сделать так, чтобы этот угол не изменялся?

- Скрепить концы этого угла.

Сделайте это ребята. Что получили?

-Треугольник.

А теперь можно изменить углы в треугольнике? Попробуйте.

-Нет.

Правильно, нет. Потому что треугольник – это жёсткая фигура. О применении свойства жесткости в практической жизни послушайте рассказ(в презентации).

Мы с вами узнали о применении треугольника в практической жизни. А теперь вернемся к математике. Ведь и  здесь треугольник занимает весьма почётное место.

6. Концентрация внимания.

7. Тестирование.

Проводится в ноутбуках. Ученикам сразу выставляется оценка.

Проанализируем результаты:

У кого «5» - молодцы.

У кого «4» - это тоже хорошо.

У кого «3» - нужно ещё поработать и подучить.

У кого «2» - приходите заниматься после уроков.

Поставьте оценки в дневники.

8. Зарядка.

Устали? На зарядку становись!!!

А) Движения руками, изображая перед собой прямоугольные треугольники.

Б) Движения ногами (по очереди), рисуя прямоугольные треугольники.

В) Наклоны вперёд, касаясь руками лодыжек ног получаем прямоугольные треугольники.

9. Творческая работа  в парах.

У вас на столах лежит верёвочка с узелками, которые разделили её на 12 равных частей. Ваша задача построить из неё треугольник со сторонами 3, 4 и 5. Выполняйте.

Кто справился? Какой у вас получился треугольник?

- Прямоугольный.

Между какими сторонами у вас получился прямой угол? Почему?

10. Историческая пауза.

Этот способ был известен ещё древним египтянам. Для построения прямых углов они поступали так: на верёвке делали метки, делящие её на 12 равных частей, связывали концы верёвки и растягивали на земле в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5. Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым. Такой треугольник называется египетским.

11. Кроссворд.

Время нашего урока приближается к концу, и я хочу быть полностью уверена, что вы хорошо знаете эту тему. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то я в этом буду убеждена. А ключевое слово будет оценкой вашей работы на уроке.

Вопросы:

1) Какой угол образуют катеты в прямоугольном треугольнике?

2) Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против угла в 90˚?

3) Геометрическая фигура, состоящая из трёх точек и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки?

4) Отрезок, соединяющий несоседние вершины.

5) Четырёхугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые.

6) Один из десяти знаков, которые используются для записи чисел.

7) Треугольники, совпадающие при наложении называются… .

Итак, кто вы? Молодцы! И вы, действительно, молодцы! Хорошо работали, активно отвечали.

12. Итог урока, выставление оценок.

Наш урок подошёл к концу. Но не закончена работа с прямоугольными треугольниками. Давайте вспомним девиз этого урока. Почему же треугольник – клетка геометрии? Почему он неисчерпаем?

Какой бы знак вы поставили в конце нашего урока? Почему?

!

.

?

Ответы учащихся.

13. Домашнее задание.

1) повторить главу 10.

2) Возьмите лист прямоугольной формы и разрежьте его на прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольники так, чтобы этот лист был весь использован.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения задач по теме "Прямоугольный треугольник"

На данном уроке учащиеся отрабатывают навык решения задач, применяя свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников....

Презентация к уроку решения задач по теме "Прямоугольный треугольник"

На данном уроке учащиеся отрабатывают навык решения задач, применяя свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников....

Презентация к уроку 5 класса по теме "Прямоугольный параллелепипед"

В 5-ом классе ребята любят красивые и наглядные уроки. Данная презентация поможет учителю познакомить ребят с данной темой и показать использование геометрических фигур в повседневной жизни. Работа вк...

Методическая разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Прямоугольные треугольники"

Конспект урока по геометрии в 7 классе. по теме "Прямоугольные треугольники"  Урок-заключительный по этой теме. Предусматривает групповую работу творческого характера....

Урок по геометрии на тему: "Прямоугольный треугольник"

Тест по теме: "Прямоугольный треугольник"...

Технологическая карта урока. Решение задач по теме "Прямоугольный треугольник". Геометрия 7 класс.

Технологическая карта урока. Решение задач по теме "Прямоугольный треугольник". Геометрия 7 класс....

Открытый урок по черчению на тему: "Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции"

Урок по черчению в 8Б классе проводился последним в четверти как урок-викторрина, состязание двух команд....