Дискуссия «XXI век: эра милосердия или агрессии?»
материал по теме

Материал для дискуссионного клуба. Подготовили социальный педагог, уполномоченный по ЗПУОП и  психолог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл xxi_vek_-_otkrytoe_meropriyatie.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

1

«XXI век: эра милосердия или агрессии?»

Форма: дискуссия.

        

Цели: 1. Обсудить с обучающимися понятия «агрессия» и «милосердие»;

             2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;

             3. Воспитывать у детей доброжелательность, отзывчивость и толерантность;

             4. Привить основы нравственного поведения.

Оформление: запись песен, фрагмент мультфильма «Просто так», презентация- диагностика, газеты, сочинения, высказывания писателей и пословицы о добре.

 Ход мероприятия

Чтение  стихотворения Э.Асадова «В мире столько всяческого зла» ( на фоне музыки)

В мире столько всяческого зла,-

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед не натворил-

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьёзно

В зле, что ты когда –то совершил.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Наш дискуссионный клуб снова открыл свои двери.

Ведущий 2. В нём мы уже обсудили проблемы наркомании и табакокурения.

В.1. Права ребёнка и что значит «быть свободным».

В.2. А сегодня,  как вы догадались, речь пойдёт о милосердии и об агрессии.

В.1. Набирает обороты третье тысячелетие. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее, счастливее.

В.2. Но что мы видим на самом деле? Рост агрессивности, преступности, в первую очередь, в молодёжной среде.

В.1. Вот и поищем вместе ответы на два классических российских вопроса:

            А) Кто виноват?

2

  Б) Что делать?

В.2. Чтобы ответить на первый вопрос, мы провели анкетирование обучающихся 8-11 классов, предложили выпустить газеты, написать сочинения. Всё это вы увидите и услышите в процессе нашего разговора.

 Чтение  стихотворения Э.Асадова «Не бейте детей!»

Не бейте детей, никогда не бейте!

Поймите, вы бьёте в них самих себя,

Неважно, любя иль не любя,

Но делать вовек такого не смейте!

И сколько ж порой на детей срывается

Всех взрослых конфликтов, обид и угроз.

Ну как же рука только поднимается

На ужас в глазах и потоки слёз?!

Мир жив добротой и уважением,

А плётка рождает лишь страх и ложь.

И то, что не можешь взять убежденьем,-

Хоть тресни – побоями не возьмёшь!

Семья – это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

                                                           Э. Асадов 1990 г.

1 блок

В.1. Каждому человеку хочется, чтобы с ним считались, к его мнению прислушивались, спрашивали его совета. Обратимся, ребята, к вашим   анкетам, для этого дадим слово нашему психологу Юлии Александровне.

(результаты анкетирования, анализ ответов по первому и второму вопросу)

В.2. За что же уважают людей? Что важнее в человеке? Давайте перелистаем наши сочинения.

                                    ( чтение сочинений, Рейнгардт А., Рядченко Е.)

                                     Первый лучик – комментарии Ю.А. и С.В.

2 блок

В.1. Сейчас вы увидите сценический этюд «Новая прическа». Смотрите внимательно и постарайтесь объяснить: «Почему отец оказался

3

неубедительным?». В качестве экспертов выступят ребята из восьмого класса.

                  (сценический этюд «Новая причёска»)

В. 1. Почему отец оказался неубедительным. Почему возник конфликт?

                        (Ответы детей)

В.2. Слово экспертам.

                          (   Эксперты отвечают)

В.1. Как заслужить уважение взрослых к своей личности?

                    (Ответы детей)

Психолог.  Да, ребята, вы должны решать свои проблемы вместе со взрослыми.

                                         (песня «Взрослые и дети»-Эльнур, Вика)

                                                      Второй лучик – без комментарий

3 блок

          (анализ ответов на 3 вопрос, Исайкина Ю.А.)

Психолог. Мы, психологи, считаем, что запрет на физическую активность очень вреден для детей. Если ребёнок не имел возможности физически разрядиться, то переизбыток энергии может вызвать неосознанную агрессию. Ведь был нарушен главный закон поведения ребёнка: его энергия обязательно должна найти выход. Как это делают наши девочки из хореографической группы «Звездная пыль».

                        ( выступление хореографической группы)

        Третий лучик - комментарии Ю.А. и А.М.

4 блок

В. 1. Ежедневно, ежечасно, в любой ситуации думала о нём. Мечтала о новой встрече с ним. Моё сердце постоянно стремилось к нему – безропотному, неожиданному, желаемому. Ничто на свете не могло стать преградой нашей встрече.

В.2.  Она спешила домой, и ей был нужен он, только он – такой элегантный, эрудированный, неутомимый… О чём идёт речь?

                     (варианты ответов)

В.1. Нас заинтересовал 4-й вопрос анкеты. Пожалуйста, Юлия Александровна.

        (анализ ответов на 4-й-А вопрос)

               

4

В.1. А сейчас обзор газет. Тема «Сделать бы жизнь с кого…»

        ( выступление обучающихся 8-9 классов)

В.2. Конечно, нас огорчило, что  примитивные  молодёжные сериалы вызывают у вас наибольший интерес.

В.1.  Но и порадовало то, что есть небольшой процент ребят, которых всё же волнуют познавательные и новостные передачи.

Просят слово девочки 10-го класса. (Рая и Вика)

           (Результаты исследования программ и телепередач)

В.1. Юлия Александровна, что вы можете сказать по поводу увлечения ребят Интернет –сайтами?

В.2. Как же избежать негативного влияния СМИ? От чего зависит наш выбор?

        ( Ответы детей)

В.1. Вы правы, от интеллекта и вкуса, их надо развивать.

        Четвёртый лучик – без комментарий

5 блок

        (Сценический этюд «Язык мой – друг или враг?»)

В.2. Странно… Почему так случилось: 1-й толкователь снов наказан, а второй – награждён?

                               (варианты ответов)

В.1. Верно. Часто важнее не только что мы говорим, но и как мы говорим.

        Чтение стихотворения Э. Асадова  «О слове»

Слово может согреть, окрылить и спасти,

Осчастливить и льды протаранить.

Слово может нам тысячи бед принести,

Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!»

                                                           2000 г.

В.1. Слово психологу. (Анализ ответов на пятый вопрос)

В.2. Следующий сценический этюд «История с историей, или Оценка за триместр».

5

В.1. Как же, умея говорить, научиться разговаривать? Быть услышанным, правильно понятым?  А что скажут эксперты?

        ( ответы детей, мнения экспертов)

В.2.Слова – это сильнейшие конфликтогены, т.е. то, что рождает конфликт.

В.1. Действительно, невоспитанность, грубость, угрозы, насмешки приводят к проявлению агрессии. Что же делать?

                                            Пятый лучик- комментарии Ю.А.и С.В.

6 блок

    Чтение стихотворения Э.Асадова «Именем совести»

 Какие б не грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днём, ни ночью – никогда!

Ведь каждый, ну буквально каждый,

Коль жить пытался похитрей,

Встречался в жизни не однажды

С укором совести своей.

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути,

Но против совести ни разу,

Нельзя товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!

                                                               1976 г.

                 ( Песня «Генералы песчаных карьеров»)

В.2. Вы, конечно же, узнали песню из к\ф «Генералы песчаных карьеров», снятого по роману бразильского писателя Жоржи Амаду «Генералы песков». Его герои - беспризорные дети, подростки, вынужденные грабить, воровать, чтобы выжить в жестоком мире.

В.1. Мы живём в России, но разве мало вокруг нас таких же обездоленных: бомжей, инвалидов, беспризорных детей?! Только беспризорных детей 900 тысяч. У каждого ли из нас есть чувство сострадания к таким людям? Давайте посмотрим сценический этюд «Две дороги».

                      (Сценический этюд)

В.2. Почему молодой человек отказался помочь?

6

(Варианты ответов)

В.1. Как бы вы поступили в этом случае?

        (Варианты ответов)

В.2. Юлия Александровна, давайте вернёмся к нашей анкете.

                    (Анализ ответов на 6 вопрос)

В.1. Милосердие – это милость к побеждённым и пострадавшим. Оно сегодня не модно? Не нужно? Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших  проявлений нравственности. Как же получилось, что чувство это в нас убывает, оказывается запущенным?

В.2. Кто-то может возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, истинного милосердия. Примеры есть и тем не менее мы остро ощущаем, отлив милосердия в нашей жизни.

В.1. Напомним, 24 февраля появилась информация о жестоком заявлении читинского мэра Анатолия Михалёва. Процитирую: « К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей, а других законных способов справиться с ними сегодня нет». Стоит задуматься…

В.2. 25 февраля на сайте Читинской мэрии были опубликованы извинения  Анатолия Михалёва за высказывание о бомжах. Кто желает прокомментировать этот случай?

        ( ответы взрослых)

В.1. Давайте будем помнить, что, сделав добро, человек сам становится лучше, чище. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь – то случайный попутчик или друг – это и будет проявление доброты.

В.2.  Обучающиеся восьмого класса получили задание: найти пословицы о доброте, давайте их послушаем.

(выступление 8 класса)

Чтение стихотворения Э.Асадова «Учитесь»

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств –

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!

Нельзя не учась водить самолёт,

Но разве же проще любви полёт,

Где можно стократ разбиться?

Веру, тепло и сердечность встреч

Разве легко на земле сберечь?

Как же тут не учиться?!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать,

И нечего тут стыдиться!

7

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание Человек, -

Стоит, друзья, учиться!

 В.1.Как же воспитать в себе чувство толерантности, т.е. терпимости, снисходительности к кому-либо?

(ответы детей и взрослых)

Шестой лучик- комментарии Ю.А.и А.М.

(отрывок из мультфильма «Просто так»)

В.1. Наша дискуссия была достаточно жаркой. Хочется закончить наш разговор словами Бернарда Шоу 

В.2. «Теперь, когда мы научились летать по небу, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

В.1. Итак, от кого зависит, каким будет 21 век: эрой милосердия или агрессии?

                                             (ответы детей)

Песня «Твори добро», Шура

В.2.Солнышко прогнало своими тёплыми, добрыми лучами серую, злую тучку. А мы вам, уважаемые гости,  дарим в память о нас символ нашего семинара - «солнышко»

В.1. Мы благодарим учителя технологии Аристову Н.Ю.

В.2.И учителя ИЗО Гамалееву О.Н. за помощь в оформлении зала.

        ( рефлексия)

В.1. Если вы считаете наш разговор полезным, актуальным, поднимите такие смайлики   (показывает).

В.2.Если, по вашему мнению, вы сегодня напрасно потеряли время, поднимите такие  смайлики   (показывает).

В.1. Спасибо всем за участие!

В.2. До новых встреч в нашем дискуссионном клубе!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с.Терновка»

Энгельсского района Саратовской области

Дискуссионный клуб

«XXI век: эра милосердия или агрессии?»

                           Ответственные :  Кукина А.М. социальный педагог;

                           Мосина С.В.уполномоченный  по ЗПУОП;

                           Исайкина Ю.А. педагог-психолог.

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»

Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им.  Н.В. Склифосовского....

Классный час "Цена милосердия" из проекта "Школа милосердия"

 Воспитание в детях сострадания, умения прийти на помощь, милосердия, уважения к людям и самим себе....

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий

Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...

Методическая разработка урока русского языка в 10 классе «Нуждается ли человек в милосердии: дискуссии на тему»

Тип урока: комбинированный, интегрированный  (русский язык, литература).Форма урока: урок – диспут.Оборудование: словарь по теме урока, презентация с Женевскими конвенциями о правах человек...

Дискуссия на тему «Нужны ли сострадание и милосердие в современном мире?»

Во все времена сострадание , стремление помогать нуждающимся, больным, слабым считалось одной из главных добродетелей. Ныне, в реальной нашей жизни, многие из нас руководствуются иным принципом : &laq...