Урок ОПК 5 класс "Икона и картина"
методическая разработка (5 класс) на тему

Морозова Любовь Юрьевна

Технологическая карта урока по основам православной культуры в 5 классе "Икона и картина". Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikona_i_kartina.doc51.5 КБ
Файл ikona_i_kartina_11.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОПК

Учитель: Морозова Любовь Юрьевна

Класс:  5

Тема урока: Икона и картина

Образовательная цель: Формирование представления о церковном искусстве (иконе).

Деятельностная цель: Формирование умений понимать отличительные черты иконы.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Планируемые результаты

  1. Предметные:

Формирование дружелюбного и толерантного отношения к культурным ценностям.

Формирование  основных  духовных идеалов, хранимых в культурных традициях русского народа.

  1. Личностные:

Развитие духовного сознания через освоение культурного наследия русского народа.

  1. Метапредметные

Регулятивные:

Формирование умений  планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

Совершенствование умений  извлекать информацию, перерабатывать её, анализировать.

Коммуникативные:

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих  мыслей.

Задачи урока

Образовательные:

Формировать умения «читать» (понимать)  икону.

Формировать умения различать икону и картину.

Способствовать формированию умения монологического высказывания.

Развивающие:

Развивать навыки чтения с извлечением необходимой информации.

Развивать умение организовывать информацию по теме.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к священным изображениям православных христиан.

Развивать стремление к овладению основами православной культуры.

Ресурсы: 

  1. Презентация Power Point
  2. Карточки с изображением икон и картин.
  3.  Кураев А.В. Основы православной культуры [Текст]/  Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2010. – 99 с.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Формы контроля: индивидуальный

Домашнее задание: прочитать текст учебника с.52-53 «Свет иконы»  и ответить на вопрос: Как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве.

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация  к учебной деятельности  

(2-3 мин)

Побуждает учащихся настроиться на урок, отвечать на вопросы: Знакомы ли вам фамилии: Левитан, Шишкин, Ван Гог? Давно ли вы были в музее изобразительного искусства? Что мы видим в картинной галерее? Кто такой Андрей Рублев? Когда мы входим в храм, что мы видим на стенах?

Отвечают на вопросы учителя, настраиваясь на тему урока

  1. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин)

Организует работу в группах по карточкам.

Записывает на доске отличительные признаки иконы и картины, называемые учениками в ассоциативный ряд.

Организует подводящий диалог к теме урока: Есть ли что-то общее между картиной и иконой? А что отличает их? Чем нам интересна картина? Для чего художник пишет картины? Для чего нужна икона?

В группах распределяют карточки на иконы и картины. Отвечают, почему так распределили карточки, выделяя отличительные признаки иконы и картины (живописного изображения).

Ассоциативный ряд: икона (строгий взгляд, в храме,  святые, Бог, ангелы); картина (цвет, разные стили, фантастика, предметы, разные художники, может быть без людей)

  1. Постановка учебной задачи

(5-6 мин)

Помогает в формулировании предложений  для заполнения таблицы ЗХУ «ИКОНА»  (Знаю, Хочу узнать, Узнал).

Заполняют первую часть таблицы ЗХУ, используя ассоциативный ряд (3-5 предложений).

Заполняют вторую часть таблицы ЗХУ (2-3 вопроса).

  1. Открытие нового знания (12-14 мин)

Лекция учителя с объяснением особенностей изображения на картине и иконе (Презентация).

Прослушав лекцию, заполняют третью часть таблицы ЗХУ о том, что нового о иконе узнали (3-5 предложений).

Формулируют вывод: для чего нужна икона?

  1. Первичное закрепление  (5-6 мин)

Организует обсуждение написанной учениками таблицы.

Слушают высказывания одноклассников, высказываются о том, что написано в таблице.

  1. Самостоятельная работа (7-8 мин)

Организует учеников на прочтение текста.

Читают текст учебника «Икона и молитва», отвечают на вопрос, как связаны эти понятия, как икона помогает молитве.

  1. Включение в систему знаний

(7-8 мин)

Организует работу в парах: ученики смотрят слайд презентации с изображением иконы и картины.

Работают в парах: смотрят слайд презентации, выясняют, где изображена икона, а где картина, дают обоснование.

  1. Рефлексия и домашнее задание (4-5 мин)

Организует БЛИЦ-ОПРОС по изученной теме.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.



Подписи к слайдам:

Морозова Любовь ЮрьевнаМБОУ СОШ № 97 г. Кемерово
Рембрандт ван Рейн св. Иоанн БогословЕвангелист Матфей и ангел
Екатерина II
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
Иверская икона Божией Матери
Картина Икона
Передает материальную сторону мираОбраз времениСредство общения с авторомЭмоциональность, чувства автораРеалистичность Прямая перспективаВнешний источник светаЦвет как окраска предметов
Передает реальность духовного мираВне времениСредство общения с БогомБесстрастность автораУсловность Обратная перспективаОтсутствие внешнего источника светаЦвет как символЕдиновременность изображения
Икона или картина?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".

Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...

Разработка урока для 3-го класса по программе Б. М. Неменского. Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж»

Технологическая карта урока – изобразительное искусство 3 класс УМК «Школа России» Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж» (по программе Б. М. Неменского)Дата урока: 25 апреля 2014 года...