Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"
презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме
Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во второй части презентации представлен подробный, поэтапный анализ картины с материалами, которые помогут шестиклассникам написать сочинение (вопросы, словосочетания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_vasnecov_vityaz_na_raspute.pptx | 1002.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автопортрет Виктора Михайловича Васнецова 1873 год
Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец. Написал много прекрасных полотен. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Алёнушка (1881)
"Иван-царевич на сером волке" (1889)
Ковер-самолет (1880)
"После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880)
"Богатыри" (1881-1898)
«Баян» (1910)
Ф.И. Шаляпин был потрясен картинами Васнецова: «Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение мощи - физической и духовной».
Одним из прекраснейших полотен является картина «Витязь на распутье». Она была написана В. М. Васнецовым под влиянием русской народной былины «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х годов. В 1882 году увидел свет ее окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского мецената. Сейчас картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Да наехал он во чистом поле три дороженьки, Три дороженьки, три ростании . На тех ростанях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: “ Налеву ехати - богату быть, Направу ехати - женату быть, Как пряму ехати - живу не бывати , - Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному!”» Из былины “Илья Муромец и разбойники”
ЗАДАНИЕ Рассмотрите иллюстрацию, ответьте на вопросы и выполните задания
Задание 1: «Витязь» Подберите синонимы к слову витязь (упр. 148) Опишите фигуру воина: во что одет; каково оружие ; какова поза витязя, и спользуя слова и словосочетания: центральное место, кольчуга, шлем, деревянное копье, колчан, щит, булава, монументальный, усталая решимость, задумчивая поза, склоненная голова
Задание 2: «Конь» Рассмотрите коня, опишите: внешний вид; поза; отметьте единство с фигурой наездника Составьте предложения со словами: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги, уверенно стоя, автор желает показать, единство помыслов.
Задание 3: «Камень» Запишите фразу, которая написана на камне: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному» В какое предложение вы ее включите? Какие знаки препинания поставите? Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем? Предположите, о чем он может размышлять в этот момент.
Задание 4: «Мрачный пейзаж» Опишите местность, в которой находится богатырь. Что вы видите вокруг? Какое настроение создается при виде этой картины? Что могло произойти здесь? Составьте предложения со словами: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, воронье, автор использует тона, создается настроение.
Сравните картину В.М. Васнецова с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Пред ним открылся дол широкий При блеске утренних небес. Трепещет витязь поневоле: Он видит старой битвы поле. Вдали все пусто; здесь и там Желтеют кости; по холмам Разбросаны колчаны, латы; Где сбруя, где заржавый щит; В костях руки здесь меч лежит; Травой оброс там шлем косматый, И старый череп тлеет в нем…
Задание 5: «Небосклон» Какие краски использует художник, рисуя небо на картине? Какое время суток изображено? Какие мысли вызывает у вас небосклон? Можно ли сказать, что светлеющее небо символизирует надежду на светлое будущее, на новые победы богатыря?
Задание 6: «Заключение» Сформулируйте итог сочинения, используя слова: защитник земли русской, мужественный богатырь, вся картина проникнута, полотно завораживает, живет дух русского народа, огромный талант В.М. Васнецова.
Составьте и запишите план сочинения: I. В.М. Васнецов – великий русский живописец. II. Эпическая картина «Витязь на распутье». Истоки сюжета картины. Центральное место занимает витязь на коне . Роковой камень. Мрачный пейзаж. Зарождающаяся заря. III. Воплощение духа русского народа.
Список использованной литературы: Ефремова Л.А. Васнецов. – ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. Учебник «Русский язык», 6 класс / под ред. М.М. Разумовской. – М., 2009. http://bibliotekar.ru/rusVasnecov/index.htm http://schooltask.ru/sochinenie-po-kartine-vm-vasnecova-vityaz-na-raspute/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.
Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...
Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....
Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....
Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"
Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....
Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)
В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...
Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"
Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений; ...
Урок развития речи по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Разработка урока по картине И.И Левитана...