Изготовление кукол как эффективный способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
статья по теме

Изготовление кукол как эффективный  способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуаци

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kukloterapiya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовление кукол как эффективный  способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуаци.

Прежде чем рассказать о моей работе с детьми над созданием кукол, приведу некоторые задачи, стоящие передо мной как воспитателя в стенах нашего учреждения. Нужно в дружелюбной атмосфере научить ребенка творческому самовыражению с помощью декоративно-прикладного искусства развить в нем творческое мышление и способности видеть и создавать из обыденных вещей предметы искусства. Объединить и сплотить детский коллектив.

Хотелось бы отметить особенность работы с детским коллективом в СРЦ «Радуга». Воспитанники пребывают в нашем учреждении от трёх до шести месяцев. При этом имеет место их изоляция от здорового общества. Наши дети зачастую находятся в неравном социальном положении, недостатке внимания семьи. Отсюда – комплексы, отклонения социального поведения и, в некотором роде, ограниченность кругозора. Именно поэтому одними из наиболее эффективных объединяющих начал можно назвать искусство и ручной труд .

Одним из направлений моей работы является создание вместе с детьми различных кукол. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи,

например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

Показания для применения метода «Куклотерапии»:

- различные отклонения в развитии ;
- эмоциональная неуравновешенность,

- неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.


           Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.
          В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».
 

Функции, которые выполняет куклотерапия: 
•   коммуникативную  - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
•   релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
•   воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
•   развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
•   обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
В своей педагогической деятельности с детьми опираюсь на учебные материалы, такие как:

• «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Л. К. Сидорова, (методическое пособие) Москва 2004г. «Айрис Пресс».

• Сес Н. А., Щирова А. Н. Арт-объект как специфичная художественная форма // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – стр. 23-24;

• Николаева Е. В. Арт-объект и его коммуникативные пространства // Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание – 2013. – №1. – http://www.cr-journal.ru/rus/journals/190.html&j_id=13.

• Деммени Е. Школьный театр кукол. – Детгиз. – 1960.

• Федотов А. Техника театра кукол. – Искусство. – 1953.

Прежде чем говорить непосредственно моей работе с детьми на занятиях, отмечу, что учитывая психологические проблемы воспитанников нашего приюта, в рамках предмета «Прикладное творчество» мною была разработана определенная система проведения занятий.

Развивающие занятия по куклотерапии.

Цель занятий: создание условий для успешной адаптации ребенка, к работе в коллективе, для развития его личности.
Развивающе - воспитательные задачи:
1.   Развитие познавательной сферы ребенка.
2.   Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.   Формирование коммуникативных навыков.
4.   Обогащение представления об окружающем мире.
5.   Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
6.   Активизация и развитие речи.
7.   Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Структура занятия:
1.   Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
2.   Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.
3.   Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается  тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.
4.   Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.
5.   Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Занятия могут проводиться в различных формах:

индивидуальной (15-20 минут) и групповой (30 минут) .

Кроме того, отмечу, что по мере необходимости ведется индивидуальная работа с детьми. Такие занятия проходят как непосредственно во время занятия, так и после них.

В июле 2014г в реабилитационном центре «Радуга» состоялась премьера кукольного спектакля «Розовый слон». Постановку о дружбе, взаимовыручке, умении постоять за себя и принимать других такими, какие они есть, подготовили воспитанники центра под руководством педагогов. Воспитанники под руководством педагогов смастерилаи настоящих кукол из папье-маше и других материалов.  Ребята  сами готовили декорации, сочинили сказку, которая легла в основу сценария. Роли в спектакле подобраны по характеру детей. Интересным занятием было обучение «вождения» куклы и озвучивание героев. Каждый актер отвечал за своего персонажа: не только принимал непосредственное участие в создании куклы, но и дорабатывал ее по мере необходимости, обслуживал, следил за исправностью. Работая над созданием персонажей, ребята прошли все обязательные этапы, описанные ранее. Рисовали эскизы, подбирали материал, учились с ним работать и трудились. При этом стоит отметить, что каждый персонаж был наделен своей историей жизни и своим характером, что отразилось на его внешнем и внутреннем (используемые материалы) виде. При этом, все куклы были выполнены из самых простых и доступных материалов, таких как пенопласт, поролон, бумага, ткань, пуговицы и бусины. Для работы использовались техники шитья, объемного моделирования из поролона, папье-маше и дрВ итоге получилось настоящее представление в двух действиях, которое порадовало пришедших зрителей. Впереди репетиции продолжения сказки.  Ребята с педагогами планируют показать свой спектакль воспитанникам детских домов, реабилитационных центров и оздоровительных площадок Астраханской области

Кроме того, считаю данное направление работы наиболее уместно в стенах нашего учреждения. Как я уже упоминала, воспитанники находятся в приюте довольно короткое время. Куклотерапия позволяет в короткие сроки не только помочь раскрыть творческие способности, но и научиться работе с различными материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Презентация "О деятельности центра поддержки детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

Трансформация деятельности детского дома проходит через пересмотр всех аспектов организации работы данного учреждения.Проект позволил оптимизировать  процессы  становления, развития  во...

Особенности эмоциональной сферы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В данной статье рассмотрена эмоциональная сфера детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как сложно организованная система регуляции поведения человека. Проведен сравнительный анализ группы дет...

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

«ПЕРСПЕКТИВА: ДОРОГА В БУДУЩЕЕ» (социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством использования активных форм и методов естественнонаучного образования)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и на ваше обсуждение) представляется авторская дополнительная общеобразовательная программа. Дидактическая основа представленной программы – теоретическая мод...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...

«Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок...