«Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
методическая разработка

Балабаева Оксана Анатольевна

Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для других.

Необходимо помнить также, что ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей, т.е. неправильного воспитания. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания нервной системы.

Поскольку одним из основных видов деятельности у детей младшего школьного возраста является игра, применение метода игротерапии наиболее эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx469.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МИЧУРИНСКИЙ РАЙОН

Тренинг на снятие агрессии у детей

(в рамках реализации технологии «Игротерапия»)

Номинация

«Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Автор

педагог дополнительного образования

Балабаева О.А.

Мичуринский район,2019г.

Содержание

1.Аннотация ………………………………………………………………3

2.Пояснительная записка…………………………………………………4

3.Ход занятия ……..……………………………………………………….6

4.Литература………………………………………………………………10

4.Результаты апробации…………….……………………………………11

5.Приложение№1…………………………………………………………12

Аннотация

Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для других.

Необходимо помнить также, что ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей, т.е. неправильного воспитания. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания нервной системы.

Поскольку одним из основных видов деятельности у детей младшего школьного возраста является игра, применение метода игротерапии наиболее эффективно.

Практическая значимость работы

Суть игрового тренинга состоит в том, чтобы в доступной игровой форме способствовать развитию коммуникативных навыков детей, конструктивного межличностного общения, а также снятию эмоционального напряжения.

Данная методическая разработка является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, сталкивающихся с подобной проблемой.

Пояснительная записка

Тема "детской агрессивности" долгое время была закрыта и потому не получила должной разработки в отечественной психологии. Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблемы детской агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения наполнили этот термин лишь негативным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии. Однако это никак нельзя признать справедливым. Во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В "норме" она может оказаться качеством социально приемлемым и даже необходимым, поскольку в противном случае это приводит к податливости, ведомости, конформизму, пассивности поведения. Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности и жестокости.

Именно поэтому взрослым нужно очень внимательно относиться к вопросу подавления агрессивного поведения в детях. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Несомненно, в ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых, нацеленное на уменьшение или избегание подобного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также научить защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Цель: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи: 

  • обучение навыкам релаксации,
  • снятия эмоционального напряжения и тревожности,
  • обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыков владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности); 
  • формирование адекватной самооценки; 
  • формирование способности к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим,
  • обучение ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева.

Ожидаемые результаты:

  • владение навыками релаксации;
  • появление в поведенческом репертуаре ребенка адекватных стратегий поведения в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности;
  • приобретение основных коммуникативных умений: сенситивности; доверия; сочувствия;
  • владение навыками конструктивного общения (умения прощать, договариваться);

Форма проведения: групповая

Место проведения: актовый зал МБОУ ДО «Дом детского творчества»

Участники: руководитель МОП «Подросток и общество», несовершеннолетние младшего школьного возраста.

Перечень оборудования:  USB оборудование, фонограмма, импровизированный рисунок костра, гимнастические палки, коврики, бананы, листья пальм.

Ход занятия

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня наше занятие будет необычным. Мы отправимся в путешествие на остров Чунга-Чанга. (звучит музыка из м/ф «Катерок»)

Чтобы наше путешествие прошло успешно, давайте возьмем с собой огонек дружбы. ( Вручаю эмблемы с костром и людьми вокруг него).

Как вы думаете, встретятся ли нам трудности, опасности или может даже островитяне?

Как же нам себя вести с ними? Этому нам и предстоит сегодня научиться.

  1. А справиться с трудностями пути нам поможет зарядка путешественника.

Поводится разминка под музыку

  1. Ну, что же - в путь! Первое испытание это море. Изображаем плавание (гребки веслами под музыку прибоя).

Отлично прибыли на остров.

С прибытием! Как сильно солнце раскалило песок, и нам придется идти на носках, теперь на пятках, на внешней стороне стопы, на внутренней.

А дальше путь преграждают заросли, дальше только в полуприсяде, гуськом, на четвереньках, чтобы не раздавить никого на острове.

А вот полянка среди джунглей. Перед тем как продолжить путешествие по острову, давайте построим наш цветок дружбы, чтобы в пути помнить друг о друге и чувствовать всех и каждого (становятся в хоровод).

Мы долго двигались, и конечно, устали. Пора отдохнуть и расслабиться.

Упражнение на релаксацию (пока у детей закрыты глаза, кладу им на головы темные повязки, а вокруг рассыпаю бананы и листья пальмы).

  1. Пока мы отдыхали, злые жители острова испугались и заколдовали нас. В наши головы пришли темные мысли, что все вокруг злые и хотят нас обидеть. Наши руки и ноги наполнены злой силой до такой степени, что нам трудно просто ходить. Хочется все ломать и всех бить. Но в нашем сердце, посмотрите, горит огонек дружбы, он не дает нам погибнуть. И как же нам победить эту злость.
  2. Это очень непросто. Давайте аккуратно встанем так, чтобы не задет друг друга. Тогда злость не выльется на нашего товарища, и мы не причиним ему вред.
  3. Теперь будем учиться ходить: ноги как будто деревянные, нам трудно ходить, но нам нужно не просто ходить, а наступать бананы, только на листья пальм. Проходим 2-3 круга. Чувствуете становиться легче.
  4.  Руки, скованные злобой, сжимаются в кулаки и не хотят нас слушаться. Но мы найдем им работу. Соберем бананы и листья пальм и сосчитаем их. Егор и Денис собирают бананы и приносят их Полине, а она раскладывает их в кучки по 10. Артем и Сергей собирают листья и приносят их Карине, а та раскладывает их в 6 стопок поровну. Чувствуете? с каждой минутой с каждым действием вам все легче двигаться, вот и первые улыбки на лицах.
  5. Что скажете? есть ли еще хоть немного злобы и желания ударить кого-либо или сломать что-нибудь? С остатками злой энергии можно расправиться так: каждый возьмет себе стопку листьев и будет их разрывать на мелкие части, чтобы они быстрее перегнили и стали удобрением для деревьев с которых упали. Как только вы почувствуете облегчение можно прекратить рвать листья.
  6.  Вот мы и победили злобу, которая хотела поселиться в нашем сердце, пора возвращаться домой. Давайте сядем в наш цветок дружбы и поговорим о нашем путешествии.

В какую беду мы попали на острове?

Как мы боролись со злобой?

Какие приемы мы можем применить и в нашей обычной жизни?

Понравилось ли вам на занятии? Что понравилось больше всего?

Что вы расскажете дома маме или папе?

А в подарок вот вам бананы с волшебного острова, они вкусные и поэтому тоже могут быть лекарством, причем не только от злости, но еще и от грусти и скуки. О лекарствах от этих недугов вы узнаете на других занятиях.

А в завершении нашего путешествия, давайте посмотрим на наш рисунок. Что в нем не так? Дети смотрят на большой плакатный рисунок с изображением двух нарисованных озлобленных человечков. И отвечают…

Хорошо, давайте подружим наших человечков с помощью карандашей…(приложение №1)

C:\Users\User\Downloads\фото злых.jpg

А вот какой рисунок получился после того, как человечки подружились,

 C:\Users\User\Downloads\фото злых.jpg

Ребята, на рисунке у нас легко получилось, подружить двух людей, в жизни, к сожалению, не так быстро это получается. Но мы будем стараться быть добрее, внимательнее, терпеливее друг к другу. Правда?

 И еще, у вас в руках смайлики с разным изображением, с грустным и веселым, прикрепите на левую сторону плаката смайлик с тем изображением, с каким настроением вы пришли на занятие, а на правую сторону плаката прикрепите изображение, какое у вас сейчас настроение (приложение№1).

C:\Users\User\Downloads\смайлик.jpg

Спасибо, и до новых встреч!

Список литературы

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.:Речь, 2006.- 144с.
  2. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. - М.:Ось-89, 2002. - 224 с.
  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 160с.
  4. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. -М.:Генезис, 2009. - 216с.
  5. Залесская О.В., Казанцева О.В. Младшие школьникис ЗПР. Уроки общения: пособие для практического психолога / О. В. Залесская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 28 с.
  6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- Л., 1982. - 216 с
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:Академия развития, 1997. - 208с.

Результаты апробации.

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало занятия и на момент окончания занятия.

Эффективность тренинга оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения.

На левую сторону (т.е. на начало занятия):

                                смайлик «грустный» прикрепили 10 учащихся;

                                смайлик «веселый» прикрепили 5 учащихся;

На правую сторону (т.е. на конец занятия):

                                 смайлик «грустный» прикрепили 0 учащихся;

                                 смайлик «веселый» прикрепили 15 учащихся

Таким образом, к концу занятия эмоциональное состояние улучшилось у 66% от общего количества учащихся.

Приложение №1

C:\Users\User\Downloads\фото злых.jpg

C:\Users\User\Downloads\смайлик.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление кукол как эффективный способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Изготовление кукол как эффективный  способ реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуаци...

Презентация "О деятельности центра поддержки детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

Трансформация деятельности детского дома проходит через пересмотр всех аспектов организации работы данного учреждения.Проект позволил оптимизировать  процессы  становления, развития  во...

Особенности эмоциональной сферы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

В данной статье рассмотрена эмоциональная сфера детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как сложно организованная система регуляции поведения человека. Проведен сравнительный анализ группы дет...

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...

«ПЕРСПЕКТИВА: ДОРОГА В БУДУЩЕЕ» (социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством использования активных форм и методов естественнонаучного образования)

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и на ваше обсуждение) представляется авторская дополнительная общеобразовательная программа. Дидактическая основа представленной программы – теоретическая мод...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...