Рабочая программа. ВТМ. 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса "Вокруг тебя - мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vtm_6_klass.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир» (5-8 класс) разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.
Данная программа :
- дополняет учебники основного курса литературы;
- согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;
- решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;
- способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся. их речи и т.п.)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Че6ляюинской области».
- Письмом Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».
Художественные и публицистические произведения программы отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается произведениям отечественных писателей. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения.
Цель факультатива:
- начать работу по подготовке детей к восприятию основ международного и гуманитарного права;
- формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;
- формировать читательские навыки;
- развивать речь детей.
Для методической специфики УМК характерны системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов: литературоведческого, этического, правого.
Существенным моментом в методике УМК является опора на собственный опыт учащихся.
Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная задача учителя заключается не столько в расширении фонда знаний, а скорее в том, чтобы помогать ученикам видеть
смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
- тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;
- основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;
Учащиеся должны уметь:
- выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
- правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;
- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
- пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;
- составлять план небольшого эпического произведения;
- составлять устный рассказ о литературном герое;
- пользоваться справочной литературой.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Цели | Компоненты | Дата | |
План. | Факт. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Тогда и теперь | Формирование жизненных ценностей школьников | Гуманистический компонент: разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей. Литературоведческий компонент: Мифологическое повествование. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения. | ||
2-3 | Гесиод «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна) | Познакомить учащихся с представлениями Гесиода о логике развития человеческого общества | Гуманистический компонент: Соблюдение определенных правил способствует защите людей. Литературоведческий компонент: Обогатить представление об эпитете, аллегории, метонимии Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; | ||
4-5 | Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» | Дать представление о нравственных категориях | Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературоведческий компонент: литературная сказка, композиция, роль художественной детали. Развивающий компонент: составление устного рассказа; формулирование основной мысли произведения. Обучение дискуссионной речи. | ||
6-7 | Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее? | Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»; Расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам | Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи | ||
8-10 | В.Скотт «Айвенго»(отрывки из романа) А.Дюма «Три мушкетёра» (отрывки из романа). | Привлечь учащихся к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства. | Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературоведческий компонент: сравнительный анализ произведений Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; формулирование основной мысли произведения. | ||
11-12 | Г.Иванов «Отвратительнейший шум на свете…» | Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»; | Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «милосердие». Литературоведческий компонент: лексический анализ текста Развивающий компонент: обучение дискуссионной речи | ||
13-14 | Творческая мастерская | Иллюстрирован. прочитанных произведений; защита творческий работ | Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «уважение» Литературоведческий компонент: работа над основной мыслью произведения. Развивающий компонент: развитие монологической речи уч-ся | ||
15 | Право безоружного | Привлечь внимание учащихся к теме «война и мир»; показать актуальность данной темы в современное время | Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность. Литературоведческий компонент : различные жанры произведений. Развивающий компонент: развитие исследовательских способностей, развитие словарного запаса уч-ся. | ||
16-18 | Дж.Купер «Последний из могикан» (отрывки из романа) | Формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о художественной детали. | Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность Литературоведческий компонент: сравнительная характеристика героев; исторический фон художественного произведения. Развивающий компонент: развитие умения рассуждать, развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать) | ||
19-20 | В.Гроссман «Жизнь и судьба» (отрывок) | Анализ системы образов | Каждый человек имеет право на уважение достоинства Каждый человек имеет право на уважение достоинства | ||
21-22 | К.Воробьёв «Немец в валенках» | Сопоставление художественных образов | Милосердие-основа жизни | ||
23-24 | SOS! Г.-А. Бюргер «Песнь о благородном человеке» (баллада) | Анализ поэтического текста | Люди, страдавшие в результате стихийных бедствий, уязвимы. Им нужна помощь | ||
25-26 | Г.Бочаров «Что человек может» (очерк) | Жанровые признаки очерка. Анализ фрагмента текста | Чувство ответственности, умение предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершённого | ||
27-28 | Жестокие игры Л.Толстой «Детство» (отрывок из повести, глава 19 «Ивины» | Роль второстепенных персонажей | Чувство ответственности, умение предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершённого | ||
29 | В.Железников «Чучело» (фрагменты повести) | Анализ фрагмента | Умение способствовать предотвращению чрезмерной жестокости, насилия в ситуации силового соперничества | ||
30 | В.Распутин «Уроки французского» (отрывок из рассказа) | Речевая характеристика персонажей | Доброта- основа жизни | ||
31-32 | Твой выбор А.Грин «Победитель» | Способы выражения авторской позиции | Доброта- основа жизни | ||
33 | Е.Носов «Тридцать зёрен» | Роль многозначных слов и слов с символическим значением | |||
34-35 | Творческая мастерская | Развитие творческих способностей уч-ся | Защита творческих работ |
Литература для учителя:
- Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997.
- «Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев- Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр.
- Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16
Литература для учащихся:
Вокруг тебя - Мир…- Книга для чтения. 6 класс/ В.Ю Выборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...