Рабочая программа. ВТМ. 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Живых Татьяна Николаевна

Рабочая программа факультативного курса "Вокруг тебя - мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vtm_6_klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир» (5-8 класс) разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном  праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста.

Данная программа :

  • дополняет учебники основного курса литературы;
  • согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;
  • решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;
  • способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся. их речи и т.п.)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
  2. Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Че6ляюинской области».
  3. Письмом Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».

    Художественные и публицистические произведения программы отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается произведениям отечественных писателей. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения.

Цель факультатива:

  • начать работу по подготовке детей к восприятию основ международного и гуманитарного права;
  • формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;
  • формировать читательские навыки;
  • развивать речь детей.

Для методической специфики УМК характерны системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов: литературоведческого, этического, правого.

Существенным моментом в методике УМК является опора на собственный опыт учащихся.

Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная задача учителя заключается не столько в расширении фонда знаний, а скорее в том, чтобы помогать  ученикам  видеть

смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.  

       Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  • текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
  • тексты, рекомендованные для заучивания наизусть;
  • основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет;

Учащиеся должны уметь:

  • выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
  • правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;
  • находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
  • пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;
  • составлять план небольшого эпического произведения;
  • составлять устный рассказ о литературном герое;
  • пользоваться справочной литературой.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Цели

Компоненты

Дата

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

1

Тогда и теперь

Формирование жизненных ценностей школьников

Гуманистический компонент: разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент: Мифологическое повествование. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения.

2-3

Гесиод «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна)

Познакомить учащихся с представлениями Гесиода о логике развития человеческого общества

Гуманистический компонент:

Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент: Обогатить представление  об эпитете, аллегории, метонимии

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса;

4-5

Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Дать представление о нравственных категориях

Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент: литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Развивающий компонент: составление устного рассказа; формулирование основной мысли произведения. Обучение дискуссионной речи.

6-7

Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?

Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»;

Расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам

Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства

Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи

8-10

В.Скотт «Айвенго»(отрывки из романа)

А.Дюма «Три мушкетёра» (отрывки из романа).

Привлечь учащихся к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства.

Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент: сравнительный анализ произведений

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; формулирование основной мысли произведения.

11-12

Г.Иванов «Отвратительнейший шум на свете…»

Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»;

Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «милосердие».

Литературоведческий компонент: лексический анализ текста

Развивающий компонент: обучение дискуссионной речи

13-14

Творческая мастерская

Иллюстрирован. прочитанных произведений; защита творческий работ

Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «уважение»

Литературоведческий компонент: работа над основной мыслью произведения.

Развивающий компонент: развитие монологической речи уч-ся

15

Право безоружного

Привлечь внимание учащихся к теме «война и мир»; показать актуальность данной темы в современное время

Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность.

Литературоведческий компонент

: различные жанры произведений.

Развивающий компонент: развитие исследовательских способностей, развитие словарного запаса уч-ся.

16-18

Дж.Купер «Последний из могикан» (отрывки из романа)

Формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о художественной детали.

Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность

Литературоведческий компонент: сравнительная характеристика героев; исторический фон художественного произведения.

Развивающий компонент: развитие умения рассуждать, развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать)

19-20

В.Гроссман «Жизнь и судьба» (отрывок)

Анализ системы образов

Каждый человек имеет право на  уважение достоинства

Каждый человек имеет право на  уважение достоинства

21-22

К.Воробьёв «Немец в валенках»

Сопоставление художественных образов

Милосердие-основа жизни

23-24

SOS!

Г.-А. Бюргер «Песнь о благородном человеке» (баллада)

Анализ поэтического текста

Люди, страдавшие в результате стихийных бедствий, уязвимы. Им нужна помощь

25-26

Г.Бочаров «Что человек может» (очерк)

Жанровые признаки очерка. Анализ фрагмента текста

Чувство ответственности, умение предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершённого

27-28

Жестокие игры

Л.Толстой «Детство» (отрывок из повести, глава 19 «Ивины»

Роль второстепенных персонажей

Чувство ответственности, умение предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершённого

29

В.Железников «Чучело» (фрагменты повести)

Анализ фрагмента

Умение способствовать предотвращению чрезмерной жестокости, насилия в ситуации силового соперничества

30

В.Распутин «Уроки французского» (отрывок из рассказа)

Речевая характеристика персонажей

Доброта- основа жизни

31-32

Твой выбор

А.Грин «Победитель»

Способы выражения авторской позиции

Доброта- основа жизни

33

Е.Носов «Тридцать зёрен»

Роль многозначных слов и слов с символическим значением

34-35

Творческая мастерская

Развитие творческих способностей уч-ся

Защита творческих работ


Литература для учителя:

  1. Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997.
  2. «Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев- Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр.
  3. Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16

Литература для учащихся:

Вокруг тебя - Мир…- Книга для чтения. 6 класс/ В.Ю Выборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...