Ключевые компетенции и возможные уровни владения ими
материал на тему
Предварительный просмотр:
(Приложение 1)
Ключевые компетенции и возможные уровни владения ими
Единой системы классификации надпредметных учебных результатов в образовании нет, как нет и устоявшихся критериев по которым можно было бы определить, в какой степени ученик освоил ту или иную компетенцию. Предлагаю один из вариантов.
Компетенции, обеспечивающие коммуникацию
1. Обсуждение
Первый уровень. Говорить по теме дискуссии. Формулировать свою точку зрения. Показывать, что вы внимательно слушаете своих собеседников. Задавать вопросы, касающиеся понимания: «правильно ли я понял, что...», «если я правильно понял, то...», «т.е. вы хотите сказать, что...», «вы действительно считаете, что...».
Второй уровень. Определять цели и результаты обсуждения. Выяснять и уточнять смысл используемых терминов и понятий. Приводить аргументы, высказывать мнение и идеи, обмениваться информацией, необходимой для достижения цели дискуссии. Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.
Третий уровень. Решать, когда и в какой мере участвовать в обсуждении для достижения своей цели (например, дать сложное объяснение или аргументацию, высказать мнение и идею), учитывая ситуацию (например, настроение группы). Определять намерения говорящего, его цели. Уметь определять контекст коммуникации, т.е. почему возникла необходимость в подобной коммуникации. Принимать во внимание гендерные и культурные различия людей, участвующих в дискуссии. Уметь определять основания чужого высказывания (теории, идеи, мотивы, цели). Стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии (например, передавать слово, задавать наводящие вопросы, способствующие развитию темы). Осуществлять рефлексию всего хода дискуссии и своего участия в ней.
2. Выступление
Первый уровень. Сделать короткое выступление на простую тему, заданную учителем. Сформулировать свою точку зрения на предложенную тему. Сформулировать несколько аргументов в качестве обоснования своей точки зрения. Оценить, удалось ли раскрыть тему, и обосновать свою точку зрения.
Второй уровень. Определять цель выступления. Подготовить речь - изучить тему, подготовить заметки, отобрать иллюстрации. Структурировать речь (например, обозначая новые утверждения: во-первых... во-вторых...). Использовать иллюстрации, чтобы помочь аудитории понять основную идею вашего выступления (например, схему, рисунок, диаграмму).
Третий уровень. Оценить характер аудитории и выбрать язык и способы представления материала. Подобрать аргументы, адекватные данной аудитории. Подготовить презентацию в электронном виде. Менять способы работы с аудиторией, если они не соответствуют характеру аудитории и сложившейся в ходе выступления ситуации. Осуществлять рефлексию своего выступления, выделяя его сильные и слабые стороны, относительно поставленной цели.
3. Понимание текстов
Первый уровень. Уметь определить тему (фрагменты из книг, газет и журнальных статей). Уметь определять основную идею в простых материалах (фрагменты из книг, газет и журнальных статей). Уметь определять смысл простых текстов. Уметь выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание простого текста объемом не более одной страницы. Уметь найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество - чувство, переживание, характер.
Второй уровень. Уметь определять основную идею литературных и научно-популярных текстов: Уметь выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста. Уметь найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание. Уметь различать в тексте факты, мнения-интерпретации, оценки. Уметь определять жанровые особенности текста. Уметь осуществлять прогноз развития явления, процесса, ситуации, описанной в тексте.
Третий уровень. Уметь определять адресата текста, т.е. к кому текст обращен. Уметь определять намерения автора (например, по тону, терминологии, структуре текста). Уметь определить цель (цели) написания данного текста. Уметь определять основную идею художественных изображений. Уметь комментировать текст (связно изложить свой смысл - ассоциации, идеи, выводы по поводу прочитанного текста). Уметь распознавать в тексте контекст, подтекст. Определять идею объемного текста (более 3-4 страниц) при его беглом просматривании, вычленяя из него необходимую информацию. Уметь выявлять противоречия, разночтения в тексте. Уметь осуществлять различные виды чтения («просмотровое», «выборочное», «смысловое») Уметь выделять художественные приемы автора текста.
4. Написание текстов (документов)
Первые уровень. Уметь письменно изложить содержание простого текста. Уметь писать конспекты простых текстов. Уметь писать несколько видов простых текстов - реферат, отчет.
Второй уровень. Уметь использовать различные формы представления информации (например, письма, памятки, объемные документы типа отчетов и эссе объемам более трех страниц), в том числе и иллюстрации (например, рисунки, наброски, таблицы, диаграммы). Структурировать материал, чтобы помочь читателю следить за мыслью и понимать основные идеи (разбивать текст па параграфы, вставлять заголовки и подзаголовки). Использовать разные приемы изложения для различных целей (например, различные техники аргументации, техническую терминологию, приложения к отчетам). Соблюдать общие правила орфографии, пунктуации и грамматики (количество допустимых ошибок на одну страницу текста).
Третий уровень. Уметь определять адресата текста (т.е. к кому он обращен). Уметь выбирать стиль письма (текста), соответствующий его адресату или цели написания. Уметь ясно выражать свои мысли в письменной форме, придерживаясь темы, используя доказательства и примеры. Уметь писать тексты разного вида: отчеты, эссе, рефераты, проекты, программы, короткие статьи на заданную тему, а также заявления, пояснительные записки, деловые письма, рецензии. Уметь писать тексты с учетом заданного жанра, «адресности», стиля.
5. Работа с информацией
Первый уровень. Уметь подбирать разную информацию (тексты, изображения, числа) из разных источников для достижения цели (короткого выступления по заданной теме, отчета, самостоятельной работы). Уметь обрабатывать информацию в формате текста, чисел, изображений (например, структурировать информацию, проводить вычисления). Уметь обобщать информацию и делать выводы. Уметь сохранять информацию при помощи электронных файлов, папок и т.п.
Второй уровень. Уметь находить нужную информацию в интернете и пользоваться электронной почтой. Уметь делать электронные презентации в соответствии со своей целью. Уметь находить информацию, необходимую при написании эссе, проектов и отчетов. Уметь извлекать информацию из графиков, таблиц, диаграмм для разрешения практических ситуаций. Уметь представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм. Уметь осуществлять типологизацию, классификацию анализируемой информации. Уметь вычленять информацию в различных формах.
Третий уровень. Уметь бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники информации, статьи и отчеты, для вычленения необходимой информации (например, для того, чтобы расширить видение предмета, ознакомиться с другими подходами и идеями, найти доказательства). Уметь использовать подходящую дополнительную литературу для того, чтобы понять сложные причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения (для этого, например, обратиться к базам данных, к другим текстам, к коллегам). Уметь сравнивать подходы, признавать обоснованные мнения и отличать их от предубеждений. Уметь определять намерение автора по тому, как преподносится информация. Уметь отличать факты и мнения, субъективное от объективного.
Синтезировать полученную информацию (например, в отчетах и презентациях давать свою собственную интерпретацию предмета, основанную на сведении различной информации).
Организационная компетенция
Первый уровень. Уметь проверять себя: что ты четко понимаешь поставленную преподавателем цель работы. Уметь определить, что необходимо сделать для достижения поставленных целей (например, создать что-либо, оказать услугу, реализовать проект), в том числе: решать простые задачи; найти или подготовить необходимые ресурсы (например, материалы, оборудование, инструменты, помощь со стороны); определить крайние сроки выполнения работы. Уметь проверять себя: что ты четко понимаешь свои личные обязанности (например, что должен и чего не должен делать). Убедиться, что знаете, где будете работать, с кем и когда (например, время начала и окончания работы, перерывов).
Второй уровень. Уметь определить цели совместной работы (предложить свои и обсудить, выработать в совместном обсуждении). Уметь определить задачи, ресурсы и сроки достижения ваших целей. Уметь обменяться информацией для прояснения ответственности: задавать вопросы для выяснения того, что хотели бы делать остальные; убедиться, что вам ясны ваши собственные обязанности и обязанности других (задачи, роли участников группы или команды, что вы лично и другие люди можете и не можете делать). Устанавливать рабочие соглашения с коллегами (например, где вы будете работать, процедуры безопасности деятельности и сохранения здоровья, доступ к ресурсам, время начала, окончания работы и перерывов). Уметь поддерживать совместную работу (например, удовлетворять потребности людей в информации и поддержке, избегать неуважительных и дискриминационных действий, помогать защищать свои права, проявлять желание помочь в устранении разногласий ).
Третий уровень. Уметь планировать работу, согласовывая цели, обязанности и координируя рабочие соглашения. Высказывать предложения и показывать, что вы прислушиваетесь к мнению окружающих, чтобы выработать реалистичные цели совместной работы (например, цели команды, группы или организации). Определить ресурсы, сроки и действия по достижению целей (например, развить работу на легко решаемые задачи, определить приоритетные задачи и крайние сроки достижения результата, предоставления услуг, проведения мероприятия). Уметь поддерживать плодотворные рабочие отношения в процессе выполнения работы. Уметь согласовать обязанности, в том числе на основании соответствующих свидетельств, определить вклад каждой «роли» в достижение требуемого результата (например, определить личные качества, компетенции, знания, необходимые лидеру группы, члену команды, координатору ресурсов, профессиональные роли). Уметь оперативно анализировать ход работы и согласовывать способы дальнейшего усовершенствования совместной работы. Уметь обсуждать с группой итоги работы. Давать возможность высказаться всем членам группы. Определить, достигнут ли желаемый результат. (Если нет, то почему.) Уметь анализировать, а не оценивать («хорошо - плохо») совместную деятельность группы и деятельность каждого из участников, в том числе и свою.
Решение проблем
Первый уровень. Уметь продемонстрировать, что вы понимаете поставленную проблему, кратко изложив ее суть. Уметь определить по крайней мере один способ ее разрешения. Уметь спланировать и применить ваш способ решения данной проблемы. Уметь оценить результативность решения проблемы вашим способом.
Второй уровень. Уметь в своей деятельности определить проблемную ситуацию, описать ее основные характеристики. Уметь определить несколько способов ее разрешения. Уметь обосновать выбранный способ решения проблемы. Уметь планировать реализацию выбранного способа решения и корректировать его в ходе реализации. Уметь проанализировать весь ход решения проблемы и оценить эффективность выбранных способов.
Третий уровень. Уметь определить, в какой области находится проблема - организационной, личной, технической, правовой и т.д. Уметь определить различные подходы к ее решению. Уметь выстроить стратегию решения подобных проблем. Уметь выявлять сильные и слабые стороны выбранной вами стратегии решения проблем. Уметь представлять результаты, делать выводы и защищать выбранную вами стратегию и план ее реализации в ходе профессиональной дискуссии,работы и согласовывать способы дальнейшего усовершенствования совместной работы. Уметь обсуждать с группой итоги работы. Давать возможность высказаться всем членам группы. Определить, достигнут ли желаемый результат. (Если нет, то почему.) Уметь анализировать, а не оценивать («хорошо - плохо») совместную деятельность группы и деятельность каждого из участников, в том числе и свою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта».
Краткая аннотация работы: Приступая к работе над формированием ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта, я выявила следующую проблему:что уча...
Взаимосвязь компетенции и квалификации.Ключевые компетенции.Условия возникновения ключевых компетенций.
Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований....
Методическая система. «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уровнях основного и среднего общего образования».
Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи....
Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного материала посредством проблемно-ориентированного подхода
В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность в изучении такого предмета, как математика, приобрело проблемное обучение....
Диагностика уровня развития ключевых компетенций
Диагностика уровня развития ключевых компетенций обучающихся творческого объединения "Танцы"...
Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе
Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет...
Оценка уровня владения общеевропейскими компетенциями
Характеристика уровня владения общеевропейскими компетенциями(по видам деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо) и примеры упражнений и заданий по оценке уровня владения общеевропейс...