Статья Содержание математической компетенции
статья по теме
В данной работе рассматривается сущность понятия "Математическая компетенция" и его содержание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soderzhanie_matematicheskoy_kompetentsii.doc | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»
Статья
«Содержание математической компетенции»
Подготовила студентка группы МО-61
Хорт М.В.
Руководитель Майнагашева Е.Б.
Абакан, 2014
Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.
Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
По результатам исследования PISA большое число стран показало невысокие результаты уровня математической грамотности учащихся 15-летнего возраста (это касается и российских учащихся), что привлекло повышенное внимание в мире к проверке компетентности выпускников школы в области математики. Согласно АА. Леонтьеву, под этой грамотностью фактически понималась “функциональная грамотность” — “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.[http://festival.1september.ru/articles/530530/]
Таким образом, одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия “компетенция”.
Ряд учёных (Т. М. Балыхина, Т. А. Степанов, А. В. Хуторской)[1],[7] представляет компетентность как владение, обладание человеком компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, в связи с чем возникает необходимость рассмотрения понятия «компетенция». Однако, существуют различные подходы к определению этого понятия.
В широком смысле компетенция трактуется как круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица; уровень образованности, достаточный для самообразования, самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции. [6].
Некоторые педагоги-исследователи определяют компетенцию [6] как общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность/.
Концептуальная группа проекта «Стандарт общего образования» (Э. Д. Днепров, В. Д. Шадриков) сформулировала следующее рабочее определение понятия «компетенция»: готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. [5].
Ряд учёных (А. Н. Дахин [1], А. В. Хуторской) используют понятие «образовательная компетенция». Согласно А. В. Хуторскому, образовательная компетенция обозначает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Кроме того А. В. Хуторской [7] предлагает выделять следующие составляющие элементы понятия "компетенция":
знания – это набор фактов, требуемых для выполнения работы (знания - более широкое понятие, чем навыки; они представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек);
навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи (навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения; общим для навыков является их конкретность);
способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу (является приблизительным синонимом одаренности);
стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;
поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители (наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение);
усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов (усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах).
Таким образом, понятие «компетенция» чаще всего применяется для обозначения:
- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «обособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;
- такой формы сочетаний знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.
Обобщая вышеизложенные определения, отметим принципиальное различие между понятиями компетенция и компетентность. Компетенция - набор качеств, предъявляемый личности в виде наперед заданного требования (нормы), достаточный для осуществления продуктивной деятельности. Компетентность – индивидуально-психологическая особенность, характеризующаяся способностью и готовностью личности продуктивно осуществлять деятельность. Она проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались [3].
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций - компетенций широкого спектра использования, обладающих определенной универсальностью. Они определяют реализацию специальных конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции определяют продуктивность различных видов деятельности. Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности.
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, математическая компетенция [4]— это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. В таком случае, математическая компетентность - это обладание человеком математической компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- построения и исследования простейших математических моделей;
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- интерпретации графиков реальных процессов;
- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”.
Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:
- умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;
- умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.);
- умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
- умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.
Таким образом, способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты составляет содержание математической компетенции, сформированность которой определяется уровнем освоения предметных умений по математике.
Список использованной литературы
- Архипова, Г.С. Формирование иноязычной компетентности будущего специалиста (медицинского профиля): автореф. дис. ...канд. пед. наук / Г.С.Архипова. - Чита, 2006. - 21 с.
- Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского щкольника? / А. Н. Дахин // Своевременные мысли. – 2004. - №2. – С.43-47.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. - №5. – С.34-42
- Лунькова Т.М. Формирование компетенций на уроках математики [Электронный ресурс] - http://festival.1september.ru/articles/530530/
- Материалы семинара «Образовательный стандарт основной школы» (руководители: В.Д.Шадриков, Э.Д.Днепров), 3-5 апр. 2002 г. - М.: Педагогика, 2002.-34 с.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. - 274 с.
- Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Нар. образование. -2003,-№2.-С. 58-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
Формирование математической компетенции на уроках физико – математического цикла.
Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития....
Статья " Формирование предметной компетенции учащихся при конструировании содержания физической задачи"
В статье рассматривается формирование предметной компетенции учащихся через конструирование задачных ситуаций по физике. Задания структурно представлены в виде сиситематизирующих таблиц на основе мето...
Статья "Составление математических задач экологического и краеведческого содержания"
Экологическое образование и воспитание школьников, формирование экологической культуры на этапах познавательной деятельности, экологизация математики, как одна из возможностей сохранить нашу Землю для...
Статья "Дидактическая сказка как средство развития читательской и математической компетенции обучающихся."
Рассматриваются проблемы преподавания геометрии в контексте знаниевой составляющей. Дидактическая сказка как пример текста, наполненного терминологией, представленной в интересной форме. Приведены при...
Статья "Содержание коррекционной работы по формированию математических представлений с использованием сюжетно-ролевой игры."
коррекционная работа...
Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...