Статья "Содержание коррекционной работы по формированию математических представлений с использованием сюжетно-ролевой игры."
статья
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционной работы по формированию математических представлений с использованием сюжетно-ролевой игры.
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.
Сюжетно-ролевая оказывает значительное влияние на развитие математических представлений у старших дошкольников. Сюжетные игры с математическим содержанием расширяют математические представления детей и учат точному выполнению правил и учат счёту в бытовой обстановке.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. [15]
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.
В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно выделить три этапа. Руководство игрой на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний о числе, счете и измерении, уровнем их игровых навыков и умений.
I. На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре.
II. На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
III. На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими счетом и измерением. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Формирование математических представлений у дошкольников мы предлагаем рассмотреть на примере игры «Зоопарк».
Цель: формирование математического опыта детей средствами игровой деятельности.
Образовательные задачи:
-учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей,выполняемые игровые действия;
- приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,развивать сюжет;
- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- обогащать запас математических представлений;
- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
Развивающие задачи:
- развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, выполнять математические действия;
- развивать интерес к игре;
- учить объединятся в группы в игре;
- знакомить детей с правилами поведения в магазине.
Ход игры:
I этап
Условия сюжетно-дидактической игры позволяют педагогу на первых порах быть ее непосредственным участником и через роль включать в нее счет и измерение, контролировать правильность решения задач, оказывать своевременную помощь, индивидуализировать задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребенка, поощрять инициативу и самостоятельность, поддерживать радость успеха. А успех ребенка укрепляет его веру в свои силы, дает толчок к развитию интереса к обучению.
Саша выполняет роль проводника, который отлавливает животных для зоопарка. Мальчик получает от директора зоопарка (эту роль выполняет воспитатель) путевку, на которой нарисовано 8 палочек. Это означает, что для зоопарка он должен отловить 8 обезьян. Саша подъезжает к заповеднику и некоторое время с интересом рассматривает обезьян, которые качаются на пальмах, тигров, львов, зебр и других животных. Затем отсчитывает 8 обезьян, запасается кормом и отправляется в обратный рейс. Едет осторожно. Несколько раз останавливается, чтобы покормить обезьян. Подъезжает к зоопарку, подает сигнал. Его встречает директор.
Директор: Сколько и каких животных вы привезли, товарищ проводник?
Проводник: Мне надо было отловить 8 обезьян. Я столько и привез. Видите, что на путевке написано? (Показывает путевку.)
Директор: Вы уверены, что у вас 8 обезьян? Может, меньше?
Проводник. Нет, не меньше. Я считал. (Снимает с машины игрушки и вслух пересчитывает.) Вот, проверьте. Здесь 8 обезьян.
Директор: Hу правильно считали и поэтому привезли для зоопарка столько обезьян, сколько нужно. А сейчас обезьян можно поместить в свободную клетку. Путешествие у вас было длительным, и обезьяны, манерное, устали. Поместите их в седьмую клетку.
Саша (заходит на территорию зоопарка и начинает шепотом считать клетки). Первая, вторая, третья... седьмая. (Счет сопровождается указательным жестом.) Вот седьмая клетка.Идите-ка сюда, мои обезьянки. (Осторожно помещает обезьян в клетку.)
Директор: Товарищ проводник, в которую клетку вы поместили обезьн?
Проводник:В седьмую.
Директор: Как вы узнали, что это седьмая клетка?
Проводник: Я посчитал клетки по порядку: первая, вторая... седьмая. Нашел седьмую и занял ее.
Директор: Вы хороший проводник. Теперь обезьян нужно покормить. Скажите рабочим, сколько обезьян и в которой по счету клетке они находятся. Пусть их накормят.
Проводник Саша идет к рабочему Коле, передает ему указания директора и вместе с рабочим несет обезьянам еду. Тут же рассказывает ему о том, как он путешествовал и как ловили в заповеднике обезьян.
II этап
По мере овладения счетом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя.
Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становится умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия. Кандидатуры на ту или иную роль теперь обсуждаются коллективно. Например ребята предлагают роль директора зоопарка Алеше: он не ошибается в счете и всегда помогает другим. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить ее ответственно и добросовестно.Алеша, выполняя предложенную ему роль директора зоопарка, не только определяет задания проводникам, доставляющим в зоопарк животных, но. и по ходу игры проверяет правильность их выполнения.
Директор (Алеша): Женя, ты у нас проводник. В зоопарке до сих нор нет жирафов. Они такие красивые и очень высокие. Дети любят смотреть на жирафов. Привези их в зоопарк. Знаешь, сколько? 5!
Женя (он в это время возится с машиной): Сейчас проверю машину и поеду.
(Осматривает машину.) Все в порядке. Можно ехать. Путевку надо. Где она?
Директор (подает листочек, на котором нарисованы 5 палочек): Вот, возьми. Не забудь: 5 жирафов. (Получив утвердительный ответ, он обращается к другому проводнику — Сереже.) Ты куда хочешь поехать? Каких зверей будешь ловить?
Сережа: Хочу за медведями ехать.
Директор: Привези 6 медведей.
Сережа: А куда ехать? В какой заповедник?
Директор. Поезжай в Беловежскую пущу (о ней накануне рассказывал воспитатель). Возьми пропуск (подает путевой лист, на котором нарисованы б палочек). Здесь нарисовано 6 палочек — значит, привезешь 6 медведей.
Женя: Мы поехали. Я привезу 5 жирафов, а Сережа —6 медведей.
Директор: Счастливо! Будем ждать! (Проводники уезжают.)
Через некоторое время директор встречает обоих проводников и спрашивает, кто привез животных больше, кто меньше. Затем предлагает проводникам разместить их в свободные клетки. Рабочий зоопарка (воспитатель), прежде чем накормить привезенных животных, в беседе с проводниками уточняет, кто каких животных и откуда привез, каких животных больше, каких меньше, и предлагает сравнить два числа - 5 и 6. Он же сообщает врачу, что в четвертой клетке заболел львенок, а рабочему Толе помогает запомнить последовательность называния порядковых числительных. Для этого он вместе с ним их повторяет, а затем просит Толю воспроизвести числительные самостоятельно.
III этап
На этом этапе характерно развертывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю? Позиция воспитателя в игре, естественно, изменяется. Tго роль сводится к контролю за ходом игры и вовлечению малоактивных детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика и т.п.), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи.
Таким образом математические представления необходимо формировать в процессе различных видов деятельности, учитывать возрастные и интеллектуальные особенности детей, подбирая такие методики и приемы, в ходе которых формирование математических представлений будет осуществляться наиболее эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.
Сюжетно ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...
Статья "Использование сюжетно-ролевых игр при обучении английскому языку"
Статья "Использование сюжетно-ролевых игр при обучении английскому языку" доказывает значимость использования элементов игры, а также элементов театральной педагогики для активизации учебно-позн...
МУЛЬТИСЕНСОРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «НУМИКОН»
Методические рекомендации...
Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...
Приемы работы по формированию временных представлений на уроках математики (математические представления, основы арифметики), живого мира и истории отечества
Формирование временных представлений - одно из сложнейших направлений коррекционной работы учителя дефектолога. Время нельзя услышать, увидеть, потрогать. Но оно есть......
Консультация для воспитателей "Методы использования сюжетно - ролевых игр в развитии речи детей"
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенно...