Для вас, обучающиеся! Десять "нельзя" Василия Александровича Сухомлинского
материал по теме
Прочти и призадумайся - выполняешь ли ты эти десять "нельзя"?
Материал взят из книги "Нравственное воспитание школьников на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Уроки "осердечивания ума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_dlya_razmyshleniya.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
информация для размышления
ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ»
ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО
Прочти и призадумайся – выполняешь ли ты эти десять «нельзя»?
1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.
2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство.
3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками: недостойно человеческой мудрости и рассудительности, скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.
4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи…
5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе…
6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне…
7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве; особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.
8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина.
10. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.
Из книги «Нравственное воспитание школьников на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Уроки «осердечивания ума»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система воспитания Василия Александровича Сухомлинского.
Основные принципы воспитания ребенка Сухомлинского....
Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога: методические труды, исследования, р...
28 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 — 1970).
Василий Александрович родился в деревне Васильевка ныне Кировоградской области в семье столяра. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт. Работал сельским учителем. Во время войны ушел д...
Жизненный и творческий путь легенды отечественной педагогики. 100-летию Василия Александровича Сухомлинского
100-летие Василия Александровича Сухомлинского, которое отмечается в этом году, – событие, безусловно, не рядовое. Эта дата включена даже в международный календарь ЮНЕСКО...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...
Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"
Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....
Педагог-навигатор Василий Александрович Сухомлинский
Библиотечный урок...