Для вас, обучающиеся! Десять "нельзя" Василия Александровича Сухомлинского
материал по теме

Прочти и призадумайся - выполняешь ли ты эти десять "нельзя"? 

Материал взят из книги "Нравственное воспитание школьников на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Уроки "осердечивания ума" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsiya_dlya_razmyshleniya.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

информация для размышления

ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ»  

ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО  

Прочти и призадумайся – выполняешь ли ты эти десять «нельзя»?

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.

2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство.

3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками: недостойно человеческой мудрости и рассудительности, скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.  

4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи…

5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе…

6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне…

7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве; особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.

8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.

9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина.

10. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.

        Из книги «Нравственное воспитание школьников на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Уроки «осердечивания ума»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитания Василия Александровича Сухомлинского.

Основные принципы воспитания ребенка Сухомлинского....

Статья для участия в педагогических чтениях к 100 - летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. " Как не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул?"

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Сегодняшние педагогические чтения, говорят о том, что наследие педагога:  методические труды, исследования, р...

28 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 — 1970).

Василий Александрович родился в деревне Васильевка ныне Кировоградской области в семье столяра. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт. Работал сельским учителем. Во время войны ушел д...

Жизненный и творческий путь легенды отечественной педагогики. 100-летию Василия Александровича Сухомлинского

 100-летие Василия Александровича Сухомлинского, которое отмечается в этом году, – событие, безусловно, не рядовое. Эта дата включена даже в международный календарь ЮНЕСКО...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....